Введение
Глава 1 Теоретические аспекты применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства в современных условиях хозяйствования
Глава 2 Административная ответственность за нарушения налогового законодательства
Глава 3 Уголовная ответственность в налоговой сфере
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с появлением государства. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан.
В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге – поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме. Неуплату налога государство рассматривает как нарушение права самого государства и интересов других лиц. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры налоговой ответственности.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности субъекты хозяйствования рискуют нарушить действующие нормативные правовые акты, ненормативные документы, разъяснения и инструкции. Это связано, как правило, с их многочисленностью и постоянными изменениями и дополнениями. Нарушения налогового законодательства оказывают негативное воздействие на экономику, тормозят развитие в стране рыночных отношений, порождают инфляцию, деформируют общественное сознание, нарушают принципы социальной справедливости, подрывают силу и авторитет закона, государственных институтов, ведут к ущемлению прав и законных интересов граждан.
В современных условиях развития белорусской экономики актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета
1 Теоретические аспекты применения мер ответственности за нарушение налогового законодательства в современных условиях хозяйствования
Известно, что уплата налогов – нежелательная обязанность для каждого, поэтому многие пытаются снизить тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения – это необходимое условие работоспособности налоговой системы.
Вопрос о понятии, специфике и отраслевой природе института ответственности за совершение налоговых правонарушений является дискуссионным.
В юридической науке сформировалось несколько позиций по вопросу о правовой природе юридической ответственности в налоговой сфере, которые во многом обусловлены научными подходами к определению места административного, уголовного, финансового и налогового права в системе национального права.
Ответственность за нарушение налогового законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего налоговое законодательство, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения к нему государством в лице налоговых органов в установленном порядке санкций в виде взыскания недоимок, пени и штрафов [1, с. 102].
Можно выделить ряд требований конституционного характера при установлении мер ответственности за нарушение налогового законодательства:
– определенность наказуемых деяний;
– дифференцированный подход к установлению санкций;
2 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Налоговое правонарушение – это противоправное виновное деяние лица, связанное с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей по уплате налогов и других обязательных платежей, за которое установлена юридическая ответственность [7, с. 122].
При анализе содержания правонарушения выделяют две основные группы признаков – объективные и субъективные.
Объективные признаки состава правонарушения описывают внешнее выражение действий правонарушителя. Среди объективных признаков правонарушения рассматривают признаки, определяющие объективную сторону правонарушения и признаки, определяющие объект посягательства. Объективная сторона правонарушения описывает те деяния, которые совершил правонарушитель, а объект – те общественные отношения, на которые посягает правонарушитель своим деянием.
Конституцией Республики Беларусь в статье 56 установлена обязанность граждан уплачивать налоги: «Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей» [8]. Эта обязанность детализируется в налоговом законодательстве.
В Республике Беларусь существование нормативно-правовой неопределенности в вопросах ответственности за нарушение налогового законодательства (отсутствие в Налоговом кодексе Республики Беларусь специальной главы) приводит к наличию теоретико-научной неопределенности по вопросу характера воздействия налоговой ответственности на правонарушителей и уяснения в связи с этим её места в системе юридической ответственности.
3 УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ
Самым преступлением в налоговой за которое уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом (далее- УК) является налогов.
Неуплата налогов, может за собой уголовную ответственность для индивидуального предпринимателя, лица юридического и физические лица, который является индивидуальным предпринимателем и должностным лицом юридического если доказано, что эти лица уклонялись уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в более раз превышает размер базовой величины, на день совершения преступления [14, c 713].
Уклонение от налогов закон связывает с (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить законом платежи в бюджет [15, c. 355].
Уголовным преступлением от уплаты налогов становится при следующих условий:
· если оно совершается умышленно строго определенными УК способами (способы в ч. 1 243 кодекса Беларусь);
· причиняет ущерб в или особо крупном размерах [16].
Способы уклонения уплаты налогов, при может наступить уголовная ответственность:
1) Сокрытие налоговой базы это умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это когда плательщик доход,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществляя налоговую политику в сфере формирования налогового законодательства, государство решает целый комплекс вопросов. Оно должно обеспечить посредством установления налогов, сборов и иных обязательных платежей расходную часть как государственного, так и местных бюджетов, гарантировать экономическую безопасность государства, обеспечить условия для развития, роста экономики. Оно же должно предусмотреть в законодательстве и меры по пресечению, противодействию ухода, уклонения налогоплательщика от уплаты налогов и иных обязательных платежей, совершению юридическими и физическими лицами других нарушений налогового законодательства.
К числу мер противодействия нарушениям налогового законодательства белорусское законодательство относит меры экономической (финансовой), административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Налоговое законодательство Республики Беларусь содержит нормы, определяющие объекты налогообложения, налоговую базу, налоговые периоды и ставки, порядок исчисления налогов и иных платежей, равно как и нормы, решающие иные вопросы установления, взыскания, льготирования (преференций) и освобождения от уплаты платежей. К предмету правового регулирования налогового права Республики Беларусь в настоящее время относятся отношения, возникающие в связи с применением мер экономической (финансовой) ответственности, применяемой в рамках налогового контроля, осуществляемого компетентными государственными органами. Эти меры устанавливаются за нарушения налогового законодательства республики в виде экономических, штрафных санкций, которые применяются только к субъектам экономической деятельности, т. е. к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
1 Евстигнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб, пособие для вузов / Е.Н. Евстигнеев. – СПб. Питер, 2009. – 320 с.
2 Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учеб.для вузов / И.М. Александров. – М.: Дашков и К, 2007. – 318 с.
3 Налоги и налогообложение: учеб.для вузов / под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2008. – 511 с.
4 Дешко, Е. Налоговая система: экономический регулятор социального государства / Е.Дешко // Налоги Беларуси. – 2015. – № 18. – С. 4–9.
5 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апр. 2003 г. № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 янв.2017 г. № 16-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6 Заяц, Т. Е. Налоги и налогообложение: учеб.пособие / Т. Е. Заяц, И. Е. Бондарь; под ред. Т. Е. Заяц. – 4–е изд. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 315 с.
7 Адаменкова, С.И. Налогообложение: теория и практика: учеб. пособие для вузов / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина ; под общ. ред. С.И. Адаменковой. – Минск: Регистр, 2014. – 496 с.
8 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Мн.: Амалфея, 2004. – 48 с.
9 Синицина С.В. Объект административного правонарушения как совокупность общественных отношений, урегулированные нормами права и охраняемых мерами административной ответственности / С. В. Синицина // наука и современность. – 2015. – № 35. – С. 238-244.
10 Макарейко, Н. В. Административное право: краткий курс лекций / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 259с.
11 Административное право Украины. — 2-е изд., перераб. и доп. Учебник для студентов высш. учеб, заведений юрид. спец./ Ю.П. Битяк, В.В. Богуцкий, В.Н. Гаращук и др.; Под ред. проф. Ю.П. Битяка. — Харьков: Право, 2003. — 576 с.
12 Мах, И. И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И. И. Мах. Минск: Амалфея, 2008. 704 с.
13 Хомич, В. М. Формы реализации уголовной ответственности / В.М Хомич. Минск: БГУ, 1998. 132 с.
14 Ахраменка, Н. Ф. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка, А. В. Барков, В. М. Хомич. – М. : ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
15 Авраменко, Е. А. Уголовное право. Особенная часть : учеб. пособие / В. А. Кашевский. – Минск : Акад. МВД, 2012. – 734 с.
16 Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июл. 1999 г., № 275-З : принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июн. 1999 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
17 Бабий, Н. А. Уголовное право Беларуси. Общая часть / Н. А. Бабий. – Минск : Амалфея, 2000. – 415 с.
18 Борщев, Ю. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть : краткое учебное пособие для подготовки к экзаменам / Ю. А. Борщев, Н. Н. Бушило, И. В. Шепелев. – М : ИУиП, 2001. – 139 с.
19 Баркоў, А. У. Крымінальнае права Беларусі : (закон, злачынства, адказнасць) : навуч. дапам. / А. У. Баркоў, І. А. Грунтоў, Т. I. Доўнар [і інш.]. – Минск : Завігар, 1997. – 288 с.
20 Ермолович, М. В. Уголовное право Беларуси. Общая часть / М. В. Ермолович. – М. : НИУМЦ МВД РБ, 2000. – 389 с.,