ВВЕДЕНИЕ
Современное общество с неизбежностью требует формирования соответствующей новым реалиям жизни системы образования, новых стандартов образовательной деятельности. Одним из важнейших преобразований в системе отечественного образования является появление шкло нового типа, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Неоспоримым преимуществом является их ориентация на результат образования и включение требований к условиям реализации образовательных программ.
Обучение сегодня - это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остаётся урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему - основа успешной деятельности любого педагога, а особенно, молодого специалиста.
Актуальность исследования. В настоящее время проблемы методики обучения представляются чрезвычайно актуальными в силу низкого интереса многих учащихся к обучению вообще и химии в астности.
Цель исследования – изучить содержание и организацию обучения химии в школах нового типа
Для достижения поставленной цели был обозначен ряд задач:
- выявить понятие школы нового типа;
- исследовать осмобенности обучения химии в школах нового типа;
- предложить практические рекомендации по обучению химии в школах различного типа.
Объект исследования – методика преподавания химии.
Предмет исследования – содержание и организация обучения химии в школах нового типа
Методы исследования: аналитический, описательный и сравнительный.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ШКОЛАХ НОВОГО ТИПА
1.1. Понятие школы нового типа
Существование школ нового типа регулируется законодательством, прежде всего Кодексом Республики Беларусь «Об образовании» [7]. Согласно данному документу, образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося;
Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
Учреждение общего среднего образования – учреждение образования, которое реализует образовательные программы общего среднего образования, образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, образовательные программы специального образования, образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи, образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих), программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, программу воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении [7].
Учреждения общего среднего образования могут быть следующих видоܙв:
1. начальная шкоܙла;
2. базоܙвая шкоܙла;
3. средняя школа;
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ШКОЛАХ НОВОГО ТИПА
2.1. Организация обучения химии в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением предмета
В настоящее время к выпускникам предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения. Поскольку в данных типах школ изучение химии проходит на более углубленном уровне, то задача учителя – поддерживать интерес учащихся к предмету, используя современные образовательные технологии, такие как технология организации адаптационно – развивающих диалогов, адаптивная система обучения, мониторинг. Современные технологии позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности учащихся в условиях эмоционально – комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения [6].
Повышенный уровень изучения химии ориентирован на приобретение учащимися системных химических знаний и умений; обеспечение развития средствами учебного предмета предметных, метапредметных и личностных компетенций, необходимых для продолжения химического образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения [6].
Как показывает опыт преподавания, эффективность обучения во многом определяется широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы. Это: элементы лекционно- семинарской системы, организации проектной и исследовательской деятельности школьников, экспериментальные задания, творческие отчеты, сопровождающиеся презентациями и др. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности- проектных, творческих, исследовательских.
Например, одним из элементов технологии организации адаптационно-развивающих диалогов на уроках химии является использование химического тренажера, который позволяет применять предметные знания и умения, развивать навыки использования химической
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В Республике Беларусь на сегодняшний момент существуют школы различных типов. К учреждениям общего среднего образования относятся: начальная школа; базовая школа; средняя школа; вечерняя школа; гимназия; гимназия-интернат; лицей; специализированный лицей; суворовское училище; кадетское училище; школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторная школа-интернат; учебно-педагогический комплекс; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации; межшкольный центр допризывной подготовки. Учреждения профессионально-технического образования могут быть следующих видов: профессионально-техническое училище; профессиональный лицей; профессионально-технический колледж. Учреждения специального образования могут быть следующих видов: специальное дошкольное учреждение; специальная общеобразовательная школа (специальная общеобразовательная школа-интернат); вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат); центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. В зависимости от физических и (или) психических нарушений создаются учреждения специального образования для лиц: с интеллектуальной недостаточностью; с тяжелыми нарушениями речи; с нарушением слуха; с нарушениями зрения; с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями. Кроме того, в последнее время приобретает актуальность инклюзивное образование.
Исходя из классификации школ нового типа в Республике Беларусь становится понятным, что обучение химии в данных учебных заведениях осуществляется на основе различных программ. Следует отметить, что при преподавании химии в школах любого типа необходимо глубокое профессиональное осмысление вывода о том, что нельзя учить детей по методикам и технологиям, взаимоисключающим друг друга.
1. Бельницкая, Е. А. Химия в жизни человека и в мире профессий / Е. А. .Бельницкая, Н. В. Манкевич // Химия для школьников. – 2012. – № 1. – С. 29–34.
2. Данилова, Е.В. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия / Е.В. Данилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: socpolitika.ru/rus/conferences/3985/3986/3988/document4065. – Дата доступа: 12.11.2017.
3. Ельницкий, А. П. Химия : учеб. для 11-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. яз. обучения / А. П. Ельницкий, Е. И. Шарапа. – 3-е изд., пересмотр, и доп. – Минск : Народная асвета, 2013.
4. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (20–22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С.В. Алехина [и др.] – М. : МГППУ, 2011. – 244 с.
5. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801. – Дата доступа: 12.11.2017.
6. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2017/2018 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
7. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main. – Дата доступа: 12.11.2017.
8. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
9. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801. – Дата доступа: 12.11.2017.
10. Образовательный стандарт учебного предмета «Химия» (VII—XI классы) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
11. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе / М. М. Поташник. – М. : Центр педагогического образования, 2011. – 448 с.
12. Торосян, В. Ф. Об организации научно-исследовательской деятельности учащихся / В. Ф. Торосян // Химия в школе. – 2011. – № 9. – С. 2–5.
13. Удивительный мир органической химии. XI класс. Пособие для учащихся (Лахвич Ф.Ф., Травникова О.М.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
14. Удивительный мир органической химии. XI класс. Пособие для учителей (Лахвич Ф.Ф., Травникова О.М.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
15. Учебные программы по учебному предмету «Химия» для Х–XI класcов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (повышенный уровень) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/spetsialnoe-obrazovanie.html. – Дата доступа: 12.11.2017.
16. Шиманович, И. Е. Химия : учеб. для 10 кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович [и др.] ; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2013.
17. Шиманович, И.Е. Химия : учеб.для 10-го кл. учреждений общ. сред, образования с рус. яз. обучения / И. Е. Шиманович [и др.] ; под ред. И. Е. Шимановича. – Минск :Адукацыя і выхаванне, 2013.
18. Школа для каждого [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aschoolforeveryone.org/excerpts.html.