При рассмотрении вопроса о правах и свободах, нельзя не отметить, что реализация всех прав и свобод в полной мере возможна лишь при наличии настоящего демократического правового государства.
Это и является главной причиной переплетения этих двух важных проблем. Возвращаясь к проблеме демократии, важно отметить, что сам термин «демократия» произошел от слияния двух слов – «демос» - народ и «кратос» - власть.
И изначально означал, власть в государстве должна осуществляться народом, путем голосования и референдума.
Наделение же граждан таким правом должно быть зафиксировано и гарантировано.
А это порождает, как следствие, еще одну не менее важную проблему, как реализация и охрана прав и свобод граждан и людей, проживающих на территории Республики Беларусь. И если учитывать, что вопрос, проблема прав и свобод возникла наравне с возникновением проблемы демократии, как одного из видов государственного устройства, то возраст этой проблемы насчитывает не одно столетие.
Это доказывается тем, что если первым демократическим государством явилась Афинская республика, возникшая в V в. до н.э., то нетрудно посчитать сколько времени ушло на разрешение данного вопроса, и еще неизвестно сколько уйдет.
К основным конституционным правам граждан, предусмотренным в том числе и таким важнейшим нормативным правовым актом, как Конституция Республики Беларусь, относят право трудящегося на отдых, достойную заработную плату, забастовку, объединение в профессиональные союзы и иные.
Урегулирование времени отдыха, заработной платы и иных вопросов, касающихся непосредственно трудовой деятельности работника на правовом уровне имеет огромное значение как для государства, так и, конечно, для общества.
Работник имеет право использовать, например, свое свободное время для своих нужд: восстанавливать силы, повышать свой культурный и образовательный уровень, организовывать свой досуг.
Согласно ст.41 Конституции Республики Беларусь, гражданам Республики Беларусь гарантировано право на труд в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека, то есть, у человека есть:
- право выбрать профессию;
- право выбрать род занятий и работы, учитывая:
призвание,
способности,
образование,
профессиональную подготовку и учитывая общественные потребности;
- право на здоровые и безопасные условия труда.
Принудительный труд в нашем государстве запрещен, за исключением случаев, когда лицо привлекается к работе или службе, которая определена приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
Право на объединение в профессиональные союзы представляет собой право работников объединяться в союзы, предназначенные для защиты их экономических и социальных прав. [12, c.231]
В Республике Беларусь профессиональные союзы созданы на базе почти каждой организации.
Работники имеют право заключать коллективные договоры (соглашения).
Так, соглашения и коллективные договоры заключаются почти в каждой организации и предназначены для защиты прав и свобод работников.
Право на забастовку – спорное право работника. Так как, с одной стороны, конечно, трудовые протесты – это не очень хорошо, но с другой стороны, если способы защиты своих прав исчерпаны, то иногда это единственный способ.
На основании ст.42 Конституции нашего государства, лицо, безусловно, имеет право на справедливое вознаграждение за свой труд.
Статьей 42 Конституции нашего государства лицам, которые трудятся по найму гарантирована справедливое вознаграждение в экономических результатах труда, но не ниже уровня, который будет обеспечивать их семьям
- свободное
- достойное существование.
Разумеется, понятие свободного и достойного существования – оценочная категория. Никто не способен определить, что это на самом деле. Конечно, суд вправе определять оценочные категории, однако вопрос о том, насколько это будет справедливым в конкретном случае остается открытым.
Поэтому, вопрос о заработной плате в любом государстве (пусть оно бедное или богатое) стоит всегда наиболее остро. Невелик процент населения, довольного своей заработной платой.
В таком случае, я считаю, что государству следует наиболее строго подходить к правовому регулированию данного вопроса, нанимателю следует все же принимать иногда сторону работника и учитывать его интересы, а работникам, в свою очередь, следует работать лучше, учитывать также материальное состояние как государства, так и организации-нанимателя, для наиболее полного взаимопонимания в данном вопросе.
Согласно ст.41 Конституции Республики Беларусь, государство, конечно же, старается создать условия для полной занятости населения.
Если лицо не занято по причинам, не зависящим от него, то ему гарантировано:
- обучение по новым специальностям;
- повышение квалификации;
- пособие по безработице.
Вопрос о безработице стоит в нашем государстве наиболее остро с момента принятия так называемого «Декрета о тунеядстве», а именно, Декрета Президента Республики Беларусь № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».
Граждане имеют право защищать свои экономические и социальные интересы, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.
В Республике Беларусь граждане могут защищать свои трудовые права двумя способами:
- в комиссиях по трудовым спорам;
- в судебном порядке.
3.1 Защита в комиссиях по трудовым спорам
Комиссия по трудовым спорам (далее — КТС) - обязательный первичный орган по рассмотрению трудовых споров в организации.
КТС занимается рассмотрением спором работников–членов соответствующего профессионального союза, которые связаны с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных нормативных актов, трудовых договоров, в том числе касающиеся таких вопросов, как:
- установленные расценки и нормы труда, а также условия для их выполнения;
- перевод на другую работу и перемещение;
- оплата труда, в том числе при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещение профессий (должностей) и заместительстве, за работу в сверхурочное и ночное время;
- право на получение и размер причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
- выплата компенсаций и предоставлении гарантий;
- возврат денежных сумм, которые удержаны из заработной платы;
- предоставление отпусков;
- выдача таких предметов, как:
специальная одежда,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышесказанного, в первую очередь, следует отметить, что трудовое право нашего государства признает временем отдыха время вне работы, которым работник вправе распоряжаться по своему усмотрению.
В ходе проведения данного исследования, была достигнута его цель - посредством изучения как нормативных правовых актов, действующих в нашем государстве, учитывая нововведения, которые вносятся постоянно в целях совершенствования законодательства, а также изучения научной литературы, исследующих данную тему было раскрыто понятие прав и свобод работников.
Данная цель была достигнута при помощи решения поставленных перед исследованием задач:
- изучено ныне действующее законодательство Республики Беларусь, закрепляющее положения, касательно прав и свобод, относящихся к работникам;
- раскрыта сущность гарантий работников;
- охарактеризованы виды способов защиты нарушенных прав работников, трудящихся в Республике Беларусь.
В работе более подробно было рассмотрено право работника на отдых.
Так, важно иметь в виду, что законодательство никак не регулирует порядок использования работником своего свободного внерабочего времени – он волен решать вопрос об использовании своего времени так, как посчитает нужным.
В данном аспекте, считаю нужным отметить, что имеются некоторые категории лиц, времяпрепровождение которые все же ограничивается – так, например, прокурорские работники, адвокаты, медиаторы все же, следуя своей профессиональной этике, должны выбирать способ и коллектив, где они проводят свое свободное время так, чтобы не навредить как своей репутации, так и организации, где они работают или служат.
В законодательстве Республики Беларусь находится закрепление самых различных видов отдыха, установлено также, что рабочее время должно чередоваться со временем отдыха работника, необходимо рационально распределять время отдыха и рабочее время так, чтобы использовать труд максимально эффективно с минимальным воздействием на его самочувствие, и, как следствие, здоровье.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
2. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июля 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : с изм. и доп. от 24.10.2016 г. № 493-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
3. О борьбе с коррупцией [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 15 июля 2015 г., № 305-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
4. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь, 26 июля 1999 г., № 29 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 26 марта 1998 г., № 157 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и за особый характер работы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 19 янв. 2008 г., № 73 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. О некоторых вопросах прохождения государственной службы [Электронный ресурс] : Указ Президента Республики Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 367 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18 марта 2008 г., № 408 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней : Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 24 янв. 2008 г., № 100 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей троллейбусов и трамваев : постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, 10 окт. 2014 г., № 35 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учебное пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 467 с.
13. Василевич, Г. А. Трудовое право : учебник / Г. А. Василевич, В. И. Семенков, Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2006.
14. Гущин, Л. Я. Практикум по трудовому праву : учебное пособие / Л. Я. Гущин, С. В. Абрамчик. – Минск : Дикта, 2004. – 578 с.
15. Кеник, К.И. Трудовой договор: Практ. пособие. – Минск : Молодежное научное общество, 2002.
16. Контракты с отдельными категориями работников // Сбор- ник нормативных актов и комментарий / Кривой В.И., Чичина А.П. – Минск, 1994.
17. Кривой В.И., Соснов А.В. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Постатейный комментарий: В 9 кн. Кн. 3. Гл. 6 «Заработная плата». – Минск: Технопринт, 2000.
18. О модельном законе «Об основах государственной службы» [Электронный ресурс] : Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, 15 июня 1998 г., № 11-5 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Томашевский, К.Л. Понятие государственного служащего и его трудоправовой статус. / К.Л. Томашевский // Юстыцыя Беларусі – 2005. – №2. – С. 40-43.
20. Чуприс, О.И. Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс // Национальный центр законодательства и правовых исселдований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с.