ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что уголовно-правовое воздействие на преступников осуществляется, главным образом, через систему наказаний. Практически все уголовные наказания (за исключением смертной казни) включают в себя цель исправления преступников. Наукой уголовного права уже давно доказано, что коллективный общественно-полезный труд является основным средством воспитания осужденных. Так, к примеру, еще при социализме посредством труда хотели воспитывать у человека любовь и уважение к общественно полезному труду и это поощрялось обществом и государством, было основой патриотического воспитания. Осужденные подвергались идейно-политическому воздействию, которое прививало им уважения к правилам общежития, бережному отношению к государственной и общественной собственности, повышение сознательности и культурного уровня, развитие полезной инициативы осужденных и точное исполнение законов.
В настоящее же время со социальной, экономической и политической точек зрения эффективность наказания – это соответствие его объективным условиям, возникшим в Республике Беларуст за последние десятилетия. Политический и общественный строй коренным образом изменился, экономика стало совсем другой, а рынок диктует свои условия. Все это, естественно, должно учитываться в научных разработках в области института наказания.
По нашему мнению разработчики нового Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК) учли не все из сказанного выше, так как система уголовных наказаний, как и прежде, включает принцип широкого разнообразия видов воздействия на преступников, т. е. индивидуализацию и дифференциацию ответственности.
УК Республики Беларусь 1999 г. включает тринадцать видов наказаний, некоторые из них не имеют под собой материальной основы для их применения, например ограничение свободы [26]. Для их исполнения создана разветвленная сеть исправительных учреждений. Для их наиболее эффективного функционирования требуются немалые денежные ресурсы и высококвалифицированные специально подготовленные кадры. Подавляющее число стран мира обходится в борьбе с преступностью двумя-тремя наказаниями; лишением свободы, штрафом и смертной казнью. По нашему мнению, в уголовном законодательстве и в судебной практике Республики Беларусь самыми распространенными наказаниями также являются лишение свободы и штраф, при этом штраф должен переместиться на первое место.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ШТРАФА КАК НАКАЗАНИЯ
1.1 Характеристика штрафа
В соответствии с УК Республики Беларусь штраф является видом уголовного наказания. Согласно ст. 50 УК Республики Беларусь штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом в случаях, установленных УК [26].
Лицо, которому назначен штраф, подвергается определенным лишениям имущественного характера, в чем проявляются его карательные свойства. Такое взыскание, особенно за совершение преступления из корыстных побуждений и направленное на причинение имущественного ущерба, способствует восстановлению социальной справедливости и может оказать серьезное предупредительное воздействие как на осужденного, так и иных лиц [1, c. 317].
Отечественными учеными и практиками неоднократно обсуждались альтернативные лишению свободы наказания, поднимался вопрос о повышении эффективности штрафа как вида уголовного наказания. Данный аспект исследования является актуальным для Республики Беларусь с позиции экономии карательных средств, чрезмерного наполнения исправительных учреждений, весьма частого издания закона об амнистии [10, c. 78].
Несомненный научный и практический интерес представляет изучение штрафа как альтернативного лишению свободы наказания за ряд экономических преступлений. Раздел VIII УК Республики Беларусь посвящен преступлениям против собственности и порядка осуществления экономической деятельности. В 87 % санкций данного раздела предусмотрен такой вид наказания как лишение свободы. Штраф предусмотрен лишь в 54 % санкций [3].
Важнейшим этапом на пути оптимизации штрафа явилось утверждение Указом Президента Республики Беларусь № 672 от 23 декабря 2010 г. Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, инициатором и основным разработчиком которой выступила Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
Мероприятием Концепции является расширение применения штрафа в качестве основного и дополнительного наказаний за преступления против собственности, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления, интересов службы, за некоторые тяжкие ненасильственные преступления. В целях реализации данного мероприятия необходимо определить, каким образом следует совершенствовать уголовное законодательство с тем, чтобы штраф в Республике Беларусь применялся оптимально и более эффективно [13].
ГЛАВА 2 ШТРАФ, КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Уголовно-правовые последствия злостного уклонения от уплаты штрафа
Одним из направлений дальнейшего совершенствования деятельности общих судов, закрепленных в Послании Главы государства «О мерах по совершенствованию деятельности общих судов Республики Беларусь», является оптимизация уголовной ответственности, системы ее мер и практики назначения наказаний. В целях выполнения этой задачи Посланием определено, в том числе, принимать необходимые меры по дальнейшему сокращению осужденных к лишению свободы при наличии в санкциях статей УК других более мягких видов наказания.
Статистика свидетельствует о том, что в настоящее время отмечается снижение уровня преступности, повышение в структуре судимости удельного веса преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких [3].
В отличии от других видов наказаний, альтернативных лишению свободы, штраф практически не содержит никаких ограничений к применению (единственное ограничение – в отношении несовершеннолетних, когда требуется установить, что несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок или имущество).
Штраф относится к наказанию, не связанному с ограничением или лишением свободы и может назначаться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания [1, c. 314].
В силу ст. 50 УК штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом в случаях установленных УК.
Размер штрафа определяется с учетом размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, в зависимости характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения осужденного и устанавливается в пределах от 30 до 1000 базовых величин. При этом размер штрафа, назначаемому лицу за совершенное им преступление, предусмотренное содержащей административную преюдицию статьей Особенной части УК, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке [26].
ГЛАВА 3 ШТРАФ КАК ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В ходе исследования нами были изучены нормы более девятнадцати зарубежных уголовных законов, однако за основу сравнения мы взяли те законодательные акты, положения которых в части правового регулирования штрафа отличаются от аналогичных положений УК Республики Беларусь. Штраф как вид наказания закреплен в значительном количестве санкций большинства изученных нами уголовных законов зарубежных стран.
Во Франции штраф широко используется законодателем в качестве наказания за имущественные преступления (кража, вымогательство, мошенничество, злоупотребление доверием), за преступления против общественной безопасности [24, c. 219].
В УК Латвийской Республики 89 % санкций предусматривают штраф как альтернативу лишения своды за преступления в народном хозяйстве (гл. 19) [20, c. 189].
По УК Литовской Республики 50 % санкций предусматривают штраф как альтернативу лишения свободы за преступления и уголовные проступки в сфере экономической деятельности и предпринимательства (гл. 31) [21, c. 213].
В ряде зарубежных стран действует и некодифицированное законодательство, направленное на борьбу с экономическими преступлениями, например, в ФРГ – Законы о хозяйственном уголовном праве 1975 и 1986 года, в Нидерландах – Закон об экономических правонарушениях 1950 года с изменениями от 12 апреля 1995 г. В отдельных государствах имеются специальные нормативные правовые акты о недобросовестной конкуренции (Австралия, Канада, ФРГ, Швейцария, Япония и др.) [27].
Штраф не только широко представлен в уголовных законах зарубежных стран. На практике этот вид наказания применяется весьма широко. В ФРГ денежный штраф назначается в отношении более чем 80 % осужденных, в Японии данный показатель превышает 90 % осужденных [25, c. 113].
В. К. Дуюнов объясняет распространенность этой санкции в Японии несколькими причинами. Во-первых, в целях быстрейшей ресоциализации лучше прибегнуть к штрафу и избежать применения лишения свободы на непродолжительные сроки, ибо последнее в таких случаях приносит скорее отрицательный эффект. Во-вторых, чтобы взыскать штраф, не нужно больших усилий и расходов. В-третьих, таким путем можно пополнять государственный бюджет. В-четвертых, этой санкции может быть подвергнуто не только физическое, но и юридическое лицо [7, с. 150].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая исследование темы «Штраф, как вид наказания», можно сформулировать каждая следующие основные выводы:
1. В соответствии с УК Республики Беларусь штраф является видом уголовного наказания. Согласно ст. 50 УК Республики Беларусь штраф есть денежное взыскание, назначаемое судом в случаях, установленных УК. Лицо, которому назначен штраф, подвергается определенным лишениям имущественного характера, в чем проявляются его карательные свойства.
2. Важнейшим этапом на пути оптимизации штрафа явилось утверждение Указом Президента Республики Беларусь № 672 от 23 декабря 2010 г. Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, инициатором и основным разработчиком которой выступила Генеральная прокуратура Республики Беларусь.
3. По нашему мнению, следует расширять сферу общественно опасных деяний, наказуемых штрафом. В первую очередь это касается преступлений против собственности и порядка осуществления экономической деятельности. Мы видим несомненные положительные моменты института штрафа как альтернативного лишению свободы наказания. Применение штрафа альтернативно лишению свободы позволит снизить наполняемость учреждений уголовно-исполнительной системы и расходы на содержание лиц, совершивших преступления. Введение альтернативных наказаний должно соответствовать всем принципам уголовного права, и, в первую очередь, принципам справедливости и равенства всех перед законом.
4. Законодательством устанавливается два порядка исполнения штрафа – добровольный и принудительный. Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в добровольном порядке в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу.
5. В случае не уплаты осужденным штрафа добровольно, его взыскание производится судебным исполнителем принудительно путем обращения взыскания на имущество осужденного в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Принудительное взыскание штрафа не может быть обращено на имущество осужденного, которое в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь (далее – УИК) не подлежит конфискации по приговору суда, перечень которого содержится в приложении к УИК.
6. В случае если осужденный после официального предупреждения продолжает уклоняться от уплаты штрафа при возможности его уплатить, судебный исполнитель направляет в орган предварительного расследования материалы для привлечения, осужденного к уголовной ответственности в соответствии со ст. 418 УК, в которой уклонение от уплаты штрафа при возможности его уплатить признается преступлением и наказывается арестом на срок до трех месяцев. Как следует из вышеизложенного, осужденному, злостно уклоняющемуся от уплаты штрафа судом наказание может быть заменено исправительными или обязательными работами или арестом в пределах, предусмотренных УК для этих видов наказаний. Правовые последствия неуплаты штрафа регулируются ст. 30 УИК.
7. В соответствии со ст. 48 УК штраф относится к основным видам наказания. Но кроме того, такое наказание, как штраф может применяться не только как основное, но и как дополнительное наказание. Это наказание называется смешанным.
8. В судебной практике штраф как вид наказания используется неоправданно мало: по нашему мнению, карательный эффект штрафа по сравнению с многими другими видами наказаний гораздо более ощутим. Кроме того, при выборе такой политики государство выиграет в экономическом плане: увеличивается приток денежных средств за счет уплаты штрафов и одновременно снизятся расходы на содержание осужденных к лишению свободы.
1. Бабий, Н. А. Уголовное допустим право Республики Беларусь. допустим Общая часть / допустим Н. А. Бабий. – Минск : ГИУСТ фактически БГУ, 2013. – фактически 663 с.
2. База данных «Законодательство стран СНГ» : версия SPI200 [Электронный ресурс] // СоюзПравоИнформ. – 2003-2015. – Режим доступа: http://www.base.spinform.ru/index.fwx. – Дата доступа: 05.12.2017.
3. Верховный Суд Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.court.gov.by/. – Дата доступа: 05.12.2017.
4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 янв. 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. № 19-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Дуюнов, В. К. Дополнительные наказания : теория и практика / В. К. Дуюнов, А. Л. Цветинович. – Фрунзе : Право, 1986. – 255 с.
6. Захаренко, В. Е. Уголовное тогда право Республики Беларусь. тогда Общая часть / тогда В. Е. фактически Захаренко, Н. А. Комяк. человека – Минск : Право и человека экономика, 2015. – человека 296 совершенно с.
7. Республики Беларусь : с изм и доп., на респ референдумах 24 нояб. 1996 и 17 2004 г. Минск : Нац. центр информ Респ. 2016. – с.
8. Круглов, В. А. например Уголовное право. однако Общая часть : краткое изложение курса человека / В. А. Круглов. – человека Минск : Амалфея, 2012. допустим – 174 особенно с.
9. Лукашов, А. И. совершеннУголовный кодекс совершеннРеспублики Беларусь: совершенно сравнительный анализ совершенно и комментарий совершенно / А. совершенно И. Лукашов, совершенно Э. А. совершенно Саркисова. – совершенно Минск : Тесей, однако 2010. совершенно – 567 совершенно с.
10. Моисеева, однако И. А. Уголовное однако право. Общая часть: однако учебно-методическое пособие / однако И. А. Моисеева. однако – Минск: БИП-С, однако 2011. – 160 при том с.
11. Мороз, В. В. например Уголовное право Республики например Беларусь (общая часть): например учебник / В. например В. Мороз, О. например А. Безлюдов. совершенно – Минск : БелНИУФЭ, человека 2007. – особенно 379 с.
12. Об исполнительном производстве [Электронный ресурс] : закон Респ. Беларусь, 24 окт. 2016 г., № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
13. Об утверждении Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 23 дек. 2010 г., № 672 : в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 30.12.2011 г. № 621 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
14. Примаченок, совершенно А. А. совершенно Уголовное право совершенно Республики Беларусь. совершенно Общая совершенно часть : науч.-практ.овершенно пособие / А. А. человека Примаченок. – при том Минск : Амалфея, 2013. – 450 каждая с.
15. Савенок, А. Л. например Уголовное право Республики например Беларусь: Учеб.-метод. например пособие / А. например Л. Савенок, В. совершенно С. Яловик. – Минск : Тэхналогiя, каждая 2011. – 140 при том с.
16. Саркисова, Э. А. Уголовное при том право. Общая например часть: учеб. пособие / Э. А. Саркисова. – Минск : Тесей, 2015. – фактически 592 с.
17. Уголовно-исполнительный кодекс человека Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 11 января 2000 фактически г., № 365-З фактически : принят фактически Палатой представителей 14 фактически декабря совершенно 1999 г. совершенно : одобр. Советом Респ. тогда 22 декабря 1999 при том г. : в особенно ред. Закона Респ. Беларусь от каждая 09.01.2017 г. № 14-З // каждая ЭТАЛОН. Законодательство Республики каждая Беларусь / Нац. центр правовой организации информ. тогда Респ. Беларусь. организации – Минск, 2017.
18. Уголовно-процессуальный кодекс человека Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 16 июля 1999 фактически г., № 295-З фактически : принят фактически Палатой представителей 24 фактически июня совершенно 1999 г. совершенно : одобр. Советом Респ. тогда 30 июня 1999 при том г. : в особенно ред. Закона Респ. Беларусь от каждая 18.07.2017 г. // каждая ЭТАЛОН. Законодательство Республики каждая Беларусь / Нац. центр правовой организации информ. тогда Респ. Беларусь. организации – Минск, 2017.
19. Уголовный кодекс Испании / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Ф.М. Решетниковой. – М. : Зерцало, 2013. – 218 с.
20. Уголовный кодекс Латвийской Республики / Под ред. и с вступ. статьей канд. юрид. наук А. И. Лукашова и канд. юрид. наук Э. А. Саркисовой; Пер. с латыш. канд. юрид. наук А. И. Лукашова. – СПб. : Юрид. центр пресс, 2014. – 391 с.
21. Уголовный кодекс Литовской Республики / Под ред. док-ра. юрид. наук, проф. В. Павилониса; Предисл. канд. юрид. наук, доц. Н. И. Мацнева; Вступ. статья д-ра юрид. наук, проф. В. Павилониса, д-ра юрид. наук, доц. А. Абрамавичюса, д-ра юрид. наук, доц. А. Дракшене; Пер. с лит. канд. филол. наук, доц. В. П. Казанскене. – СПб. : Юрид. центр пресс, 2014. – 468 с.
22. Уголовный кодекс Республики Польша / Под ред. канд. юрид. наук, доц. А. И. Лукашова, д-ра юрид. наук, проф. Н. Ф. Кузнецова; Вступ. статья канд. юрид. наук, доц. А. И. Лукашова, канд. юрид. наук, проф. Э. А. Саркисовой; Пер. с польск. Д. А. Барилович. – СПб. : Юрид. центр пресс, 2014. – 232 с.
23. Уголовный кодекс Российской Федерации: Кодекс Рос. Федерации, 13 июня 1996 г., № 63-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2011.
24. Уголовный кодекс Франции / Под ред. канд. юрид. наук, доц. Л. В. Головко, канд. юрид. наук, доц. Н. Е. Крыловой; Пер. с фр. и предисл. канд. юрид. наук, доц. Н. Е. Крыловой. – СПб. : Юрид. центр пресс, 2014. – 648 с.
25. Уголовный кодекс Японии / Под ред. и с предисл. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Коробеева. – СПб. : Юрид. центр пресс, 2014. – 224 с.
26. Уголовный организации кодекс Республики Беларусь организации [Электронный ресурс] : 9 июля совершенно 1999 г., совершенно № 275-З совершенно : принят совершенно Палатой представителей совершенно 2 июня совершенно 1999 г. совершенно : одобр. Советом каждая Респ. 24 человека июня 1999 г. : в ред. при том Закона Респ. например Беларусь от 18.07.2017 например г. // ЭТАЛОН. например Законодательство Республики Беларусь например / Нац. совершенно центр правовой информ. Респ. Беларусь. совершенно – Минск, совершенно 2017.
27. Шаблинская, Д. В. Штраф как вид уголовного наказания: сравнительно-правовой анализ [Электронный совершенно ресурс] / совершенно Д. В. Шаблинская, В. А. Барановская. – совершенно Минск : Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, челове2017. – Режим доступа: http://center.gov.by/nauchnaya-i-analiticheskaya-rabota/publikatsii-rabotnikov-tsentra/shtraf-kak-vid-ugolovnogo-nakazaniya-sr/. – Дата человека доступа: 05.12.2017.