ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие экологической стратегии, ее роль и значение
1.2 Механизм формирования экологической стратегии и политики предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГЛУ «СТОЛБЦОВСКИЙ ЛЕСХОЗ»
2.1 Общая характеристика ГЛУ «Столбцовский лесхоз» и сферы его деятельности
2.2 Анализ экономических показателей деятельности предприятия
2.3 Оценка экологической политики и стратегии ГЛУ «Столбцовский лесхоз»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГЛУ «СТОЛБЦОВСКИЙ ЛЕСХОЗ»
3.1 Направления повышения эффективности экологической стратегии ГЛУ «Столбцовский лесхоз»
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В условиях глобальной конкуренции ни один бизнес не может рассчитывать на выживание, не говоря уже об успехе, если его продукция не соответствует стандартам, установленным мировыми лидерами в лесной отрасли.
Сегодня отечественный лесной сектор характеризуется неправильным пониманием и недооценкой качественных изменений, происходящих в мире в подходе к решению экологических проблем, до тех пор, пока они не будут полностью пренебрегаться или полностью упрощаться и сводиться к формальному выполнению ряда общих условий. До сих пор отношения старшего руководства с отечественными производителями пиломатериалов доминировали в отношении к управлению окружающей средой как к дополнительной неоправданной статье расходов. Приоритет отдается краткосрочным экономическим показателям за счет экологических программ и задач, имеющих стратегическое значение. В результате производители древесины «добровольно» подвергаются дополнительным рискам. Во-первых, речь идет об увеличении затрат, потому что рано или поздно предприниматели все еще будут сталкиваться с серьезными проблемами, которые им необходимо будет решать на основе экологической политики. И, во-вторых, существует повышенный риск потери ряда конкурентных преимуществ.
Такая позиция неизбежно ведет к упущенным экономическим возможностям и прямым потерям как для отдельных лесопромышленных компаний, так и для лесного сектора в целом. Примером этого является увеличение количества прямых и косвенных ограничений (и, следовательно, потерь) для отечественных производителей древесины на международных товарных и финансовых рынках. Во многих случаях это связано с отсутствием декларации и демонстрации намерений, планов и результатов компаний в области политики и управления окружающей средой в соответствии с международными экологическими стандартами.
В результате недооценки существенных изменений в подходе к решению экологических проблем создается негативный экологический имидж белорусских лесопромышленников и их продукции на международных товарных, финансовых и инвестиционных рынках, что наносит материальный и моральный ущерб. Представление только сертификата соответствия без демонстрации эффективной системы экологического менеджмента, и особенно результатов ее практического использования, укрепляет доверие общества к компании и в целом ухудшает ее экологический имидж.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие экологической стратегии, ее роль и значение
Сегодня лесная отрасль решает проблемы устойчивого роста и достижения динамического баланса. Поиск оптимальных путей экономического развития ведется не только для отдельной компании, но и для государства в целом. Природа и общество накладывают определенные ограничения на производство леса, которые выражаются в степени развития отношений в лесопользовании, степени технической оснащенности лесозаготовок и обработки лесов, изменениях в структуре собственности, а также в существующей структуре производства и рыночных условиях на мировых лесных рынках, количестве доступных лесные ресурсы, ограниченные биосферные ресурсы и др. [25, с. 32]
Наличие экологической политики важно как проявление ответственности бизнеса, но в то же время это неотъемлемое требование любой системы сертификации – будь то ISO14001, FSC или PEFC [32, с. 41].
ISO 14000 – это семейство международных стандартов, которое содержит требования к методам экологического менеджмента для сертификации.
ISO 14001 устанавливает критерии для систем экологического менеджмента. Он не устанавливает требований к экологической эффективности, но описывает основные правила, которым организация может следовать, чтобы создать эффективную СЭМ. Организации могут использовать его для повышения эффективности использования ресурсов, сокращения потерь и затрат. Используя ISO 14001, можно продемонстрировать безопасность руководства организации и ее сотрудников. Его также можно использовать для демонстрации заинтересованным сторонам, что компания измеряет и улучшает свое воздействие на окружающую среду. ISO 14001 может быть интегрирован с другими функциями управления для лучшего достижения его экологических и экономических целей [13, с. 83].
Как и другие стандарты, ISO 14001 является добровольным. Его главная цель – помочь компаниям улучшить свои экологические показатели при соблюдении действующего законодательства. Организации несут ответственность за постановку своих целей, мониторинг и их достижение. Стандарт служит для достижения и мониторинга целей и задач компании.
Стандарт может применяться на разных уровнях деятельности компании, от организационного до производственного и сервисного уровня. Вместо того, чтобы фокусироваться на конкретных аспектах и целях производительности в среде, стандарт подчеркивает, что организация должна сделать для достижения этих целей. Успех системы во многом зависит от участия всех уровней организации, особенно высшего руководства, которое должно участвовать в разработке, внедрении и управлении СЭМ.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ГЛУ «СТОЛБЦОВСКИЙ ЛЕСХОЗ»
2.1 Общая характеристика ГЛУ «Столбцовский лесхоз» и сферы его деятельности
Государственное лесохозяйственное учреждение ГЛУ «Столбцовский лесхоз» было создано в 1957 г., является организацией отрасли лесное хозяйство и входит в состав Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Лесхоз расположен в Столбцовском районе в западной части Минской области.
Лесхоз является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в банках, в том числе валютный, гербовую печать, штампы, фирменные бланки. Лесхоз является некоммерческой организацией.
Юридический и почтовый адрес ГЛУ «Столбцовский лесхоз»: 222566, Беларусь, Минская область, г. Столбцы, ул. 17 Сентября, д.15.
Основными целями деятельности Управления лесного хозяйства по Стоббцовской являются:
-сохранение и создание на территории лесного фонда передано в лесхозы высокопродуктивных, высококачественных (биологически устойчивых, оптимальных по видовому и возрастному составу лесов и лесной фауны), отвечающих современным экологическим, социальным и экономическим потребностям отдельных лиц, общества и государства;
-многофункциональное, научно обоснованное, непрерывное и устойчивое управление лесами, обеспечивающее рациональное использование, сохранение, защиту и воспроизводство лесов, повышение их экологического и ресурсного потенциала;
-удовлетворение потребностей экономического сектора, юридических и физических лиц в древесине, других лесных продуктах и естественных лесных объектах
Предметом деятельности лесхоза является ведение лесного хозяйства на выделенной в установленном порядке части лесного фонда Республики Беларусь. Основная деятельность ГЛУ «Столбцовский лесхоз» (управление лесами, учет, охрана, защита и воспроизводство лесов) осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГЛУ «СТОЛБЦОВСКИЙ ЛЕСХОЗ»
3.1 Направления повышения эффективности экологической стратегии ГЛУ «Столбцовский лесхоз»
Экологическая политика организации должна обеспечивать постоянное улучшение системы экологического менеджмента. В настоящее время Столбцовский лесхоз сталкивается с проблемой использования отходов и лесозаготовок.
Задача утилизации древесных отходов, образующихся при сборе и переработке древесины, является чрезвычайно актуальной. Дело в том, что в нашей стране, благодаря географической специфике, возможность превращения биомассы в топливо и энергию практически не имеет аналогов в мире. Причина на поверхности и заключается в том, что общее ежегодное увеличение лесов на порядок опережает урожай. Кроме того, эффективность самой резки оставляет желать лучшего – после обработки остается много отходов, которые могут служить идеальным сырьем для брикетов и биотоплива для производственных предприятий.
В последние годы деревообрабатывающая промышленность использовала древесные и овощные отходы в качестве альтернативы традиционным видам топлива, и технологии для управления такими органическими отходами были разработаны и соответственно усовершенствованы.
Переработка древесных отходов позволяет:
-освободить значительную промышленную территорию от промышленных отходов;
-снизить стоимость тепла и электроэнергии;
-сэкономить деньги, заменив дорогостоящее топливо доступным местным топливом;
-уменьшить оплату экологических штрафов;
-снизить стоимость транспортных услуг по сбору отходов;
-снизить стоимость тепла и технологии производства.
Экономическая эффективность использования древесных отходов в качестве основного топлива, во-первых, способствует снижению выбросов углекислого газа в атмосферу, например, при сжигании угля выбросы углекислого газа будут в 50 раз выше, чем при сжигании древесных отходов, что значительно снижает экологические затраты. Во-вторых, зола, оставшаяся от древесного топлива, может быть использована в качестве удобрения для сельскохозяйственных предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование позволяет нам сделать следующие выводы и предложения:
Экологические проблемы являются наиболее актуальными и обсуждаются в современном обществе. Огромная сумма денег расходуется на решение экологической проблемы, но состояние окружающей среды не восстанавливается, а человечество быстро теряет способность контролировать и обеспечивать природные явления.
В Республике Беларусь сформированы и систематически совершенствуются подходы к применению «экологических» принципов экономического развития. Сосредоточенная работа всех заинтересованных структур способствует тому, что Республика Беларусь укрепляет свои позиции в отношении экологических показателей на международном уровне.
Экологическая стратегия – это комплексный план, преследующий миссию и философию предприятия и достигающий его экономических и экономических целей, он предназначен для разрешения конфликтов между его экономическими и экологическими интересами.
При выборе экологической стратегии необходимо учитывать ряд факторов, а именно: внешние и внутренние жизненные шансы и риски компании; общая корпоративная стратегия; ценностные ориентации и склонности топ-менеджмента; наличие и возможность сбора средств; готовность сотрудников компании к предстоящим изменениям; обязательства, которые компания поддерживает в течение длительного времени.
Формирование экологической стратегии включает в себя следующие этапы: разработка экологической политики; постановка экологических целей и задач; разработка программ экологического менеджмента; внедрение экомаркетинга; разработка системы показателей для оценки воздействия на окружающую среду (экологический аудит).
Сформулированная экологическая стратегия и политика промышленного предприятия должны повлечь за собой определенные преобразования (зеленые зоны) в сферах производства, маркетинга, управления персоналом и других функциональных областях корпоративной деятельности.
Курсовая работа выполнена по материалам ГЛУ «Столбцовский лесхоз».
В целом, экологическая политика лесхоза направлена на соблюдение правил и стандартов лесопродукции и лесопродукции в соответствии с действующими в Республике Беларусь законодательными и техническими нормативными актами. Экологическая стратегия компании в целом эффективна, но есть нереализованные возможности для улучшения.
1. Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 2012. – 302 с.
2. Бабина, Ю.В. Планирование в системах экологического менеджмента: цели, задачи и программы / Ю.В. Бабина // Экология производства. – 2012. – № 5. – С. 32-35.
3. Бубко, Е.В. Формирование и развитие системы менеджмента качества лесопромышленного предприятия / Е.В. Бубко. – Красноярск: СибГТУ, 2011. – 109 с.
4. Бурко, Р.А., Терешина, Т.В. Экологические проблемы современного общества и их пути решения / Р.А. Бурко, Т.В. Терешина // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 237-238.
5. Василевская, И.В. Экологический менеджмент / И.В. Василевская. – М.: РИОР, 2014. – 81 с.
6. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 160 с.
7. Виханский, О.С. Стратегическое управление и стратегия предприятия: учебник / О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 512 с.
8. Глумаков, В.Н., Максимцов, М.М., Малышев, Н.И. Стратегический менеджмент: практикум / В.Н. Глумаков, М.М, Максимцов, Н.И. Малышев. – М.: Вузовский учебник, 2011. – 187 с.
9. Гнатюк, В.С. Экологическое общество как один из путей / В.С. Гнатюк // Вестник МГТУ, том 13. – 2010. – №2. – С. 416-424.
10. Горбунов, Д. Управление стратегией организации / Д. Горбунов // Управление компанией. – 2013. – №12. – С.15-21.
11. Григорьева, Г.Е. Экологическая культура, важный элемент в развитии современного общества / Г.Е. Григорьева // Молодой ученый. – 2011. – №4. Т.1. – С. 122-124.
12. Грушенко, В.И. Стратегии управления бизнесом. От теории к практической разработке и реализации / В.И. Грушенко. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. – 296 с.
13. Гудаев, Т.Х. Экологическая политика и экологическое движение в современном мире / Т.Х. Гудаев // Молодой ученый. – 2014. – №20. – С. 81-83.
14. Гузаирова, Н.П. Проектно-исследовательская деятельность как фактор формирования экологической культуры студента / Н.П. Гузаирова // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. канд. пед. наук. – Оренбург, 2011. – 23 с.
15. Гунин, В. Методы стратегического управления развитием предприятия в режиме реального времени / В. Гунин // Рынок ценных бумаг. – 2013. – № 24. – С.13-15.
16. Гусаков, В.А. Ясная стратегия бизнеса / В.А. Гусаков. – М.: Вершина, 2011. – 360 с.
17. Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент / А.П. Егоршин. – Н.-Новгород: НИМБ, 2012. – 415 с.
18. Жуплев, А., Шеин, В. Ключевое условие успеха фирмы [анализ подходов компаний США к проблеме миссии и философии фирмы] / А. Жуплев, В. Шеин // Управление персоналом. – 2013. – №12. – С.28-31.
19. Зельцерман, К.Б. Что такое стратегия организации / К.Б. Зельцерман // Аксима:Консалт. – 2012. – №77. – С.41-45.
20. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебник / А.Т. Зуб. – М.: Проспект, 2009. – 432 с.
21. Карако, П.С. Социальная экология. Экологическое сознание / П.С. Карако. – Минск: Экоперспектива, 2011. – 215 с.
22. Карпович, Н.А. Экологическая функция белорусского государства / Н.А. Карпович // Веснік БДУ. Сер. 3. – 2011. – № 2. – С. 106-110.
23. Каштелян, Т. Экономический интерес в процессе лесопользования / Т. Каштелян // Земля Беларуси. – 2015. – №2. – С. 28-32.
24. Кондратюк, В.А. Научно-техническое и инновационное развитие лесного комплекса России: состояние, проблемы, перспективы / В.А. Кондратюк, Н.П. Кожемяко // Лесной экономический вестник. – 2010. – № 2. – С. 15-16.
25. Королева, О. Система экологического менеджмента на предприятии / О. Королева // Стандарты и качество. – 2013. – № 4. – С. 32–35.
26. Костин, А.Е. Стратегическое управление вчера и сегодня / А.Е. Костина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2012. – №3. – С.49-53.
27. Ляпкина, Е.В., Медведев, С.О. Экологическая стратегия лесопромышленных предприятий / Е.В. Ляпкина, С.О. Медведев // Экономика природопользования. – 2012. – № 1. – С. 165-170.
28. Марар, О.И. Экологическая культура в современном российском обществе / О. И. Марар // Автореф. дисс. на соис. уч. ст. докт. соц. наук. – Москва, 2012. – 33 с.
29. Маркетинг / Под ред. проф. Э.А. Уткина. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2010. – 320 с.
30. Меркулова, Е.В. Инструменты стратегического управления предприятием / Е.В. Меркулова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. – С. 114-116.
31. Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2009. – 704 с.
32. Методические рекомендации по внедрению и развитию системы экологического менеджмента на предприятиях в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001 / М. Н. Игнатьева [и др.]. – Екатеринбург: УФ ЦПРП, 2010. – 131 с.
33. Морозова, О.В. Роль экологической стратегии в управлении конкурентоспособным предприятием / О.В. Морозова // Вестник СамГУ. – 2011. – № 9 (90). – С. 86-90.
34. Официальный сайт Белорусской экологической ассоциации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://beleco.by
35. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpriroda.gov.by/ru/
36. Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент / Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К.К. Рихтер. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.
37. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.
38. Степанов, С.В. Экологическая стратегия лесопромышленных предприятий [Текст] / С.В. Степанов // Устойчивое лесопользование. — 2013. — № 1. — С. 20-24.
39. Степанов, С.В. Этапы формирования экологической стратегии предприятия / С.В. Степанов // Устойчивое лесопользование. — 2010. — № 3. — С. 30-33