Введение
Прокурорский надзор вызывает огромный интерес в мировой юридической науке, политике и обществе в целом. Это связано с особым значением института прокуратуры. Роль прокуратуры в становлении демократического правового государства в Республике Беларусь определяется тем, что она представляет собой достаточно надёжно работающий механизм формирующейся системы разделения и взаимодействия властей. Она является одним из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы то ни они не исходили (законодательной, исполнительной, судебной властей), в то же время, организационно не входя ни в одну из ветвей государственной власти и ни в коей мере, не превращаясь в некую особую контрольную или какую-либо иную власть.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на сегодняшний день наблюдается тенденция роста преступности. По официальным данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2016 году в нашем государстве зарегистрировано 92,9 тысяч преступлений. В сравнении с 2015 годом данный уровень снизился на 4,2 процента [1]. Все это свидетельствует о постепенном снижении преступности в Республике Беларусь, однако все актуальным остается вопрос по сведению ее к минимуму, и впоследствии к искоренению, в чем велико значение и прокуратуры Беларуси.
Целью курсового исследования является анализ конституционно-правового статуса прокуратуры Республики Беларусь.
1 ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 История развития прокуратуры Республики Беларусь
История действия прокуратуры в Республике Беларусь берет свое начало с 1922 года. До этого времени в нашем государстве не было специального надзорного органа за точным и единообразным исполнением закона.
До 1922 года в Беларусь функциями надзора были наделены такие государственные органы как Центральный исполнительный комитет, Совет Народных Комиссаров, Народный Комиссариат Юстиции, народные суды и так потом.
Вместе с созданием в Беларуси условий для мирного хозяйственного строительства и осуществления новой экономической политики встал вопрос также о создании прокуратуры [2, с. 225].
В 1921 году от В. И. Ленина поступила инициатива в сторону Народного Комиссариата юстиции РСФСР разработать проект Положения о прокурорском надзоре. В мае 1922 года данный проект был передан на рассмотрение ВЦИК. Проект долго обсуждался (на 3 сессии ВЦИК, на 4 Всероссийском съезде деятелей советской юстиции, а также в Политическом бюро). При обсуждении данного Проекта возникало множество разногласий, основные из которых состояли во взаимоотношениях органов прокуратуры с местными властями. Одни обсуждающие предлагали и придерживались позиции, согласно которой прокуратура должна быть единой, неделимой и централизованной системой, независимой от иных государственных органов. Другие высказывались против централизации прокуратуры, о необходимости подчинения данных органов непосредственно местным органам власти.
2 ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Основные цели, задачи и направления деятельности прокуратуры
Законом определены задачи и направления деятельности прокуратуры Республики Беларусь. Задачи прокуратуры Беларуси следующие:
- обеспечение верховенства права, законности и правопорядка;
- защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
На основании перечисленных задач выделены следующие направления деятельности прокуратуры:
- надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями;
- надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
- надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
- надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
- надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера [9].
Заключение
Целью курсового исследования являлся анализ конституционно-правового статуса прокуратуры Республики Беларусь.
Для достижения данной цели решены следующие задачи:
- рассмотрена история развития прокуратуры Республики Беларусь;
- охарактеризовано понятие прокуратуры Республики Беларусь и определено ее место в системе органов государственной власти;
- рассмотрена система органов прокуратуры Республики Беларусь;
- определены цели, задачи и направления деятельности прокуратуры;
- охарактеризована акты прокурорского реагирования.
История создания прокуратуры Беларуси относится к 1922 году, когда впервые было принято Положение о прокурорском надзоре.
В Республике Беларусь только в 1993 году был принят первый закон, регламентирующий деятельность прокуратуры Республики Беларусь. В 2007 году был принят новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», который действует и по сегодняшний день.
Обязанности по созданию, реорганизации и ликвидации органов прокуратуры возложены на Президента Республики Беларусь, который осуществляет их лишь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
Прокуратура Республики Беларусь – это единая и централизованная система органов, которые осуществляют от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняют другие функции, установленные законодательством.
1. Общая статистика за 2016 год [Электронный ресурс] / Министерство внутренних дел Республики Беларусь. – Минск, 2016. – Режим доступа: http://mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=342713. – Дата доступа: 14.03.2017.
2. Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
3. Бибило, В.Н. Судоустройство: учебник / В.Н. Бибило. – Минск: Право и экономика, 2001. – 328 с.
4. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры, 1917-1954 гг.: сборник документов. – Государственное издательство юридической литературы, 1955. – 635 с.
5. Прокуратуре Республики Беларусь – 90 лет [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=91423#doc. – Дата доступа: 04.12.2017.
6. Мартинович, И.И. Становление прокурорского надзора в Белорусской ССР / И.И. Мартинович // Совершенствование прокурорского надзора в СССР. – М. – 1973. – С. 305–312.
7. Собрание узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства БССР: отдел первый. – 1925. – № 28. – Ст. 266.
8. Положение о прокуратуре СССР 1933 года [Электронный ресурс] / Исторические материалы. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://istmat.info/node/24231. – Дата доступа: 04.12.2017.
9. Советская прокуратура: сборник документов. – М., 1981. – С. 129–135.
10. О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г., № 220-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 401-З. – 2/1952.
11. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 19 июл. 2016 г. – Минск: НЦПИ РБ, 2016. – 304 с.
12. Прокуратурой Брестской области проанализирована судебная практика в 2016 году по уголовным делам о коррупционных преступлениях [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=10143. – Дата доступа: 04.12.2017.
13. По требованию прокуратуры Несвижского района РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию» приняты меры по устранению нарушений законодательства о борьбе с коррупцией, о труде [Электронный ресурс] / Генеральная прокуратура Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://prokuratura.gov.by/main.aspx?guid=47574#doc. – Дата доступа: 04.12.2017.
14. Об утверждении Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения: Указ Президента Респ. Беларусь, 23 дек. 2010 г., № 672 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 401-З. – 2/1952.
15. Емельянов, С.Л. Прокурорский надзор: курс лекций / С.Л. Емельянов. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2005. – 144 с.
16. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
17. Прокурорский надзор: учебник / Ю.Э. Винокуров [и др.]; под общ. ред. Ю.Э. Винокурова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшее образование, 2005. – 60 с.
18. Козлов, А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: общая часть / А.Ф. Козлов. – Екатеринберг: УрГЮА, 1999. – 85 с.
19. О борьбе с коррупцией: Закон Респ. Беларусь, 15 июл. 2015 г., № 305-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2016. – № 401-З. – 2/1952.
20. Об утверждении Положения о коллегии Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 июл. 2001 г., № 372 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 621. – 1/13223.
21. О совершенствовании системы органов прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 нояб. 2005 г., № 552 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 552. – 1/6953.
22. Об утверждении Положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 27 мар. 2008 г., № 181 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2015. – № 95. – 1/15665.
23. Чувилев, А.А. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебник / А.А. Чувилев. – М.: Юристъ, 1999. – 400 с.
24. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Белый город, 2006. – 840 с.
25. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы / А.Н. Аверьянов – М.: Политиздат, 1985. – 263 с.
26. О создании государственного учреждения: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 авг. 2006 г., № 482 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2014. – № 137. – 1/14909.
27. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г.: текст Кодекса по состоянию на 9 янв. 2017 г. – Минск: Академия МВД, 2017. – 259 с.
28. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г.: текст Кодекса по состоянию на 19 июл. 2016 г. – Минск: Академия МВД, 2016. – 239 с.
29. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 декабря 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 19 июл. 2016 г. – Минск: Академия МВД, 2016. – 155 с.
30. Сухомлинова, М.П. Роль органов прокуратуры в обеспечении баланса частного и публичного интересов в сфере частной собственности / М.П. Сухомлинова // Актуальные проблемы российского права. – 2015. – № 8. – С. 203-207.
31. Ергашев, Е. Представление как акт прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве / Е. Ергашев // Уголовное право. – 2007. – № 4. – С. 23-27.
32. Белокопытов, В.В. Задачи и полномочия органов прокуратуры при осуществлении надзора за соблюдением законодательства об охране труда / В.В. Белокопытов // ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2017.