ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 АРТИСТИЗМ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Понятие педагогического артистизма, его функции в педагогическом общении
1.2 Компоненты педагогического артистизма
1.3 Уровни развития педагогического артистизма
Выводы по 1 главе:
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТИСТИЗМА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
2.1 Речевое мастерство педагога
2.2 Проявление артистизма педагога в учебно-воспитательном процессе
2.3 Методические рекомендации по формированию педагогического артистизма
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности. Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры. Одно из значительных мест в наборе этих качеств играет и такое индивидуальное начало, как педагогический артистизм.
Важность педагогического артистизма большинством педагогов не осознается. Возможно, это результат того, что долгое время педагогический артистизм находился без внимания исследователей, в лучшем случае интерпретировался как феномен, присущий конкретному педагогическому дарованию, серьезных попыток определения его сути не было. Между тем, в последние годы мы все больше осознаем, что любое образование, поскольку оно базовое – это не только овладение системой знаний, логикой рассуждения и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей, становление внутреннего мира личности на основе знаний, эмоций, веры и любви. Поэтому изменилась роль педагога: современный педагог является проводником не только информации, но и культуры, духовным наставником. Чтобы справиться с такой задачей, ему необходимы развитое мышление, способность к эмпатии, к перевоплощению, сотворчеству и сопереживанию. Он должен уметь поддерживать свою творческую форму. Другими словами, творческий педагог должен овладеть артистизмом.
ГЛАВА 1. АРТИСТИЗМ ПЕДАГОГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Понятие педагогического артистизма, его функции в педагогическом общении
Артистизм – художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-либо деле, особое изящество манер, грациозность движений.
Артистизм – это не только внешние факторы (жесты, мимика, интонация), хотя и они очень значимы для создания атмосферы, но и способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе.
Применительно к педагогике артистизм рассматривается как [1, с. 24]:
– черта личности учителя, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и др.);
– совокупность учебных приемов, «техник». Искусство отбора наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться;
– концепция педагогического творчества.
Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадиях процесса педагогического творчества. Роль и место артистизма в преподавании могут меняться при совершенствовании профессиональной деятельности учителя: он может проявляться как качество личности, а по мере накопления профессионального опыта интегрировать все составляющие работы педагога, синтезировать и делать целостной всю его деятельность [2, с. 51]: .
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ АРТИСТИЗМА В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
2.1 Речевое мастерство педагога
Устная речь является важнейшим элементом профессионального мастерства современного педагога и служит не только решению учебных задач. Выразительная речь помогает учителю создать атмосферу коллективного эстетического переживания, ситуацию эстетической коммуникации, когда учебное общение подчиняется законам художественной логики. Школьники переживают и понимают эстетику науки тогда, когда учитель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников, совмещает в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность с образностью, эмоциональностью, с особенностями своей индивидуальности. Только тогда наука выступает в увлекательной форме, свободной от штампов. Речевое воспитание ведется непрестанно, педагогический смысл овладения образными средствами языка, выразительностью речи определяется и тем, что в них выражается оценочное отношение человека к миру, его моделирование и смысловая интерпретация, служащие важными факторами интеллектуально-эмоционального воздействия на школьников [23, с. 87].
Речь неопытного педагога часто страдает сухостью, монотонностью, невнятна, перегружена логическими ударениями, так как все в ней учителю кажется важным. В ней отсутствует четкая смысловая группировка слов вокруг логических центров. Произвольные паузы, обусловленные не логикой содержания, а просто неумением правильно распределить дыхание, отсутствие интонационной связи между отдельными частями фразы мешают воспринимать смысл устного рассуждения. Отсутствие конкретной цели приводит к тому, что речевое высказывание распределяется на отдельные куски, каждый из которых становится самостоятельно значимым, нарушая тем самым целостность восприятия всей мысли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в курсовой работе мы попытались рассмотреть сущность, специфику и особенности проявления в профессиональной деятельности артистизма педагого.
Мы выяснили, что педагогический артистизм является качеством, имеющим сегодня реальное право быть включенным в профессиограмму современного педагога, так как его значение увеличивается тем сильнее, чем более актуальным становится вопрос о воспитании всесторонне развитой, высокомотивированной личности ученика.
Овладение профессией учителя и развитие творческой индивидуальности должно предполагать воспитание личностных качеств, которые, в свою очередь, становятся показателями профессионализма.
Содержание педагогического артистизма составляют:
– Способность к личностному самовыражению, к выражению внутреннего богатства своей личности, своих мыслей, чувств и настроений; экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения; «заразительность», личное обаяние; открытость, раскованность в выражении своих чувств, свобода и естественность поведения в публичной обстановке.
– Умение гибко перестраиваться в зависимости от ситуации, оперативность, быстрота реакций; легкость приспособления к новым условиям преподавания, обязательная реакция на непредвиденные изменения хода урока, педагогический экспромт, умение удачно импровизировать, отсутствие штампов в общении (стереотипных реакций, механического следования запланированной схеме урока).
– Способность к продуктивной и продолжительной деятельности в условиях эмоционального стресса, развитая воля; саморегуляция своего психического состояния, произвольный вызов, мобилизация творческого самочувствия, противостояние стрессу; умение создавать нужную психологическую атмосферу на уроке.
1. Батищев, Г.С., Лебедева Н.Н. Педагогическое понимание как сотворчество / Г.С. Батищев, Н.Н. Лебедев // Вестник высшей школы. – 1989. – № 8. – С. 23 – 27.
2. Берикханова, Л.Ю. Педагогическая импровизация в школьном учебном процессе. Реформа школы и развитие педагогического творчества учителей /Л.Ю, Берикханова. – Тюмень: Дашков и К, 1988. – 245 с.
3. Бондаревская, Е.В., Кульневич, С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания/ Е.В. Бондревская, С.В. Кульневич. – Ростов-на-Дону: Учитель, 1999. – 560 с.
4. Булатова, О.С. Педагогический артистизм / О.С. Булатова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.
5. Ваганова, Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности /ЖВ. Ваганова. – Тюмень: Примон, 1998. – 190 с.
6. Ваганова, Ж.В. Педагогический артистизм. Можно ли им овладеть? /Ж.В. Ваганова // Народное образование. – 1999. – № 1. – С. 25 –32.
7. Видт, И.Е. Педагогическая культура: сущность и структура /И.Е. Видт// Педагогика. – 2002. – № 3. – С.34 – 41.
8. Гильманов, С.А. Интуиция педагога /С.А. Гильманов. – Тюмень: ТГПУ, 2001. – 300 с.
9. Гребенкина, Л.К. Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие /Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
10. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя /В.И. Загвязинский. – М.: Издательство Сибирь, 1999. – 237 с.
11. Иванихин, В.В. Школе нужен учитель – артист /В.В. Иванихин // Наука и школа. - 2001. – № 2. – С.23 – 28.
12. Каменский, С.Е. Актер или педагог? /С.Е. Каменский // Наука и школа. – 2000. – № 5 – С.12 – 15.
13. Кан-Калик, В.А., Никандров, Н.Д. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
14. Колчеев, Ю. Игровая театральная педагогика / Ю. Колчеев // Воспитание школьников. – 2008. – № 4. – С. 12 – 16.
15. Лапина, О.А., Пядушкина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: шаги к профессии /О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина. – Иркутск: ИГПУ, 2003. – 156 с.
16. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя /Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004. – 320 с.
17. Розниченко, Ю. Секреты режиссуры – учителю /Ю. Розниченко // Народное образование. – 2002. – № 2. – С.7 – 10.
18. Самойлова Е. Учитель – это стильно // Управление школой. – 2004. – № 4. – С.17 – 19.
19. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: Учебноепособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сталстенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа–Пресс, 1998. – 512 с.
20. Смелкова, 3.С. Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках словесности / З.С. Смелкова. – М.: Флинта, 1999. – 232 с. Степанов, С. Шутки уместны / С. Степанов // Управление школой. – 2004. –№ 4. – С. 33 –36.
21. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., Педагогический поиск, 2001. – 166 с.
22. Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии /Н.Е. Щуркова. – М.:Академия, 1998. – 244 с.
23. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для преподавателей и студентов вузов и колледжей. – Учебное пособие. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004 – 230 с.