ВВЕДЕНИЕ
Регулирование охраны окружающей среды и природопользования должно сочетать в себе как административно-правовые средства воздействия, так и меры экономического характера.
Национальная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь к общим направлениям экологической политики относит:
- экологизацию экономики;
- дальнейшее развитие экономического механизма природопользования;
- рациональное использование природных ресурсов;
- экономия природных ресурсов;
- постепенный отказ от интенсивного, даже чрезмерного использования и переход к экономному расходованию невозобновляемых природных ресурсов;
- развитие рынка работ и услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Таким образом, в настоящее время осознается важность и необходимость внедрения экономических инструментов в сферу регулирования экологических отношений.
Так, экологическое законодательство Республики Беларусь содержит понятие экономического механизма охраны окружающей среды», которое появилось здесь с принятием Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».
Так, к элементам охраны окружающей среды данный закон относит:
- планирование природоохранных мероприятий;
- их финансирование;
- кредитование, а также налогообложение с использованием льгот;
- установление лимитов пользования природными ресурсами, а также иные меры, способствующие разумному использованию природных ресурсов.
К экологическим целям государства относят цели:
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования
Следуя ст. 80 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XІІ «Об охране окружающей среды» в целях разработки долгосрочных прогнозов в области охраны окружающей среды разрабатываются территориальные комплексные схемы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, определяющие комплекс мероприятий, касающийся:
- восстановления;
- сохранения;
- улучшения качества окружающей среды;
- рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
- сохранения естественных экологических систем, биологического и ландшафтного разнообразия, природных комплексов и объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, природных территориях, подлежащих специальной охране, и территориях биосферных резерватов.
Территориальные комплексные схемы рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды разрабатываются для конкретных территорий с учетом схемы национальной экологической сети, схемы рационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканского значения и региональных схем рационального размещения особо охраняемых природных территорий местного значения.
Программы и мероприятия по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды финансируются с помощью:
ГЛАВА 2 ПЛАТЕЖИ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
2.1 Налог за использование природных ресурсов (экологический налог)
Плательщиками экологического налога согласно Налоговому кодексу Республики Беларусь признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства.
Так, к объектам налогообложения экологическим налогом относят:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сброс сточных вод;
- хранение, захоронение отходов производства;
- ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.
При уплате налога важно определить его налоговую базу.
Так, налоговой базой при уплате экологического налога следует считать фактические объемы:
- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сбросов сточных вод;
- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
- озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции, заявленных для получения разового разрешения на ввоз на территорию Республики Беларусь и вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, ограниченных к ввозу на территорию Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, выдаваемого Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и дающего право на ввоз на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, в том числе содержащихся в продукции.
ГЛАВА 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1 Меры экономического стимулирования охраны окружающей среды
Финансирование природоохранных мероприятий происходит в том числе и с помощью стимулирования охраны окружающей среды посредством способов, установленных ст.82 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XІІ «Об охране окружающей среды».
Так, к ним относятся:
- установление отдельным категориям юридических и физических лиц налоговых и иных льгот;
- ускоренная амортизация оборудования и других объектов, предназначенных для охраны и оздоровления окружающей среды.
В соответствии со ст. 81 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XІІ «Об охране окружающей среды» финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится из:
- средств республиканского и местных бюджетов;
- средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы;
- средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- средств граждан, в том числе иностранных;
- кредитов банков;
- иностранных инвестиций.
Следует отметить, что законодательством предусмотрены случаи, когда средства, полученные в счет возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду, не направляются в фонды охраны природы, но используются для финансирования мероприятий по охране природных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышеизложенного важно отметить, что под экономическим механизмом охраны окружающей среды понимается правовой институт, который включает в себя совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, которые поступают в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на нее воздействия, финансирования природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путем применения налоговых и иных льгот.
В ходе проведения исследования была достигнута его цель: были изучены вопросы, связанные с правовым обеспечением экологического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
Для достижения цели достигнуты следующие задачи:
- исследовано понятие и состав экономического механизма обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- рассмотрено планирование и финансирование охраны окружающей природной среды;
- исследован экологический налог как плату за природопользование;
- изучено экологическое страхование;
- проанализированы меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Так, в ходе проведенного исследования установлено, что задачами экономического механизма охраны окружающей природной среды является:
- планировать и финансировать природоохранительные мероприятий;
- устанавливать лимиты использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;
- устанавливать нормативы платы и размеры платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
1. Анисимов, А.П. Экологическое право: Учебник для ВУЗов / А.П. Анисимов. – М. : Юрайт, 2010. – 504 с.
2. Боголюбов, С.А. Экологическое право России : Учебник / С.А. Боголюбов. - М. : Омега-Л, 2004. – 511 с.
3. Бринчук, М.М. Экологическое право : Учебник / М.М. Бринчук. – М. : Издательство «Юрайт», 2009. – 670 с.
4. Водный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 30 апреля 2014 г. № 149-З (ред. от 17.07.2017) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
5. Конституция Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 марта 1994 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
6. Кодекс Республики Беларусь о земле : Кодекс Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., № 425-З (ред. от 24.10.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
7. Кодекс Республики Беларусь о недрах : Кодекс Респ. Беларусь, 14 июля 2008 г., № 406-З (ред. от 18.07.2016) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
8. Лесной кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь : 24 декабря 2015 г. № 332-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
9. Об охране окружающей среды : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII (ред. от 17.07.2017) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
10. О животном мире : Закон Респ. Беларусь, 10 июля 2007 г., № 257 (ред. от 18.07.2017) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
11. О растительном мире : Закон Респ. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 205-З (ред. от 18.07.2017) // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
12. Анализ правового регулирования экологического страхования в Республике Беларусь / Белокопытов В. В. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
13. Конституционные основы экологической политики Республики Беларусь / Карпович Н, А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
14. Обращение с отходами в рамках договора аренды помещений / Ерилин Г. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
15. Общие сведения об экологическом паспорте предприятия / Гнедов А. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
16. Организация службы охраны окружающей среды / Самосейко В. Э. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
17. О направлениях государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2016 - 2020 годы / Привалов Ю. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
18. Петров, В.В. Экологическое право России : учебник / В.В. Петров - М. : БЕК. 1995. -557 с.
19. Президент Республики Беларусь и экологическая функция государства / Карпович Н. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
20. Финансирование рационального использования земель / Хоменко О. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
21. Экологическая политика Республики Беларусь: теоретические и концептуальные основы совершенствования правового обеспечения / Карпович Н. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
22. Экологический паспорт предприятия: практика заполнения / Ерилин Г. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
23. Экологическое право: учеб. пособие / С.А. Балашенко [и др.]; под ред. Т.Н. Макаровой, В.Е. Лизгаро. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2008. - 495 с.
24. Экономические инструменты «зеленой» экономики / Дешко Е. А. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.
25. Юридическое содержание экономического обеспечения рационального использования земель / Хоменко О. Н. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2017.