ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития туристической отрасли специалисты, работающие в данной области, используют маркетинговые инструменты с учетом следующих положений: условия на рынке могут быть предвидены, созданы, и даже перенаправлены, путем искусственного, дальновидного планирования туристического продукта. То есть жизненный цикл каждого отдельного продукта может продлеваться и тщательно контролироваться. Следовательно, создатели туристических продуктов могут максимизировать свои результаты, зная, на каком этапе жизненного цикла находятся предлагаемые ими туристические продукты. При отсутствии подобной информации некоторые туристические продукты останутся без должного внимания и в результате не принесут максимальной прибыли. В то же время, обладая подобной информацией, туроператоры могут увеличить свои доходы, а именно установив контроль над жизненным циклом каждого из своих продуктов, увеличить период излучения прибыли, усилив поддержку на определенном этапе жизненного цикла. Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается, в том, что применение на практике концепции жизненного цикла продукта дает возможность прогнозировать продажи, прибыль, издержки в зависимости от стадии жизненного цикла, а также воздействовать на эти процессы с целью получения максимальной прибыли. В курсовой работе рассмотрены инструменты, позволяющие оказывать воздействие на стадии жизненного цикла туристического продукта.
Целью курсовой работы является изучение модели жизненного цикла туристического продукта для определения целей маркетинговых стратегий туристического предприятия.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
‒ рассмотреть сущность и понятие туристического продукта;
‒ описать жизненный цикл туристического продукта;
‒ раскрыть этапы жизненного цикла туристического продукта;
‒ дать организационно-экономическую характеристику туристического предприятия «Лилия-Тур»;
‒ изучить современную концепцию управления жизненным циклом туристического продукта;
‒ описать управление туристическим продуктом в туристическом предприятии «Лилия-тур»;
‒ предложить рекомендации для продвижения и продажи туристического продукта.
Объектом исследования является туристическое предприятие «Лилия-Тур».
Предмет исследования – механизм управления жизненным циклом туристического продукта.
В процессе исследования применялись экономические методы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Сущность и понятие туристического продукта
Туризм по своим главным характеристикам не имеет принципиальных различий от остальных форм хозяйственной деятельности. Однако в то же время в туризме есть своя особенность, которая отличает его не только от торговли товарами, но и от иных форм торговли услугами.
Туризм подразумевает торговлю и услугами и товарами (согласно оценкам специалистов, удельный вес услуг в туризме составляет около 75%, а товаров – 25%), а также специфику потребления туристических услуг и товаров в месте их производства, и более того, в конкретной ситуации [15, с. 31].
В туризме результат деятельности сводится к туристическому продукту. По своей сути туристическим продуктом называется каждая услуга, которая удовлетворяет те или иные потребности туристов и подлежит оплате с их стороны. К подобным услугам относятся экскурсионные, гостиничные, переводческие, транспортные, коммунальные, бытовые, посреднические и иные услуги.
Туристический продукт можно рассматривать в широком и узком смысле. Туристический продукт в узком смысле – это услуги любого определенного сектора Туристической индустрии (к примеру, туристический продукт оператора, гостиничный продукт, транспортной компании и т. д.).
А в широком смысле это комплекс товаров и услуг, который образует в совокупности туристическую поездку (тур) или имеет к ней непосредственное отношение.
Туристическим продуктом называют совокупность вещественных (или предметов потребления) и невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, которые необходимы для удовлетворения потребностей туриста, которые возникают в период его Туристического путешествия и вызванных именно данным путешествием [17, с. 116].
Главным туристическим продуктом называют комплексное обслуживание, другими словами, типичный набор услуг, который продается туристам в одном «пакете».
Туристическому продукту присуще следующие специфические особенности [2, с. 32]:
Во-первых, это комплекс товаров и услуг, которые характеризуются сложной системой взаимоотношений между её различными составляющими.
Во-вторых, спрос на данный продукт эластичен по отношению к ценам и уровню дохода, однако туристический продукт во многом зависит от социальных и политических условий.
В третьих, потребитель, как правило, не имеет возможность увидеть туристический продукт до момента его потребления, а само потребление в
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА НА ПРИМЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ЛИЛИЯ-ТУР»
2.1 Организационно-экономическая характеристика туристического предприятия «Лилия-Тур»
Туристическое предприятие «Лилия-тур» осуществляет туроператорскую и турагентскую деятельность с 2003 года. За это время предприятие выстроило качественные партнерские отношения со множеством клиентов и туристических агентств.
Офис туристического предприятия «Лилия-Тур» удачно расположен на пр. Брестская, дом 19, здесь всегда много народу. Привлечением клиентов в офис служит красочная вывеска, которая привлекает клиентов в туристическое предприятие, а также стенд с информацией для туристов о ценах и турах, которые можно приобрести в туристическом предприятии. Офис располагается на втором этаже и составляет 2 комнаты, которые занимают генеральный директор, директор по продажам, кассир и менеджеры по туризму и рекламе, которые ведут непосредственную продажу туристических путевок. Каждый менеджер занимается продажей туров, его рабочее место оборудовано всем необходимым для успешной продажи, а именно компьютером с выходом в Интернет и туристическими каталогами.
Туристическое предприятие «Лилия-тур» предлагает туры только проверенных туроператоров, являющихся старыми и надежными партнерами фирмы. Например, турфирмы TEZTOUR, ANEXTUR, PEGASTTURISTIK, CORALTRAVEL, NATALIETOURS, MOUZENIDIS-TRAVEL, География, Ростинг по таким направлениям как Турция, Египет, Греция, Испания, Болгария, Италия, Черногория, Кипр, Хорватия и другие страны.
Также туристическое предприятие «Лилия-тур» предлагает автобусные туры по Европе следующих туроператоров: ТОП-ТУР, ВНЕШИНТУРИСТ, ЭКОЛОГИЯ, ГОЛУБАЯ ПТИЦА, БЕЛОРИЕНТИР, ДЛ-НАВИГАТОР, ЭКОТУР-6, ТРЕЙДВОЯЖ. Туристическое предприятие «Лилия-тур» работает без посредников с санаториями по Беларуси таких как «Белая Русь», «Приозерный» к.п. Нарочь, «Магистральный» (Барановичи), «Буг» (Брест), Озерный (Гродно).
«Лилия-тур» имеет в наличии собственный автобус марки «Сетра» вместимостью 50 мест, оборудован видеосалоном, кондиционером, кофеваркой.
Основными направлениями деятельности туристического предприятия «Лилия-тур» являются:
‒ Экскурсия в Беловежскую пущу;
‒ Сказка зимнего Львова;
‒ Главная Ёлка Страны! Дворец Республики;
‒ городские экскурсии (по г. Пинску);
‒ загородные экскурсии (по Пинскому району);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Туристический продукт – представляет собой совокупность определенного количества и качества продуктов и услуг рекреационного характера, подготовленного в данный конкретный момент для реализации потребителю.
Наличие информационного материала, его знание персоналом туристического предприятия и свободное представление по запросу туриста является безусловным требованием создания туристического продукта и его успешной реализацией на рынке.
Идея подкрепления туристического продукта заставляет пристально взглянуть на систему поведения клиента, к тому, как он комплексно подходит к проблеме, которую пытается решить благодаря приобретению туристического продукта. С точки зрения конкуренции, такой подход позволяет Туристическому предприятию выявить возможности подкрепить свое товарное предложение наиболее эффективным способом.
Туристические предприятия должны постоянно искать эффективные пути подкрепления предлагаемых на рынок продуктов.
Стадия жизненного цикла продукта влияет на выбор методов его продвижения, стадия жизненного цикла туристического продукта влияет на решение о методах и объемах работы с ним. Надо заметить, что, в отличие от жизненного цикла продукта, жизненный цикл направления не прерывается, мы можем лишь наблюдать подъемы и спады, а также процесс модификации и изменения продукта направления. Очевидно, что даже если для предприятия туристическое направление является новым продуктом, для рынка оно может таковым не быть, поэтому при «дебютном» выходе на существующий рынок лучше всего предлагать новый продукт уже известного направления, либо высокое качество для самого популярного продукта направления.
Туристическое предприятие «Лилия-тур» осуществляет туроператорскую и турагентскую деятельность с 2003 года. За это время предприятие выстроило качественные партнерские отношения со множеством клиентов и туристических агентств.
Если рассматривать маркетинговую политику туристического предприятия «Лилия-тур», то она организуется по следующим направлениям: анализ рыночных возможностей; определение перспективного целевого рынка; выбор маркетинговой стратегии; разработка комплекса маркетинга; разработка вспомогательных систем маркетинга.
Применение маркетинговых средств в туристической деятельности обусловлено потребностями туроператоров в совершенствовании процесса управления жизненным циклом туристического продукта.
В целях повышения конкурентоспособности оказываемых услуг туристическим предприятием «Лилия-Тур» можно дать ряд следующих рекомендаций:
Основными направлениями совершенствования продвижения