ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Система организации питания туристов
1.1 Современное определение комплекса услуг предприятий питания
1.2 Особенности организации питания туристических групп
Глава 2 Организация питания туристов в Республике Беларусь
2.1 Общая характеристика предприятий питания в Республике Беларусь и Минске
2.2 Анализ рыночной ситуации индустрии общественного питания
Глава 3 Тенденции организации питания туристов в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАHНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А Вкусовые привычки иностранцев
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Наличие объектов общественного питания в Республике Беларусь в 2005-2016 годах (на конец года)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета посетителя предприятия общественного питания
ВВЕДЕНИЕ
Важный элемент в обслуживании туристов - услуги ресторанного хозяйства. Предприятия ресторанного хозяйства обслуживают достаточно разнообразный контингент посетителей-туристов как отечественных, так и иностранных, как организованных, так и индивидуальных. Для каждой категории потребителей нужны особые методы, приемы обслуживания.
В процессе обслуживания туристов ресторанное хозяйство занимает важное место и приобретает специфические черты, что позволяет считать ресторанное хозяйство в курортно-туристических центрах составляющей индустрии туризма. Характерной особенностью обслуживания туристов в гостиницах есть предоставление им полного комплекса услуг.
Различают два основных пути удовлетворения спроса - для организованных и индивидуальных туристов. Организованные отдыхающие платят деньги за питание заранее, когда покупают путевку. Расходы организованных отдыхающих не исчерпываются приобретением путевки. Они дополнительно покупают фрукты, мороженое, напитки. Удовлетворению этих потребностей в значительной мере способствует разветвленность сети предприятий ресторанного хозяйства, уровень и качество обслуживания в них.
В отличие от организованных отдыхающих, туристы-индивидуалы нуждаются не только в основных услугах предприятий ресторанного хозяйства, но и в дополнительных, то есть отпуск обедов, ужинов в дом, а также туристических наборах этих блюд в специальной упаковке, пригодной для потребления на лоне природы и в автомобиле, покупке полуфабрикатов максимальной степени готовности и другой продукции.
Предприятия общественного питания способствуют привлечению к обращению доли доходов туристов из разных регионов.
Актуальность темы исследования основывается на том, что предприятия массового или общественного питания является неотъемлемой частью процесса приема и обслуживания туристов, элементом структуры индустрии туризма. Многие гостиницы имеют собственные предприятия питания. Однако есть и такие, в которых питания не предоставляется вообще или предоставляются только завтраки. В этом случае туристы обслуживаются в прилегающих к гостинице предприятиях питания или на маршруте тура. Также в зависимости от вида туризма и класса обслуживания туристов к питанию предъявляются различные требования.
Исследованием путей повышения качества организации ресторанного хозяйства занимались, как ученые-туризмоведы Байлик С.И., Браймер Р., Волков Ю.Ф., Кабушкин Н.И., Любицева О.О., Мальская М.П., так и специалисты в области организации общественного питания Белошапка М.И., Ефимова О.П., Дудка Г.А., Пятницка Г.Т. Все авторы ведут исследования в параллельных руслах, поэтому существуют объективные предпосылки необходимости исследования и объединения данных
Глава 1 Система организации питания туристов
1.1 Современное определение комплекса услуг предприятий питания
Созданная изначально для удовлетворения нужд потребителей система предприятий общественного питания также отражает степень экономического развития той или иной страны. В свою очередь, степень развития экономики отражается в доходах населения и в его желании потратить некоторую их часть на предлагаемые услуги, в том числе и услуги предприятий общественного питания.
Изучению вкусов потребителей, попыткам максимально полно удовлетворять их потребности, а в необходимых случаях и влиять на них, посвящены многочисленные публикации в печати и научные исследования. Специалистами выделяются групповые, национальные, этнические, а также индивидуальные вкусовые проявления, которые, так или иначе, влияют на предпочтение одного типа питания другому и, как следствие, предпочтение одного типа предприятия другому. Таким образом, следуя привязанностям и нуждам населения, государство, а так же компании, фирмы, организации, специализирующиеся в общественном питании, создают, например, рестораны национальной кухни, концептуальные рестораны, молодежные кафе и бары, закусочные и столовые для служащих, рассчитанные на определенный сегмент рынка и учитывающие социально-экономические особенности своих потребителей. Все эти предприятия работают только в том случае, если они организованы в определенную систему конкретных типов предприятий, за каждым из которых закреплены определенные требования к предоставляемым ими услугам.
Существующий стандарт (ГОСТ 30389-95/ ГОСТ Р 50762- 95) устанавливает классификацию предприятий общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, а также общие требования к предприятиям питания различных типов и классов [18].
Тип предприятия общественного питания определяется характерными особенностями обслуживания, ассортиментом реализуемой кулинарной продукции и номенклатурой предоставляемых потребителям услуг. При определении типа предприятия учитывают следующие факторы:
- ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
- техническую оснащенность (материальную базу, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение);
- методы обслуживания;
- квалификацию персонала;
Глава 2 Организация питания туристов в Республике Беларусь
2.1 Общая характеристика предприятий питания в Республике Беларусь и Минске
Система предприятий общественного питания характеризуется общими признаками, в основу которых положены удовлетворения потребностей человека в потреблении пищи и напитков (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары, кроме заведений, продающих продукты питания «на винос» для домашнего потребления, если эта функция является определяющей в их деятельности).
Общая динамика товарооборота системы общественного питания за 2005 – 2016 годы по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь (Приложение Б) показывает стабильный рост (рисунок 2.1), что делает данную сферу важной для государства не только в контексте обеспечения населения качественными услугами, но и развитии туризма.
Питание является одной из главных услуг, предоставляемых туристам, и включается в их обслуживания полностью или частично
При формировании тура туристу предлагается выбрать один из трех основных вариантов получения услуг питания:
- оплачено питание - означает, что все расходы на питание включены в стоимость тура или гостиничного номера;
- питание не включается в стоимость турпакета и предоставляется за дополнительную плату в месте пребывания;
- самообслуживание - означает, что туристы или сами готовят себе еду, или питаются в других заведениях питания как обычные посетители.
В зависимости от данных факторов при проектировании тура по Беларуси и последующем составлении схемы маршрута туристический оператор должен выбрать из имеющихся в городе предприятий питания то, которое наиболее подходит по своим характеристикам туристу и
Глава 3 Тенденции организации питания туристов в Республике Беларусь
Услуга питания в туризме может быть, как сопутствующей, так и основной (в гастрономическом туре), поэтому развитие туризма немыслимо без развития услуг питания в новых современных формах обслуживания, тенденциях кулинарного искусства, знакомства широкой аудитории с национальными традициями белорусской кухни. Таким образом, тенденции развития должны ориентироваться на мировые стандарты и национальную культуру.
Для наиболее системного представления о тенденциях развития рынка услуг питания для туристов в Беларуси необходимо провести системный анализ. Одной из разновидностей данного анализа может быть SWOT, хотя исходя из обобщенности проблемы его результаты в целом будут слишком рекомендательными и неконкретизированными [13].
Сильными сторонами развития услуг питания в туризме являются:
- обязательность услуг питания в программе любого путешествия (экскурсии и тура);
- геополитическое положение Минска, как столицы и транзитного центра для туристов;
- нахождение в Минске и регионе крупнейших туристических ресурсов.
Наряду с данными сторонами существуют слабые стороны:
- колебания валютного курса снизили спрос на недорогие автобусные туры, что сказалось на снижении потоков транзитного туризма;
- низкий уровень сервиса и профессионализма в предприятиях питания;
- медленное внедрение инновационных технологий в ресторанном хозяйстве, преобладание экстенсивных путей развития.
Неоспоримыми преимуществами для развития отрасли могут стать:
- знаменитое белорусское качество продуктов питания;
- ценовая политика привлекательная для иностранных туристов;
- приток внутренних туристов, за счет снижения выездного туризма;
-роль Белоруссии, как стабильного партнера и миротворца на политической арене и в глазах населения стран-соседей;
- неискушенность внутреннего туриста сервисом.
Угрозами же, не для отрасли в целом, а для частных предпринимателей, на которых в основном, и держится отрасль питания, могут быть:
- рост валютного курса, сдерживающий модернизацию производства и переоформление интерьеров;
- для ресторанов иностранной кухни возросли цены на продукты, закупаемые за рубежом;
- сворачивание программ кредитования мелкого частного бизнеса;
- рост налоговых отчислений, коммунальных и других платежей [17].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Услуги питания в туризме выступают как одни из главных, так как удовлетворяют физиологическую потребность туристов в пище. Однако процесс потребления пищи часто совпадает в туризме с процессом общения между людьми, имеют место также развлекательные аспекты.
Питаются туристы в соответствии с условиями, указанными в путевке, ваучере, договоре, - в ресторанах, кафе, барах и других приспособленных для этого предприятиях ресторанного хазяйства.
Для организации питания туристов используют рестораны, столовые, кафе при гостиницах, мотелях, кемпингах Если они не могут обеспечить питанием всех проживающих, туристическим фирмам следует предложить соседние предприятия ресторанного хозяйства. При выборе места питания необходимо оценить вероятное количество посетителей заведения. Режим работы предприятий питания и форма обслуживания также очень важны при организации питания для туристов. Режим и формы обслуживания не обязательно должны быть постоянны во времени, они могут меняться в зависимости от времени года, вида туризма в данное время, а также предпочтений ожидаемой группы туристов.
Особое внимание следует уделять сервиса завтраков, так как с завтрака начинается день потребителей и от его организации во многом зависят их самочувствие и настроение
Обычно завтрак туристам предоставляется по схеме "шведский стол" с самообслуживанием и выбором блюд из предоставленного ассортимента, по желанию В гостиницах высоких категорий завтрак можно заказать в кафе ресторане или в номер В номерах, оборудованных кухнями и мини-барами, завтрак турист готовит самостоятельно.
Одним из наиболее востребованных из возможных сервисов по предоставлению питания является сервис завтраков. Следует отметить, что завтраки могут предоставляться при различных методах обслуживания и различными видами сервиса. При обслуживании иностранных туристов необходимо учитывать национальные особенности туристов и организовывать знакомство с национальной кухней Беларуси.
Ситуация на рынке предоставления услуг общественного питания в Беларуси за период с 2005 по 2016 годы имела положительную динамику, что подтверждают данные Национального статистического комитета. Так количество объектов общественного питания выросло на 20%. Изучение предприятий общественного питания, рекомендованных для обслуживания туристических групп, велось на основе анализа рыночной ситуации, также было проведено анкетирование туристов, принимаемых туристическим оператором «Алатан Тур», о качестве обслуживания и основных аспектах ресторанной концепции.
Анализ рыночной ситуации индустрии общественного питания Республики Беларусь показывает наличие предпосылок для стабильного
1. Закон Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 года № 128-З. - Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. - 2005– 2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 25.12.14.
2. Закон Республики Беларусь «О туризме» № 326-З от 25 ноября 1999 года. - Национальный правовой интернет-портал [Электронный ресурс]. - 2005–2014. - Режим доступа: http://www.pravo.by – Дата доступа: 29.12.14.
3. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность. Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие / Г.А. Аванесова. - М: Аспект Пресс, 2006. - 320 с.
4. Агафонова, Л.Г. Туризм, гостиничный и ресторанный бизнес: ценообразование, конкуренция, государственное регулирование: Учебное пособие / Л.Г. Агафонова, О.С. Агафонова. - М, 2002. - 352 с.
5. Архипов, В.В. Организация ресторанного хозяйства: Учебное пособие / В.В. Архипов. - М.: Центр учебной литературы, 2007. - 280 с.
6. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство Проблемы, перспективы, сертификация - М.: ВИРА-Р, "Альтерпрес", 2004. - 208 с.
7. Белошапка, М. И. Технология ресторанного обслуживания: Учебное пособие / М.И. Белошапка. - М: Изд центр "Академия", 2004. - 224 с.
8. Бондаренко, Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство: Учебно-практическое пособие / Г.А. Бондаренко. - Минск: БГЭУ, 2001. – 326 с.
9. Борисова, Ю.Н. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания / Ю.Н. Борисова. - М: РИБ "Турист", 1997. – 178с.
10. Бородина, В.В. Ресторанно-гостиничный бизнес: учет, налоги, маркетинг, менеджмент / В.В. Бородина. - М, 2001. - 165 с.
11. Браймер, Р. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р. Браймер. - М: Аспект Пресс, 1995. - 325 с.
12. Волощук, Г.А. Особенности кухни народов мира / Г.А. Волощук, А.В. Ничипоренко. - М.: Реклама, 1990. - 128 с.
13. Волков, Ю.Ф. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Учебное пособие / Ю.Ф. Волков. - Ростов н / Д: Феникс, 2004. - 248 с.
14. Гибсон, П. Ресторанный бизнес Как открыть и успешно управлять рестораном. - М: Рус консулом, 1999. - 272 с.
15. Джум, И. Организация и технология питания туристов: Учебное пособие / И. Джум, С.А. Ольшанская. - М: Магистр, 2011. - 320 с.
16. Дурович, А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов / А.П. Дурович. - М: Новое знание, 2006. -201с.
17. Ефимова, О.П., Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова, И.А. Олефиренко. - М: Новое знание, 2006. - 392 с.
18. Зубарь, Н.М. Логистика в ресторанном хозяйстве: Учебное пособие / Н.М. Зубарь. - М.: Центр учебной литературы, 2010. - 312 с.
19. Кабушкин Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Минск: Новое знание, 2003. - 368 с.
20. Менеджмент ресторанного хозяйства: Учебное пособие / Под ред ГТ Пятницкой - К: КНТЭУ, 2008 - 374 с
21. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Беларусь туристическая. - Минск, 2010 – 2014. - URL: http: //www.http://www.mst.by/ru/tourists-belarus (дата обращения: 23.10.2014)
22. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. - Минск, 2014. URL: http://belstat.gov.by/bgd/public_compilation?id=413 (дата обращения: 16.10.2014)
23. Нечаюк, Л.И. Гостинично-ресторанный бизнес Менеджмент: Учебное пособие / Л.И. Нечаюк, Н.О. Телеш. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 348 с.
24. Новоженов, Ю.М. Зарубежная кухня / Ю.М. Новоженов, Л.Н. Сопина. - М: Высш школа, 1990. - 288 с.
25. Организация обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания / ИН Фурс, ГА Дудка и др-Минск: Белорусская ассоциация кулинаров, 1998 - 416 с
26. Папирян, Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства (отели и рестораны) / Г.А. Папирян. - М: Экономика, 2000. - 207 с.
27. Пятницкая, Г.Т. Менеджмент общественного питания: Учебник / Г.Т. Пятницкая, Н.О. Пятницкая. - М.: КНТЭУ, 2001. - 654 с.
28. Сало, Я.М. Организация обслуживания населения на предприятиях питания. Ресторанное дело: Справочник официанта / Я.М. Сало. - Львов: Афиша, 2005. - 336 с.
29. Смирнов, И.Г. Логистика в ресторанном бизнесе как составляющая логистики туризма / И.Г. Смирнов. – М, 2010. -167 с.
30. Туристический портал Беларуси [Электронный ресурс] / Туризм, отдых, туры. – Минск, 2013. - URL: http: //www.vp.by (дата обращения: 22.10.2014)
31. Туризм, Беларусь [Электронный ресурс] \ Главная \ Туризм. – Минск, 2011. - URL: http: //www.belarus.by (дата доступа: 11.10.2014)
32. Усов, В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания / В.В. Усов. - М.: Академия, 2002. - 415 с.
33. Федцов, В.Г. Культура ресторанного сервиса: Учебное пособие / В.Г. Федцов. - М: Дашков и К, 2009. - 248 с.