Введение
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность понятия выносливости
1.2. Тесты для контроля уровня выносливости
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения уровня развития выносливости в физическом воспитании учащихся разного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Введение
Выносливость – это важное физическое качество, которое заключается в способности длительное время выполнять какую ни будь деятельность без снижения ее интенсивности. То есть организм способен длительное время преодолевать усталость во время движения.
У детей от природы более высокая работоспособность, чем у взрослых. Они нуждаются в постоянном движении, развитии. По этой причине развитие выносливости у детей школьного возраста имеет свои особенности. Это качество необходимо каждому человеку для полноценной жизни. Поэтому физическую выносливость нужно тренировать со школьных лет. Развивать выносливость у детей необходимо, так как без этого качества школьник просто не сможет долго бегать, прыгать, играть в активные игры и т.д. То есть потребность школьника в движении не будет удовлетворяться. Тогда школьник будет вести пассивный образ жизни, который не требует больших затрат энергии.
В физическом воспитании одним из видов выносливости выделяют общую – это длительная физическая деятельность, которая задействует большую часть мышц. Например, продолжительная пешая прогулка, любая подвижная игра с разными движениями и т. д. Этот вид выносливости проявляется в хорошо освоенных движениях. Регулярное развитие выносливости у детей принесет им только пользу:
– укрепляется мускулатура, улучшается функциональность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной системы;
– улучшается физическое и психическое здоровье ребенка;
– повышается умственная и физическая работоспособность;
– повышается аэробная производительность;
– формируются волевые качества личности: целеустремленность, настойчивость, упорство, смелость, решительность, уверенность в своих силах;
– ребенок учиться преодолевать трудности, доводит начатое дело до конца, управлять своими эмоциями.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность понятия выносливости
Выносливость, понимается как способность человека, обеспечивать длительную производительность любой деятельности спортсмена без снижения её эффективности, другими словами это способ сопротивления усталости в процессе занятия физическими упражнениями. Общая выносливость – способность выполнить долгосрочную работу умеренной интенсивности с оптимальной функциональной деятельностью основных жизнеобеспечивающих органов и структур организма, используя весь мышечный аппарат.
Этот режим работы в основном обусловлен упражнениями в умеренно нагруженной зоне, в основном в зависимости от автономной системы организма, особенно сердечно-сосудистых и функциональных возможностей дыхательной системы. Другими словами, физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности. Общая выносливость сформирована как конечный результат развития определенных типов специальной выносливости и определена функциональными возможностями вегетативных систем организма (сердечно-сосудистый, дыхательный, и т.д.), таким образом, её также называют общей аэробной [12].
Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизни, действует как важный компонент физического здоровья и в свою очередь служит предпосылкой для развития специальной выносливости. Большую роль в оптимизации жизненной деятельности организма выполняет общая выносливость, которая может выступать как один из главных компонентов физического состояния человека, а также она может выступать предпосылкой для развития специальной выносливости.
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения уровня развития выносливости в физическом воспитании учащихся разного возраста
2.1. Организация и методы исследования
Исследования проводились с февраля 2020 по март 2020 года. В исследовании участвовали школьники 13-14 и 15-16 лет в количестве 40 человек.
Исследование осуществлялось в 3 этапа. 1 этап –изучались данные специальной научной литературы, решалась первая задача исследования: выявить основные проблемы в процессе развития выносливости. Было проведено тестирование занимающихся. Затем нами был выполнен анализ тестирования.
2 этап – Было проведено тестирование занимающихся. Затем нами был выполнен анализ тестирования.
. 3 этап – систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялась работа. Проводились тестирования уровня выносливости и математическая обработка данных тестирований.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы.
- Тестирование уровня выносливости.
- Эмпирическое исследование.
- Методы математической статистики.
Нами изучалась и систематизировалась научно-методическая литература по вопросам средств и методов развития выносливости у школьников. Анализировалась и рассматривалась специальная литература. Изучались и анализировались понятия средств и методов.
Тестирование уровня выносливости.
Для оценки выносливости школьников использовались следующие тесты:
- 6-ти минутный бег (м).
- Гарвардский степ-тест (кол-во раз).
Заключение
Таким образом, под выносливостью понимают единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению при механической работе.
Анализировав научно-методическую литературу по теме исследования, было определено содержание основных понятий (выносливость и общая выносливость, развитие, методика, метод, средства). Были выявлены особенности проявления выносливости, а также определены средства и методы развития общей выносливости.
Средствами развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Основными методами развития общей выносливости являются: метод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности; метод повторного интервального упражнения; соревновательный метод; игровой метод; метод круговой тренировки.
Благодаря проведенному нами анализу результатов выполнения тестов, направленных на развитие выносливости мы можем сделать следующий вывод. Уровень развития выносливости у школьников 13-14 лет, находится на среднем уровне, об этом свидетельствует процентное соотношение уровня развития выносливости у исследуемых школьников.
Тем не менее, в среднем значении полученных результатов тестирования у школьников 13-14 лет мы можем видеть, что выносливость в данном возрасте имеет отстающий характер.
Уровень развития выносливости у юношей 15-16 лет, находится на высоком уровне, об этом свидетельствует процентное соотношение уровня развития выносливости у исследуемых школьников.
1. Оганян, Е.К. Физиологические особенности развития детей, подростков, юношей: Учебное пособие / Е.К. Оганян. – М.: Спорт – Академ,– Пресс, 2012. – 754 с.
2. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Г. Арефьев. - М.: Спорт, 2012. - 382 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие для студентов и преподавателей институтов физической культуры / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 224 с.
4. Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена [Текст]: учебник / И.В. Аулик. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 201 с.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 528 с.
6. Бутин, И.М. Лыжный спорт: учебник/ И.М. Бутин. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2003. – 192 с.
7. Верхошанский, Ю.Р. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст]: методическое пособие / Ю.Р. Верхошанский. - М.: ФиС, 2013. - 433 с.
8. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте: учебное пособие / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 208 с.
9. Виленский, М.Я. Физическая культура. Рабочие программы. 5-9 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / М.Я. Виленский В.И. Лях. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 104 с.
10. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта [Текст]: учебник / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2012. - 296 с.
11. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б.Н. Мартьянов. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
12. Губа,.. В.П. Теория.. и.. практика.. ранней.. ориентации.. в.. видах.. спорта [Текст]: монография / В.П. Губа. − М.: Советский спорт, 2009. − 304 с.
13. Демидов, В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников [Текст] / В.М. Демидов // Физическая культура в школе. - 2010. - № 8. - С.18-23.
14. Дубровский, В.И. Спортивная медицина: учебник для студентов вузов/ В.И. Дубровский. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2013. – 480с.
15. Евсеев, Ю.И. Физическая культура [Текст]: учебное пособие /.. Ю.И. Евсеев. - Р-на-Д: Феникс, 2007. - 214 с.
16. Евстафьев Б.В. Физические способности, как вид способностей человека: учебное пособие / Б.В. Евстафьев. - М.: Спорт, 2011.- 405с.
17. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2013. – 176 с.
18. Кожемяко Н.В. Лыжная подготовка в школе: учебно-метод. пособие / Н.В. Кожемяко С.В. Погуляев Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова.- Сураж: СПК А.С. Пушкина, 2012.- 46с.
19. Койнова, Э.Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учебное пособие/ Э.Б Койнова. – М.: ИНФА, 2012. – 208 с.
20. Лях, В.И. Двигательные способности школьников [Текст]: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - М.: Терра-спорт, 2012. - 301 с.
21. Лях, В.И. Физическая культура [Текст]: методическое пособие для учителей / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2013. - 182 с.
22. Максименко, A.M., Основы теории и методики физической культуры: Учебно-методическое пособие. / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 165с.
23. Маслак В.А. Методические рекомендации для проведения учебных занятий по разделу лыжная подготовка/ В.А. Маслак, Г.В. Бабичев. - 49 Витебск: ВГМУ, 2010. - 26 с.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М: ФиС, 2008. - 543 с.
25. Озолин, Н.Г. Современная.. система.. спортивной.. тренировки.. [Текст]:.учебное.. пособие./.Н.Г..Озолин..- М.: ФиС, 2009..-..186.с.
26. Платонов В.Н. Лыжный спорт: Учебно-методическое пособие/ В.Н. Платонов и др. - Барнаул: АлтГПА, 2012. - 306 с.
27. Подготовка юных лыжников-гонщиков: Научно-методическое пособие/ Плохой В.Н. - М.: Спорт, 2016. – 184 с.
28. Прохорова, М.В. Педагогика физической культуры [Текст]: учебник / М.В. Прохорова. - М.: Альянс, 2009. - 288 с.
29. Слушкина, Е.А. Исследование развития выносливости в лыжных гонках /Е.А. Слушкина, В.Г. Слушкин // Ученые записки. - М., 2011.-№7.- С. 147-151.
30. Суслов, Ф.П. Современная система спортивной подготовки [Текст]: учебное пособие / Ф.П. Суслов, В.Л. Сыч, В.Н. Шустин. - М.: СААМ, 2014. - 508 с.
31. Теория и методика физической культуры: Учебник /Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 2-е изд. – М.: Советский спорт, 2014. – 464 с.
32. Цвиринько В.Н. Лыжная подготовка: Учебно-методическое пособие/ В.Н. Цвиринько. - Томск: ТУСУР, 2012. - 26 с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 450 с.
34. Шашурин, А.В. Физическая подготовка [Текст]: учебник / А.В. Шашурин. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 403 с.
35. Шевцов, В.В. Общие основы теории и методики физической культуры: учебно-методическое пособие/ В.В. Шевцов. – Тюмень: ТГУ, 2014. – 178 с.
36. Шиян, Б.М. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие/ Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
37. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект [Текст]: книга для педагога / Ю.А. Ясон. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 624 с.