Понятие и сущность конституции
МИТСО (Международный университет)
Готовые курсовые работы
на тему: «Понятие и сущность конституции»
по дисциплине: «Конституционное право»
2020
30 BYN
Понятие и сущность конституции
Тип работы: Готовые курсовые работы
Дисциплина: Конституционное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
ГЛАВА 3 ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Практически во всех современных государствах (независимо от формы государственного устройства и господствующей политической идеологии) существуют конституции. Но наличие в государстве конституции еще не позволяет отождествлять его с «конституционным государством» в современном смысле.
Конституционность государства отнюдь не исчерпывается тем, что в нем существует некий основной закон, возможно, закрепляющий определенный компромисс социально-политических сил, устанавливающий то или иное государственное устройство и компетенцию органов власти.
Конституционность не исчерпывается и тем, что этот основной закон обладает реальным практическим действием, верховенством по отношению к основным законам и может быть изменен лишь путем особой законотворческой процедуры. Это необходимые, но не достаточные признаки конституционной государственности.
В современном смысле конституционность государства – это прежде всего его связанность правом, а конституция – в первую очередь декларация прав человека и гражданина, гарантированных властью и ограничивающих ее осуществление. Иначе говоря, конституция – надлежащая форма основополагающего узаконения правового характера организации и функционирования власти в ее отношениях с субъектами гражданского общества.
На заре ХХ века под Конституцией понималась совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению их функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.
Именно Конституция в юридически значимой форме устанавливает те цели и принципы организации и жизнедеятельности, которые общество перед собой ставит. Это основной закон, регулирующий на демократической и гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, их разграничение, соединение, сплачивающий все население страны в единый народ – носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само государство.
Современную Конституцию можно охарактеризовать следующим образом.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ
Во всех современных государствах демократическая конституция признается основным, связующим звеном всей правовой системы. Конституция является основой правовой системы. Вокруг Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко воспринимать потребности социального развития. В то же время следующей важнейшей законной собственностью конституции является ее превосходство и непосредственный характер действия [1, с. 11].
Термин «конституция» возник в древнем Риме и использовался для обозначения декретов римских императоров.
На латыни слово «конституция» означает «установить», «установить». В юридическом плане конституция является учредительным документом.
Конституция является основным законом государства, который фиксирует организацию государственной власти и определяет ее отношения с обществом и гражданами.
В современном понимании конституции возникло в XVII веке в результате борьбы масс и буржуазии против феодализма. Конституция считалась основным документом государства, направленным на ограничение пределов государственной власти и обеспечение защиты индивидуальных прав и свобод.
В своей наиболее общей форме конституция может быть определена как нормативный правовой акт (совокупность нормативных правовых актов), который обладает высшей юридической силой и регулирует основу взаимоотношений между человеком и государством, конституцией государства и организация государственной власти.
Современное общепринятое понимание сути конституции состоит в том, что конституция является ограничителем государственной власти, то есть устанавливает пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Но хотя большинство конституций зарубежных стран не содержат особых правил верховенства конституций, это обычно следует из статей, определяющих юрисдикцию специальных органов по контролю за конституционностью законов и других нормативных актов.
Таким образом, ст. 161 Конституции Испании налагает на Конституционный суд обязанность рассматривать заявление о конституционности законов и нормативных актов, имеющих силу закона.
ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ, СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
Функции конституции являются выражением основных и основных особенностей права конкретного общества на установленном этапе его развития. Чтобы определить функции конституции, необходимо учитывать тесную связь с общественной целью и сущностью права, регулируя и закрепляя общественные отношения, обеспечивая надлежащую защиту и защиту. В этом понятии проявляется наиболее важная общая социальная функция конституции.
Каргин К.В. интерпретирует общую социальную функцию конституции, которая в основном юридическом документе имеет большое социальное значение, выраженное в социальной необходимости. Это выражение наиболее важных социальных потребностей общества и его отдельных граждан [11, с. 51].
Следует отметить, что суть конституции выражается в общественном компромиссе и достижении соглашения, когда различные общественные и политические силы принимают решения о границах государственного вмешательства в жизнь общества и граждан.
В соответствии с функциями конституции Авакьян С.А. понимает различные проявления в виде назначений и является отражением политики, жизни в обществе и отдельных лиц, а также задач, возложенных на государственные и государственные органы [12, с.106].
Выделяются следующие основные функции конституции:
1. Юридическая функция;
Это под видом конституции как основного источника национальной правовой системы, а установленные в ней нормы имеют высшую юридическую силу и предполагают основу правового регулирования государства [13, с. 15]. Конституция является отправной точкой для всего законодательства.
Юридическая функция обладает следующими свойствами:
- правовая;
Он выражается в конституции основных прав и свобод, которым должны подчиняться все государственные органы и другие субъекты.
- защитная;
Конституция имеет нормы, направленные на защиту конституционного порядка, прав и свобод человека.
- целеполагания;
Он представлен консолидацией в Конституции основных стратегических целей и задач развития государства и общества.
ГЛАВА 3 ВИДЫ КОНСТИТУЦИЙ
Конституционный закон различает фактическую и юридическую конституцию. Фактическая конституция – это действительно существующий социальный порядок (конституционная система), основанный на тех объективных отношениях, которые определяют наиболее важные экономические, политические, социальные и другие характеристики общества. Иными словами, фактическая конституция состоит из экономических, политических и социальных основ общества, которые органически взаимосвязаны.
Фактическая конституция имеет место в любом, в том числе бесклассовом обществе.
Юридическая конституция является официальным определением фактического порядка вещей, средством правового регулирования реальных социальных отношений. Фактическая конституция существует независимо от того, нашел ли она свою юридическую фиксацию или нет [20, с. 38].
Фактические и юридические конституции являются полностью независимыми явлениями и не могут быть идентифицированы. С другой стороны, правовая конституция может считаться производной от фактической конституции.
Фактическая конституция не может не определять структурные и функциональные характеристики правовой конституции, основными из которых являются реальность и соответствие фактическим конституционным отношениям, отсутствие которых приводит к фиктивной конституции.
Если фактические и юридические конституции совпадают, то конституционная система является реальной. Если они не совпадают, они существуют сами по себе, тогда конституционная система является фиктивной, нереальной.
Все конституции также делятся на юридические, а также фактические.
Юридическая конституция – фактически существующий документ, который фиксирует основы такой государственной структуры, как:
- государственные;
- политические;
- экономические.
Важно понимать, что правовая конституция – это, по сути, просто документ, когда он фактически используется в жизни, возникает множество проблем и двусмысленностей, которые разрешаются конкретными законодательными актами, которые уже приняты различными властями и должностными лицами в выполнении положений конституции [21, с. 97].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение представляется целесообразным систематизировать основные выводы, сформулированные в ходе изучения темы курсовой работы.
Конституция является основой и связующим звеном всей правовой системы в современных демократических государствах. Вокруг конституции все законодательство разрабатывается и имеет превосходство над другими нормативными правовыми актами.
Конституция – это компромисс между силами, ведущими политическую борьбу и осознанной волей народа. При изучении в курсовой работе установлено, что конституция развивается вместе с обществом, и сущность конституции может измениться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы и определяет ее нормативную составляющую (законодательство и другие источники права), систему государственных институтов, правовую идеологию, правосознание и основу государственной структуры.
Самые различные разновидности конституций, а также их назначение в государстве определяет роль данного документа. Так, очевидно, что для того, чтобы конституция начала действовать, в ее развитие должно быть принято множество иных актов. Исключительно государства с англо-саксонской системой права могут осуществлять свою деятельность даже без писаных конституций ввиду того, что конституция, по своей сути, хотя и нормативный правовой акт, тем не менее, даже вышеназванные государства нуждаются в ней.
Толкование конституционных норм в каждом конкретном случае предполагает тщательный учет дословного текста положения, подвергнутого толкованию, его места в системе Основного закона, истории его возникновения, его цели и смысла. Вместе с тем, рассматривать объективный смысл Конституции как нечто неподвижное и бессменное, не следует. Она может меняться под влиянием обстоятельств, принимая во внимание долгосрочное действие документа. В данном случае речь идет не о каких-либо новациях текста Основного закона, а о так называемом «молчаливом превращении» Конституции, другими словами, об изменении без вмешательства в текст. В связи с этим точка зрения интерпретатора на то или иное конституционное положение может отличаться от взгляда создателей проекта Основного закона, и эта позиция может стать одной из отправных точек для исследования конституционных положений, не исчерпывая, вместе с тем, всего их многогранного содержания.
1. Василевич, Г.А. Конституция является основным документом для законодательной и правоохранительной деятельности / Г.А. Василевич // Вестн. молодежной науки. – 2001. - № 1. - С.11-19.
2. Доржиев. Ж.Б. Теория государства и права [Текст]: Учебно-метод. пособие / Ж.Б. Држиев. Воронеж: ВСГТУ, 2005. – 345с.
3. Баглай, М.В. Конституционный закон Российской Федерации: учебники / М.В. Баглай. – М., 1998. – 287 с.
4. Лассаль, Ф. О. Сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. – 64 с.
5. Козлов, А.Е. Конституционное право: учеб. пособие / отв. ред. А. Е. Козлов – М.: Издательство БЕК, 1997. – 464 с.
6. Кутафина, О. Е. Государственное право Российской Федерации /под. ред. О.Е. Кутафина. – М., 1996. – С. 44
7. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции // сравнительное конституционное право. – М., 1996. – С. 66
8. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции. Известия ВУЗов. Правоведение, 2006. – №5. – С. 35-36.
9. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции. журнал Российского права. – 1997. – № 10. – С. 63
10. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // Юридический журнал. – 2005. -N 1.-С. 10-15.
11. Каргин, К.В. Юридические документы: учеб. пособие / К.В. Каргин; науч. ред. В.А. Толстик. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с
12. Авакьян, С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. / С.А. Авакьян. – М.: Юристъ, 2005. – Т. 1. – 719 с.
13. Нерсесянц, В.С. Проблемы общей теории права и государства [Текст]: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. – 832с
14. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 200 с.
15. Бошно, С.В. Теория государства и права [Текст]: Учебное пособие / С.В. Бошно. – М.: Инфра-М, 2007. – 400с.
16. Пиголкин, А.С. Теория государства и права [Текст]: Учебник / А.С. Пиголкнин. – М.: Норма, 2003. – 544с.
17. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
18. Бондарь, Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия / Н.С. Бондарь. – М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. – 544 с.
19. Кудрявцев, К.С. Конституционное право РФ / К.С. Кудрявцев. – М.: Юриздат, 2000. – 97
20. Лейбо, Ю.И. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю. И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л. М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 165 с.
21. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. – 2012. – № 6. – С. 97–106.
22. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 327 с.
23. Хабриева, Т.Я. Теория современной конституции / Т.Я. Хабриева, В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2005. – 320 с.
24. Лазарев, В.В. О всеобщих методах историко-политических исследований / В.В. Лазарев // Проблемы взаимосвязи теоретического и исторического юридического научного задания: сб. ст. / М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь»; под ред. В.В. Лазарева, С.В. Липеня. – Минск: Акад. МВД, 2012. – С. 9-18.
25. Зорькин, В.Д. Современный мир, право и Конституция / В.Д. Зорькин. – М.: Норма, 2010. – 544 с.
26. Витрук, Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие / Н.В Витрук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 527 с.
27. Добрынин, Н.М. Российский конституционализм и проблема конституционной реформы. Право и управление. ХХI век 2007. – № 1. – С. 6.
28. Козлова, Е.И. Конституционный закон России: учебник. пособие / E.И. Козлова. – 4-е изд., Перераб. и дополнительные. – Москва: Т. К. Вельби, Издательство Проспект, 2007. – 608 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты