Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния семьи на формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте
1.1. Понятие, сущность и роль ценностных ориентаций в структуре личности
1.2 Юношеский возраст как сенситивный период формирования ценностных ориентаций
1.3 Роль семьи и семейных традиций в формировании ценностных ориентаций в юношеском возрасте
Глава 2. Эмпирическое изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций в юношеском возрасте
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию ценностных ориентаций старшеклассников
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире исследователи отмечают стремительные изменения условий жизни человека. Меняется социальное, политическое, информационное пространство. Это приводит к трансформации личности современного человека, его мировоззрения, взглядов, ценностей.
Изменения, происходящие во всех сферах общественной жизни в последнее десятилетие, влекут за собой кардинальные изменения в психологии, ценностных ориентаций и поступков людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей современной молодежи, поскольку формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества. Неизбежная, в условиях масштабных изменений сложившихся устоев, переоценка ценностей более всего проявляются в сознании молодёжной субкультуры.
Проблема исследования ценностных ориентацией в юношеском возрасте остается актуальной и в XXI так как до сих пор нет единого подхода к понятию феномена ценностных ориентацией; во-вторых, глобальные перемены в общественной жизнедеятельности влекут за собой и радикальные изменения в ценностных ориентациях людей, что особенно заметно у молодого поколения.
Актуальность исследования. Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Определяющая роль семьи в формировании ценностных ориентаций в юношеском возрасте обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни подрастающего поколения. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Ценностные проблемы начали привлекать внимание исследователей с начала XX века, хотя долгое время ценности человеческой культуры рассматривались в свете религии. В эпоху Возрождения центральным пунктом системы ценностей становится человек, в один ряд с истиной, добром, красотой.
В последние годы в научной литературе значительно вырос интерес к проблеме ценностей и ценностным ориентациям. Эта проблема исследуется представителями различных научных дисциплин, в том числе философами, психологами и социологами.
Ряд важных теоретических выводов по вoпрoсам структуры и сoдержания систем общественных и личностных ценностей, ценностных ориентации сoдержат работы П.М. Ершова, А.Г. Здравомыслова, М. Рокича, В. Франкла, В.А. Ядова.
Проблема формирования гуманистических ценностей отражена во взглядах отечественных и зарубежных учёных – А.И. Адамского, Н.П. Аникеева, А.А. Бодалева, П.П. Блонскoго, З.И. Васильева, О.С. Газман, В.А.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.2. Понятие, сущность и роль ценностных ориентаций в структуре личности
В структуре диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень иерархии, определяя характер восприятия условий жизни и деятельности, поведения в долгосрочной перспективе, а в ситуации нравственного выбора являются опорными критериями принятия личностью жизненно важных решений [17, с. 120].
Существует множество подходов к определению ценностных ориентаций личности.
Ценностные ориентации закрепляются жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивают значимое, существенное для данного индивида от незначимого, несущественного.
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Ценностные ориентации личности – многозначное междисциплинарное научное понятие, которое разные авторы интерпретируют по-разному.
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [19, с. 390].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.
Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Автор считает, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности. «Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу» [5, с. 245].
Ценностные ориентации являются сложным социально-психологическим феноменом, характеризующим направленность личности человека, придающим смысл и направление его поведению. Они выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методики исследования
Для проведения эмпирического исследования по изучению ценностных ориентаций старшеклассников, была выбрана соответствующая требованиям исследования выборка – группа испытуемых.
Участники эксперимента:
Учащиеся 10 «А» класса ГУО «Средняя школа № 57 г.Гомеля» в количестве 15 человек. Из них 9 девушек и 6 юношей. Все учащиеся из неполных семей.
Исходя из цели нашего исследования, нами выбраны следующие методики:
1. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации»
Диагностическая цель: Изучение ценностных ориентации личности, посредством выбора терминальных и инструментальных ценностей.
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость – возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности.
Процедура исследования
Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Обследование проводится как индивидуально, так и групповым методом.
Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни [11, с. 385].
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема ценностных ориентаций старшеклассников продолжает оставаться значимым предметом широких междисциплинарных исследований. Именно через молодёжь происходит трансляция накопленного социального опыта и культурных традиций, проектируется и прогнозируется будущее. И важным показателем этих процессов являются ценностные ориентации, так как они выражают основные ценности и цели жизнедеятельности людей.
Изучив теоретические и эмпирические проблемы формирования ценностных ориентаций в юности, мы можем сделать следующие выводы:
1. Ценностные ориентации, являясь центральным личностным новообразованием, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, определяют широкую мотивацию поведения человека и оказываю существенное влияние на все стороны его действительности.
2. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, основу мировоззрения.
3. Специфика ценностных ориентации состоит в том, что эта категория наиболее тесно связана с поведением субъекта, управляет этим процессом как осознанным действием.
4. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Ценностными ориентациями для старшеклассников выступают наиболее значимые и важные жизненные цели и установки, которые формируются под воздействием внутренних и внешних факторов.
5. Ценностно-смысловая сфера в юношеском возрасте – это сложное системное образование, не статичное в силу возрастных особенностей, в которое включены определенные иерархические структуры, укоренившиеся в сознании индивида и оказывающие влияние на него, как внутренние нормы поведения и оценки, и как строители жизненных перспектив молодых людей.
6. Функциями ценностных ориентаций в юношеском возрасте являются:
– адаптивная, позволяющая гармонизировать процесс адаптации личности к окружающей среде;
– регулятивная функция, позволяющая регулировать своё и чужое поведении с точки зрения нравстенно-этических норм и принципов личности;
– мобилизующая, спобствующая мобилизации деятельности личности.
7. На формирование ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте оказывают влияние разнообразные факторы: школьные традиции
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства. Учебное пособие./В.В. Абраменкова. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 431 с.
2. Артюхова, И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84 – 87.
3. Барабанова, В. В., Зеленова, М. Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации/В.В. Барабанова, М.Е. Зеленова // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 1. – С. 52 – 58.
4. Белинская, Е.П., Тихомандрицкая, О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов./ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 301с.
5. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов./ Б.С. Волков. – М.: Трикста, 2006. – 256 с.
6. Голуб, А.М. Формирование ценностных ориентаций молодёжи в процессе досуговой деятельности/А.М. Голуб// Сацыяльна-педагагічная работа. – 2009. –№ 4. – С. 53– 57.
7. Жиров, Ю.С. Семья в системе ценностей учащейся молодежи/ Ю.С. Жиров // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – № 6. – С. 3 – 12.
8. Залевская, Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания [Текст] / Н.А. Залевская, С.А. Есенина// Образование. – 2004. – № 6. – С. 16 – 24.
9. Здравомыслов, А.Г. Потребность. Интересы. Ценности./ А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1996. – 221 с.
10. Канаева, Н. А. Ценности и их влияние на формирование личности // Молодой ученый. – 2010. – №1 – 2. Т. 2. – С. 200 –202.
11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов/А.Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
12. Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности/ Е.В. Киприянова//Обществознание в школе. – 2000. – № 2. – С. 50 – 52.
13. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников/ Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 29 – 37.
14. Колмогорова, Л.С. Исследование ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте/Л.С.Колмогорова// Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 2. – С. 212 – 214.
15. Коробкова, В.В. Воспитательный потенциал семьи [Текст] / В.В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 6. – С. 99 – 102.
16. Корявая, С.М. Ценностные предпочтения молодежи/ С.М. Корявая // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – № 10. – С. 49 – 54.
17. Ольшанский, В.А. Старшеклассник в изменяющемся мире: социологическое исследование/ В.А, Ольшанский //Народное образование. – 2000. – № 3. – 117 – 120 с.
18. Погонина, Е.А. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи / Е.А. Погонина, Е.О. Васильева; БелГУ // Психологическая культура личности: теория и практика: материалы II Всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 23 апр. 2009 г. / Белгор. гос. ун-т ; отв. ред. Н.И. Исаева. – Белгород, 2009. – С. 227 – 231.
19. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 2000. – 440 с.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста./Ф. Райс. – СПб.: Питер, 2000. – 312 с.
21. Салахова, В.Б К проблеме исследования ценностных ориентаций в зарубежной и отечественной литературе/В.Б. Салахова// Наука и современность. – 2010. – № 2. – С. 213 – 220.
22. Свинина, Н.Г. Жизненный опыт учащихся в контексте личностно ориентированного образования/ Н.Г. Свинина// Педагогика. – 2001. – № 7. – С. 27 –34.
23. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. Учебное пособие./ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с.
24. Фаизова, В. Б. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций молодёжи [Текст]// Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 188 – 191.
25. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система./ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.