ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 ПОНЯТИЯ «МОРАЛЬ», «НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ». КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.3 ФОРМЫ И МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СШ №1 Г. МОЗЫРЯ)
2.1 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
2.2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В ПРОЦЕССЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
2.3 СПЕЦИФИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СШ №1 Г. МОЗЫРЯ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
При формировании личности ценность нравственности, морального и эстетического воспитания чрезвычайно велика. Формирование правильного отношения учащихся к окружающему миру и определение их морального положения представляет собой довольно сложный педагогический процесс, основанный на правильном, гармоничном развитии чувств.
Деятельность учебных заведений является основным инструментом гражданского и социально-нравственного воспитания. Решение учащегося строить свою деятельность в соответствии с интересами и потребностями общества связано с формированием устойчивых моральных качеств. Задача школы в этом случае заключается в передаче ценностей общества каждому ученику, а также формирование их интеллектуальных, эмоциональных, деловых и коммуникативных навыков.
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения характерна для любой исторической эпохи, в наше время эта проблема наиболее актуальна. Специфика времени, его особенности на каждом этапе развития общества характеризуются и специфическими задачами. Был пройден этап крушения всех нравственных идеалов, когда нравственный вакуум обезличивал человека и целые нации. Особо подвластно духовно-нравственному опустошению молодое поколение, которому суждено определять будущее любой страны. Исходя их этого, сформировалось осознание необходимости последовательно формировать в сознании молодых людей те ценностные новообразования, которые способны не только вытеснить имеющийся негатив, но и заполнить образовавшуюся пустоту нравственным содержанием.
Проблема нравственного воспитания личности ученика отражена в работах многих педагогов (А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламов и др.), которые представляют сущность нравственного воспитания в качестве неотъемлемой части системы образования, а также выявили основные формы и методы. Деятельности учителя в области нравственного воспитания студентов посвящены работы М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжного, Т.Ф. Лысенко и другие.
В то же время, как и прежде, существует острая проблема формирования нравственных и этических идей. Очевидно, что личность учителя, которая требует не только знания предметной области и методов обучения, но и способности ориентировать свою деятельность на нравственное воспитание в образовательной деятельности, становится ведущей линией в решении этой проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятия «мораль», «нравственная культура личности». Критерии нравственной воспитанности личности
Проблема поиска путей духовно-нравственного воспитания детей на данный момент имеет важное социокультурное значение, поскольку она самым непосредственным образом определяет направленность личности, ее самостоятельность, толерантность, ответственность, самореализацию. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации взаимодействия учреждения образования им семьи.
Степень научной разработанности проблем воспитания духовно-нравственной культуры, организации взаимодействия школы и семьи по данному вопросу значительна. Это связано с тем, что эта комплексная и многоаспектная научная проблема рассматривалась разными зарубежными и отечественными авторами с позиций различных гуманитарных наук.
Проблема нравственного воспитания школьников на сегодняшний день является не только актуальной, но и активно дискутируемой, в связи с чем возникает потребность в первую очередь осмыслить понятие «нравственное воспитание».
Нравственная культура личности – это многоаспектное явление, ее компоненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечеловеческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла. Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей. Неотъемлемыми элементами культуры нравственного сознания является богатство этических знаний, наличие представлений и понятий о нравственных принципах и нормах, моральных ценностях, умение пользоваться этическими знаниями при определении гуманности и негуманности, при моральном выборе.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [14]. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ (из опыта работы СШ №1 г. Мозыря)
2.1 Содержание работы классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся
Экспериментальной базой исследования является ГУО «Средняя школа №1 г. Мозыря». Представим далее опыт работы классного руководителя 8 класса по формированию нравственной культуры учащихся.
Целью нравственного воспитания учащихся в данной образовательной организации является: приобщение школьников к моральным ценностям человечества и общества через систему знаний, формирование нравственных убеждений и выработку на их основе общепринятых социально-одобряемых форм поведения.
Задачи нравственного воспитания:
1. Раскрытие обучающимися содержания общечеловеческих ценностей, определение их значимости для системы человеческих отношений.
2. Осознание и принятие общественных норм и правил поведения обучающимися.
3. Привитие обучающимся младшего школьного возраста ответственного и добросовестного выполнения нравственных норм и правил поведения дома, в школе, общественных местах.
4. Воспитание восприимчивости к аморальному поведению в учебной, трудовой и общественной деятельности, в личных делах и поступках обучающихся.
Формирование нравственных представлений осуществляется в школе на всех уроках. Воспитывает не только содержание, методы и организация образования, но и сам учитель, его личность, знания, убеждения, а также атмосфера, которая развивается во время урока, стиль отношений между учителем и детьми и детьми между собой.
Среди эффективных форм работы, способствующих формированию нравственных ценностей можно выделить следующие:
Классные часы в форме семинаров, круглых столов, бесед, дискуссии по духовно-нравственной проблематике. В своей практике классный руководитель использует такие темы, как «В мире ценностей», «Мой нравственный выбор»;
В подростковом возрасте на формирование мировоззрения детей еще оказывает влияние пример взрослых. Поэтому в классе организуются встречи с творческим людьми, общественными деятелями. Это - местный писатель или художник, представитель администрации района. Данные встречи также проводятся и в контексте профориентации подростков (встреча с сотрудниками МЧС, органов внутренних дел и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью исследования данной курсовой работы было определить теоретические основы и специфику практической реализации нравственного воспитания в условиях образовательного учреждения.
Сначала мы раскрыли теоретические основы нравственного воспитания школьников. Основными критериями нравственности человека являются его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к близким и незнакомым людям. В начальной школе детям прививают нравственную культуру, которой они руководствуются в различных жизненных ситуациях. Благодаря ей школьники имеют представление о положительных/отрицательных последствиях и дают им осознанную оценку. Содержание нравственного воспитания определяется основными компонентами структуры личности, среди которых в первую очередь необходимо назвать: когнитивный (нравственное сознание), деятельностный (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности, нравственные ценности) и личностно-творческий (направлен на формирование соответствующего поведения и деятельности, нравственные чувства). Каждый из этих компонентов со своей стороны наполняется содержанием, ориентируясь на отдельное направление целостного процесса нравственного возрождения государства, общества, человека. Наиболее ответственным периодом становления личности является подростковый возраст, когда необходимо помочь подросткам найти главные нравственные приоритеты, способствовать формированию нравственных убеждений.
Далее мы определили содержание работы классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся. Экспериментальной базой исследования является ГУО «Средняя школа №1 г. Мозыря». Представим далее опыт работы классного руководителя 8 класса по формированию нравственной культуры учащихся. Целью нравственного воспитания учащихся в данной образовательной организации является: приобщение школьников к моральным ценностям человечества и общества через систему знаний, формирование нравственных убеждений и выработку на их основе общепринятых социально-одобряемых форм поведения. Методика организации воспитательной работы по формированию нравственных ценностей включает в себя взаимодействие в коллективе, с семьей, школой и обществом.
Далее мы выявили специфику взаимоотношений школы и семьи. В процессе проведения исследования нами было выявлено, что значительное место в деятельности учреждения образования занимает просветительская работа с родителями по формированию духовно-нравственных качеств детей , путем использования различных форм, методов и принципов работы. Грамотно поставленная работа педагога с родителями будет способствовать более полному формированию духовно-нравственной культуры школьников, а этим и является процесс взаимодействия школы и семьи.
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1988. – 354 с.
2. Баранок, В.Н. Духовно-нравственное воспитание школьников: курс лекций / В. Н. Баранок. – Витебск : Издательство ВГУ, 2007. - 100 с.
3. Гавриловец, К.В. Воспитание нравственной личности в школе (фрагменты монографии) / К.В. Гавриловец // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 11. – С. 37–43.
4. Горбунова, М.Б. Формирование духовно-нравственной культуры учащихся / М.Б. Горбунова // Адукацыя i выхаванне. – 2008. – № 2. – С. 27–32.
5. Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. - 2002. - № 3. - С. 19-23.
6. Духовно-нравственное воспитание: пособие / сост. С.А. Титова. –Минск: Красико-Принт, 2006. – 125 с.
7. Жоголь-Лабзеева, И.П. Особенности формирования нравственной культуры старшеклассников / И.П. Жоголь-Лабзеева // Адукацыя i выхаванне. – 2009. – № 2. – С.17–25.
8. Журлова, И.В. Педагогика: Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Организация свободного времени учащихся: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. –С. 56–63.
9. Земцова, Е.А. Тренинг в воспитательной работе / Е.А. Земцова // Народная асвета. – 2008. – № 11. – С. 73–77.
10. Лаптенок, А.С. Особенности нравственного развития личности в современной культуре / А.С. Лаптенок // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 7. – С. 72–79.
11. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 1999. – С. 263–280.
12. Новичихина, Н.В. Методическое пособие по формированию и развитию нравственных качеств личности подростка / Н.В. Новочихова, А.В. Степурко, Е. Тушкова. – Барнаул, 2010. – 136 с.
13. Новлянская, З. Н. Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе / З. Н. Новлянская // Психологическая наука и образование. - 1996. - №1. - С.46-52.
14. Орлова, Л.В. Нравственные ориентиры поведения в раннем юношеском возрасте / Л.В. Орлова // Теория и практика нравственного воспитания: история, современность, перспективы: матер. междунар. науч. конф. / МГПИ им. Н.К. Крупской. – Мозырь, 1998. – С. 81–83.
15. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 163–172.
16. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2009. – 576 с.
17. Сивашинская, Е.Ф. Педагогика современной школы: курс лекций / Е.Ф. Сивашинская, И.В. Журлова. – Минск: Экоперспектива, 2009. – С. 140–149.
18. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, В.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С. 309–315.
19. Солонец, Е.Г. Положительная «Я-концепция» личности / Е.Г. Солонец // Народная асвета. – 2010. – № 4. – С. 49–52.
20. Степаненков, Н.К. Педагогика школы / Н.К. Степаненков. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2007. – С. 270–284.
21. Сятковская, Н.В. Проблемы нравственного развития и воспитания старшеклассников / Н.В. Сятковская // Теория и практика нравственного воспитания: история, современность, перспективы: матер. междунар. науч. конф. / МГПИ им. Н.К. Крупской. – Мозырь, 1998. – С. 125–127.
22. Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. – Минск: Унiверсiтэцкае, 2000. – С. 418–444.
23. Шило, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в школе / Е.В. Шило // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2011. – № 3. – С. 20–23.
24. Шумская, Л.И. Проблемы воспитания учащейся молодежи / Л.И. Шумская // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 5. – С. 57–60.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя / М.Г. Яновская. – М. : Просвещение, 1986. – 371 с.