ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 ПОНЯТИЕ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.2 ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 ПОНЯТИЕ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН ЗА РУБЕЖОМ
2.2 ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН ЗА РУБЕЖОМ
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.2 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЗАДАЧА
АНАЛИЗ НОРМЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Преступность женщин является одной из проблем современности. Криминологи отмечают, что в последнее время темпы прироста числа выявленных женщин, совершивших преступления, опережают соответствующий показатель, относящийся к мужчинам.
Особую тревогу вызывает рецидивная преступность среди женщин. Временной интервал рецидива у женщин приближается к показателю рецидива у мужчин: каждая четвертая женщина совершает новое преступление в течение первого года после отбытия наказания, из них 60 % – после освобождения из мест лишения свободы.
Криминологи указывают на взаимосвязь между образовательным уровнем женщин-преступниц и характером совершаемых ими преступлений. Так, среди женщин, совершивших кражи, грабежи и убийства, преобладают лица с общим средним и средним специальным образованием, а среди женщин, совершивших разбои, – с общим базовым. Около 70 % женщин, не имеющих общего базового образования, составляют лица, осужденные за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Большинство преступниц с высшим образованием и незаконченным высшим образованием осуждены за преступления против интересов службы. Криминологи также отмечают, что среди женщин, которые совершили преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, преобладают лица, имеющие общий средний образовательный уровень.
Объект работы – общественные отношения, связанные с особенностями назначения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин в Республике Беларусь и за рубежом.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с особенностями назначения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин в Республике Беларусь и за рубежом.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие назначения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин в Республике Беларусь
Одной из актуальных проблем женской преступности является ее криминальный аспект. Вопросы отбывания наказания женщинами, совершившими преступления (далее также именуемые женщинами-преступниками), начинаются со стадии его назначения. Традиционная практика привлечения лиц к уголовной ответственности указывает, во-первых, на то, что гендерный признак является одним из оснований для применения других мер уголовной ответственности в отношении женщин без достаточных аргументов, что, таким образом, является целью исправления лица, совершившего преступление, и предупреждений о совершение новых преступлений как осужденным, так и другими лицами. Во-вторых, ограничения, предусмотренные законодателем при наложении определенных видов наказания (общественные работы, аресты, ограничение свободы) на женщин-преступников, имеющих детей, не допускаются к суду, если норма предусматривает три или четыре альтернативных санкции, устанавливая - Криминализация конкретного преступления, применять их все. В-третьих, осужденные женщины подвергаются слишком длительному тюремному заключению без учета их биологических и физиологических характеристик, а также характера и степени общественной опасности совершенного преступления и обстоятельств его совершения.
В результате мы попытались оценить потенциал и степень эффективности приговора к тюремному заключению в отношении женщин-преступников. Эта задача актуальна, потому что за последние семь лет уровень рецидивизма среди женщин почти удвоился. Кроме того, число осужденных женщин, совершивших преступление в первый год после освобождения из тюрьмы, превышает число женщин, совершивших преступление в тот же период после отбывания оставшейся части наказания. В связи с этим, по нашему мнению, мнение о том, что наказание в виде лишения свободы является наиболее эффективным, является ошибочным [1]. Это предположение основано на предположении, что лицо, совершившее преступление, ценит личную свободу превыше всего.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН И ЗА РУБЕЖОМ
2.1 Понятие назначения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин за рубежом
Женская преступность является не только общественно опасным явлением, но и приводит к негативным социальным последствиям, оказывающим влияние на снижение роли женщины в укреплении семьи, что приводит к разрушению данного института, наносит непоправимый ущерб детям, которые оказываются безнадзорными и часто становятся на путь совершения преступлений [16].
Так как совершение преступления женщиной влечет гораздо более ощутимый нравственный ущерб для общества по сравнению с аналогичным деянием, совершаемым мужчиной, а также в значительной степени влияет на преступность несовершеннолетних, организация исправительного процесса, частью которого является получение образования, в исправительных колониях, в которых содержатся осужденные к лишению свободы женщины, приобретает особое значение.
По данным исследования уровня образования женщин в местах лишения свободы в 2017 г. количество лиц женского пола, не имеющих общего базового образования, составляет 3,7 %; 14 % имеют только общее базовое образование; 41,5 % – общее среднее, 33,3 % – профессионально-техническое или среднее специальное; 0,5 % – незаконченное высшее, 7 % – высшее.
В 2014 г. количество женщин, не имевших общего базового образования, составляло 6,3 %; 10,2 % имели только общее базовое образование; 52 % – общее среднее, 25 % – профессионально-техническое или среднее специальное, 2,4 % – незаконченное высшее, 4,1 % – высшее.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЗА РУБЕЖОМ
3.1 Проблемы назначения наказания в виде лишения свободы в отношении женщин в Республике Беларусь
Следует отметить, что в ИК для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, имеется дом ребенка, где до достижения трехлетнего возраста постоянно содержатся 30–50 детей, рожденных осужденными женщинами. Как показало исследование, матери в таких случаях проживают отдельно от детей, а проблема пребывания ребенка после достижения им трехлетнего возраста всегда остается открытой. Проживание таких лиц вне ИК на время освобождения от работы по беременности и родам, а также на период до достижения ребенком трехлетнего возраста, что предусмотрено ст. 91 УИК, вообще не практикуется. В этом отношении заслуживает внимания система отбывания наказания в виде лишения свободы некоторых стран Европы. Так, в Германии существуют автономные тюремные комнаты для матери и ребенка площадью 20 кв. м, предусмотрены ясли, сад, детские площадки, специальный лифт для подъема детских колясок на жилой этаж и др. Содержание осужденной матери с ребенком продолжается до достижения им школьного возраста. В Финляндии ребенок находится с матерью до четырех лет. Когда женщина занята на работе, дети проводят время под присмотром квалифицированных детских работников [4]. В Ирландии осужденную женщину освобождают досрочно после того, как ее ребенку исполнилось девять месяцев. В Дании, Греции предусмотрено совместное проживание матери и ребенка даже в тех случаях, когда женщина приговорена к одиночному заключению [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кроме взаимодействия на ведомственном уровне важным является взаимодействие разных исправительных учреждений друг с другом для обмена опытом организации образования осужденных к лишению свободы. Создание центра, аккумулирующего опыт разных исправительных учреждений по внедрению образовательных программ, формирование электронной базы таких программ, апробированных в разных исправительных учреждениях, в значительной степени будет способствовать развитию образования в местах лишения свободы и повышению эффективности применения образования как одного из основных средств достижения целей уголовной ответственности. ИК № 4 лучше всего подходит для создания такого центра, поскольку является единственным исправительным учреждением Республики Беларусь, в котором содержатся и несовершеннолетние, и взрослые осужденные; есть и школа, и ПТУ, созданы условия для получения высшего образования в дистанционной форме; имеется опыт организации дополнительного образования взрослых, приобретенный в рамках реализации проектов «Образование взрослых для ресоциализации и профессионализации в исправительных учреждениях Гомельской области» и «Образование открывает двери».
В исправительной колонии для лиц женского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы (ИК № 24), сложности в организации образования осужденных и его применении как средства достижения целей уголовной ответственности обусловлены тем, что рассматриваемая исправительная колония находится в трех километрах от ближайшего населенного пункта – городского поселка Заречье. Кроме того, в этом населенном пункте нет ни ПТУ, ни среднего специального учебного заведения. Учитывая удаленность исправительной колонии от населенных пунктов и возникающие в связи с этим трудности в привлечении педагогических работников для обеспечения образовательного процесса, частично вопрос с организацией образования можно решить путем создания условий для получения образования в дистанционной форме, а также внедрения электронного обучения в сотрудничестве с Министерством образования Республики Беларусь в рамках реализации Концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года.
ЗАДАЧА
Дробышев, находясь на остановке общественного транспорта, заметил, как двое мужчин, заламывая руки третьему, пытаются усадить его в автомашину. Подумав о том, что совершается преступление, Дробышев подбежал к автомашине и нанес несколько ударов кулаком одному из мужчин. Однако в это время к нему подбежал водитель автомашины и, представившись работником милиции, пояснил, что происходит задержание особо опасного преступника.
Можно ли привлечь Дробышева к уголовной ответственности за насилие в отношении работника милиции?
Ответ
Нет, нельзя. Однако, если бы Дробышев знал о том, что данные лица – сотрудники милиции, то тогда его действия должны быть квалифицированы по ст.364 УК. Однако на основании ст. 35 УК не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, когда его задерживают, чтобы передать властям и предотвратить совершение новых преступлений, когда он пытается или может скрыться от следствия и суда, если это было невозможно задержать такого человека другими способами, и в то же время превышение необходимых для этого мер не допускается.
АНАЛИЗ НОРМЫ
Ч.1 ст.161 УК
Диспозиция описательная, санкция альтернативная ввиду наличия нескольких вариантов наказания.
Менее тяжкое преступление ввиду наказания менее двух лет лишения свободы.
Состав преступления формальный. Формальный состав – состав преступления, в котором описание объективной стороны преступления ограничивается указаниями на совершенные действия.
Потерпевший – больное лицо.
1. Антонов А.Г. Отсрочка отбывания наказания: проблемы правового регулирования // Вестн. Кузбаского ин-та. – 2012. – № 4.
2. Баллаева Е.А. Гендерная экспертиза российского законодательства: репродуктивные права женщин в России [Электрон. ресурс]. – URL: http:// www.gender.ru
3. Беккариа Ч. Рассуждение о преступлениях и наказаниях. – М., 2004.
4. Верховный Суд РФ. Официальный сайт//http://www.vsrf.ru
5. Долгова А.И. Криминология. – М., 2003.
6. Завадская Л.Н. Гендерная экспертиза российского законодательства. – М., 2000.
7. Игнатов А.Н. Некоторые аспекты реформирования уголовного законодательства // Журн. рос. права. – 2003. – № 9.
8. Карпец И.И. Индивидуализация наказания в советском уголовном праве. – М., 1961.
9. Кацуба С.А. Институт отсрочки отбывания наказания. – Рязань, 2009.
10. Кленова Т.В. Принципы уголовного права и принципы кодификации в уголовном праве. – М., 1999.
11. Козаченко И.Я. Уголовное право как основной инструмент уголовно-правового регулирования. – М., 2004.
12. Кравцова Е.Е. Материнство как объект уголовно-правовой охраны: материалы междунар. науч.-практ. конф. – Владивосток, 2008.
13. Красильникова М.С. Некоторые вопросы уголовно-правового регулирования отсрочки отбывания наказания // Вестн. КемГУ. – 2013. – № 3.
14. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. – М., 1969.
15. Кузнецова Н.Ф. Принципы уголовного законодательства. – М., 2005.
16. Ломброзо Ч. Преступный человек [Электронный ресурс]. – URL:http://www.universalinternetlibrary.ru/book/6558/ogl.shtml
17. Лопашенко Н.А. Основы уголовно-правового воздействия: уголовное право, уголовное законодательство, уголовно-правовая политика. – СПб., 2004.
18. Мальцев В.В. Принцип гуманизма в уголовном законодательстве // Рос. юстиция. – 2002. – № 7.
19. МВД России. Официальный сайт//https://mvd.ru
20. Мосгорсуд. Официальный сайт//http://www.mos-gorsud.ru
21. Московский областной суд. Официальный сайт//http://www.mosoblsud.ru
22. Наумов А.В. Принципы советского уголовного права// Сов. уголовное право. Общая часть / под ред. Г.А. Кригера. – М., 1988.
23. Нижегородский областной суд. Официальный ресурс. – URL: http://oblsudnn.ru
24. Права человека. Основные международные документы : сб. док. – М., 1989.