Раздел I. Учебно-воспитательная работа по предмету
За время практики я посетила 6 уроков учителей-предметников. Проведенные уроки относились к различным типам: урок изложения нового материала, урок повторения и обобщения знаний учащихся, комбинированный урок, урок самостоятельной работы учащихся, урок – беседа, практическое занятие.
Учителя применяли различные методические приемы, такие как: различные формы изложения материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы закрепления навыков, различные виды контроля знаний.
В своей последующей работе я старалась использовать методы и приемы:
- устное изложение материала (объяснение, беседа, рассказ, метод иллюстрации и демонстрации).
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебными пособиями, проблемные вопросы и задачи);
- методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала (работа с учебными пособиями);
- методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков (письменные и практические работы);
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла.
Я проводила уроки психологии в группе №.... Группа отличается достаточно хорошей успеваемостью и дисциплиной. Уроки проводить было нетяжело.
За весь период практики я разработала и провела 4 урока по психологии и этике деловых отношений, один из которых был зачетным. Данные уроки были оценены высоко в 8-9 баллов. Зачетный урок был на тему: «Психологические защиты».
Раздел II. Воспитательная работа в рамках кураторской деятельности
Педагогическая практика по классному руководству проходила в группе №..., куратором которой была .... Данный коллектив можно охарактеризовать как сплоченный и активный.
Воспитательная работа куратора предусматривала психологическое просвещение и повышение уровня психологической культуры, а также направлена на воспитание коллектива, организацию перспективных устремлений учеников, на формирование здорового общественного мнения.
В процессе практики была поставлена ведущая воспитательная задача:
повышение уровня психологической культуры учащихся, профилактика эмоциональных и коммуникативных нарушений, формирование здорового общественного мнения, воспитание стремления к самопознанию.
Я провела 3 внеклассных мероприятия. В качестве зачётного мероприятия я провела воспитательное мероприятие на тему: «Учимся управлять эмоциями».
В результате проделанной воспитательной работы я приобрела различные навыки и умения по классному руководству. Важнейшими из них для меня являются:
- умение согласовывать проводимую воспитательную работу с возрастными особенностями учащихся.
- умение использовать всю совокупность методов воспитания в процессе внеклассной работы.
Раздел III. Психолого-педагогическое изучение обучающихся
Для психолого-педагогического изучения группы учащихся я использовала следующие методы:
1. Наблюдение в процессе обучения и на перерывах между занятиями.
2. Беседа с самими учащимися, с преподавателями, с куратором группы.
3. Изучение журнала группы.
4. Психодиагностические методики: «Социоматрия» Дж. Морено, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири. методика психологического климата А.Ф. Фидлера.
В психолого-педагогической характеристике группы учащихся мной были сделаны выводы о успеваемости, психологических особенностях личности, особенностях учебно-познавательной деятельности, внеурочной деятельности, о увлечениях и интересах, об особенностях межличностных отношений, о взаимодействии с куратором и другими преподавателями.
В результате изучения учащейся группы №... был собран необходимый материал для написания психолого-педагогической характеристики.
Раздел IV. Выработка профессионально-педагогических личностных свойств и качеств
Анализируя недочёты в своих личностных качествах, могу отметить, что вначале практики возникал страх, что я потеряю контроль над группой. После беседы с преподавателем психологии и проведения первого урока, этот страх пропал, и я стала более уверенной в своих силах.
Также были сомнения, что учащиеся будут принимать практикантку всерьез. Но это предположение не оправдало себя: учащиеся легко шли на контакт и серьезно относились ко мне как к преподавателю.
За время прохождения практики мне почти полностью удалось преодолеть эти трудности и приобрести многие профессионально-педагогические навыки и умения.
Практика мне позволила овладеть педагогической умелостью в целом и отдельными её компонентами, приобрести навыки общения с детьми, выработать определённые личностные свойства и качества, необходимые при работе в учебных учреждениях.
Очень важными я считаю посещение уроков по психологии у опытных педагогов для профессионального развития.
Раздел V. Общие выводы и предложения
В процессе проведения учебных занятий я приобрела различные профессионально-педагогические умения и навыки. Из них наиболее важными, по моему мнению, являются:
- умения и навыки использования разнообразных приёмов установления порядка и дисциплина учащихся в начале урока и создание у них психологического настроя к учебным занятиям.
- умение доходчиво, логично, выразительно и эмоционально объяснять новый материал.
- умение использовать разнообразные приёмы создания проблемных ситуаций на уроке при изложении нового материала.
- умение определять содержание домашнего задания и обращать внимание на особенности его выполнения учащимися.
- умение выявлять причины, которые затрудняют усвоение учащимися изучаемого материала непосредственно на уроке.
- умение на основе учебной программы и учебника конкретизировать содержание предстоящих учебных занятий и определять обучающие и, развивающие и воспитательные цели урока.
- умение оформлять план-конспект (рабочий план) урока и других видов учебных занятий.
План-конспект зачетного урока
Дата: ...
Тема: «Психологические защиты»
Цели:
1. Сформировать знания о феномен психологической защиты.
2. Развивать стремление к самостоятельной мыслительной деятельности.
3. Воспитывать стремление к систематической работе над учебным материалом, укрепить у них ответственное отношение к учебе.
Тип урока: урок-лекция.
План лекции:
1. Возникновение термина «Психологическая защита».
2. Классификация психологических защит Р.Плутчика и Г. Келлермана
3. Взгляды на психологическую защиту в отечественной психологии.
4. Конструктивная и деструктивная стороны действия защитных механизмов.
Оборудование и материалы: тетради, ручки, доска, мел.
Ход урока:
I. Организационный момент
Приветствие учащихся:
- Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Давайте отметим отсутствующих.
II. Актуализация знаний
Тема нашего сегодняшнего занятия «Психологические защиты». Поставьте в ваших конспектах дату и запишите тему лекции. Запишем план нашего занятия.
План лекции:
1. Возникновение термина «Психологическая защита».
2. Классификация психологических защит Р.Плутчика и Г. Келлермана
3. Взгляды на психологическую защиту в отечественной психологии.
4. Конструктивная и деструктивная стороны действия защитных механизмов.
III. Изложение нового материала
Перейдём к рассмотрению первого вопроса.
1. Возникновение термина «Психологическая защита»
Впервые термин «защита» был введен Зигмундом Фрейдом в работе «Защитные невропсихозы» (1894). Термин «защита» применялся З. Фрейдом для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых аффектов и мыслей. С течением времени этот термин был заменен на понятие «вытеснение».
План-конспект внеклассного мероприятия
Дата: ...
Тема мероприятия: «Учимся управлять эмоциями»
Цель: создать условия для формирования у воспитанников умений управлять своими эмоциями, развивать положительные эмоции.
Задачи мероприятия:
1) учить осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению;
2) обогатить эмоциональную сферу позитивными переживаниями;
3) познакомить с приемами саморегуляции настроения.
Форма проведения: беседа с элементами игры, творческих заданий.
Оборудование и материалы: схемы с основными понятиями на доске.
План:
1. Организационный момент
2. Беседа
3. Мини-лекция
4. Практические упражнения
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
Приветствие аудитории. Озвучивание цели и задач мероприятия.
2. Беседа
Человек познает себя и окружающий мир с помощью своих чувств.
Эмоции и чувства - это выражение отношения человека к происходящему. Они помогают человеку разобраться в себе, понять других людей и окружающий мир.
(На доске определения понятий «чувство», «эмоция»).
Чувства – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека. В них отражается значение каких-либо явлений, предметов, событий для человека, его внутреннего мира, потребностей и мотивов.
Эмоции – это реакции человека на различные воздействия, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоенности, напряжения или расслабления.
Положительные эмоции и чувства, такие, как любовь, уважение, удовлетворение, вдохновение, полезны для людей. Они приносят радость и здоровье.
Отрицательные эмоции и чувства, такие, как гнев, презрение, страдание, обида, негативно действуют на человека. Они приносят ему и окружающим душевную боль.
План-конспект профориентационного занятия на тему: «Мой выбор профессии»
Дата: ...
Цель занятия: приглашение старшеклассников на факультет психологии ГГУ им. Ф. Скорины.
Основные задачи занятия:
1) сформировать представление у выпускников о разнообразии профессий, необходимости осознанного выбора;
2) помочь старшеклассникам понять, какая профессия им больше подходит;
3) знакомство старшеклассников со специальностью «Практическая психология», ее направлениями и соответствующими квалификациями.
Форма проведения: групповая.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
1) профдиагностика
2) профпросвещение
3) практическая часть
3. Подведение итогов. Рефлексия
Ход занятия:
1. Организационный момент
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, то есть практически выбрать профессию и определить свой жизненный путь. Однако, очень трудно порой сделать свой выбор, так как не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые предъявляют к личности рабочего, умений оценить свои собственные способности и выявить интересы и склонности. Эти вопросы должны решаться с помощью профессиональной ориентации.
Вы уже знаете, что мир профессий сложен и многообразен. Чтобы не потеряться в нем, нужно иметь знания, которые помогут вам сделать более осознанный выбор профессии. Существует поговорка: «Человек счастлив, когда утром он с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой». Очевидно, что работа в жизни человека занимает очень важное место. Именно поэтому необходимо правильно выбрать свою будущую профессию.
Психологический анализ урока
1. Общие сведения о занятии.
Дата: ...
Группа: ...
Учебный предмет: Общая психология
Тема: «Характер»
Фамилия, имя и отчество проводившего урок студента-практиканта: ...
Количество обучающихся: 25
Время проведения занятия: 12.00
Подготовленность студента-практиканта к занятию: студентка подготовила к уроку наглядные пособия и раздаточный материал.
Санитарно-гигиеническое состояние аудитории – удовлетворительное.
2. Начальный этап организации занятия.
Состояние дисциплины при появлении студента-практиканта в аудитории было удовлетворительным. В начале урока учащиеся отвлекались, но студентке удалось наладить дисциплину. Для этого ею использовались приемы привлечения внимания учащихся и прямая установка. Студентка-практикантка для того, чтобы сконцентрировать внимание учащихся, в начале урока подождала, пока все успокоятся и начала сообщать план урока более тихим голом, чем обычно.
Студентке-практикантке удалось достичь полного психологического контакта с аудиторией и настроить их на активную работу на уроке. Студентка-практикантка проявила волевые усилия при организации обучающихся к занятиям. В частности, она использовала внушающее воздействие ее голоса, четко давала указания и упорядоченно осуществляла собственные действия.
В начале урока студентка-практикантка объявила о порядке учебной работы на занятии, его общих целевых установках и важнейших этапах. Данное занятие в системе учебной работы по изучению раздела учебной программы занимает важное место, завершает раздел программы.
Тип урока – комбинированный. Структура урока:
1) организационный момент;
2) закрепление пройденного материала;
3) работа по осмыслению и усвоению обучающимися нового материала;
4) учебная работа по выработке умений и навыков применения усвоенных знаний на практике;
5) домашнее задание;
6) подведение итогов, рефлексия.
Студентка-практикантка не проявила творческий подход к определению структуры урока. Структура урока соответствует типичному плану.
Психолого-педагогическая характеристика на коллектив обучающихся
1. Общие данные о группе и уровне развития коллектива группы
Сбор материала для составления психолого-педагогической характеристики коллектива обучающихся группы №... проводился в период с ... по .... мною была проведена психолого-педагогическая диагностика. Данная группа сформировалась два года назад, изменений в количестве обучающихся не было. В группе отмечается преобладание девушек над юношами. Средний возраст обучающихся – 17 лет. Состояние здоровья – хорошее. Физическое развитие и работоспособность хорошее. Эти факторы оказывают положительное влияние на организацию разнообразной деятельности обучающихся, связанной с функционированием и развитием коллектива.
Состав учителей группы обучающихся является стабильным. Его изменений со времени создания группы не наблюдалось. Наиболее авторитетным и влиятельным из них является куратор группы, которому принадлежит важнейшая роль в активизации различных сфер жизни группы и формирования коллектива.
В группе отмечается благополучие большинства обучающихся в группе в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Средняя групповая сплоченность в группе говорит об отсутствии прочных взаимных отношений. Изолированных обучающихся в группе не обнаружено. Деятельность группы регулируют четыре неформальных лидера.
Общая оценка уровня развития коллектива – средняя. Членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. Успехи или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание. Однако, всё же случается, что успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных. В основном в трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного», но случается и такое, что в трудных случаях коллектив теряется, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения. Наблюдение показало, что коллектив обычно быстро откликается, если нужно сделать полезное дело, но некоторая часть коллектива думает только о собственных интересах.
2. Структура группы.
В группе есть актив – староста, заместитель старосты, ответственной за посещаемость. Староста организует всю работу группы, проводит групповые собрания; отвечает за успеваемость, дисциплину группы, участие группы в жизни лицея; ведет учебную документацию группы: заполняет ведомости по итогам аттестации, посещаемости, сводные итоговые ведомости; оформляет зачетные книжки учащихся; оформляет протоколы на назначение стипендии.