1. Особенности воспитательной работы в современных социокультурных условиях.
2. Современные концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в РБ.
3. Понятия «методика» и «технология» воспитания.
4. Задачи, функции и содержание воспитательной деятельности классного руководителя.
5. Деятельность классного руководителя по целеполаганию и проектированию воспитания раб.
6. Содержание и разделы плана воспитательной работы.
7. Преемственность и учет возрастных особенностей детей в процесса организации воспитания раб.
8. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
9. Сущность воспит технологий и специфика их применения в учебно-воспитательного процесса начальной школы.
10. Формирование основ демократической культуры учащихся в процессе организации школьного самоуправления и деятельности детских общественных объединений.
11. Формы воспитат раб: понятие, классификация, проблема выбора форм воспит, преодол формализм.
12. Методика проведения утренника, шоу-программы.
13. Методика проведения тематического классного часа.
14. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
15. Методика проведения информационного классного часа
16. Особенности организации бел народных игр и фольклорных праздников в нач кл.
17. Методика организации игры-путешествия в начальных классах.
18. Методика организации конкурсных программ.
19. Методика организации коллективных творческих дел.
20. Задачи и содержание воспит раб по формир гражданственности и патриотизма мл шк.
21. Особенности воспитания у учащихся нач кл уважения к государственным символам РБ.
22. Методика организации правового воспитания младших школьников.
23. Формы и методы нравственного воспитания учащихся начальных классов.
24. Воспитание у младших школьников элементарных культурных навыков и привычек.
25. Формы и методы приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.
26. Методика организации физкультурно-оздоровительных воспитательных дел.
27. Методика организации познавательных и худ-эстетических творческих дел.
28. Особенности и методика организации экологических воспитательных дел.
29. Методика организации коллективной трудовой деятельности.
30. Технология работы с группой в первоначальный период и предъявления педагог требования.
31. Технология создания морально-психологического климата в коллективе.
32. Технология педагогической оценки.
33. Технологии группового общения, диалоговые формы работы.
34. Технология разрешения конфликта.
35. Задачи и содержание воспитательной работы в первом классе.
36. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности младших шк.
37. Общая характеристика современных игровых технологий.
38. Технология групповой проблемной работы
39. Технология создания ситуации успеха
40. Особенности работы с педагогически запущенными детьми.
41. Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями.
42. Общая характеристика коллективных и групповых форм работы с родителями.
43. Формы и методы индивидуальной работы с родителями.
44. Специфика педагогического взаимодействия с неблагополучными семьями
45. Привлечение родителей к организации внеклассной воспитательной работы.
46. Методика проведения родительского собрания.
47. Критерии и показатели эффективности воспитательной работы.
48. Диагностика уровня воспитанности личности и коллектива.
49. Личность педагога-воспитат, его педагогическая позиция, профессионал культ и мастерство.
50. Методы и пути повыш педагог культ, совершенств профессионального мастерства учителя нач кл.
1. Особенности воспитательной работы в современных социокультурных условиях.
Воспитательная деятельность - это деятельность по организации воспитательного взаимодействия с целью создания благоприятных условий для развития личности воспитанника в условиях школьного коллектива.
2. Современные концепции и программы воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Современные концепции воспитания детей выражены через воспитательные технологии. Воспитательная технология – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
3. Понятия «методика» и «технология» воспитания.
Понятие о методике воспитательной работы. Под методикой обычно понимают совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности, в то же время методика - наука, изучающая закономерности, содержание, методы и средства воспитания, особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных институтах, на разных ступенях образования.
4. Задачи, функции и содержание воспитательной деятельности классного руководителя.
Классный руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, осуществляя помощь и поддержку в его взаимодействии с миром. Социальная значимость фигуры классного руководителя возрастает в связи с возрастанием социальной ценности индивидуальности.
5. Деятельность классного руководителя по целеполаганию и проектированию воспитательной работы.
Целеполагание - деятельность педагога по формулированию целей и задач воспитания и проектированию путей их достижения. Это движущая сила организации воспитательного процесса, которая обеспечивает значимость цели воспитания для всех участников процесса. Структурно процесс целеполагания включает:
- обоснование и выдвижение целей;
- определение путей их достижения;
- проектирование ожидаемого результата.
6. Содержание и разделы плана воспитательной работы.
План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных.
Выделяют разнообразные виды планов: план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; план работы по одному из направлений воспитания; план работы с творческим или общественным объединением; перспективный, календарный и текущий план воспитательной работы; план подготовки и проведения конкретного мероприятия или дела.
7. Преемственность и учет возрастных особенностей детей в процессе организации воспитательной работы.
Воспитательная работа, нравственное развитие младших школьников обусловлено рядом возрастных психологических особенностей: конкретность мышления, новая социальная позиция, подражательность, разрыв между сознанием и поведением, низкий уровень развития самоконтроля, социального опыта, непререкаемый авторитет педагога, которые необходимо учитывать в процессе организации воспитательной работы.
8. Личностно-ориентированный подход в воспитании.
Личностно ориентированное воспитание - это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей.
9. Сущность воспитательных технологий и специфика их применения в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Воспитательная технология - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
10. Формирование основ демократической культуры учащихся в процессе организации школьного самоуправления и деятельности детских общественных объединений.
Решение задач развития демократического общества, отвечающего потребностям всех граждан, возможно, если последующие поколения вырастут активными гражданами. Возрастает понимание значимости деятельности школы в создании условий для воспитания демократической культуры школьников, актуализируется проблема поиска практических путей ее формирования в учебном процессе.
11. Формы воспитательной работы: понятие, классификация, проблема выбора форм воспитания, преодоление формализма.
Форма воспитания - это внешнее выражение воспитательного процесса, совокупно отражающая цели, содержание, средства и методы воспитания, имеющая завершенную форму и определенные временные рамки.
12. Методика проведения утренника, шоу-программы.
Воспитательные задачи детского праздника воспитание коллективизма; развитие творческих способностей; эмоциональная разгрузка.
Методика организации утренника в начальных классах предполагает выполнение следующих основных требований:
- выбор темы утренника; определение места и времени проведения;
- целеполагание;
- организация инициативной группы по подготовке утренника;
13. Методика проведения тематического классного часа.
Классный час, в том числе тематический, состоит из трех основных частей:
1) вступление; 2) основная часть; 3) заключение.
Вступление. Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом.
14. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности обусловлена особенностями социально-экономического развития общества на современном этапе.
15. Методика проведения информационного классного часа.
Информационный час в начальных классах направлен на решение следующих задач: приобщение учащихся к событиям в мире, стране, городе, районе; формирование интереса к общественной жизни, умений и привычки работать с периодическими изданиями для детей.
16. Особенности организации белорусских народных игр и фольклорных праздников в начальных классах.
Белорусский народ создал свои самобытные игры, которые отражают его характер. Они тесно связаны с бытом и трудовой деятельностью людей, природой, которая их окружает. Знакомство детей с белорусскими народными играми позволяет им познакомиться с традициями белорусского народа, содействует воспитанию интереса к родному языку, народному творчеству.
17. Методика организации игры-путешествия в начальных классах.
Игра-путешествие - это игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть "зовущие слова", вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.
18. Методика организации конкурсных программ.
Одной из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга являются конкурсные программы. Для того чтобы вычленить алгоритм организации конкурсных программ, нужно определить значение слова «конкурс». В основе любого конкурса лежит принцип соревновательности, значит, специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности и называются конкурсными программами.
19. Методика организации коллективных творческих дел.
И.П.Иванов противопоставил два подхода к воспитанию: «передаточно-потребительская педагогика опеки» и «совместная коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, направленная на заботу об окружающих людях». Главные особенности и характерные черты коммунарской методики: смысл деятельности – забота об окружающих людях; товарищеские взаимоотношения; творческий подход; инициатива и самостоятельность учащихся; групповое взаимодействие.
20. Задачи и содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма младших школьников.
Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности обусловлена особенностями социально-экономического развития общества на современном этапе.
21. Особенности воспитания у учащихся начальных классов уважения к государственным символам Республики Беларусь.
Создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности является сегодня одним из основных критериев эффективности организации идеологической и воспитательной работы с учащимися, осуществляемой учреждениями образования.
22. Методика организации правового воспитания младших школьников.
Правовое воспитание - необходимый элемент общего воспитания человека. Живя в социуме, представляющим собой государственную структуру, который живёт по своим правилам и законам, обучающимся просто необходимо иметь багаж правовых знаний, чтобы в этом обществе плодотворно жить.
23. Формы и методы нравственного воспитания учащихся начальных классов.
Нравственное развитие младших школьников обусловлено рядом возрастных психологических особенностей: конкретность мышления, новая социальная позиция, подражательность, разрыв между сознанием и поведением, низкий уровень развития самоконтроля, социального опыта, непререкаемый авторитет педагога и др.
24. Воспитание у младших школьников элементарных культурных навыков и привычек.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурное вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах.
25. Формы и методы приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь отмечается, что воспитание культуры здорового образа жизни направлено на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни.
26. Методика организации физкультурно-оздоровительных воспитательных дел.
Методика организации физкультурно-оздоровительных воспитательных дел предполагает учет возрастных особенностей младших школьников. Проводятся разнообразные мероприятия: «Веселые старты», «День здоровья», «Праздник Мойдодыра», «Сюита народных игр», «Спортландия» и др.
27. Методика организации познавательных и художественно-эстетических творческих дел.
Эстетическая культура - компонент общей культуры личности. Структура эстетической культуры личности: эстетические чувства, знания, ценностные ориентации, эстетические идеалы, вкус, потребности, опыт эстетической деятельности.
28. Особенности и методика организации экологических воспитательных дел.
Критерии сформированности экологической культуры личности:
- наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знание о природе родного края, экологических проблемах;
- участие в видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды;
29. Методика организации коллективной трудовой деятельности.
Трудовое воспитание - компонент структуры содержания всестороннего развития личности. Задачи трудового воспитания: привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование трудовых навыков и умений, формирование навыков самообслуживания, культуры труда, соблюдения норм техники безопасности.
30. Технология работы с группой в первоначальный период и предъявления педагогического требования.
1. Большое значение имеет первое впечатление от школы, класса, учителя, которое должно быть положительным. Первичные формы поведения, эмоции, переживания создают психологическую установку на группу, педагогов, деятельность, учебное заведение в целом.
31. Технология создания морально-психологического климата в коллективе.
Морально-психологический климат – это устойчивая система отношений, влияющих на самочувствие личности, меру проявления личностного «Я» и определяющих направленность и характер деятельности группы.
В зависимости от характера складывающихся в группе отношений, можно говорить о благоприятном и неблагоприятном морально-психологическом климате.
32.Технология педагогической оценки.
Существует две разновидности педагогической оценки: открытая (прямая) и скрытая (косвенная).
К открытой оценке чаще всего педагог прибегает, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Как правило, открытая оценка выражается в форме положительного или отрицательного подкрепления, поощрения, наказания.
33. Технологии группового общения, диалоговые формы работы.
Под диалогом понимается не говорение нескольких детей, отвечающих на вопросы, рассказывающих и дополняющих недосказанное, а взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее порождению и развитию общей мысли.
34. Технология разрешения конфликта.
Конфликт – это противоречие в межличностных отношениях, проявляющее себя при определенном стечении обстоятельств в столкновении двух субъектов по отношению к одному объекту. Показатель высокого уровня воспитанности учащихся и мастерства педагогов – не отсутствие конфликтов как таковых, а их умелое разрешение. Критерий правильного разрешения конфликта – приобретение ценного опыта преодоления противоречий, обогащение внутреннего мира субъектов.
35. Задачи и содержание воспитательной работы в первом классе.
Особенности и содержание работы в 1 классе.
Воспитательные задачи интегрированного курса «Введение в школьную жизнь».
Знакомство учителя с первоклассниками и их семьями, знакомство учащихся с классом, школой, одноклассниками, элементарными нормами и правилами поведения в школе.
36. Психолого-педагогические основы организации игровой деятельности младших школьников.
Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка, выполняет обучающую, развивающую и воспитывающую функции. Игра развлекает, учит общаться со сверстниками, развивает познавательные интересы, все психические процессы, содействует самореализации, физическому развитию, выполняет диагностическую, коррекционную и терапевтическую функции.
37. Общая характеристика современных игровых технологий.
Игровая технология - целостное образование, имеющее определенные задачи, включающее последовательно игровые приемы и упражнения.
К современным игровым технологиям исследователи относят ролевые и деловые игры, игры с элементами ТРИЗ - теории решения изобретательных задач («Да-Нет», «Противоречие», «Наоборот», «Отгадай предмет»), интерактивные («Четыре угла», «Икебана», «Поменяйтесь местами», «Кейс», «Подари цветок» и др.).
38. Технология групповой проблемной работы.
Технология ГПР – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации (общение, направленное на внешний предмет, решение какого-то важного для всех вопроса, назревшей проблемы).
Цель групповой проблемной работы – прояснение, обсуждение, развитие ценностного содержания.
39. Технология создания ситуации успеха.
Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития.
40. Особенности работы с педагогически запущенными детьми.
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью. То есть эта проблема вызвана педагогическими причинами и, следовательно, устраняется при помощи коррекции педагогическими средствами.
41. Основные функции и содержание взаимодействия школы с родителями.
Взаимодействие школы и семьи - целенаправленный процесс, согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов воспитания. В сотрудническом взаимодействии (Н.Е.Щуркова) обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств.
42. Общая характеристика коллективных и групповых форм работы с родителями.
Формы сотрудничества школы и семьи весьма разнообразны. Традиционная классификация форм взаимодействия учителя с семьями учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные формы. К коллективным можно отнести такие формы работы с родителями, как общешкольные и классные родительские собрания, родительские лектории, педагогические конференции, вечер вопросов и ответов, диспуты, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса день открытых дверей, коллективные творческие дела.
43. Формы и методы индивидуальной работы с родителями.
Формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы взаимодействия педагогов и родителей являются необходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей.
44. Специфика педагогического взаимодействия с неблагополучными семьями.
В своей работе с неблагополучной семьей педагог должен опираться на положение об исключительном влиянии семьи на ребенка. Под тяжелой неблагополучной семьей понимается семья, в которой наблюдается социальная неустроенность родителей и, как следствие этого, постоянный психологический надрыв, подкрепленный алкоголем, асоциальным поведением, отчуждением от окружающих, хулиганством, воровством и т.д.
45. Привлечение родителей к организации внеклассной воспитательной работы.
Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях.
Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
46. Методика проведения родительского собрания.
Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребёнка.
47. Критерии и показатели эффективности воспитательной работы.
Критерии воспитанности - это признаки, по которым можно судить об уровне воспитанности учащихся, оценить достигнутые результаты воспитания.
В педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев определения результативности воспитательной системы класса.
48. Диагностика уровня воспитанности личности и коллектива.
Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью сформированности общественно значимых качеств (Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров).
Диагностика - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе. Современная школьная диагностика - совокупность методов и методик, позволяющих всесторонне исследовать ученика в системе педагогических отношений.
49. Личность педагога-воспитателя, его педагогическая позиция, профессиональная культура и мастерство.
Важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности учебно-воспитательной деятельности является педагогическая культура педагога и воспитателя. Ее главное назначение – способствовать совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
50. Методы и пути повышения педагогической культуры, совершенствования профессионального мастерства учителя начальных классов.
Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы профессионального образования учителя начальных классов.
Одна из групповых форм организации работы по повышению теоретического и методического уровня воспитателей методическая работа в школе.
Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии ее индивидуализации и дифференциации.