1. Структура, функции и методы политологии
2. Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность
3. Структура и функции политики
4. Власть как категория политической науки. Соц смысл и назначение власти
5. Ресурсы власти. Принципы организации и функционирования власти
6. Теория политической системы.
7. Политическая система как механизм власти
8. Структура и функции политической системы
9. Типы политических режимов
10. Типы политической системы
11. Понятие и теории происхождения госуд. Признаки и функции госуд.
12. Типы государства
13. Президентская власть в Республике Беларусь
14. Законодательная власть в Республике Беларусь
15. Исполнительная власть в Республике Беларусь
16. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь
17. Понятие, признаки и функции государства
18. Формы государства
19. Типы элиты
20. Партия как разновидность политич сил. Признаки и функции политич партии
21. Типы и функции политических партий
22. Партийная система. Типология партийных систем
23. Выборы как часть политического процесса. Избирательная сист РБ
24. Структура и виды международных отношений
25. Внешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ
1. Структура, функции и методы политологии
Политология в широком смысле слова – это комплексная наука о политической власти и политике. Она интегрирует и синтезирует выводы, полученные другими науками, которые, так или иначе, изучают политику (философией, социологией, психологией, антропологией, юриспруденцией, историей, культурологией и экономикой). Политология в узком смысле слова – это политическая теория, специальная теория, изучающая только политическую сферу жизни общества. Сегодня в ее структуру входят десятки (по различным источникам от 20 до 40) субдисциплин, от политической географии до биополитики и политической экологии.
2. Политика как сфера общественной деятельности, ее многомерность
В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством.
Платон определял политику как искусство жить вместе, т.е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным.
3. Структура и функции политики
В структуре политики выделяются содержание, форма и процесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.
4. Власть как категория политической науки. Соц. смысл и назначение власти
Политическая власть – центральная категория политологии. Она дает ключ к пониманию сущности и предназначению политической системы общества. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политического поведения социальных групп и индивидов. Власть представляет собой средство осуществления политики.
5. Ресурсы власти. Принципы организации и функционирования власти
Структура власти состоит из таких элементов, как: источники власти, субъекты власти, объекты власти, функции власти, ресурсы власти, основания власти
Источники власти – авторитет, сила, престиж, закон, богатство, социальный и политический статус, тайна, интерес, знания и т. д. Субъект власти является одним из основных компонентов власти, воплощающим ее активное, направляющее начало.
6. Теория политической системы
Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов, организаций, личностей, участвующих в политической жизни страны.
Одним из первых применить общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался Толкотт Парсонс, который видел назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей.
7. Политическая система как механизм власти
Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу "входа - выхода".
Механизм функционирования политической системы. Д. Истон различал два типа "входа": требования и поддержка. Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.
8. Структура и функции политической системы
Согласно структурно-функциональному подходу, политическая система состоит из подсистем (элементов): институциональная, коммуникативная, нормативная, идеологическая и культурная.
Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество и представляет собой политическую организацию общества.
9. Типы политических режимов
Политический режим - содержание власти, выраженное в средствах, методах и способах властвования, в характере власти - демократическом или недемократическом. Политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных форм и методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества.
10. Типы политической системы
В отечественной политической литературе длительное время считалось, что критерием, в соответствии, с которым следует классифицировать типы политических систем, является общественно-экономическая формация, экономический базис общества. Соответственно с этим критерием выделялись: рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы.
11. Понятие и теории происхождения государства. Признаки и функции государства
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
На сегодняшний день сформировалось два подхода к сущности государства: общесоциальный и классовый. С точки зрения классового подхода сущность государства в том, что оно есть машина для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса.
12. Типы государства
Типология государств - это их специфическая классификация. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного. При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
13. Президентская власть в Республике Беларусь
Конституция 1994 года впервые в истории Беларуси предусмотрела в системе высших органов государственной власти должность Президента Республики Беларусь. Согласно статье 95 Конституции 1994 года Президент являлся Главой государства и исполнительной власти. Для реализации полномочий исполнительной власти в областях экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и других сферах государственного управления при Президенте создавался Кабинет Министров Республики Беларусь.
14. Законодательная власть в Республике Беларусь
В Республике Беларусь законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент - Национальное собрание Республики Беларусь. Нижняя палата - Палата представителей, верхняя - Совет Республики. Срок полномочий составляет 4 года.
В составе Палаты представителей 110 депутатов, которые избираются по избирательным округам и представляют интересы граждан.
15. Исполнительная власть в Республике Беларусь
Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство - Совет Министров, который является центральным органом государственного управления. Во главе Правительства стоит Премьер-министр. В своей деятельности правительство подотчетно Президенту страны и ответственно перед парламентом. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
16. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь
Основы правового положения органов местного управления и самоуправления закреплены в Конституции Республики Беларусь и в Законе Республики Беларусь от 4 января 2010 года «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Согласно статье 117 Конституции Республики Беларусь местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через: местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органы территориального общественного самоуправления; местные референдумы; собрания; другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.
17. Понятие, признаки и функции государства
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
18. Формы государства
Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства, показывающая взаимосвязь между различными органами государства, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Выделяют три основных элемента в форме государства: форму территориального (государственного) устройства, форму правления, политический (государственный) режим.
19. Типы элиты
Политическая элита – это лишь часть властвующей элиты, которая характеризуется следующими чертами: небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; высокий социальный статус; значительный объем государственной и информационной власти; непосредственное участие в осуществлении власти; организаторские способности и талант.
20. Партия как разновидность политич сил. Признаки и функции политической партии
Политическая партия – это специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и направленная на борьбу за завоевание и использование политической власти.
21. Типы и функции политических партий
Политическая партия – это специализированная общественная организация, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей и направленная на борьбу за завоевание и использование политической власти.
22. Партийная система. Типология партийных систем
Партийная система – это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти.
Природа коалиции партий влияет на функционирование институтов, определяет сущность политических режимов. В каждой конкретной стране партийная система является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, истории страны, ее традиций, экономической и социальной структуры.
23. Выборы как часть политического процесса. Избирательная система РБ
Выборы - это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, политического режима.
24. Структура и виды международных отношений
Международные отношения – совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, военных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между основными субъектами мирового сообщества.
25. Внешняя политика государств. Специфика внешней политики РБ
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности – государствами, их союзами и блоками, зарубежными общественными объединениями, всемирными и региональными международными организациями.