1. Типология детей с особенностями психофизического развития.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха.
4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.
5. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
6. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении).
7. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
8. Психолого-педагогическая характеристика детей с аутистическими нарушениями.
9. Понятия «интеграция», «социальная интеграция», «интегрированное обучение и воспитание».
10. Формы образовательной интеграции. Условия успешной образовательной интеграции.
11. Понятие «инклюзия». Инклюзивное (включающее) образование.
12. История развития инклюзивного образования.
13. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
14. Сравнительная характеристика интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования.
15. Актуальные направления развития образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.
16. Общая характеристика учреждений специального образования.
17. Общая характеристика интегрированного обучения и воспитания.
18. Формы интегрированного обучения и воспитания: специальные классы (группы), классы (группы) интегрированного обучения и воспитания.
19. Организация образовательной среды в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования.
20. Особенности организации образовательного процесса в группах (классах) интегрированного обучения и воспитания.
21. Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания.
22. Учебный план класса интегрированного обучения и воспитания.
23. Контроль и оценка учебной деятельности, особенности аттестации учащихся с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания.
24. Концептуальные взгляды на организацию образовательного процесса в условиях образовательной интеграции.
25. Взаимодействие воспитателя и учителя-дефектолога.
26. Взаимодействие учителя начальных классов, учителя-предметника и учителя и учителя-дефектолога.
27. Деятельность учителя-дефектолога по подготовке детей с особенностями психофизического развития к учебным занятиям в составе класса (группы).
28. Условия и приемы организации активного и продуктивного взаимодействия учащихся (воспитанников).
29. Социально-психологический климат в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания, профилактика психологического напряжения и конфликтных ситуаций.
30. Деятельность педагогов по нормализации отношений между участниками образовательного процесса.
31. Понятие «психолого-педагогического сопровождения», его задачи в условиях интегрированного обучения и воспитания.
32. Организация и программы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания.
33. Формы и методы работы с родителями в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования.
34. Направления работы по преодолению и профилактике стереотипов и случаев дискриминации лиц с особенностями психофизического развития.
1. Типология детей с особенностями психофизического развития
Дети с особенностями психофизического развития (ОПФР) (термин, официально признанный в Республике Беларусь) – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с интеллектуальной недостаточностью
Категория интеллектуальной недостаточности представляет собой аномалию в психофизиологическом развитии ребенка, имеющую значительные различия в структуре, степени тяжести и возможностях коррекции (компенсации) дефекта.
3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить.
4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Основными психологическими особенностями детей с нарушениями зрения, по мнению исследователей, являются:
– своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта;
– снижение скорости, точности, дифференцированное зрительного восприятия…
5. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи
Для детей с нарушениями речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). Особые трудности этих процессов на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.
6. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)
Дети с нарушениями психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших до¬школьников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действи¬тельности у них неполноценны, обрывочны, основные мыс¬лительные операции сформированы недостаточно…
7. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
При органической задержке психического развития у детей с дцп может выявляться вторичная задержка развития, которая может быть связана с дефектностью двигательной и речевой сферы, и так же с условиями окружения и воспитания ребенка.
8. Психолого-педагогическая характеристика детей с аутистическими нарушениями
Под термином «аутизм» понимают отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.
9. Понятия «интеграция», «социальная интеграция», «интегрированное обучение и воспитание»
С понятием «система» напрямую связано понятие «интеграция». Именно в процессе интеграции система приобретает важнейшее свое качество – целостность, предполагающее наличие в ней таких интегративных характеристик, которые не свойственны отдельным ее элементам.
10. Формы образовательной интеграции. Условия успешной образовательной интеграции
Основной задачей педагогического воздействия на ребенка является его обучение восприятию окружающего мира как единого целого. Учащийся должен осознать связь между предметами и явлениями, чтобы нарисовать затем общую картину.
11. Понятие «инклюзия». Инклюзивное (включающее) образование
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю).
12. История развития инклюзивного образования
Интересным представляется опыт Белоруссии, которая стартовала в интеграционном процессе одновременно с Россией конце 80-х годов ХХ века. На развитии процессов интеграции в Белоруссии сказалось признание новых ценностей образования как социальной системы, создающей условия для развития человека и общества. Учреждения специального образования не только осуществляют обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития, они призваны обеспечить их наиболее полную социализацию и интеграцию в общество.
13. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь
Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, цели, задачи, приоритетные направления и механизмы развития инклюзивного образования обучающихся с особенностями психофизического развития в национальной системе образования.
14. Сравнительная характеристика интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования
Интеграция:
- внимание направлено на проблемы «особых» детей…
15. Актуальные направления развития образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь
В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями: одаренных и талантливых детей; детей с нарушениями поведения, девиантным поведением; детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев; детей, находящихся в социально опасном положении; детей с особенностями психофизического развития и др.
16. Общая характеристика учреждений специального образования
Система специального образования в Республике Беларусь в основных чертах сформировалась в 60-80-е годы и достигла достаточно высокого уровня развития.
В специальных образовательных учреждениях обучается восемь категорий детей с психофизическими нарушениями (глухие, слабослышащие, незрячие, слабовидящие, с тяжелыми речевыми нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью).
17. Общая характеристика интегрированного обучения и воспитания
Интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегретацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на консолидацию, создание единого общества людей с разными типами развития, особенностями и потребностями.
18. Формы интегрированного обучения и воспитания: специальные классы (группы), классы (группы) интегрированного обучения и воспитания
В настоящее время в Беларуси определились и нашли государственную поддержку три формы (модели) интегрированного обучения детей школьного возраста...
19. Организация образовательной среды в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования
Включение детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми детьми предполагает изменение (специальную адаптацию) окружающей среды. Во-первых, специальной адаптации подвергается предметно-пространственная среда.
20. Особенности организации образовательного процесса в группах (классах) интегрированного обучения и воспитания
Интегрированное обучение и воспитание в общеобразовательных средних школах осуществляется в специальных классах и классах интегрированного обучения и воспитания. Интегрированное обучение и воспитание представляет собой целенаправленный двусторонний процесс, в ходе которого, с одной стороны, ребенок с ОПФР совместно с родителями и специалистами готовится к совместному обучению со сверстниками, не имеющими таких особенностей, адаптируется к образовательному процессу школы.
21. Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания
Учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, на основе типового учебного плана дошкольного образования, а также соответствующих учебных планов специального образования, указанных в п. 3 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
22. Учебный план класса интегрированного обучения и воспитания
Учебный план интегрированного класса полной наполняемости составляется на основе типового учебного плана общеобразовательного учреждения и учебных планов специального образования.
23. Контроль и оценка учебной деятельности, особенности аттестации учащихся с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания
Эффективность проверки оценки знаний, умений и навыков учащихся во многом зависит от правильной постановки, целенаправленности и результативности контроля за качеством их деятельности.
24. Концептуальные взгляды на организацию образовательного процесса в условиях образовательной интеграции
Разработка Концепции обусловлена необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.
25. Взаимодействие воспитателя и учителя-дефектолога
Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
26. Взаимодействие учителя начальных классов, учителя-предметника и учителя и учителя-дефектолога
На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения все педагоги, в том числе учителя-дефектологи и учителя начальных классов. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-дефектолога стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов.
27. Деятельность учителя-дефектолога по подготовке детей с особенностями психофизического развития к учебным занятиям в составе класса (группы)
Учитель-дефектолог – это специалист, который занимается обучением, развитием, адаптацией и социализацией детей с особенностями психофизического развития, в условиях группы интегрированного обучения и воспитания.
28. Условия и приемы организации активного и продуктивного взаимодействия учащихся (воспитанников)
Педагогическое взаимодействие – взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности. Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия.
29. Социально-психологический климат в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания, профилактика психологического напряжения и конфликтных ситуаций
В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:
• Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
30. Деятельность педагогов по нормализации отношений между участниками образовательного процесса
Характер взаимодействия зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, педагогической культуры родителей.
31. Понятие «психолого-педагогического сопровождения», его задачи в условиях интегрированного обучения и воспитания
Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
32. Организация и программы психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания
Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения обусловлены переосмыслением задач специального образования, интегративными тенденциями в образовании, реализацией принципов гуманизации, гуманитаризации и демократизации в современной школе. Меняются приоритеты образования.
33. Формы и методы работы с родителями в условиях интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования
Работа с родителями в проводится по нескольким направлениям:
- учебно–практическое (семейный клуб «Наши дети», консультации, беседы, открытые занятия);
34. Направления работы по преодолению и профилактике стереотипов и случаев дискриминации лиц с особенностями психофизического развития
Право людей с ограниченными возможностями на социальную интеграцию подтверждено международными законами. Однако общество делит людей на полноценных и неполноценных опирается на отрицательные стереотипы, издавна сложившиеся в обществе.