4. Асоциальное поведение и его причины
Асоциальное поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
5. Социальная запущенность и методы ее коррекции. Дети из неполных семей: факторы риска
Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка.
Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. И все, что ценностное сознание ребенка будет получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье.
30. Профилактика алкоголизма и наркомании
Профилактика алкоголизма и наркомании - это система комплексных государственных и общественных мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья. Выделяют несколько видов профилактики: первичная, вторичная и третичная.
Первичная профилактика направлена на превентивное предупреждение употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ). Она направлена на всё население, но в основном на детей и подростков.
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употреблять алкоголь, наркотики и другие ПАВ и помочь потенциально больным алкоголизмом и наркоманией людям избежать возникновению физической и психической зависимости.
Третичная профилактика направлена на лечение, диагностику и формирование реабилитационной среды благоприятно влияющей на предупреждения дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.
Как и любую другую болезнь, наркотическую, алкогольную зависимости легче и дешевле предупредить, чем лечить. Для того, чтобы получить реальные результаты – уменьшение количества больных и увеличение количества людей, осознающих, какую угрозу несет в себе любая зависимость, профилактика алкоголизма и наркомании должна проводиться на всех уровнях – глобальном (в мире, в каждом отдельном государстве) и локальном (в учебных заведениях, на предприятиях, в семье). Особая роль, конечно, отводится семье, ведь формирование личности и её ценностей начинается именно здесь.
37. Агрессия и агрессивность. Ее причины и виды
Термин "агрессия" означает напористое, доминирующее» атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам его акты, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы, вплоть до убийств и самоубийств.
Необходимо различать понятия "агрессия", "враждебность" и "гнев". Долгое время враждебность и гнев не отделялись от агрессивного поведения. Наиболее интересной представляется точка зрения отечественного психолога А. Басса, который предлагает следующие определения.
Некоторые авторы также проводят различие между агрессией и агрессивностью. При этом под агрессией понимается поведение, направленное на нанесение физического либо психологического вреда или ущерба, а возможно, и на уничтожение другого человека. Агрессивность же означает устойчивую черту личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению. Как черта личности она входит в структуру последней и способна предопределять поведение человека, в целом его жизненный путь, и в этой связи данное понятие близко к понятию "враждебность".
39. Формы и методы коррекции агрессивного поведения
Многочисленные исследования показали, что агрессивные дети выходят из семей, внутри которых наблюдаются агрессивные взаимоотношения. Поэтому очень важна роль семейной терапии – метода восстановления функционального единства семьи путём нормализации отношений и психического здоровья её членов.
Психолог, ребёнок и родители составляют малую группу, с которой проводятся сеансы терапии. Специалисту необходимо соблюдать нейтралитет, который должен быть не сдержанным и эмоционально холодным, а тёплым, эмпатическим.
Занятия с маленькими детьми (3 – 10 лет) чаще поводятся в форме игротерапии. Родители и психолог являются партнёрами ребёнка по игре, то есть участвуют в игре «на равных» с ребёнком.
Для более старших детей (7 – 10 лет) чаще используется психодрама. Сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребёнком ( что-либо из прочитанного или виденного по телевизору или в кино). Затем – сцены из реальной жизни семьи, которые предлагают родители или психолог.
40. Характеристика образовательного процесса для детей с ОПФР
Дидактика урока вспомогательной школы подчиняется общим закономерностям построения урока. В его структуре предусмотрены такие же этапы, как и в общеобразовательной школе:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания;
III. Повторение пройденного материала;
IV. Объяснение нового материала;
V. Закрепление нового материала;
41. Новые информационные технологии в специальном образовании
Рассматривая потребности лиц с ОВЗ, как социальной группы, можно сделать вывод о том, что в первую очередь они нуждаются в получении качественного образования, под которым понимается адаптированный и полноценный образовательный путь: детский сад, затем школа, и - далее получение профессионального образования с последующим трудоустройством. В современном, по-настоящему социальном государстве, право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому, независимо от его способностей и возможностей. Раньше к категории лиц с ОВЗ относили: лиц с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями речи, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с нарушениями эмоционально - волевой сферы и интеллекта. В настоящее время, к числу таких лиц стали относить помимо вышеперечисленных, еще и лиц с физическими недостатками, а также испытывающих те или иные физические ограничения и не имеющими статус инвалида (ребенка - инвалида). Данная тенденция потребовала немедленного пересмотра всей системы специального образования.
Существует много различных определений термина «новая информационная технология». В данной статье речь идет об информационной технологии с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.
42. Принципы и методы обучения в специальной школе
Специфические принципы обучения:
1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи. Коррекционные задачи решаются и на уроках общеобразовательного цикла.
2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.
3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения материала по труду.
4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
43. Коррекционные умения и личностные качества педагога специального учреждения
Определяя уровень профессиональной компетентности современного педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения, необходимо уточнить предмет деятельности педагога, в понимание которого жизнь всё время вносит коррективы. С одной стороны, будучи посредником между некоторой областью культуры и формирующимся человеком, педагог обязан: ориентироваться в предмете, который он преподаёт, в современных подходах и методике преподавания; с другой стороны, знать законы развития ребёнка и специфические механизмы усвоения данного предмета, так как без учёта закономерностей психического и личностного развития обучающихся с особыми образовательными возможностями образовательный процесс будет представлять лишь свод правил и приёмов, лишенных конкретного содержания; владеть самим собой, знать свои возможности и потенциал и, безусловно, быть носителем нравственности, педагогической этики и культуры.
45. Кризис 6-7 лет. Адаптация к школе
Основной признак – резкое изменение поведения. Был послушным – стал грубияном.
Появление страхов. Особенно частой является боязнь смерти своей или ближайших родственников.
Чувство потери контроля над ребенком. Вы ни как не можете повлиять на те или иные действия ребенка.
Отсутствие интереса к игре. Дочь клянчила новую куклу, а получив, забросила или тут же испортила.
Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.
48. Коррекция школьной тревожности
Хотелось бы упомянуть некоторые методы и приемы, позволяющие снизить уровень школьной тревожности. То, что помогает мне в моей собственной педагогической деятельности:
1) отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою (как пример: сравнение выступлений ученика на репетиции и на концерте, сравнение его собственных достижений за определенный временной период);
2) стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика (повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены). Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика либо выражая уверенность в преодолимости препятствий. (Многократно сталкивалась с тем, что вера в возможности ученика помогает ему раскрыть свой потенциал, а постоянная жесткая критика лишь препятствует в этом, можно вспомнить педагогический опыт Ш. Амонашвили);
49. Импульсивный ребенок и его особенности. Коррекция импульсивного поведения
Импульсивность (от лат.impulsus — толчок) — особенность поведения ребенка (или черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения.
Импульсивный ребенок ведет себя несдержанно, подвержен ситуационным эмоциональным порывам, не считается с мнением других людей. Такое его поведение часто напоминает отклоняющееся, граничит с ним. Умеренная импульсивность младших школьников — это нормальное явление, это возрастная особенность. В силу своего эгоцентризма ребенок заботится только об удовлетворении своих потребностей. К проявлению такой импульсивности воспитатели готовы и умеют ее «укрощать». Но есть импульсивность аномальная, завышенная, когда эмоциональная расторможенность школьника мешает ему самому и окружающим. Это так называемая импульсивность «без тормозов».
51. Профилактика эмоциональных перегрузок школьников
Чем больше затрат физической энергии, тем меньше проблем с психическим здоровьем. Больше контролируемых физических нагрузок, больше здоровой мышечной усталости — меньше нервного напряжения, меньше отклоняющегося поведения. Доводите ребенка до здоровой мышечной и умственной усталости — и он перестанет даже думать о чем-нибудь другом, кроме восстановления сил для предстоящей работы.
Профилактика эмоциональной напряженности младших школьников составляет оздоровительную систему (см. рис. 10), в которую включаются:
—ежедневная интенсивная физическая зарядка на свежем воздухе длительностью не менее 30 мин.;
—ежедневные уроки физкультуры;
—систематический (2—3 раза в неделю) специальный тренинг, на котором дети обучаются приемам самообладания;
—систематические прогулки на свежем воздухе под руководством учителя длительностью не менее 1 ч;
—систематический (ежедневный) общественно полезный труд;
59. Методы коррекционной работы: специфические и неспецифические
Формирование произвольного поведения, коррекция недостатков в поведении ребенка происходят в совместной целенаправленной деятельности взрослых и детей, в ходе которой осуществляются развитие личности ребенка, его образование и воспитание (ребенок усваивает не только знания, но и нормы, правила поведения, приобретает опыт социально одобряемого поведения).
Для реализации этой задачи в методическом арсенале учителя имеется система специфических и неспецифических методов. Используя специфические методы, учитель осуществляет коррекционное воздействие прямо (непосредственно) на недостатки в поведении ребенка. С помощью неспецифических методов коррекционное воздействие направляется косвенно (опосредованно) — на личность ребенка в целом, на содержание и смысл его деятельности, на характер отношений со взрослыми и сверстниками.