Популяризация деятельности музея PR-технологиями
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Популяризация деятельности музея PR-технологиями»
по дисциплине: «Реклама и связи с общественностью в сфере культуры»
2021
168.00 BYN
Популяризация деятельности музея PR-технологиями
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Реклама и связи с общественностью в сфере культуры
Организация: Барановичский краеведческий музей, ГУ
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе имеется только 1 и 2 глава.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МУЗЕИ КАК ЦЕНТРЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЕЛАРУСИ
1.1 Теоретические и исторические подходы исследования развития музейной деятельности в Беларуси
1.2 Музей в жизни современного белорусского общества: виды музеев, правовой аспект деятельности
ГЛАВА 2 МУЗЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
2.1 Популяризация деятельности музеев технологиями общественных связей: зарубежный опыт
2.2 Практика применения PR-технологий в деятельности музеев Республики Беларусь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВВВЕДЕНИЕ
В настоящее время процесс коммуникации в сфере культуры осуществляется посредством PR-технологий. PR-коммуникация в сфере культуры реализуется посредством множества форм. Одной из таких форм является PR-программа, направленная на формирование положительного имиджа компании в глазах целевой аудитории. Такая программа разрабатывается и реализуется при помощи целого комплекса тактических мероприятий, который включает в себя целеполагание, оценку рисков и положительных сторон, анализ конкурентов и целевой аудитории, контроль и корректировку действий, а также общую оценку деятельности по окончании реализации PR-программы.
На сегодняшний день маркетинговые технологии проникли в сферу культуры, и активно используются при разработке и реализации арт-проектов. PR-коммуникации в сфере культуры имеют свои особенности, и направлены на создание положительного имиджа компании или личности, а также на привлечение финансовых средств в сферу культуры. Главной особенностью применения PR-технологий в сфере культуры является то, что его инструменты направлены на продукт нематериального производства.
В настоящее время сущностью коммуникационных процессов в сфере культуры является организация эффективной PR-деятельности, которая будет направлена на популяризацию культурных объектов и арт-проектов среди широких масс населения, а также на международном уровне. Эффективная PR-программа позволит повысить социальную значимость и эффективность культурного проекта, а также обеспечит беспрепятственный доступ к информации для различных слоев населения. Все это обуславливает актуальность данной темы исследования.
Вопросы социально-психологического взаимодействия искусства и публики раскрыты в работах Н. А. Хренова, Ю. У. Фохт-Бабушкина. Использование технологий коммуникации в сфере культуры рассматривали в своих исследованиях С. Катлип, А. В. Соколов, В. А. Моисеев, Г. Л. Тульчинский, А. Н. Чумиков,
В. Е. Хруцкий, Е. Л. Шекова, М. А. Шишкина, Н. И. Глаголев и др.
Разработкой вопросов PR-деятельности занимались такие исследователи как С. Блэк, Д. Е. Грюниг, Д. Доти, С. Катлип, В.А. Моисеев, Д. Ньюсом, Г. Г. Почепцов,
А. В. Соколов, А. Н. Чумиков, М.А. Шишкина, И. П. Яковлев, С. Н. Андреев, Д. Р. Игнатьев и др.
Особое место в PR-коммуникации в сфере культуры занимает использование PR-технологий для продвижения деятельности музеев.
Музеи представляют собой хранителей культурного наследия и социальной памяти, а потому отличаются непосредственным взаимодействием с обществом. Являясь социальными институтами, музеи связывают воедино, с помощью социокультурных процессов поколения людей, объединяя их духовность, достоинства, патриотизм.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что музеи являются одним из наиболее важных составляющие культурного наследия страны, обеспечение их деятельности является необходимостью для культурного развития населения, поэтому так важно в настоящее время обеспечить популяризация деятельности музеев.
Объект исследования – ГУ «Барановичский краеведческий музей».
Предмет исследования - средства рекламы и PR в популяризации деятельности ГУ «Барановичский краеведческий музей».
Цель исследования: разработка рекламных и PR средств для популяризации деятельности ГУ «Барановичский краеведческий музей» и оценка их эффективности.
В соответствии с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить особенность музеев как центров хранения историко-культурного наследия Беларуси
- рассмотреть место музея в пространстве социокультурной деятельности общественных связей
- осуществить разработку и внедрение эффективных PR-технологий в деятельность Барановичского краеведческого музея.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, классификации, синтез, сравнительный метод, индукция, дедукция, опрос и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в дальнейшем для более эффективной организации деятельности ГУ «Барановичский краеведческий музей».
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1 МУЗЕИ КАК ЦЕНТРЫ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ БЕЛАРУСИ
1.1 Теоретические и исторические подходы исследования развития музейной деятельности в Беларуси
В современном обществе музеи играют особую роль в широкой системе факторов, предвещающих сохранение и воспроизводство национальных и мировых культурных ценностей, формирование исторической памяти, обеспечивающих преемственность культурно–исторического развития.
Из века в век они играют все возрастающую роль в сфере социальной культуры, в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно–эстетическом воспитании людей, в процессе информации и коммуникации, в утверждении национальной идентичности.
Осмысливая основную тему исследования, необходимо исходить из того, что под музейным бизнесом понимается деятельность, включающая в себя приобретение, учет, хранение, консервацию, исследование и использование музеями национального культурного наследия и отражение этих процессов. Следует отметить, что музейное дело интегрирует музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями), музееведение, музейную практику (научно–фондовую, экспозиционную и научно–просветительскую работу [3, c. 13].
Понятие «история музейного дела» многогранно. Группа отечественных музееведов, составляя словарь музейной терминологии, предложила назвать историю музейного дела музеев научной дисциплиной, изучающей различные этапы исторического развития музеев, в том числе их создание, развитие, музейную практику, музейные сети и организацию музейной работы [14]. Нам представляется, что это наиболее точное определение, хотя имеются другие интерпретации как отечественных, так и зарубежных музееведов.
Понятие «история музейного дела» по мнению этих авторов, является частью музейного дела, которое они трактуют как область культуры, объединяющую:
– музейное законодательство, строительство, организацию управления музеями;
– музееведение, то есть научную дисциплину, которая изучает закономерности развития музеев, их социальные функции и способы реализации этих функций;
– музейную практику, то есть научно–фондовую, экспозиционную и научно–популяризационную работу [13].
По мнению музееведа А. М. Разгона, история музейного дела изучает «причины потребности в музеях, истоки и исторический опыт различных форм государственных учреждений, возникших для удовлетворения этой потребности, их функции в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейных сетей и организацию музейной работы, историю законодательства в области сохранения музеев и памятников» [15, c. 53].
Чешский музеевед Г. Шпет более лаконично описывает историю музейного дела. По его мнению, эта отрасль знаний включает в себя историю музея как учреждения и его предшествующую форму, историю развития музейных функций и деятельности, теорию музея и ее отражение на практике, т.е. историю музееведения [22].
Как уже было отмечено, музеи занимают одно из самых фундаментальных мест в культурных институтах современного общества, проживая в условиях эволюционной динамики знания как важного фактора развития современной цивилизации. Они сохраняют, фиксируют и представляют в особой форме человеческие объекты и природную среду и являются важным каналом для прослеживания человеком информации.
Социальная эволюция вызывает, с одной стороны, повышение уровня жизни и расширение свободы человека, а с другой – естественную потерю ясности в самопознании человека. В таких условиях общество, чтобы компенсировать цивилизованную динамику современности, социальную стабильность и историческую рациональность, обращается к культивированию объектов и реликвий прошлого как материализованной предметной среды для осознания ценности экзотерической культуры.
В результате люди пытаются сохранить свою идентичность и генетически проследить связь между своим происхождением и настоящим.
Музей, как социокультурное учреждение в развитии современного общества, стремится предотвратить утрату цивилизационных и природных реликвий, аккумулировать связанные с ними культурные значения, выполнить по этим объектам процедуру тезаврирования, аналогичную печатному варианту в библиотеках и хранению исторических ресурсов в архивах [13].
Музеефикация культуры восполняет сокращение настоящего и компенсирует утрату чувства знакомого в культуре, обусловленную темпом изменений.
Общество не может спасти эти предметы, собирая их в одиночку. Музеи представляют ценности, которые исчезают из общества и могут привлечь внимание к постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. В нем освещаются эти ценности и подчеркивается их важность как наследия для сохранения и поддержания культуры.
ГЛАВА 2 МУЗЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
2.1 Популяризация деятельности музеев технологиями общественных связей: зарубежный опыт
Для достижения наилучших результатов при продвижении любой организации, особенно при продвижении музеев, необходимо прибегать к чередованию или же параллельному применению комплекса средств и инструментов. И одним из важнейших инструментов при формировании доверительных отношений между организацией и её общественностью является такое средство продвижения как Public Relations (PR). Такой способ продвижения позволяет осуществить взаимопонимание при помощи с коммуникацией между организацией и её общественностью, а так же формирует положительное мнение об организации.
Многие зарубежные учёные и отечественные практики изучали и продолжают изучать PR деятельность как один из основных способов продвижения поэтому уже существует множество определений данному понятию.
Рассмотрим некоторые из них:
Изучению PR деятельности уделяли особое внимание зарубежные специалисты. Рассмотрим следующие определения:
Французский пиаролог Г. Лерой считает, что PR – это «комплекс скоординированных действий по воздействию на общественное мнение, направленных на то, чтобы изменить в свою пользу установки и поведение людей» [24, с.207].
Английский ученый и специалист в области маркетинговых коммуникаций Пол Смит предлагает следующее определение: «...установление и поддержание хороших взаимоотношений с различными группами общественности» [25, с.484].
Сэм Блэк даёт классическое определение PR и определяет деятельность, как «…искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» [26, с17]
Регламентируя вышеперечисленные определения, можно сделать вывод о том, что PR — это комплекс мероприятий, который направлен на достижение доверительных и долгосрочных отношений между организацией и её общественностью, при помощи психологического и эмоционального воздействия на аудиторию и конечного потребителя.
Именно поэтому, многие музеи проводят, активную работу по формированию общественного мнения опираясь на PR-технологии. И чаще всего осуществление деятельности, осуществляется, прежде всего, через средства массовой информации. PR кампании, в таком случае, включают в себя комплекс мероприятий, формирующий или изменяющий отношения различных групп населения к музею.
Направления по продвижению музея при помощи PR средств можно разделить на четыре, основные инструмента, а именно:
1. Деловые коммуникации - предполагают тщательную подготовку и проведение PR кампаний, посвященных музейным мероприятиям, через работу с крупными организациями или же образовательными учреждениями и другими музеями.
2. Продвижение музейных мероприятий и выставок через профильные интернет-сайты.
3. Работа со СМИ. Необходима корректная интерпретация музейных мероприятий и выставок во всех СМИ, которые освещают данные события через пресс-службу музея.
4. Издательская деятельность - осуществляется через распространение информации о музее, о проводимых выставках, приглашённых спикерах, музейных мероприятиях и т.п. Указанные выше направления продвижения музея соответствуют функциям отдела общественных связей музея, и успех любого музейного проекта обеспечивается, активной программой продвижения, которая начинается с анализа его разработки и заканчивается его воплощением.
Основные средства коммуникации для продвижения музея:
1) Событийный маркетинг. Ф. Котлер указывал на то, что событийный маркетинг — это «инструмент, который позволяет удерживать и привлекать посетителей и инвесторов» [27, с.126].
Музейная аудитория преследует желание воспринимать информацию не только на визуальном уровне, но и принимать непосредственное участие, взаимодействуя с музейным пространством. Это может быть тактильный уровень восприятия или же обратная связь. Таким образом, любые интерактивные методы подразумевают вовлечение посетителей в активное участие или контакт с музейным объектом в различных формах. Это способствует усиленному ощущению сопричастности, а не просто наблюдения, как при иных способах продвижения. Именно такое основное отличие относят к событийному маркетингу. Ф. Котлер, в свою очередь, указывал на то, что событийный маркетинг — это «инструмент, который позволяет удерживать и привлекать посетителей и инвесторов» [27, с.126].
События по продвижению музеев в рамках событийного маркетинга:
- день открытых дверей;
- интерактивные экскурсии;
- семинары и конференции, - мастер-классы, выступление спикеров;
- ярмарки, фестивали, театрализованные преставления;
- настольные, тематические игры;
- мультимедиа, кинопоказы, презентации.
1. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры 20 ліпеня 2016 г. № 413–З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=Hk1600413.
2. Закон РБ № 575–XIII от 05.09.1996 «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belzakon.net/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A0%D0%91/1996/1748.
3. Беспалая, М. А. Музей как визуальный символ национального возрождения / М. А. Беспалая // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. – 2020. – № 2(36). – С. 137-151.
4. Бярэйшык, А. Музеі замежных краін: вуч. дапаможнік. У 2 ч. Ч.1: Музеі Еўропы / А. Бярэйшык. – Мінск: ВЦ БДУ, 2004. – 306 с.
5. Грицкевич, В.П. История музеев мира: учеб. пособие для студ. ист. факультетов / А.А. Гужаловский, В.П. Грицкевич. – 2-е изд. – Минск: ИЦ БГУ, 2004. – 283 с.
6. Гужаловский А. А. История музейного дела в Беларуси: уч.-методическое пособие /А.А. Гужаловский. – Минск: БГУ, 2012. – 303 с.
7. Гужаловский А. А. Музеи Беларуси. 1941–1991 гг. / А.А. Гужаловский. – Минск: НАРБ, 2004. – 192 с.
8. Гужаловский, А. А. Рождение белорусского музея / Монография. – Минск : НАРБ, 2001. – 124 с.
9. Дорохович, Г. П. Музейное дело : учеб.-метод. пособие / Г. П. Дорохович, М. И. Богданова. – Минск : БГМУ, 2015. – 20 с.
10. Знаменский, А. В. Модернизация музейной деятельности / А. В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003. – № 10. – С. 70–75
11. Лихачёв, Д. С. Прошлое – будущему. Статьи и очерки / Д.С. Лихачёв. – Л. : «Наука», 1985. – 575 с.
12. Кулинок, С. В. История музеев Беларуси в отражении документов белорусского государственного архива научно-технической документации / С. В. Кулинок // Вопросы музеологии. – 2016. – № 2(14). – С. 63-69.
13. Мартыненко, И. Э. Правовой статус, охрана и восстановление историко-культурного наследия: монография / И.Э. Мартыненко. – Гродно : ГрГУ, 2005. – 343 с.
14. Мартыненко, И. Э. Музейное дело как направление культурной деятельности / И. Э. Мартыненко // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. – 2017. – № 4. – С. 42-52.
15. Мартысюк, П. Г. Культурология : пособие для студентов вузов / П. Г. Мартысюк, С. В. Масленченко. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 271 с.
16. Опиок, Т. В. История культуры Беларуси : учебно-методические материалы / Т. В. Опиок. – Могилев : МГУ имени А.А. Кулешова, 2017. – 44 с.
17. Почобут, Н. А. Роль музеев в сохранении археологического наследия Республики Беларусь / Н.А. Почобут // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. – 2015. – № 1(189). – С. 40-51.
18. Сташкевич, А.В. Музеи Беларуси. – Минск : Беларусь, 2001. — 271 с.
19. Чернядьева, Н. А. Музей как некоммерческая организация. Практическое пособие Пермь, 2005 г. – 234 с.
20. Шиманский, К.В., Никифорова Н.В. Технология дополненной реальности в музейном пространстве // Неделя науки СПбГПУ : материалы научно–практической конференции c международным участием /Институт гуманитарного образования СПб–ГПУ. – Санкт–Петербург, 2014. –С. 402–405.
21. Шляхтина, Л. М. Музей в глобальном мире: коммуникационные стратегии, 2004.
22. Шпет, Г. [собрание сочинений] / Густав Шпет; [сост. и отв. ред.: Т. Г. Щедрина]. – Москва : РОССПЭН, 2005. – 719 с.].
23. Экиниль, Г. Е. Музееведение / Лекционный курс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://de.donstu.ru/CDOCourses/structure/_new_/508192/4195/3492.pdf
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 38.
В работе имеется только 1 и 2 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты