Арттерапия как средство реабилитации детей с синдромом Дауна в процессе досуговой деятельности
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Арттерапия как средство реабилитации детей с синдромом Дауна в процессе досуговой деятельности»
по дисциплине: «Культурология »
2017
301.00 BYN
Арттерапия как средство реабилитации детей с синдромом Дауна в процессе досуговой деятельности
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Культурология
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 75 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе тимеется следующие приложение:
Содержание направлений программы реабилитации детей с синдромом Дауна в процессе досуговой деятельности методом арттерапии
В работе также имеется доклад.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
1.1 Сущность социокультурной реабилитации детей с синдромом Дауна
1.2 Арттерапия как эффективный метод социокультурной реабилитации детей с синдромом Дауна
1.3 Организация реабилитационного досуга детей с синдромом Дауна... 19
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ДОСУГА ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА НА ПРИМЕРЕ ЦКРОИР Г. МОЛОДЕЧНО
2.1 Деятельность учреждений культуры г. Молодечно по организации реабилитационного досуга детей с синдромом Дауна
2.2 Разработка и реализация программы «Творчество особых детей» на базе ЦКРОИР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В Конвенции о правах ребенка закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества; право на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, для обеспечения неполноценному ребенку доступа к образованию, здравоохранению, профессиональной самореализации, доступа к средствам отдыха. Это должно способствовать полноценному вовлечению ребенка в социальную жизнь, развитию его личности, культурное и духовное развитие.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных средств социокультурной реабилитации детей с синдромом Дауна. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его воспитания, обучения, его социальной адаптации, реабилитации и интеграции в социум относится к числу важнейших задач современного общества.
Основополагающее значение в результативной адаптации детей с ограниченными возможностями имеет применение современных социокультурных технологий, реализуемых в досуговом пространстве. Разработка и реализация эффективных механизмов, поиск новых способов организации досуга способствуют эффективной реабилитации и адаптации детей с синдромом Дауна. Сегодня для детей с ограниченными возможностями создаются различные реабилитационные центры, в которых им и их семьям оказывается медико-социальная и психологическая помощь.
В последние годы отмечается повышенный интерес к использованию арттерапии в различных видах помощи детям с ограниченными возможностями. Арттерапия является специализированной формой психотерапии, основанной на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психокоррекции для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоционально-личностном развитии детей. Арттерапия все чаще включается в коррекционно-развивающий процесс в образовательных учреждениях для детей с нарушениями развития и дает положительные результаты. Использование современных средств изобразительного искусства, хореографии, музыки и других видов художественного творчества способствует ускорению процесса реабилитации детей-инвалидов, оптимизации их социальной интеграции в общество.
ГЛАВА 1 РОЛЬ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
1.1 Сущность социокультурной реабилитации детей с синдромом Дауна
Синдром Дауна – это нарушение в развитии, вызванное генетической аномалией, врожденной хромосомной болезнью, возникающей вследствие увеличения количества хромосом. Синдром Дауна как определенный набор особенностей и признаков впервые был описан английским врачом Дж. Дауном в 1866 г.
Синдром Дауна имеет сложную структуру дефекта. Дети, у которых нарушения в развитии проявляются с первых дней их жизни, нуждаются в особом уходе, воспитании и социализации. Состояние уровня навыков и умений, которого могут достигнуть дети с синдромом Дауна, является различным для каждого. Многие исследователи объясняют этот факт генетикой ребенка и социальной средой. По отношению к детям с синдромом Дауна выделяют несколько исследовательских позиций:
– дети с синдромом Дауна не являются способными к какому-либо обучению и воспитанию; им недоступны чтение и письмо по причине задержки психического развития;
– при низком уровне интеллекта у них достаточно хорошо развита память и наблюдательность [12, с. 399].
Число работ современных исследователей, посвященных изучению психического развития и коррекции нарушений у детей с синдромом Дауна, весьма немногочисленно; но все они свидетельствуют о наличии у этих детей потенциальных возможностей к обучению. Важным является вопрос о поиске способов коррекции, основывающихся на развитии этих возможностей [9, с. 140].
Обобщив многолетний опыт исследований зарубежных и отечественных ученых, И.С. Анисимова сделала вывод о важности занятий с детьми с синдромом Дауна, которые необходимо начинать еще в младенчестве. По мнению автора, только в этом случае можно компенсировать и минимизировать задержку в развитии и отставании таких детей от сверстников [3, с. 19].
Каждый ребенок уникален, потому физическое или психическое состояние ребенка с синдромом Дауна не следует рассматривать отдельно от понимания его индивидуальных особенностей.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ДОСУГА ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА НА ПРИМЕРЕ ЦКРОИР Г. МОЛОДЕЧНО
2.1 Деятельность учреждений культуры г. Молодечно по организации реабилитационного досуга детей с синдромом Дауна
Среди учреждений, которые осуществляют организацию реабилитационного досуга детей с синдромом Дауна, можно назвать следующие учреждения:
1. Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями.
2. Территориальные центры социального обслуживания населения.
3. Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
4. Центры дополнительного образования детей и молодежи.
5. Учреждения культуры.
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации города Молодечно представляет собой учреждение специального образования, которое реализует образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
В рамках специального образования ЦКРОиР г. Молодечно решает следующие задачи:
– своевременное выявление детей с синдромом Дауна и их психолого-медико-педагогическое обследование;
– охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья детей, посещающих Центр, проведение оздоровительных мероприятий;
– социальная реабилитация детей с синдромом Дауна, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни социума;
– формирование и развитие у детей с синдромом Дауна необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы показал, что значимой проблемой в исследуемом направлении является поиск эффективных путей социокультурной реабилитации детей с синдромом Дауна. Дети с синдромом Дауна нуждаются в специально организованной психолого-педагогической помощи, а семья в целом – в психологическом сопровождении. Социокультурная реабилитация как совокупность мероприятий и условий позволяет детям с синдромом Дауна адаптироваться к различным жизненным ситуациям и расширять возможности интеграции в социокультурную жизнь.
Арттерапия представляет собой совокупность видов искусства, используемых в психокоррекции; комплекс арттерапевтических методик; является одним из направлений психотерапевтической и психокоррекционной практики. Терапия искусством включает в себя ряд направлений, позволяющих осуществить адаптацию и социализацию детей с синдромом Дауна посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде. Арттерапия освобождает от негативных эмоций и психических состояний, моделирует положительное психоэмоциональное состояние, обеспечивает коррекцию трудностей в установлении и поддержании контактов, формирование самооценки и личностных качеств.
Важной формой работы с детьми с синдромом Дауна является реабилитационный досуг. Именно досуг является той сферой, в которой дети с синдромом Дауна могут выступать в новых социальных ролях, раскрыть свой потенциал, удовлетворить потребности в активной деятельности и самовыражении. Сущность социокультурной адаптации детей с синдромом Дауна связана, в первую очередь, с их включением в общество, в обычные межличностные отношения, вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех видах и формах социокультурной жизни. Деятельность специалистов учреждений культуры должна быть направлена на предупреждение или максимальное снижение негативных состояний у ребенка с синдромом Дауна, минимизацию психологического дискомфорта, а также на обеспечение эффективности реабилитационных мероприятий и успешности его адаптации в новых условиях.
Культурно-досуговые учреждения располагают значительными возможностями для развития и активизации познавательной мотивации ребенка с синдромом Дауна, раскрытию творческого потенциала личности в сфере свободного времени.
1. Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научно-методических трудов / науч. ред. Л.А. Ястребова. – Армавир: РИО АГПУ, 2015. – 136 с.
2. Алехина, А.В. Особенности психического развития детей с синдромом Дауна: автореф. дис. … канд. психол. наук / А.В. Алехина. – СПб., 2000. – 19 с.
3. Анисимова, И.С. Некоторые аспекты ранней помощи детям с синдромом Дауна / И.С. Анисимова // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. – 2017. – № 5-2. – С. 18-21.
4. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации / Т.П. Аргунова. – Наука и образование. – 2009. – № 1. – С. 111–116.
5. Беличева, С.А. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями / ред. С. А. Беличева. – М.: Социальное здоровье России, 1997. – 212 с.
6. Бронников, В.А. Терапия искусством при формировании и психологической коррекции познавательных процессов в условиях реабилитационного центра / В.А. Бронников, О.А. Русских, О.А. Зимина // Человек. Искусство. Вселенная. – 2014. – № 1. – С. 120-128.
7. Вечканова, И.Г. Технологии социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в различных социокультурных условиях / И.Г. Вечканова, Л.А. Шадорская // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. – 2015. – № 6. – С. 66-74.
8. Ганьшина, Г.В. Организация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации / Г.В. Ганьшина, Е.В. Бабаева, Ж.В. Муравьева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 16-19.
9. Гончарова, А.А. Работа логопеда с детьми с синдромом Дауна в условиях реабилитационного центра // Сборник научных трудов / Под общей редакцией Ж.А. Шаповал. – М., 2017. – С. 139-141.
10. Гудина, Т.В. Досуговое творчество детей-инвалидов / Т.В. Гудина // Досуговое творчество детей-инвалидов // Вестник Костромского государственного университета. – 2010. – № 1. – С. 241-245.
11. Гусейнова, С.Н. Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе / С.Н. Гусейнова // Молодой ученый. – 2017. – № 22. – С. 398-401.
12. Гуслова, М.Н. Внедрение социально-культурных технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида, его семьи / М.Н. Гуслова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 119-130.
13. Егизарян, Г.Н. Изучение ценностно-потребностной сферы детей-инвалидов школьного возраста и механизм оказания помощи в процессе адаптации в социуме / Г.Н. Егизарян // Всероссийская весенняя психологическая сессия: Сборник матер. Всерос. научно-практич. конференции. – М., 2017. – С. 120-124.
14. Жиянова, П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / П.Л. Жиянова. – М.: Просвещение, 2002. – 323 с.
15. Зрелова, Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство социальной интеграции детей-инвалидов: автореф. дис. … канд. пед. наук: 19.00.05 / Т.А. Зрелова. – СПб., 2000. – 20 с.
16. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев – СПб.: Речь, 2006. – 512 с.
17. Кашапова, Д.Т. Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна / Д.Т. Кашапова, О.Н. Тверская // Специальное образование. – 2016. – № 2. – С. 162-167.
18. Кижакина, Ю.В. Психолого-педагогическая деятельность с детьми с синдромом Дауна / Ю.В. Кижакина, А.С. Ковалева // Наука сегодня: задачи и пути их решения: Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 117-118.
19. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копыткин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
20. Королева, О.Л. Использование антималотерапии в коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна / О.Л. Королева, А.А. Мурашко // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки и образования – Киров, 2016. – С. 533-538.
21. Корольков, В.А. Дети с синдромом Дауна как субъект процесса обучения / В.А. Корольков, А.С. Орехова // Наука и инновации в современных условиях. – М., 2016. – С. 91-93.
22. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.
23. Кулакова, Н.В. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.В. Кулакова, Н.В. Молоканова, И.Н. Конькова // Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2017. – № 3 (48). – С. 80-85.
24. Кумин, Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна / пер. с англ. Н.С. Грозной. – М.: «Даунсайд Ап», 2012. – 280 с.
25. Куниченко, О.В. О критериях отбора мультфильма для нравственного воспитания детей 5-7 лет / О.В. Куниченко // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире: материалы V Междунар. научно- практич. конференции (г. Москва 12-13 марта 2014 г.). – М., 2014. – С. 133-137.
26. Лебедева, Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Питер, 2009. – 439 с.
27. Лопинцева, Л.А. Реабилитация детей-инвалидов: проблемы, поиски, решения / Л.А. Лопинцева // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2008. – № 2 (58).-С. 50-56.
28. Марчук, Ю.Н. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья как технология социальной работы / Ю.Н. Марчук // Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра: материалы VIII Международных социально-педагогических чтений. – М., 2017. – С. 134-137.
29. Маслова, И.А. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья методами арттерапии / И.А. Маслова // Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2015. – С. 84-92.
30. Микодина, Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с психическими и физическими особенностями развития / Л.А. Микодина // Современная наука: проблемы и перспективы празвития: сборник. – М., 2017. – С. 195-200.
31. Мойсейчук, С.Б. Социокультурная среда и творческая деятельность: грани взаимодействия / С.Б. Мойсейчук // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2008. – № 7. – С. 12-15.
32. Мойсейчук, С.Б. Художественно-творческая деятельность детей-инвалидов как средство их социально-психологической реабилитации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05/ С. Б. Мойсейчук. – Минск: БГУ, 2002. – 20 с.
33. Осипова, А.А. Общая психокоррекция / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
34. Петрова А.Д. Проблемы реабилитации и социальной адаптации детей с синдромом Дауна / А.Д. Петрова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 56-57. – С. 61-69.
35. Платонова, А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / А.В. Платонова // Новая наука: от идеи к результату. – 2016. – № 12. –
С. 107-110.
36. Подлипалин, А.А. Социально-культурная адаптация детей с ограниченными возможностями в современном обществе / А.А. Подлипалин // Универсальная безбарьерная среда в образовательной организации: лучшие практики в России и за рубежом материалы международного научно-практического семинара. – М., 2016.-С. 129-132.
37. Посысоев, Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Посысоев. – Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. – 76 с.
38. Ребенок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей / под ред. Сьюзан Дж. Скаллерап / пер. с англ. О.К. Васильевой, М.Л. Шихиревой. – М.: Академия, 2009. – 392 с.
39. Руденко, Е. Солнечные дети с синдромом Дауна // Практико-ориентированные молодежные исследования проблем региона / Под редакцией Ю.Н. Фролова. – М., 2012. – С. 104-105.
40. Рыбакова, С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития / С.Г. Рыбакова. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
41. Сиюткина, А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства. Современные научные исследования / А.Л. Сиюткина // Медицина и образование в Сибири. – 2012. – № 4 (1). – С. 8-12.
42. Сусанина, И. Введение в арт-терапию / И. Сусанина. – Когито-Центр, 2007. – 95 с.
43. Тимошина, И.Н. Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка / И.Н. Тимошина, А.В. Морозова // Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2013. – № 5. – С. 49-58.
44. Тупало, Ю.А. Социокультурная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями / Ю.А. Тупало, Н.Н. Серебрякова // Социально-экономические аспекты развития современного общества: сб. научных трудов. – Рязань, 2014. – С. 248-255.
45. Усова, Л.В. Социокультурные технологии адаптации детей-инвалидов / Л.В. Усова // Известия КГТУ. – 2011. – № 1. – С. 17-24.
46. Федорченко, А.И. Особенности социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями: материалы VI международной научно-практич. конференции / А.И. Федорченко, К.Ю. Королева //. – М., 2014. – С. 293-296.
47. Шунк, Е.П. Реабилитационный досуг для детей группы риска / Е.П. Шунк // Труды молодых ученых. – 2016. – № 1. – С. 90-95.
48. Щуклина, Е.С. Роль современной мультипликации в воспитании ребенка / Е.С. Щуклина // Вестник Пензенского гос. ун-та. – 2013. – № 1. – С. 85-90.
49. Pueshiel, S. M. Behaviourial observations in children with Downs syndrome / S. M. Pueshiel, J. C. Bernier, J. C. Pez-zullo // J Ment Defic Res. – 1991. – Dec. 35. – P. 502–511.
50. Sacks, В. Motor development for individuals with Down syndrome – An overview / B. Sacks, S. J. Buckley // Down Syndrome Issues and Information – 2003.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 75 %.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 59.
В работе тимеется следующие приложение:
Содержание направлений программы реабилитации детей с синдромом Дауна в процессе досуговой деятельности методом арттерапии
В работе также имеется доклад.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты