Введение.
В настоящее время развитие современного общества характеризуется обновлением всех сфер жизнедеятельности. Досуговая деятельность направлена на осуществление демократических реформ, переориентацию национальных и общечеловеческих ценностей, возрождение духовного потенциала, национальных и культурных традиций. Все это создает предпосылки для развития творческой личности, активно участвующей в социокультурных преобразованиях.
Досуговая культура современного мира детства – многогранное явление социальной жизни и важная проблема современной науки, которое представляет собой одно из наиболее активно развивающихся направлений педагогической деятельности. Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребности в физической активности, общается и развивается. Досуговую деятельность детей необходимо организовывать и направлять. Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется взрослыми в рамках социального заказа – всестороннего развития личности ребенка.
Музыкальная досуговая деятельность – приоритетное направление освоения ребенком многонациональной культуры страны. Ее содержание наиболее полно раскрывается в процессе музыкальной деятельности: развлечений, праздников, отдыха, самостоятельной творческой работы, обеспечивая детей возможностью развивать культурные потребности, духовный потенциал, творческие способности, расширять знания о различных видах искусства.
Актуальность исследования теории досуговой деятельности обусловлена потребностями социально-практического и научного характера. Происходящие в данной сфере человеческой жизнедеятельности изменения задевают самую суть проблемы, воздействуют на всю систему познавательных средств, которыми пользуются ученые, преобразуют ценностно-смысловые, содержательные, технологические подходы, которые реализуются в современных научных исследованиях.
Изучением досуговой деятельности занимались такие исследователи, как В.Г. Афанасьев, Л.П. Буева, С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Г.Н. Филонов, В.Г. Бочарова, В.Н. Гуров, И.Л.Смаргович, О.В.Рогачева, В.И. Загвязинский, Л.Е. Никитина, А.С. Чернышев, Л.И. Акатов, Ю.А. Лунев и др.
Также в контексте данного исследования особую актуальность имеют работы, рассматривающие проблемы развития творческих способностей.
Глава 1 Теоретические основы организации детского музыкального любительского творчества..
1.1 Культурно-досуговая деятельность как область научного знания: обзор литературы
Досуговая деятельность представляет собой социальное явление, которое отражает общественную и духовную сферы жизни общества. Содержание досуговой деятельности во многом зависит от исторической и культурной системы ценностей, свойственной той или иной общности людей, также она формируется под воздействием традиций, социальных норм, эстетических представлений.
Понятие «досуг» является базовым для характеристики досуговой деятельности, поэтому необходимо уточнить его значение, в связи с тем, что понимание и определение данного понятие в научной литературе имеет множество интерпретаций.
Первым исследователем, который предпринял попытки осознания сути досуговой деятельности и функциональной значимости ее для общества, был французский социолог и культуролог Ж.Р. Дюмазедье. Он ввел в научный аппарат понятие «культурно-досуговая деятельность». В своей работе «Планирование досуга и культурное развитие» он обнаружил прямую связь между техническим прогрессом и увеличением свободного времени у людей. По словам исследователя «в процессе культурного развития индустриального общества и достижением все более высокого уровня жизни, люди не просто стали иметь возможность организовывать свободное время, эта возможность приобрела особую ценность» [17, с. 53]. Ж.Р. Дюмазедье отмечает, что «культурное развитие представляет собой развертывание физических и духовных ресурсов человека в соответствии с потребностями личности и общества» [17, с. 56].
Ж. Дюмазедье выделял три основные функции досуга:
1) отдых;
2) развлечение;
3) саморазвитие личности.
Рассмотрим их более подробно. Отдых, по мнению автора, направлен на восстановление физических и духовных сил человека. Отдых связан с добровольным состоянием бездействия, которое направлено на избавление от напряжения и стресса. Развлечение представляет собой определенное активное действие, которое исследователь охарактеризовал как «яркое положительное состояние, где высокая субъективная активность, предполагает специфическое пассивное отношение развлекающегося к источнику развлечения, результатом которого является удовольствие» [4, с. 58]. По мнению Ж. Дюмазедье досуг способствует активному саморазвитию личности, которое освобождает его от автоматизации мышления и дает возможность раскрыть весь свой потенциал.
1.2 Музыкально-творческая деятельность в структуре досуговых потребностей детей.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [13, с. 45].
Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX-XX столетий. «В общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [41, с. 137]. До середины XX века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знании.
На принципиальное отличие творчества и предметной деятельности обращали внимание многие философы и психологи. В частности, Я.А. Пономарев считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели достигнутому ре¬зультату. Тогда как для творческого акта характерно противоположное: рассо-гласование цели и результата. Творческая деятельность, в отличие от деятельности, может возникать в процессе осуществления последней и связана с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. По мнению Я.А. Пономарева суть креативности сводится к интеллектуальной актив¬ности и чувствительности к побочным продуктам своей деятельности. «Для творческого человека наибольшую ценность представляют побочные результаты деятельности, нечто новое и необычное, для нетворческого важны результаты по достижению цели (целесообразные результаты), а не новизна» [38, с. 137].
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческой деятельности выделяет «интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач» [8, с. 41].
1.3 Психолого-педагогические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста
Основой эффективной организации детского музыкального любительского творчества является опора на психолого-педагогические знания особенностей этой социально-демографической группы.
В каждом возрасте человеческий организм имеет свои особенности и характеристики психологического и физического развития. На протяжении жизни эти характеристики претерпевают качественные изменения.
Ранний дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые годы жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
В дошкольном возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами:
взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
взрослый организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
взрослый через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка [11, с. 53].
В дошкольном возрасте у ребенка происходит процесс познания окружающего мира посредством предметной деятельности. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Постепенно дети разграничивают предметную и социальную сферу. Они начинают принимать участие в совершенно новой форме общения – ситуативно-деловой общение, в рамках которого осуществляется взаимодействие ребенка и взрослого, основанное на практическом сотрудничестве.
Глава 2 Организационно-управленческие и художественно-творческие основы организации вокальной детской студии.
2.1 Авторский проект: частная вокальная студия «Я пою».
В рамках работы был разработан проект частной вокальной студия «Я пою». Вокальную студию можно определить как форму организации учебно-творческой деятельности в области вокального искусства. Это творческое воспитание учащихся через погружение в вокально-исполнительскую среду. Для обеспечения достижения поставленных в проекте конкретных целей необходимо скоординировать действия всех задействованных в проекте участников, провести ряд организационных задач и контролировать их реализацию.
Краткая аннотация проекта.
Проект представляет собой организацию частной вокальной студии. В вокальной студии, относящейся к системе дополнительного образования, в процессе занятий вокалом (в том числе эстрадным) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Процесс обучения в вокальной студии направлен на то, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.
Вокальная студия является частью художественно-гуманитарного образовательного пространства, в котором, с одной стороны, обеспечивается удовлетворение многообразных социальных, образовательных и личностных потребностей, а, с другой стороны, достигается гуманитарно-художественное развитие учащихся в разных видах творческого проявления, что так необходимо в детском возрасте. Занятия в студии пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность.
Концепция проекта.
Деятельность частной вокальной студия «Я пою» опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие творческих способностей детей. В настоящее время в системе воспитания наблюдается смещение акцентов в сторону информационных технологий. Такой подход упускает культуротворческий аспект, что приводит к формированию односторонне развитой личности ориентированной на технократическое общество. В связи с этим весьма актуален поиск новых эффективных образовательных технологий, с целью формирования цельной личности ребенка, гармонично сочетающей художественно-эстетическое чувствование и рационально-оценочные и творческие действия. Также проект направлен на удовлетворение потребностей детской досуговой деятельности.
2.2 Специфика организации художественно-творческой деятельности детской вокальной студии «Я пою».
Вокально-техническое развитие и музыкально-эстетическое воспитание детей в рамках занятий в вокальной студии идут взаимосвязано и неразрывно, особенно в детском возрасте. Большое значение в работе с детьми в вокальной студии отводится выбору педагогически целесообразного высокохудожественного музыкального репертуара. При выборе музыкального произведения педагог должен ориентироваться на его социально-художественную значимость, выбирать тот музыкальный материал, который вошел в сокровищницу мировой культуры, но и обязательно учитывать выбор ученика. Ведь самое главное, чтобы подобранный материал ему нравился.
Для детей занятия вокалом – это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности. Вокальная студия обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Работа вокальной студии ориентирована на развитие творческого потенциала и творческих способностей подростков с различными образовательными потребностями. Для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств, или в высших музыкальных учреждениях на вокальном отделении. Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Принципы организации педагогического процесса в вокальной студии:
единства художественного и технического развития пения;
гармонического воспитания личности
Заключение
Обзор литературы по проблемам исследования показал, что первым исследователем, который предпринял попытки осознания сути досуговой деятельности и функциональной значимости ее для общества, был французский социолог и культуролог Ж.Р. Дюмазедье. Разработка научных концепций и активное исследование досуговой деятельности в отечественной практике началось лишь в 1960-70 гг. В этот период началось изучение досуга и отдыха с более широких теоретических позиций. Появляются такие крупные специалисты социологи, философы, психологи как А.В. Баранов, Л.А. Гордон, Э.П. Клопов, Е.А. Котляров, Г П. Орлов, В.Д. Патрушев и другие.
Досуговая деятельность является формой активной коммуникации, которая направлена на удовлетворение потребности человека в общении с окружающими. Досуговая деятельность имеет множество форм (массовые мероприятия, праздники, самодеятельные объединения), которые направлены на всестороннюю самореализацию личности, осознание своего личностного потенциала, раскрытие творческих способностей и формирования собственной личности, как активного социально значимого субъекта общества.
Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях. В настоящее время выделяют активные и пассивные формы проведения отдыха. Наиболее плодотворным и полезным для детей является активный досуг. Правильно организованный отдых и оздоровление должны быть основаны на компетентностном подходе, то есть иметь целью формирование и развитие у детей таких качеств, способностей, знаний, умений и навыков, которые в максимальной мере помогут ему самореализоваться как личности.
В ходе работы была рассмотрена музыкально-творческая деятельность в структуре досуговых потребностей детей. Творческая деятельность является наивысшей формой проведения досуга. В ней не только рождаются новые произведения искусства, но и происходит самый активный мыслительный процесс, задействуется весь спектр чувств. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы познания детьми музыкального искусства (а через него окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Ребенок приобщается к музыке, исполняя произведения не только по заданному образцу, но и вкладывая свое отношение путем создания новых образцов и действий. Овладение этим навыком позволяет активно развивать фантазию, воображение и проявлять себя в начальных формах музыкального творчества: песенного, игрового, танцевального и т. д.
1. Аверин, Н.А. Социологический словарь / Н.А Аверин. – Казань, 2007. – 480 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Творчество как точная наука / Г.С. Альтшуллер. – Петрозаводск: Скандинавия, 2004. – 131 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 408 с.
4. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М.А. Ариарский. – СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792 с.
5. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности / И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. – М.: Академия, 2012. – 314 с.
6. Астраханцева, С.В. Свободное время ребенка как педагогическая проблема / С. В. Астраханцева // Вестник МГУКИ. – 2007. – №2. – С. 82-86.
7. Бестужев-Лада, И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи / И.В. Бестужев-Лада. – М.: Политиздат, 2010. – 207 с.
8. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 1983. – 172 с.
9. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству // Новое в жизни, науке, технике. Сер. Педагогика и психология / Д.Б. Богоявленская. – 1981. – № 10. – С.-96-100.
10. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. – М., 2008. – 150 с.
11. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособ. для подготовки студентов к итоговой государственной аттестации / Н.А. Виноградова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГПИ, 2006. – 170 с.
12. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик. – М.: МПСИ; Флинта, 1998. – 235 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М., 1991. – 91 с.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1980. – 148 с.
15. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособ. для студ. вузов / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 300 с.
16. Грушин, Б. Творческий потенциал свободного времени / Б. Грушин. – М: Профиздат, 2007. – 167с.
17. Дюмазедье, Ж.Р. Планирование досуга и культурное развитие / сб. ст. Образование взрослых и досуг в современной Европе. – Прага: «Обрис», 1966. – 215 с.
18. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособ. для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 221 с.
19. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособ. для студ. вузов культуры и иск. / А.Д. Жарков. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
20. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 2008. – №4. – С. 90-99.
21. Зеньковский, В.В. Психология детства: учеб. пособ. для вузов / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург: Деловая кн., 1995. – 346.
22. Каплан, М. Основные модели досуга / М. Каплан. – М., 2008. – 198 с.
23. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М., 2004. – 244 с.
24. Коверзнева, И.А. Гений, талант, творчество // Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы XII междунар. науч. конф., Минск, 16 мая 2009 г. / И.А. Коверзнева. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 212 с.
25. Курганский, С.М. Организация досуга младших школьников / С.М. Курганский // Завуч начальной школы. – 2004. – №6. – С. 89-113.
26. Лаврецова, С.В. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга: научное издание / С.В. Лаврецова. – СПб., 2004. – 86 с.
27. Лебедева Л.В. Формирование основ музыкальной культуры дошкольников через мир музыкальной сказки / Л.В. Лебедева // Дошкольное образование. – № 10. – 2007. – С. 21- 35.
28. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 235 с.
29. Люблинская А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. – М.:Просвещение, 2016. – 415 с.
30. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. – 132 с.
31. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 376 с.
32. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 34-37.
33. Новикова, Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г.Н. Новикова. – М.: МГУКИ, 2004. – 356 с.
34. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 2008. – 374 с.
35. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
36. Патрушев, В.Д. Общие черты и особенности свободного времени / В.Д. Патрушев. – М., 2006. – 178 с.
37. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2010. – 184 с.
38. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарев // Тенденции развития психологической науки. – М.: Наука, 1988. – 304 с.
39. Рыбакова, Н.В. Формирование эстетического сознания в сфере досуга // Вестник Волгоградского государственного университета / Н.В. Рыбакова. – 2008. – № 1(7). – С. 159-161.
40. Стеббинс, Р.А. Свободное время и культура досуга / Р.А. Стеббинс. – СПб., 2010. – 397 с.
41. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000. – 672 с.
42. Стрельцов, Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А. Стрельцов. – М., 1991. – 187 с.
43. Стрельцов, Ю.А. Социальные изменения в молодежной среде / Ю.А. Стрельцов. – СПб., 2006. – 169 с.
44. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособ. / Ю.А. Стрельцов. – изд. 2-е. – М.: МГУКИ, 2003. – 298 с.
45. Теменьева, Р.А. Изучение досуговых интересов населения / Р.А. Теменьева. – М., 2005. – 205 с.
46. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов // Вопросы художественного воспитания. – М.: Учпедгиз, 1947. – С. 16-17.
47. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б.А. Титов. – СПб, 1997. – 216 с.
48. Уоллес, Г. Стадии решения мыслительной задачи / Г. Уоллес; под ред. И.В Шолоховой – Москва: Пресс-бук, 2010. – 260 с.
49. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Альта-Принт, 2005. – 1216 с.
50. Чижиков, В.М. Культурно-досуговая деятельность: учебник / В.М. Чижиков, А.Д. Жарков. – М.: МГУК, 1998. – 461 с.
51. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 2008, – 382 с.
52. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 346 с.