ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АВТОКЛУБАХ
1.1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОКЛУБОВ
1.3. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АВТОКЛУБА
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОКЛУБОМ
2.1. АВТОКЛУБ ГУК «МАЛОРИТСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ» КАК СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РЕГИОНА
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОКЛУБОМ ГУК» МАЛОРИТСКИЙ РАЙОННЫЙ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ»
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕДВИЖНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - АВТОКЛУБОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие культуры приобретает особое значение в связи с задачами дальнейшего реформирования и модернизации общества. Культура играет важную роль в становлении экономически высокоразвитого государства. Она способствует формированию квалифицированного специалиста и всесторонне развитого человека, что является необходимым условием успешной модернизации государства. Культурные особенности человека зависят от среды, в которой сформировалась их мотивационно-ценностная сфера. Культура выполняет функции преодоления моральных, духовных и нравственных проблем общества. Культурная среда, в которой вырос человек, выражает интенсивность жизненных проявлений, дает осмысленное восприятие периода, в котором он живет, помогает людям определить свою роль в обществе и свое отношение к политическим и экономическим процессам в обществе.
Культурно-досуговая деятельность является областью социально-культурной активности человека в сфере свободного времени. Разнообразие средств, методов и форм культурно-досуговой деятельности определяется потребностями общества, чтобы найти наилучшие способы гармонизации социальных отношений, развития навыков и развития желания людей продуктивно проводить свой досуг.
Исследованиями в области изучения культурно-досуговой деятельности занимались такие ученые как С.В. Конова, Е.Д. Рудакова, И.Л. Смаргович, Г.А. Аванесова, И.М. Асанова и др. Данные исследователи и авторы выявили, что культурно-досуговая деятельность способствует развитию у человека положительных качеств, таких как патриотизм, ответственность, человеколюбие и т.д.
Основными учреждениями по организации культурно-досуговой деятельности в нашей стране являются клубные учреждения – Дома и Дворцы культуры, сельские клубы, Дома и Центры ремесел, автоклубы и др.
В настоящее время автоклубы переживают «второе перерождение». Основными целями и задачами автоклуба является работа по культурному обслуживанию населения отдаленных и малонаселенных деревень, не имеющих стационарных клубных учреждений, посредством организации выездных культурно-досуговых мероприятий, через создание условий для реализации творческой деятельности любительских коллективов учреждений культуры района. Деятельность автоклуба строится по планам и графикам-маршрутам, утвержденным директором учреждения, и осуществляется в тесном взаимодействии с другими учреждениями культуры, социальными службами, образовательными и спортивными учреждениями, общественными организациями различных форм собственности.
Автоклуб – проект, направленный на культурное развитие села: обмен творческими идеями, проведение фестивалей, содействие внедрению новых технологий досуговой деятельности в сельских территориях района.
Проекты такого рода организуются при поддержке Администраций сельского поселения, либо исполнительных комитетов.
Автоклуб общественная организация, которая организует и проводит культурно-досуговые мероприятия в районе, где нет стационарного учреждения культуры, а автоклубы проводят культурно-досуговые мероприятия для создания благоприятных условий для развития творческих способностей, творческой деятельности, развития познавательных интересов и развитие межличностных отношений и т.д. Формы работы автоклуба различны: организация и музыкальное оформление праздников, тематические концертные программы, поздравительные программы, патриотические программы, акции, концертное обслуживание, чествование старожилов деревень, социально-культурные программы и др.
Их деятельность направлена на население отдаленных деревень, которые из-за их удаленности от городов не могут присоединиться к культурному наследию и традициям государства, в котором они выросли.
Деятельность автоклубов становится все более актуальной в регионах, они дополняют свои технологии и расширяют свои функции. Сегодня, помимо важнейшей задачи выравнивания доступа населения к культурным благам, организации содержательной культурно-досуговой деятельности населения, передвижные автоклубы как клубные учреждения решают в какой-то степени и другую актуальную задачу – сохранение нематериального культурного наследия. Автоклубом является автотранспортное средство, позволяющее проводить любые агитационные, культурно-массовые, зрелищные мероприятия (народные праздники, фестивали, выступления творческих коллективов, концерты и т.д.) на любой, доступной для проезда территории (в парках, местах отдыха, на открытых летних и зимних площадках и т.д). Автоклубы начинают комплектоваться звуковым, световым и видео оборудованием с автономным источником электроэнергии.
Объект исследования: автоклубы как учреждения культуры.
Предмет исследования: особенности осуществления культурно- досуговой деятельности автоклубами.
Цель работы – выявить особенности деятельности автоклуба как субъекта организации культурно-досуговой деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АВТОКЛУБАХ
1.1. Аналитический обзор литературы по теме исследования
В нашей работы мы исследовали аспекты работы автоклубов как учреждений культуры, а также особенности организации культурно-досуговой деятельности в целом и на базе автоклубов – в частности. В современно мире особенности культурно-досуговой деятельности рассматриваются как дополнительный метод развития и формирования личности человека.
В ходе изучения вопросов, касательно автоклубов как учреждений культуры, было просмотрено множество источников по данной тематике: книги, статьи, монографии диссертации таких авторов как И.Л. Смаргович, А.Ю. Домбровская, А.В. Каменец и др. В научном поле проблема деятельности автоклубов практически не исследована. Есть одиночные научные статьи, касающиеся истории передвижных клубных учреждений, а современное состояние деятельности автоклубов отражено в основном в отчетной документации самих автоклубах и в методических рекомендациях по разработке их деятельности.
Культурно-досуговая деятельность как область научного знания и практики исследуется достаточно серьезно и давно. Ряд авторов (как отечественных, так и российских) обращаются к этой проблеме. И.Л. Смаргович определяет культурно-досуговую деятельность как относительно молодую область общественной практики и гуманитарных наук [34, с. 5].
И.Л. Смаргович подчеркивает, что культурно-досуговая сфера выступает тем пространством, где человек может реализовать свои потребности в занятиях творческими видами деятельности, в общении, познании нового, обретении новых умений и навыков в различных сферах жизнедеятельности, в отдыхе и рекреации и, в конечном итоге, в самореализации [33, c.24].
Культурно-досуговая деятельность является мощным средством воспитанием подрастающего поколения по всем актуальным направлениям развития современного общества [20, с. 5].
Такие исследователи как В.А. Бобков, В.Г. Бочарова и др. рассматривали культурно – досуговую деятельность как необходимый фактор для реабилитации и приспособления к социуму детей с особенностями психофизического развития, ограниченными возможностями, как основной фактор коррекции негативных явлений в жизни детей и подростков.
Культурно-досуговая деятельность (КДД) представляет собой направление социальной деятельности, основной функцией которого является оптимальное и продуктивное проведение досуга человека [3, с. 5].
Также культурно-досуговая деятельность представляет собой социальный и культурный процесс, благодаря которому происходит развитие духовной и физической сферы человека, формирование личности на основе развития творчества, освоении нормативного творчества, осуществление продуктивного отдыха [4, с. 65].
Проявлением и уникальной единицей измерения культурно-досуговой деятельности является досуговая деятельность, которая вовлекает человека или многих людей в свободное время в процесс отдыха.
Этот процесс может быть ограничен во времени от нескольких минут (например, прослушивание музыки, игра в настольные игры) до нескольких дней или недель (пеший туризм, ролевые игры, телемарафон).
Каждый досуг имеет свой темп и ритм, которые задаются субъектами этой деятельности, подчиненными особенностям психологии человека и духовным потребностям отдельных субъектов.
Как говорит А.Ю. Домбровская, культура отдыха – это такое проведение свободного времени человеком, которое сбалансировано различными видами рекреационной, развивающей и развлекательной деятельности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в этом обществе как традиционное и в тоже время, отвечающее современным требованиям.
Наличие семантически близкого понятия «культурно-досуговая деятельность» подчеркивает конструктивный характер, а также высокую социальную и индивидуальную значимость культуры отдыха [6, с. 156].
Культурно-досуговые мероприятия развиваются в рамках культуры конкретной общины. Она организована на основе социально значимых и утвержденных норм в рекреационных целях, которые закреплены в данной культуре. В связи с этим в теории и практике досуга важную роль играют исторические и этнонациональные представления о красивой, физической и творческой деятельности.
Культурно-досуговая деятельность связана с установленными этическими нормами и правилами. Это означает, что человек может использовать свое свободное время либо на пользу, либо во вред себе и окружающим.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОКЛУБОМ
2.1. Автоклуб ГУК «Малоритский районный центр культуры» как субъект организации культурной жизни региона
Исходя из данных, полученных в предыдущих главах, мы можем утверждать, что не во всех населенных пунктах нашей страны имеются стационарные клубные учреждения.
Поэтому, в таких случаях прибегают к помощи автоклуба, который разрабатывает собственную программу, выезжает в отдаленные населенные пункты, на объекты, которым требуется культурная помощь.
Малоритский край является одним из самобытных регионов Беларуси и считается своеобразным заповедником традиционной культуры. В прошлое, вместе со старожилами, уходят народные традиции и промыслы, и для того, чтобы этого не случилось, в г. Малорита создан районный центр культуры.
В Малоритском центре культуры располагается жемчужина белорусского народного искусства – костюм Малоритского строя. Одна из главных задач центра - это сохранение и изучение народных промыслов, ремесел Малоритчины в частности, и белорусской культуры в целом. В районном центре культуры собрана уникальная коллекция костюмов Малоритского строя и воссоздана уникальная технология ткачества.
Также во всем Малоритском районе культурное обслуживание жителей Малоритского района осуществляется при помощи государственного учреждения культуры «Малоритский районный центр культуры». Первоначально он был открыт 1 января 1998 года в д. Замшаны Малоритского района как Дом народного творчества, а в июне 2001 г. переименован в районный центр культуры и расположился в г. Малориты.
В состав ГУК «Малоритский районный центр культуры» входят 20 учреждений клубного типа:
- Городской Дом культуры;
- районный центр народного творчества;
- автоклуб;
- 13 сельских Домов культуры;
- 2 сельских клуба;
- Дом фольклора;
- Дом ремесел.
В клубных учреждениях района работает 161 формирование с количеством участников 1268 человек.
Семь творческих коллективов удостоены званий «народный» и «образцовый»:
- хор ветеранов труда (ГДК, руководитель – Г.П. Бегеза);
- ансамбль «Рыцкі куфэрак» (ГДК, руководитель – А.Н. Борисюк);
- эстрадная студия «Забава» (ГДК, руководитель – А.Н. Борисюк);
- ансамбль народной песни «Черняночка» (Чернянский СДК, руководитель – О. В. Дягель);
- ансамбль народной песни и музыки «Хотиславяне» (Хотиславский СДК, руководитель – В.А. Кравчук);
- клуб любителей фольклора «Вясковая табала» (Хотиславский СДК, руководитель – Г.И. Хомик);
- агиттеатр «Час пик» (ГДК, руководитель – О.В. Дворак).
На базе учреждений культуры района один раз в два года проводятся: районный конкурс обрядового фольклора «Спадчына зямлі маларыцкай» и областной тур Республиканского фестиваля национальных культур «Суквецце культур».
Учреждение осуществляет просветительные, воспитательные и развлекательные функции через создание физическим лицам благоприятных условий для занятия народным и художественным творчеством, удовлетворения их познавательных потребностей, а также потребностей в самообразовании, духовном и физическом развитии, межличностных отношениях и отдыхе.
Данное мобильное учреждение входит в состав Малоритского районного центра культуры с января 2016 года. Автоклуб занимается своей деятельностью в 57 населенных пунктах. Создание и реорганизация клуба проводится в соответствии с Законодательством Республики Беларусь.
Функции автоклуба «Малоритский районный центр культуры»:
- просветительские;
- воспитательные;
- развлекательные.
Данные функции осуществляются за счет создания условий для свободного занятия творчеством, удовлетворения познавательных потребностей, потребностей в отдыхе, самообразовании и т.д.
Все мероприятия автоклуба доступны для посещения всеми категориями лиц, благодаря развитию общественной инициативы, сочетанию общественной и личной инициативы каждого отдельного работника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире культурно-досуговая сфера человека стала определяющей в процессе формирования и воспитания личности человека, в связи с кризисом таких институтов воспитания как семья и школа. Культурно-досуговая деятельность направленна на удовлетворение социально-культурных потребностей общества. Однако не все население нашего государства имеет возможность посещать культурные мероприятия, в силу отсутствия в их местности стационарных культурных учреждений. Для данной категории населения организовывают свою деятельность передвижные культурные организации, или автоклубы.
Автоклуб – проект, направленный на культурное развитие села: обмен творческими идеями, проведение фестивалей, содействие внедрению новых технологий досуговой деятельности в сельских территориях любого муниципального района.
Автоклубы позволят муниципалитетам проводить культурно-массовые акции на любой доступной для проезда территории, обеспечить концертную деятельность, библиотечное обслуживание, онлайн трансляции культурных мероприятий, организовать познавательный досуг для детей в сельских населенных пунктах городского округа, не имеющих стационарного культурного обслуживания. Проекты такого рода организуются при поддержке Администраций сельского поселения, либо исполнительных комитетов.
Между тем автоклубная деятельность обеспечивает замену традиционного административного управления сетью клубных учреждений на комплексные стратегии развития досуга населения, где эти учреждения, клубные сообщества могут тем или иным образом способствовать интеграции учреждений культуры других типов, различных объединений, групп отдыха, решать проблемы свободного времени в регионе.
На примере автоклуба ГУК «Малоритский районный центр культуры» нами был проведен качественный анализ деятельности данного учреждения. Нами было выявлено, что деятельность данной организации направлена на работу с различными категориями населения: дети, молодые люди, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями; проводится работа по патриотическому воспитанию.
С целью изучения особенностей организации работы автоклуба ГУК «Малоритский районный центр культуры» мы провели анализ деятельности данной организации.
Деятельность данного автоклуба проходит при взаимодействии с различными организациями, такими как Дом Культуры, местные советы, территориальный центр обслуживания населения, школы, библиотеки, привлечение молодежи для проведения определенных мероприятий. Данные организации оказывают методологическую, консультативную и организационную помощь при организации определенных мероприятий.
Работа данного автоклуба строится в рамках работы с различными категориями населения: дети, молодые люди, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, проводится работа в рамках патриотического воспитания и т.д. При работе с каждой из данных групп необходимо учитывать, какие задачи необходимо решить и подобрать соответствующие методы по их решению.
Деятельность автоклуба ГУК «Малоритский районный центр культуры» организовывается при помощи определенного материального оснащения: имеется собственный транспорт, генератор, баннеры. Автоклубом ГУК «Малоритский районный центр культуры» осуществляются просветительские, воспитательные и развлекательные функции. В своей работе работники «клуба на колесах» стараются охватить все возрастные группы населения.
Автоклуб оказывает следующие виды услуг населению:
- организация и музыкальное оформление праздников;
- тематические концертные программы;
- поздравительные программы (юбилеи, свадьбы, профессиональные праздники);
- поздравления на дому;
- вечера-чествования;
- торжественные церемонии;
- духовно-патриотические программы;
- акции;
- концертное обслуживание;
- чествование старожилов деревень;
- социально-культурные программы;
- встречи-консультации специалистов (медработников, юристов, работников правоохранительных органов и др.);
- выставки (народного творчества, декоративно-прикладного искусства, передвижные выставки).
ГУК «Малоритский районный центр культуры», к которому относится автоклуб, является юридическим лицом и действует на основании Устава. Автоклуб является структурным подразделением ГУК «Малоритский районный центр культуры». Руководство автоклубом осуществляет заведующий автоклубом.
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учебное пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова.– М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2.Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 192 с.
3. Бабков, В. А. Градообразующий проект: город как сцена качества жизни / В. А. Бабков // Арт-менеджер, 2004. – №1 (7). – С. 2-7.
4. Борзова, Е. П. История мировой культуры : учеб. пособие для вузов искусств и культуры / Е. П. Борзова. – СПб.: Лань, 2007. – 669 с.
5. Григорьева, Е.И. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: учебное пособие / Е. И. Григорьева. – Тамбов: Першина, 2004. – 512 с.
6. Грушецкая, И. Н. Особенности организации молодежного досуга / И. Н. Грушецкая // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. – №1-2. – С. 164-166.
7. Губман, Б. Л. Западная философия культуры ХХ века/ Б.Л.Губман. – Тверь: 1997.
8. Гуревич, П. С. Культурология: учеб. для вузов / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2008. – 280 с.
9. Домбровская, А. Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: учеб.-метод. пособие / М. Ю. Домбровская. – СПб.: Лань; Планета Музыки, 2013. – 159 с.
10. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А. Д. Жарков. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
11. Иванова, В. Г. Освоение инновационно-информационных технологий как актуальная проблема для специалистов культурно-досуговой деятельности / В. Г. Иванова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 227-231.
12. Иконникова С. Н. История культурологических учений: учеб. пособие / С.Н. Иконникова. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.
13. Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ф. Брокгауз, И. Ефрон. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 960 с.
14. Инновационные формы деятельности в сфере культуры, образования и досуга современной России: сборник научных трудов / М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова; [отв. ред.: Г. А. Аванесова, И. А. Купцова]. – М.: Московский гос. гуманитарный ун-т им. М. А. Шолохова, 2011. – 165 с.
15. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учеб. пособие для вузов по гум. специальностям и направлениям / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс , 2007. – 534 с.
16. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 530 с.
17. Котельникова, Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дисс. канд. социол. наук: 22.00.06 / Н. В. Котельникова; Кубанск. гос. ун-т. – Ставрополь, 2003. – 26 с.
18. Культура и культурология: Словарь / Сост. и ред. А. И. Кравченко. – М.: 2003.
19. Культурология / Под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: 2005.
20. Культурология. История мировой культуры: учеб. для вузов / Ф. О. Айсина и др.; под ред. Н. О. Воскресенской. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 743 с.
21. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие для вузов по дисциплине «Культурология» / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2007. – 604 с.
22. Культурология. Курс лекций : учеб. пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 303 c.
23. Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. Левит С. Я. – СПб.: 1998.
24. Культурология: История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. – М.: 1995, 1998, 2000 и т.д.
25. Культурология: учеб. пособие для вузов / Г. В. Драч и др.; под науч. ред. Г. В. Драча. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 571 с.
26. Левикова, С. И. Молодежная субкультура : учеб. пособие / С. И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 608 с.
27. Молодежь Беларуси на современном этапе: состояние, проблемы и пути их решения: книга для педагогов и организаторов воспитательной работы с молодежью / Н. С. Шпак [и др.]; ред. С. Д. Лаптенок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск: ИСПИ, 2004. – 342 с.
28. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г. Н. Новикова. – изд. 2-е, испр. и доп. – М.: МГУКИ, 2008. – 173 с.
29. Прыкладная культуралогія: вучэб. дапам. / Я. Д. Грыгаровіч, А. І. Смолік. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2005. – 288 с.
30. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. – М.: Институт человека РАН, 2002. – 260 с.
31. Руднев В. П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. – М.: 1999.
32. Самелюк, М. М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени: дисс. канд. социол. наук: 22.00.01 / М. М. Самелюк. – М., 2006. – 164 с.
33. Смаргович, И. Л. Инновационные формы досуговой деятельности современной молодежи в Беларуси / И. Л. Смаргович // Павышенне ролi клубных устаноу у сацыяльнакультурным жыццi рэгiѐнау: матэрыял навукпракт. канф. (22-23 лiст. 2006 г., г. Мiнск). – Минск, БелДИПК, 2006. – С. 73–76.
34. Смаргович, И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие для студентов вузов по направлению специальности 1-21 04 01-02 Культурология (прикладная) / И. Л. Смаргович; [среди рец. Н. В. Самерсова]. – Мн.: БГУКИ, 2013. – 172 с.
35. Смолина, Т.Н. Теория и методика культурно-досуговой деятельности / Т.Н. Смолина, Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова. – Екатеренбург, 2010. – 30 с.
36. Солдатова, Г. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева, В. Шляпников. – М.: Google, 2013. – 165 с.
37. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П. Гончаровой. – Тверь: ГСУ, 2003. – 378 с.
38. Суртаев, В. Я. Молодежь и искусство / В. Я. Суртаев. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2002. – 352 с.
39. Суртаев, В. Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга: учебное пособие / В.Я. Суртаев. – Ростов н/Д: СПб ГАК, 1997. – 200 с.
40. Теория культуры: учеб. пособие для вузов по специальности 031401.65 "Культурология" / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
41. Технология социально-культурной деятельности: учеб. метод. пособие / Л. И. Козловская. – Мн.: БГУКИ, 2014. – 206 с.
42. Фаблинова, О. Н. Возможности и последствия проведения досуга посредством использования интернет-технологий / О. Н. Фаблинова // Социологический альманах, 2012. – №3. – С. 345–355.
43. Фатов, А. В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. / А.В. Фатов. – М.: МГУКИ, 2007. – 23 с.
44. Языкович В. Р. Культурология. Практикум для студентов высших учебных заведений. / В. Р. Языкович. – М.: РИВШ – 2008. – 176 c.
45. Ярошенко, Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н. Н. Ярошенко. – М.: МГУКИ, 2007. – 360 с.