Позиционирование имиджа музыканта в системе профессиональной подготовки
БГУКИ (Белорусский государственный университет культуры и искусств)
Диплом
на тему: «Позиционирование имиджа музыканта в системе профессиональной подготовки»
по дисциплине: «Менеджмент социокультурной деятельности»
2018
251.00 BYN
Позиционирование имиджа музыканта в системе профессиональной подготовки
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент социокультурной деятельности
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Положение о фестивале музыкального искусства «Музыкальное поколение».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расписание мастер-классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Темы дискуссий.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА
1.1 Целесообразность и роль имиджа учителя-музыканта в профессиональной деятельности
1.2 Основные принципы формирования профессионального имиджа учителя-музыканта
ГЛАВА 2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
2.1 Особенности позиционирования личности учителя-музыканта в социуме
2.2 Музыкальный проект как фактор формирования имиджа учителя музыканта в социуме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования определяется необходимостью формирования имиджа педагога-музыканта в современном обществе. Корректная и грамотно созданная концепция имиджа позволит позиционировать личность педагога-музыканта, как современного, целостного и всесторонне развитого члена общества, что, несомненно, будет значительно способствовать качественной профессиональной деятельности. Формирование имиджа личности педагога-музыканта, обладающего новаторским стилем научного мышления, широким кругозором, отличными профессиональными способностями, духовной культурой в современном обществе приобрело особую актуальность. Именно от учителя, его социальной активности и присущих ему нравственных качеств в значительной мере зависит успех начинаний и преобразований в деле духовно-нравственного воспитания молодежи. Развитие новых тенденций в образовании тесно связано с ориентацией этого образования на личность педагога, на его позиционирование в обществе.
Современное общество предъявляет новые требования к содержанию образовательного процесса, в том числе и в сфере музыкальной культуры. Это во многом определяет роль педагога-музыканта. Учитель выполняет не только функции транслятора знаний, но должен проявлять свои организаторские способности, которые обеспечивают надлежащий уровень образования, социализации, адаптации подрастающего поколения. В этой связи актуально рассмотреть проблему позиционирования имиджа музыканта в системе профессиональной подготовки.
Понятие «имиджа» в научной литературе трактуется с позиции двух точек зрения. Сторонники первой точки зрения придерживаются мнения, что имидж является наборов определенных качеств и характеристик личности. С позиции второй точки зрения, имидж рассматривает личность в рамках общественного мнения. Данный подход связан с развитием СМИ.
Существует несколько научных подходов в изучении «имиджа»: функциональный, контекстный и сопоставительный. В настоящее время исследователи ведут активную работу по разработке особенностей и методик создания индивидуального и профессионального имиджа музыканта. Стоит отметить, что в настоящее время исследование феномена «имиджа», находится в стадии активной разработки.
Имидж является целостным, гармоничным явлением, которое нельзя разделить на части. Здесь все имеет значение, как внешний, так и внутренний образ, включающие в себя личностные, профессиональные, нравственные качества. Современному человеку необходимо ориентироваться на признание общества, а также он нуждается в поддержке окружающих его людей. Таким образом, можно сказать, что имидж – это отражение массового сознания.
В формировании имиджа профессиональные и личностные качества учителя-музыканта тесно связаны с общественным мнением. Следовательно, при создании имиджа педагога нужно опираться на мнение окружающего его общества.
Объект исследования – имидж учителя-музыканта в структуре музыкально-педагогической деятельности.
Предмет исследования – формирование имиджа учителя-музыканта в структуре музыкально-педагогической деятельности детской школы искусств.
Цель дипломной работы: определить особенности формирования имиджа учителя-музыканта в структуре музыкально-педагогической деятельности.
Задачи дипломной работы:
- рассмотреть сущность и специфику имиджелогии;
- изучить основные технологии и принципы формирования профессионального имиджа учителя-музыканта;
- проанализировать особенности формирования профессионального имиджа учителя-музыканта детской школы искусств;
- обосновать проектное решение в рамках дипломного исследования.
Методы исследования: синтез, анализ, описание, сравнение, обобщение.
Структура и объем работы – 2 главы, 48 страниц, 42 источника, 3 приложения.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА
1.1 Целесообразность и роль имиджа учителя-музыканта в профессиональной деятельности
Имиджелогия как область научного знания становится все более актуальной и популярной. Такое стремительное развитие имиджелогии тесно связано с ростом информации и коммуникации, поскольку она представляет собой важную составляющую норм поведения современной личности, необходимый компонент профессиональной грамотности срециалистов разных профилей и направлений, и дает научно-методическое обоснование тому, чтобы дать определение таким видам профессиональной деятельности, как специалист по пиару, стилист, имиджмейкер [38, с. 3].
Сегодня возрастает необходимость в формировании знаний и умений в имиджировании. Это можно объяснить тем, что медийные средства имеют большое распространение среди общества, возрастает значение транслируемых ими образов [35]. Можно сказать, что СМИ навязывают аудитории систему образов-стереотипов, которые включают в себя образ успешного человека, престижной работы, независимой (сильной) женщины, современного дома, новомодные гаджеты и т.д. Большинство людей создает свой имидж исходя из навязанных стереотипов и собственного видения качеств успешного человека. Исходя из этого, появляется потребность в изучении науки об имидже, а также использование и применение этих знаний в ходе практики.
Имиджелогия – это общеобразовательная дисциплина. Создание новой отрасли теоретико-прикладного назначения в нашей стране не случайно. Этическая составляющая душевного склада личности – одна из фундаментальных характеристик белорусского менталитета. Имиджелогия базируется на фундаментальных традициях национальной культуры [38, с.10].
Стоит отметить, что имиджелогия развиваясь на стыке ряда других наук, таких как культурология, социология, психология, политология, PR, в течение не долгого времени стала самостоятельной областью научного знания.
Для того чтобы эти знания выделились в самостоятельную область научного познания, человечество тысячелетиями накапливало опыт, который после был систематизирован для создания конкретного образа и достижения поставленных целей. Именно по этой причине практически невозможно утверждать, где именно и в какое время было первое упоминание о возникновении и основателе имиджмейкинга.
Следует отметить, что термин «имидж», а также потребность в имиджировании возникли в начале XX века в США на фоне экономического спада и приобретения страной негативного образа. Именно в это время была утверждена конкретная цель для создания и продвижения положительного имиджа страны с целью завоевания мировой культуры [34].
Термин «имидж» стал активно использоваться в девяностых годах прошлого века на постсоветском пространстве в области политологии. Но сегодня данное понятие применимо во всех сферах, и не только к личности и обществу, но и к самым различным объектам и явлениям («имидж предприятия», «имидж сферы услуг», «имидж продукта» и т.д.) [26].
Главной целью имиджелогии является научное обоснование того, как создать положительный и привлекательный имидж, как сформировать правильные нормы поведения, которые будут соответствовать тем бытовым ситуациям, в которых может оказаться человек.
Объект имиджелогии – это имидж, который рассматривается как коммуникативная единица.
Предмет имиджелогии – это все возможные средства и методы, которые содействуют формированию положительного образа идивида, территориального образования, предприятия, корпорации, товара и общественных сфер.
Имиджелогия изучает закономерности построения, функционирования и управления имиджем индивида, организации, товара и услуги, раскрывает общее, особенное и единичное в онтологии всех видов имиджей. Таким образом, имиджелогия – это совокупность знаний, учений и методик о формировании образа предмета, человека или организации, которым можно управлять [11, c. 218].
Имиджелогия имеет ярко выраженные практико-ориентированные направления: имидждиагностику, имиджконсулътирование, имиджмейкинг (технологии построения и управления имиджем), имиджпрогностику.
Но так же существуют следующие теоретические направления в имиджелогии: историческая, персональная, корпоративная, профессиональная, гендерная, семейная, политическая, реабилитационная.
Имиджелогия использует различные методы научного познания: наблюдение, эксперимент, сравнение, идеализацию, формализацию, моделирование, дедукцию, индукцию, анализ, синтез.
ГЛАВА 2 ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
2.1 Особенности позиционирования личности учителя-музыканта в социуме
Проблема личности является одной из центральных в психологической науке. Понятие «личность» образовалось от латинских слов «persona» – маска актера, роль, лицо и «personare» – говорить через. Феномен личности изучается на протяжении многих лет и в рамках различных наук. Это определило множество существующих определений понятия личность. С точки зрения социологии личность представляет собой человеческий индивид, который выступает субъектом отношений и сознательной деятельности. С точки зрения психологии личность – это индивид со сформировавшейся системой социально значимых черт, которые характеризуют его как члена того или иного общества.
Социология рассматривает личность с позиции «характеристик индивида, которые представляют собой уже сформировавшуюся устойчивую структуру, которая включает социально значимые качества» [4, с. 210]. Социология акцентирует внимание на общественном аспекте и рассматривает личность, как некий продукт, развивающийся под непосредственным влиянием общества, в рамках которого он формируется и развивается путем внедрения в социальные отношения, где и происходит активное взаимодействие с окружающими. В свое время К. Маркс отмечал, что «...сущность личности не есть ее физические характеристики или абстрактная психологическая природа, а ее социальные качества» [4, с. 64].
Понятие «личность» включает в себя много аспектов. В контексте данного понятия рассматриваются как общие социальные признаки, так и уникальные характеристики личности. Как правило, исследователи не рассматривают природные характеристики и качества человека в рамках понятия «личность». Однако стоит учесть, что во многом эти природные качества определяют формирование и развитие тех социальных характеристик, которые оказывают влияние на личность в рамках человеческого сообщества.
Философия и социология рассматривают проблему личности не с позиции сущности человека, а с позиции его положения и значения в обществе и в мире, с учетом исторического аспекта. Личность рассматривается с точки зрения субъекта общественных отношений. Основополагающую роль в формировании и развитии личности играет деятельность, в которую она вовлечена, и благодаря которой формируются социальные качества и характеристики данной личности. Формирование и развитие личности может происходить только в процессе выполнения ей определенной социальной роли. Человек, не выполняющий такую роль, не может быть социально значимым, так как он не реализуется как личность в процессе деятельности, и, таким образом, является «вещью в себе». В контексте социологии не имеет значения то, что человек думает о себе сам, и кем он является с его точки зрения.
Важность здесь представляет то, кем он является в социуме, насколько он важен в общественном смысле. То есть, «в основе социализации личности, в процессе которой и происходит ее формирование и развитие, лежит социально-деятельностная сущность человека» [40, с. 258].
Психология применяет несколько другой подход к понятию «личность». В этой связи можно выделить три сферы, в рамках которых происходит формирование и развитие личности: деятельность, общение, самосознание. Однако цель всех трех сфер – расширение и умножение социальных связей личности. В рамках психологии отмечают три аспекта системы развития личности:
- индивидуальные качества личности, которые являются предпосылками ее развития;
- социально-исторический момент, в рамках которого личность формируется и развивается;
- социальная деятельность как форма существования личности в системе общественных отношений.
Формирование личностных характеристик учителя-музыканта во многом зависит от постановки конечной цели, осознания мотивов деятельности, определения потребностей. Также важную роль играет уровень взаимодействия рациональной и эмоциональной сфер, развитие коммуникативных способностей. Процесс развития личности учителя-музыканта требует обратить внимание на такие значимые характеристики как положительный опыт общения, взаимодействие с другими музыкантами, психологические и физические особенности, уровень социализации.
Социальные характеристики личности учителя-музыканта и ее развитие в процессе обучения изучались исследователями с точки зрения различных наук. С позиции искусствоведения личность учителя-музыканта рассматривается с точки зрения его способности совершенствовать духовный мир, дарить высокие чувства окружающим, нести в мир прекрасное, приобщать общество к искусству. В рамках педагогики и психологии музыкального образования развитие социальных характеристик личности учителя-музыканта рассматривается с точки зрения формирования мотивационно-потребностной сферы и музыкальных способностей. Этой точки зрения придерживались такие исследователи как В.Г. Ражников, Б.М. Теплов, Г.М. Цыпин. Были предприняты попытки выделить идеальные характеристики личности учителя-музыканта в работах Э.Б. Абдуллина, Е.В. Николаевой, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был рассмотрен вопрос позиционирования имиджа музыканта в системе профессиональной подготовки. В ходе работы была рассмотрена такая наука как имиджелогия, которая является наукой о формировании имиджа, которая выделяет основные факторы привлекательного образа. В XVIII веке начинается самое всестороннее и детальное изучение отдельных аспектов имиджа, что в последствии приводит к возникновению определенных теорий и гипотез, а также практическое применение имиджевых технологий способствует глубокому теоретическому осмыслению образа и процесса его формирования. Появление имиджмейкинга как научно-практического направления имиджелогии и происходило в этот период. Имиджмейкинг или формирование имиджа – это система действий, направленных на основные принципы построения адекватного имиджа (создание концепции тотальной коммуникации), основанная на двух основных вопросах: кто мы и что мы можем сделать, и кто они и чего они хотят. Термин «имиджмейкинг» понимается как совокупность технологий и техник, элементов и операций, предназначенных для реализации задач по формированию имиджа объекта.
Формирование профессионального имиджа – это сложная работа, которая включает в себя создание, оценку, поддержку имиджа и его коррекцию. Существуют определенные технологии и принципы формирования профессионального имиджа, которые включают в себя следующие компоненты, связанные с особенностями: внешнего облика, индивидуально-психологическими, профессионального общения, профессиональной деятельности. Основой формирования индивидуального имиджа являются следующие принципы: принцип повторности, принцип постоянного непрерывного нарастания воздействия на аудиторию, принцип «двойного вызова».
Технологии формирования индивидуального имиджа, связанные с решением соответствующих задач, которые делят процесс на несколько этапов. Различные исследователи предлагают различные этапы. В работе были рассмотрены концепции В.М. Шепеля, Л. Брауна, И. Крикуновой, А.С. Пелиха, Т.Г. Кизиловой, А.Г. Пронченко. Можно отметить некоторые обязательные условия формирования имиджа: определение первоначальных условий, положений и требований, постановка четкой цели, определение временных рамок, разработка концепции внешности, овладение навыками коммуникативной деятельности, разработка концепции поведения, освоение основ искусства оставлять хорошее впечатление о себе, разработка программы по здоровому образу жизни, освоение методов и приемов релаксации, самосовершенствование, в которое входит самообразование и самовоспитание.
Социальные характеристики личности музыканта и ее развитие в процессе обучения изучались исследователями с точки зрения различных наук. С позиции искусствоведения личность музыканта рассматривается с точки зрения его способности совершенствовать духовный мир, дарить высокие чувства окружающим, нести в мир прекрасное, приобщать общество к искусству. В рамках педагогики и психологии музыкального образования развитие социальных характеристик личности музыканта рассматривается с точки зрения формирования мотивационно-потребностной сферы и музыкальных способностей. Профессиональному музыканту свойственны такие характеристики личности, как музыкальность, эмпатийность, артистизм, развитая интуиция и др.
В рамках данной работы был разработан проект по проведению фестиваля музыкального искусства «Музыкальное поколение». Уникальность проекта состоит в том, что он направлен на формирование положительного имиджа современного музыканта, учителя-музыканта, как профессионала в своей деятельности, имеющего высокий статус профессиональности в современном обществе, а так же как личности, востребованной и необходимой для культурного развития общества.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2. Аверченко, Л. К. Имидж и личностный рост : учеб. пособие / Л. К. Аверченко. – Новосибирск : НГАЭиУ, 1999. – 145 с.
3. Апраксина, М. В. Имидж воспитателя дошкольного учреждения как педагогическая проблема : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. В. Апраксина ; Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников нар. образования Моск. обл. – Москва, 2000. – 24 с.
4. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 416 с.
5. Бейкер, М. Дж. Маркетинг. Бизнес-класс / М. Дж. Бейкер. – Спб, 2008. – 542 с.
6. Большой Энциклопедический Словарь / редкол.: А. М. Прохоров (гл. ред.) [и др.]. – 2 изд. – М. : Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 630 с.
7. Борев, Ю. Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика / Ю. Б. Бореев // Художественная рецепция и герменевтика. – 1985. – №3. – С. 38.
8. Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебник / Г. В. Бороздина. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 224 с.
9. Васюкова, И. А. Словарь иностранных слов / И. А. Васюкова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 1998. – 349 с.
10. Волкова, В. В. Имиджелогия: учебно-методическое пособие / В. В. Волкова. – Ставрополь : СевКавГТУ, 2005. – 168 с.
11. Горчакова, В. Г. Прикладная имиджелогия: учеб. пособ. / В. Г. Горчакова. – М. : Академический проспект, 2007. – 400 с.
12. Диксон, П. Р. Управление маркетингом / П.Р. Диксон. – М. : ЗАО «Изд-во «БИНОМ», 1998. – 418 с.
13. Елисеева, О. О. Особенности формирования профессионального имиджа женщины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.persev.ru/bibliography/osobennosti-formirovaniya-professionalnogo-imidzha-zhenshchiny. – Дата доступа:
14. Жировских, О.А. Имидж и его составляющие / О.А. Жировских. – Мн.: Веды, 2007. – 654 с.
15. Зазыкин, В. Г. Имидж организации: структура и психологические факторы эффективности / В.Г. Зазыкин // Практический маркетинг. – 2008. – №4. – С. 13-18.
16. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR / А.Б. Зверинцев. – Спб.: Изд-во Буковского, 1995. – 267 см.
17. Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга: материалы Четвертого Междунар. симп. по имиджелогии / гл. ред. Е. А. Петрова. – Москва : РИЦ АИМ, 2006. – 359 с.
18. Кодекс «Аб культуры ў Рэспубліцы Беларусь»: 20 июля 2016 г., № 413- З // Национальный правовой интернет портал Республики Беларусь, 02.08.2016, 2/2412 [Электронный ресурс].
19. Ковальчук, А.С. Осоновы имиджелогии и делового общения / А.С. Ковальчук. – Ростов-на-дону: Феникс, 2004. – 256 с.
20. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Ростинтэр, 1996. – 316 с.
21. Кузин, Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика / Ф. А. Кузин. – М. : Ось-89, 2002. – 511 с.
22. Лысикова, О.В. Имиджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере : учеб. пособие / О.В. Лысикова. – М.: Флинта: МПСИ, 2006. – 168 с.
23. Медушевский, В. В. Интонационная форма музыки / В. В. Медушевский. – М. : Композитор, 1993. – 262 с.
24. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. – 5-е изд. – М. : Музыка, 1988. – 240 с.
25. Орлова, Е. А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля (социально-психологический аспект) : автореферат дис. ... канд. псих. наук : 19.00.05 / Е. А. Орлова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – Москва, 1997. – 19 с.
26. Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа. Стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. – М. : ОМЕГА-Л, 2008. – 266 с.
27. Панасюк, А. Ю. Имидж: энциклопедический словарь / А. Ю. Панасюк. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2007. – 768 с.
28. Панасюк, А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? : Или о том, как создавать свой имидж / А. Ю. Панасюк. – М. : Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, 1998. – 238 с.
29. Патлусова, В. М. Профессиональный имидж : учеб. пособие / В. М. Патлусова. – Пермь : Перм. гос. техн. ун-т, 2001. – 131 с.
30. Перелыгина, Е.Б. Психология имиджа : учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 223с.
31. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – 3-е изд. – М. : Академический Проект, 2009. – 400 с.
32. Погонышева, Д. А. Моделирование в образовательном процессе в аграрном вузе / Д. А. Погонышева. – Бр. : Изд-во БГУ, 2005. – 118 с.
33. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс ; пер. с англ. М. М. Исенина. – М., 1984. – 314 с.
34. Семенова, Л. М. Генезис и современное состояние проблемы формирования профессионального имиджа / Л. М. Семенова // Психология и педагогика. – 2009. – №7. – С. 21-28.
35. Соколова-Сербская Л.А. / Член – корреспондент АИМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vanessaim.ru/articles/?id=45. – Дата доступа:
36. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
37. Шарков, Ф.И. Имидж фирмы: технологии управления / Ф.И. Шарков. – М.: Омена-Л, 2006. – 272 с.
38. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 356 с.
39. Шепель, В. М. Имидж. Как нравиться людям / В.М. Шепель. – М.: Народное образование, 2002. – 249 с.
40. Шибутани, Т. Социальная психология : учебник для вузов / Т. Шибутани. – Ростов н/д: Феникс, 1999. – 539 с.
41. Широбокова, Т. С. Культура профессионального общения педагога / Т.С. Широбокова // Справочник классного руководителя. – 2011. – №5. – С. 5-12.
42. Яковлева, Е. Л. Имидж и социальные роли / Е. Л. Яковлева // Политический маркетинг. – 2004. – №7. – C. 43-50.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Положение о фестивале музыкального искусства «Музыкальное поколение».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Расписание мастер-классов.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Темы дискуссий.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты