Введение
Глава 1 Влияние СМИ на формирование образа страны в массовом сознании
1.1 Средства массовой информации как фактор манипуляции общественным сознанием
1.1.1 Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации
1.1.2 Факторы, воздействующие на сознание, при формировании образов посредством СМИ
1.2 Картина мира и информационная картина мира
1.3 Языковые средства формирования образов
1.3.1 Метафоризация как основной прием создания образов
1.3.2 Эпитет как ведущий языковой прием создания образов
Выводы по главе 1
Глава 2 Основные составляющие собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной прессе: лексико-стилистические средства их реализации
2.1 Основные компоненты образа России в англоязычной электронной прессе и лексико-стилистические средства их реализации
2.1.1 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «агрессор»
2.1.2 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «экономический спад как результат санкций»
2.1.3 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «идеология и власть»
2.1.4 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «нарушение прав человека» в России
2.2 Основные компоненты образа России в электронной прессе Российской Федерации и лексико-стилистические средства их реализации
2.2.1 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «защита от мировой угрозы»
2.2.2 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «противостояние агрессору»
2.2.3 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «импортозамещение как противостояние санкциям и основа экономического развития»
2.2.4 Сравнительная характеристика лексико-стилистических средств реализации основных составляющих собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной электронной прессе
2.2.5 Статистический анализ лексико-стилистических средств реализации основных составляющих собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной электронной прессе
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Список источников примеров
Введение
Глобализация, подобно гигантской воронке, продолжает засасывать всех, даже тех, кто считает, что мировые изменения их не затронули. Этот период дал сообществам нашей планеты новое направление роста. Человечеству XXI века некогда анализировать те процессы, которые происходят в современном обществе. Изменения во всех аспектах жизни стали постоянными в третьем тысячелетии, поэтому важно, по крайней мере, проникнуть в суть изменений, затрагивающих сообщества рабочего класса. Это поможет государству вписаться в новые структуры, разработать собственные стратегии образа жизни и участвовать в программах глобализации. Мир «сжался» до размеров деревни, хотя и в глобальном масштабе, как описал эту квазипланетную трансформацию канадский философ Герберт Маршалл Маклюэн. И в то же время самая обычная деревня получила возможность покорить огромный мир: виртуально расширить границы своей территории, стать участником всего – политического, образовательного, медицинского, военного.
Актуальность данного исследования заключается в изучении образа России в русскоязычных и англоязычных СМИ, которая обусловлена современной конфликтной политической ситуацией, где Россия является одним из основных участников событий.
Большая часть исследования посвящена особенностям репрезентации России в зарубежных СМИ (А.Б. Бушев, Е.А. Галумов, О.С. Драгачева, М.Р. Желтухина, Р. Царукян). Анализ образа России в отечественных СМИ представлен в исследованиях А. А. Баранова, К. Я. Белоусов, Ю. С. Патисов, А. П. Чудинова.
Объект исследования – тексты русскоязычных и англоязычных СМИ о России, собранные за 2022-2024 год.
Предмет исследования – лексические средства формирования образа России в русскоязычных и англоязычных Интернет-изданиях.
Целью работы является изучение языковых способов формирования образа России в англоязычных и русскоязычных СМИ на примере Интернет-новостей российских и англоязычных изданий.
Вышеназванная цель реализуется в решении следующих задач:
1.Рассмотреть средства массовой информации как фактор манипуляции общественным сознанием.
2.Определить роль картины мира и информационной картины мира в средствах массовой информации.
3.Рассмотреть языковые средства формирования образов.
4.Изучить лексические компоненты образов России в англоязычной СМИ и лексические средства их реализации.
5.Выявить лексические компоненты образов России в русскоязычной СМИ и лексические средства их реализации.
6.Провести сравнительную характеристика лексико-стилистических средств реализации основных составляющих собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной электронной прессе.
7.Описать статистический анализ лексико-стилистических средств реализации основных составляющих собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной электронной прессе.
Материалом исследования послужили 200 микроконтекстов (100 английских, 100 русских) из англоязычной электронной прессы в электронных изданиях таких как СNN, CBSnews, US, а также из русскоязычной электронной прессы РБК, lentaru, РГ Аргументы и Факты.
Методы исследования, используемые в данной работе – контент-анализ (или анализа содержания, основанный на статистическом подсчёте специально выбранных текстовых единиц) и лингвистический анализ текста для выявления системы языковых средств, с помощью которых создается образ России.
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, список использованных примеров, приложения.
Глава 1 Влияние СМИ на формирование образа страны в массовом сознании
1.1 Средства массовой информации как фактор манипуляции общественным сознанием
1.1.1 Особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации
Рассматривая особенности и тенденции развития СМИ в эпоху глобализации отметим, что рождение глобального мира неизбежно привело к появлению глобальных медиа, в том числе печатных. Их немного, но они играют важную роль в медиасообществе. Wall Street Journal, Financial Times, USA Today, International Herald Tribune – это не просто гигантские газеты, это глобальные бренды, язык их английский. «Глобальных» газет на других языках нет, и их появление на данный момент не предвидится [2, с. 14]. С.Г. Азарян отмечает, что они являются своего рода маяком, и стоит ли к ним стремиться, каждый автор решает самостоятельно. Одна из положительных черт глобализации – это влияние на укрепление позиций местной мелкой типографии, повышая ее востребованность, а иногда в малых городах и районных центрах. Это также относится к местной прессе, которая издается для отдельных объединений граждан. Например, в России эта тенденция достаточно ярко выражена. Поскольку регистрация издания не всегда требуется, нет препятствий для появления газет, журналов с небольшими тиражами (до 999 экземпляров), предназначенных для узкого круга читателей [2, c. 15].
С.А. Герасимова также отмечает, что в современном мире набирает силу журнальный сегмент. Журналы заполняют витрины газет, даже в провинциальных городах. Многие из этих медиумов чувствуют себя вполне комфортно, грамотно интегрируя свой маленький мир в глобальную конструкцию мира. Например, исчезли пользовавшиеся до недавнего времени популярностью у читателей российские еженедельники «Итоги», «Власти», «Деньги», хотя, казалось бы, они должны быть популярны, поскольку они активно участвуют в политических и экономических процессах в стране. Но так как общественность де-факто не участвует в этих вещах, нет никаких оснований для появления массовых еженедельников: они не нужны большинству аудитории. В Красноярском крае, например, издаются 44 муниципальные и региональные газеты. Но любопытный факт: большинство газет в сибирском регионе сохранились. Они появились на свет в 30-е годы прошлого века и до сих пор востребованы на местах как носители только региональных новостей. Ни The Wall Street Journal, ни International Herald Tribune не смогут рассказать жителям, скажем, Ирбейского округа, что стало причиной трагедии в районном суде [8, c. 143].
Глобализация также изменила конфигурацию вещания. Появление цифрового радиосигнала позволило создать определенный «микс»: сегодня глобальное вещание и местное вещание органично связаны, и все это преподносится слушателю в «одном стакане». Тенденция почти ускоренного роста местного радио объясняется появлением новых условий – более дешевого распространения сигнала, скорости его передачи через Интернет или спутники связи. Поэтому легко объяснима метаморфоза радиотипологии. В сегменте заметно снижение доли национальных вещателей и увеличение доли местных станций FM-диапазона. Местные станции уже начали общаться между собой по отечественному радио и сейчас пытаются создавать свои сети, например, в России радиостанция «Наша Песня» (Екатеринбург) давно шагнула на восток за Уральские горы, а «Эхо Москвы», столкнувшись с проблемой получения частоты в ряде крупных городов (например, в Красноярске), стала распространять сигнал и, следовательно, собственный контент через Интернет. Причем не только внутри России, но и за ее пределами [8, c. 143].
[…]
Глава 2 Основные составляющие собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной прессе: лексико-стилистические средства их реализации
В рамках данного исследования нами были отобраны 100 микроконтекстов из англоязычной электронной прессы в электронных изданиях таких как СNN, CBSnews, US, а также 100 микроконтекстов из русскоязычной электронной прессы РБК, lentaru, РГ Аргументы и Факты.
2.1 Основные компоненты образа России в англоязычной электронной прессе и лексико-стилистические средства их реализации
В данном пункте нами рассматривались основные компоненты образа России в англоязычной прессе и лексико-стилистические средства. Следует напомнить, что в СМИ есть несколько приемов манипуляции, разработанных С. Г. Кара-Мурза.
2.1.1 Лексико-стилистическая реализация компонента образа «агрессор»
Рассмотрим лексический компонент образа «агрессор», пример: People realized there really is a war going on and it’s come now to Belgorod, maybe not for the first time but the most grave and frightening [A12] – ‘Люди поняли, что действительно идет война, и теперь она пришла в Белгород, может быть, не впервые, но самая серьезная и пугающая’ [перевод собственный]. Автор использует эпитеты как речевое воздействие на читателя для того, чтобы вызвать у аудиторию образ России как агрессора и преследователя.
In the wake of the attack, Gladkov said Friday he had received messages on social media from residents saying [A12] – ‘В пятницу Гладков заявил, что после нападения он получил в социальных сетях сообщения от жителей города, в которых говорится следующее’ [перевод собственный]. Автор использует эмоциональную лексику для того, чтобы воздействовать на читателя и для реализации образа «агрессора». Данная лексика позволяет воздействовать на реципиента, создает ощущение живости и правдоподобности описываемых событий.
We are scared, help us go to a safe place [A12] – ‘Нам страшно, помогите нам уехать в безопасное место’ [перевод собственный]. Автор использует прямую речь c эмоционально-окрашенной лексикой как реальные мысли от читателя, которые реализуют образ «агрессора».
Ukrainian President Volodymyr Zelensky said Russia had used “nearly every type of weapon in its arsenal” in the “terrorist strikes,” to which he pledged Ukraine’s military would respond – ‘Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Россия использовала "почти все виды оружия в своем арсенале" для ‘террористических ударов’, и пообещал, что украинские вооруженные силы примут ответные меры’. Автор использует военную лексику для того, чтобы реализовать образ агрессора и воздействовать на читателя статьи.
The strikes came after Russia fired 158 drones and missiles, including hypersonic Kinzhal missiles, at civilian targets across Ukraine, killing at least 47 people [A12]. – ‘Удары были нанесены после того, как Россия выпустила 158 беспилотников и ракет, включая гиперзвуковые ракеты "Кинжал", по гражданским объектам на территории Украины, в результате чего погибли по меньшей мере 47 человек’ [перевод собственный]. Автор использует статистические данные для того, чтобы отметить сколько оружия использовало страна-агрессор и вследствие чего сколько людей погибло, таким образом, реализуется образ «агрессора».
[…]
Заключение
Рассмотрев средства массовой информации как фактор манипуляции общественным сознанием, можно сделать вывод, что Глобализация представляет собой непрерывный процесс воздействия различных факторов международного значения на социальную реальность отдельных стран. В результате мир становится все более связанным и зависимым от всех его субъектов – в целом. Меняются тенденции и особенности СМИ, происходит влияние интернета на развитие других СМИ, таких как телевидение, радио, газеты.
Определив роль картины мира и информационной картины мира в средствах массовой информации, следует, что арсенал медиаинструментов воздействия на общественное сознание достаточно велик. Можно выделить методы трансформации коммуникативно-содержательной иноинформации, методы эмоционального воздействия, а также лингвистические методы и приемы. Однако, помимо этого, существует множество невербальных средств воздействия, связанных, прежде всего, с визуальной информацией, что в большей степени относится к телевидению.
Рассмотрев языковые средства формирования образов, можно отметить, что разные метафоры способны удерживать внимание адресата, управлять его эмоциями и чувствами, воздействовать на механизм ассоциативного мышления личности, разрешать конфликты и управлять общественным сознанием. Мы выяснили, в каких ситуациях уместно использование метафоры, а также описали одну из ее функций – манипулятивную. Эпитеты позволяют определить формируемый в информационных сообщениях СМИ образ, наделенный рядом признаков. В совокупности они способствуют формированию представления о чем-либо или о ком-либо.
Сравнительная характеристика лексико-стилистических средств реализации основных составляющих собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной электронной прессе, образ России в англоязычных СМИ собирается с отрицательной стороны и строится вокруг компонента «агрессор», который является основным в данном случае. В русскоязычных СМИ образ России собирается с положительных компонентов, которые строятся вокруг основного «противостояние агрессору».
Описав статистический анализ лексико-стилистических средств реализации основных составляющих собирательного образа России в англоязычной и русскоязычной электронной прессе, можно сделать вывод, что наибольшую значимость среди лексико-стилистических средств в англоязычной прессе, составляющих собирательный образ России принадлежит эмоционально-оценочной лексике, удельная доля, которой 31%. Второе место занимают метафора, удельная доля, которой 23%. Удельная доля эпитетов составляет 17%, удельная доля цитат 12%. Термины составили 8%, прилагательные 5%, наименьшую значимость несут перечисления для создания образа России в англоязычном СМИ. Наибольшую значимость среди лексико-стилистических средств в русскоязычной прессе, составляющих собирательный образ России принадлежит цитатам, удельная доля, которых 24%. Второе место занимает устойчивое выражение, удельная доля, которой 19%. Удельная доля эмоционально-оценочная лексике составляет 16%, удельная доля терминов 14%. Гипербола составила 11%, литота 6%, наименьшую значимость несут цифры и эпитеты для создания образа России в русскоязычном СМИ.
1 Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М. : ВЛАДОС, 1994. – 336 с.
2 Азарян, С.Г. Философия телевидения: автореф. дис. … д-р. филос. Наук / С.Г. Азарян. – Краснодар, 2011. – 20 с.
3 Баранов, А.Н. Очерк когнитивной теории метафоры // Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русская политическая метафора. Материалы к словарю. - М.: Институт русского языка АН СССР, 1991. - С. 184-193.
4 Басалаева, О.Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества / О.Г. Басалаев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. № 1 (182). Философия. Социология. – Вып. 16. – С. 73–76.
5 Брайант, Д. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ / Д. Брайант, С. Томпсон. – М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. – 432 с.
6 Володина, Н.М. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание / Н.М. Володина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/03.htm#з_09.
7 Воронина, Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы / Т.П. Воронина. – М., ЦАГИ, 1995. – 110 с.
8 Герасимова, С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. – 2007. – №2. – С. 143 – 148.
9 Давыдов, И. Масс-медиа российского Интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. – 2000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.russ.ru/politics/20000928_davydov.html/.
10 Данилова, В.С. Этапы становления информационной картины мира / В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников // Вестник ЯГУ, 2009. – том 6. – № 4 (11/14). – С. 109–112.
11 Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. – 344 с.
12 Жирмунский, В.М. Теория Литературы / В.М. Жирмунский. – Л.: Наука, 1977. – 376с.
13 Зелинский, С.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание / С.А.Зеленский – СПб.: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2008. – 280 с.
14 Каландаров, К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов / К.Х. Каландаров. – М.: Гуманитарный центр «Монолит». – 1998.– 80 с.
15 Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Алгоритм, 2004. – 528 с.
16 Колодкин, Б.В. Манипулирование массовым сознанием: социально-философский анализ / Б.В. Колодкин // Соцiальна фiлософiя i философiя iсториї: Вісник СевНТУ, - Вип. 103: Філософія: зб. наук. пр. – Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010. С. 24 – 26.
17 Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. – М.: Наука, 1990. – 108 с.
18 Лакофф, Дж., Метафоры, которыми мы живем / Дж. Лакофф, М. Джонсон. – М.: Изд-во ЛКИ, 2014. – 256 с.
19 Лукина, М. Методика описания российских СМИ в Интернете: итоги пилотного исследования / М, Лукина, Л. Реснянская, О. Смирнова, И. Фомичева И // Журналистика в 2003 г.: обретения и потери. Стратегии развития. - М., 2004
20 Мансурова, А.И. Вербальные способы манипуляции общественным сознанием // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – Казань: Изд-во КГУ, 2009. – №1. – С. 69 – 73.
21 Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. – М.: Academia, 2001. – 208 с.
22 Пименова, М.В. Этногерменевтический аспект концептуальных исследований /М.В. пименова// Социокультурная герменевтика: проблемы и перспективы/ Сборник научных статей международной конференции. – Кемерово: Комплекс “Графика”, 2002. – С. 116-119.
23 Попова, З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин И.А. – Воронеж: Изд-во “Истоки”, 2002. – 192 с
24 Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира/ Отв.ред. Б.А. Серебренников. – М.: Наука, 1988. – 212 с.
25 Салемгареева, Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования // Вестник электронных и печатных СМИ. – Вып.2. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik.ipk.ru/index.php?id=1537
26 Солганик, Г. Я. Введение // Вакуров В. Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. – М., 1978.
27 Сорокина, О. Н. Эпитет как ведущее лингвистическое средство формирования образа Китая в СМИ США / О. Н. Сорокина // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2009. – Т. 67. – № 3. – С. 127-132.
28 Тимофеев, Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. – М., 1971. – 464 с.
29 Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. – М.: ООО «Издательство ACT», 2002. – 558 с.
30 Хайдеггер, М. Пролегомены к истории понятия времени / М. Хайдеггер. – Томск: Изд–во «Водолей», 1998. – 384 с.
31 Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика / Д. Н. Шмелев. – М. : Просвещение, 1977. – 335 с.
Список источников примеров
A1 Russia Blames Troops’ Cellphone Use for Deadly Ukrainian Strike [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.wsj.com/articles/russia-blames-cellphone-use-for-deadly-ukrainian-strike-11672814476?mod=hp_lead_pos6.
A2 Russia Ups Death Toll in Ukraine Strike, Blames Cell-Phone Use [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/2023-01-04/russia-ups-death-toll-in-ukraine-strike-blames-cell-phone-use?srnd=premium-europe.
А3 How McDonald’s Won Russia—and Then Lost It All [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/features/2023-01-04/mcdonald-s-won-big-in-russia-until-the-ukraine-invasion/.
А4 Nobel Peace Prize winners strongly condemn Russia's invasion of Ukraine [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cbsnews.com/news/nobel-peace-prize-winners-condemn-russia-invasion-of-ukraine/.
А5Russian rouble down with oil prices, trade remains thin [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.reuters.com/markets/currencies/russian-rouble-down-with-oil-prices-trade-remains-thin-2023-01-04/.
А6 Europe’s big question: What a diminished Russia will do next [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edition.cnn.com/2023/01/01/europe/putin-ukraine-war-shift-europe-security-intl-cmd/index.html.
А7 Putin and Xi meet against backdrop of growing crises for both leaders [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edition.cnn.com/2022/12/30/asia/china-xi-russia-putin-video-meeting-intl-hnk/index.html.
А8 Кедми: Путин заставил США бояться полного уничтожения Америки https://listaj.ru/kedmi-putin-zastavil-ssha-boyatsya-polnogo-unichtozheniya-ameriki/.
А9 Кадыров обвинил американцев в чудовищном акте против человечества: «США — мировой агрессор, преступное государство» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sport24.ru/news/life/2022-03-10-kadyrov-obvinil-amerikantsev-v-chudovishchnom-akte-protiv-chelovechestva-ssha-mirovoy-agressor-prestupnoye-gosudarstvo.
А10 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stomaster.livejournal.com/1482008.html.
А11 Kremlin Dismisses Polish PM's Criticism of Putin as 'Shocking' [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.usnews.com/news/world/articles/2022-05-13/kremlindismisses-polish-pms-criticism-of-putin-as-shocking.
А12 Residents flee Russia’s Belgorod region amid deadly cross-border attacks from Ukraine [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edition.cnn.com/2024/01/08/europe/russia-ukraine-belgorod-evacuations-strikes-intl/index.html.
A13 Появились первые кадры с выжившими после авиакатастрофы в Афганистане [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2024/01/22/poiavilis-pervye-kadry-s-vyzhivshimi-posle-aviakatastrofy-v-afganistane.html.
A14 Россияне рассказали, сколько им нужно времени для адаптации на новой работе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2024/01/22/rossiiane-rasskazali-skolko-im-nuzhno-vremeni-dlia-adaptacii-na-novoj-rabote.html.
A15 Технику для лесной промышленности будут контролировать из космоса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2024/01/22/reg-pfo/tehniku-dlia-lesnoj-promyshlennosti-budut-kontrolirovat-iz-kosmosa.html.
А16 При конфискации резервов ЦБ Запад может потерять 288 млрд долларов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aif.ru/money/economy/pri_konfiskacii_rezervov_cb_zapad_mozhet_poteryat_288_mlrd_dollarov.
А17 Эксперты рассказали о возможных последствиях локализации машин такси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2024/01/21/eksperty-rasskazali-o-vozmozhnyh-posledstviiah-lokalizacii-mashin-taksi.html.
A18 Россия и Беларусь продолжают реализацию импортозамещающих промышленных проектов [Электронный ресурс]. – https://rg.ru/2024/01/17/rossiia-i-belarus-prodolzhaiut-realizaciiu-importozameshchaiushchih-promyshlennyh-proektov.html.
A19 Цена американской исключительности. Сотни тысяч погибли из-за Блинкена [Электронный ресурс]. - https://aif.ru/politics/world/cena_amerikanskoy_isklyuchitelnosti_sotni_tysyach_pogibli_iz-za_blinkena.