ВведениеВ начале 20 века стремительное развитие информационных технологий привело к тому, что современное общество стало называться информационным. Современное состояние общества характеризуется повышением значимости и ценности информации, что актуализирует изучение массовых коммуникаций.
Информация становится ресурсом, а информационно-коммуникативные процессы охватывают все сферы современного общества. Сегодня принято говорить о том, что тот, кто владеет информацией, владеет миром. Массовые коммуникативные процессы, в силу специфики производственных и технических возможностей распространения информации, охватывают весь мир.
Массовая коммуникация как форма социальной коммуникации - это процесс распространения информации среди массовой аудитории. Массовая коммуникация также может быть процессом косвенной коммуникации в больших сообществах, где отдельные лица или группы не идентифицированы. Взаимодействие через символического посредника большого количества неустановленных лиц, в рамках которого происходит интенсивный обмен большим количеством информации. Кроме того, речь идет о передаче определенной информации аудитории через средства массовой информации, каждый из обезличенных компонентов которых имеет теоретически равную вероятность получения этой информации.
Глобализация социальных процессов, в том числе растущая информатизация социального пространства, привела к неуклонному росту интереса к массовой коммуникации в современном обществе и, как следствие, к повышению роли массовой коммуникации на всех ее функциональных уровнях, особенно в плане социальной и философской рефлексии. Именно высокая значимость массовой коммуникации в структуре информационного общества является причиной стремительного развития сферы коммуникации и повышенного внимания со стороны общества.В свою очередь, настоящее исследование направлено на изучение механизмов апелляции к авторитету в массовой коммуникации. Актуальность темы исследования обусловлена распространением массовых коммуникаций, а также влиянием цифровых технологий на формирование и восприятие авторитетов. Более того, массовые коммуникации – одно из важных явлений общества, которое существенно влияет на развитие связей с общественностью и активно участвует в процессе формирования общественного мнения.
Степень изученности темы. История формирования массовых коммуникаций достаточно полно изучена в научной литературе. Среди авторов, занимающихся данной проблематикой стоит выделить И.Б. Архангельскую, Г.П. Бакулева, П. Бергер, С.А. Зелинского, А.В. Кукаркина, В.В. Орлову, Д.А. Беликова, А.Р. Голубеву, Б.В. Дубина, В.Н. Иванова, В.Д. Мансурову, Н.А. Мартемьянову, И.А. Полуэхтову, А.М. Руденко, В.А. Тулисову, Н.Е. Вокуева, Н.В. Лужнову, Н.В. Розенберга, В.В. Касьянова, З.Ф. Макаревича.
Объект исследования – массовая коммуникация.
Предмет исследования – коммуникативный ход» апелляция к авторитету» в массовой коммуникации.
Цель исследования – выявление особенностей вербализации апелляции к авторитету в англоязычных текстах массовой коммуникации.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) определить сущностную характеристику понятия «массовая коммуникация»;
2) установить подходы к изучению массовой коммуникации и ее функции;
3) охарактеризовать специфику коммуникативного хода «апелляция к авторитету» в массовой коммуникации;
4) описать функционирование высказываний, апеллирующих к авторитету, в текстах массовой коммуникации;
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты изучения апелляции к авторитету в массовой коммуникации
1.1 Сущностная характеристика понятия «массовая коммуникация»
Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции, которая коренным образом изменит все культурные обычаи человека. Третья революция – цифровая революция, начавшаяся в 1960–х годах, – относительно беспрецедентно подготовила человечество к таким преобразованиям на большей части Земли. Даже сейчас люди живут в другом мире, который превращается на их глазах из вертикального в горизонтальный, из закрытого в почти прозрачный, из линейного в сетевой, из регулируемого в неопределенный, из простого во многозадачный, из стабильного в жидкий. В условиях постоянно ускоряющихся темпов изменений человечество должно решительно адаптироваться к этому новому миру [Кашкин, c. 47].
Стремительное развитие цифровых технологий ставит вопросы о том, как их использование меняет повседневную жизнь людей, наиболее важным из которых является влияние технологий на благосостояние. Во многих дискуссиях существует двойственное представление об этом влиянии, а технология рассматривается как «добро и проклятие» для человечества.
Информационное общество может включать в себя поколение людей, родившихся в эпоху, когда цифровые технологии являются неотъемлемой частью человеческого существования. Началом этого периода часто называют 2000 год, и именно с этого времени люди, рожденные на Земле, объединены разными технологиями в единое информационное общество [Бакулев, с. 19].
Отличительной чертой цифрового пространства является то, что воздействие является двусторонним: оно формирует нас, и мы формируем его. Мы часто находим это взаимодействие полезным, но не стоит недооценивать риски, связанные со свободой общения, предоставляемой Интернетом.
Массовые коммуникации являются объектом изучения различных научных специалистов, часто с противоположными взглядами. Под массовой коммуникацией принято понимать процесс передачи или распределения информации для общественной аудитории. Интегративность исследований в области массовых коммуникаций является следствием того, что информационные связи являются существенным атрибутом социальной сущности человечества, и поэтому корни некоторых проблем современной коммуникационной революции уходят в прошлое [Бузин, с. 56].
Сегодня проблема определения понятия и понимания феномена коммуникации приобретает особое значение. Современное общество все больше зависит от коммуникации и информации. По мнению М. Б. Владимировой, это обусловлено такими факторами, как:
-изменение и возрастание роли коммуникации в обществе, усиление интенсивности коммуникационных процессов, увеличение хвата аудитории;
-превращение информации в одну их производительных сил общества;
-совершенствование технических средств, обеспечивающих каждому пользователю возможность подключения к глобальной коммуникационной среде Интернет в любое время и в любом месте [Владимирова, с. 60].
Материальной предпосылкой появления средств массовой коммуникации явилось создание технических устройств, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации. В целом эти комплексы принято называть "средствами массовой коммуникации".
[...]
1 Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции: учебное пособие / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 176 с.
2 Баранова, Е. В. Социология массовой коммуникации: учебное пособие / Е. В. Баранова. – Минск: Высшая школа, 2012. – 316 c.
3 Беликов, Д. А. «Массовое общество» и массовая культура: попытка комплексного взгляда / Д. А. Беликов // Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. – 2017. – № 5. – С. 10–22.
4 Бергер, П. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире: монография / П. Бергер, С. Хантингтон. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 379 с.
5 Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус / Н. С. Болотнова. – М.: Флинта, 2012. – 384 с.
6 Бузин, В. Н. Медиапланирование. Теория и практика: учебное пособие / В. Н. Бузин, Т. С. Бузина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 486 c.
7 Вирен, Г. В. Третья мировая… Информационная / Г. В. Вирен. – М. : Звонница – МГ, 2018. – 276 с
8 Владимирова, М. Б. Трансформация массового сознания под воздействием средств массовой информации (на примере российского телевидения): монография / М. Б. Владимирова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – С. 57–69.
9 Воронович, А. С. Апелляция к авторитету как коммуникативный ход публичной речи политического и религиозного дискурса / А. С. Воронович // сб. работ 67-й науч. конф. студентов и аспирантов БГУ. (17–20 мая 2010 г., Минск). В 3 ч. – Ч. 2. – 2011. – С. 38–41.
10 Вортанова, Е. Л. Российские средства массовой информации после социализма: политика VS-потребителя / Е. Л. Вортанова, С. С. Смирнов // Вестник МГУ. Серия 10. – Журналистика. – 2009. – № 1. – С. 37–49.
11 Глазков, А. В. Из реальности в текст и обратно: очерк прагматики нарративного текста / А. В. Глазков. – М. : Де'Либри, 2018. – 436 с.
12 Гостенина, В. И. Социология массовой коммуникации: учебник / В. И. Гостенина, А. Г. Киселев. – М.: Альфа: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
13 Давыдова, Т. А. Речевой акт упрека в английском языке: автореф. … дисс. канд. филолог. наук: 10.02.01 / Т.А. Давыдова. – Иркутск, 2003. – 16 с.
14 Джефкинс, Ф. Реклама: учебное пособие / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 338 с.
15 Дмитриев, А. В. Неформальная политическая коммуникация: учебное пособие / А. В. Дмитриев, В. В. Латыков, А. Т. Хлопьев. – М.: РОССПЭН: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 201 с.
16 Дубин, Б. В. Государственная информация и массовая коммуникация / Б. В. Дубин, А. Рейсблат // Отечественные записки. – 2003. – № 4. – С. 35–39.
17 Дубин, Б. В. Медиа постсоветской эпохи: изменение установок, функций, оценок / Б. В. Дубин // Вестник общественного мнения. – 2005. – № 2. – С. 54–69.
18 Зелинский, С. А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание: монография / С. А. Зелинский. – СПб.: Скифия, 2008. – 416 с.
19 Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи / О. С. Иссерс. – М.: ЛКИ, 2008. – 288 с.
20.Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. – М. : Алгоритм, 2017. – 464 с.
21 Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер.с англ. под ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ-ВШЭ, ИНФРА-М, 2010. – 312 с.
22 Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс / В. Б. Кашкин. – М.: АСТ: Восток-Запад: ИНФРА-М, 2012. – 256 с.
23 Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 302 с.
24 Корнилов, Е. А. Массовые коммуникации на рубеже тысячелетий: монография / Е. А. Корнилов, Е. Е. Корнилова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.
25 Локк, Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 2 / под ред. И. С. Нарского. – М.: Мысль, 1985. – 560 с
26 Лужнова, Н. В. Роль массовых коммуникаций в постиндустриальной теории общества в аспекте развития информационного маркетинга / Н. В. Лужнова, О. П. Михайлова // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – № 4. – С. 61–68.
27 Макревич, Э. Ф. Культура массовых коммуникаций: сущность, тенденции, индикаторы / Э. Ф. Макревич, О. И. Карпухин // Знание, понимание, умение. – № 3. – 2010. – С. 30–40.
28 Мансурова, В. Д. «Медийный» человек как проекция дигитальной онтологии / В. Д. Мансурова // Известия Алтайского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 116–120.
29 Мартьянова, Н. А. Социологический анализ интернет-субкультуры: на примере бьюти-блогеров / Н. А. Мартьянова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств. – 2015. – Т. 206. – С. 328–332.
30 Массовые коммуникации и медиа-планирование: учеб. пособие. – М.: АльфаПресс, 2008. – 252 с.
31 Матвеева, Л. В. Эмоциональное состояние зрителей в ситуации просмотра телеинформации / Л. В. Матвеева, И. Б. Шкопоров // Материалы конференции «Журналистика 1985». – 1985. – С. 57–69.
32 Муравлева, В. Р. Апелляция к авторитетам" как один из способов языкового воздействия в современных информационных войнах / В. Р. Муравлева // Лингвополитическая персонология: дискурсивный поворот: Материалы Международных научных конференций, Екатеринбург, 27–30 ноября 2019 года / Ответственный редактор Н.Б. Руженцева. – Екатеринбург: [б.и.], 2019. – С. 152–156.
33 Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М. М. Назаров. – М.: NOTA BENE, 2010. – 239 с.
34 Науменко, Т. В. Массовая коммуникация как социальный процесс: философско-методологический анализ проблемы: диссертация д. с. н. / Т. В. Науменко. – М.: Московский государственный Университет им. М. В. Ломоносова, 2010. – 380 с.
35 Памятка по вопросам назначения судебной лингвистической экспертизы: для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / под ред. М. В. Горбаневского. – М.: Наука, 2004. – 104 с.
36 Розенберг, Н. В. Массовая коммуникация: основные тенденции развития в эпоху digital / Н. В. Розенберг, В. П. Сараева // Наука. Общество. Государство. – 2018. – № 2. – С. 27–38.
37 Руденко, А. М. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество / А. М. Руденко, В. В. Котлярова // Медиаобразование. – 2017. – № 3. – С. 134–142.
38 Салахова, А. Г. Речевые стратегии и средства их реализации в современных христианских немецкоязычных проповедях: автореф. дисс. … канд. филол. наук: 10.02.01 / А. Г. Салахова. – Уфа, 2006. – 32 с.
39 Стернин, И. А. Введение в речевое воздействие / И. А. Стернин. – Воронеж: Полиграф, 2001. – 319 с.
40 Эко, У Полныи назад! «Горячие воины» и популизм в СМИ / У Эко. – М.: ЭКСМО, 2007. – 595 с.
McQuail, D. Mass Communication Theory / D. MacQuail. – 6th ed. – London: Sage, 2010. – 632 p