Введение
Для современного общества крайне важным является определение особенностей педагогического потенциала современной школы в рамках организации волонтерского движения в рамках деятельности современных подростков. Приобщение детей подросткового возраста к волонтерской деятельности является наиболее важным фактором в рамках развития современного общества. Волонтерская деятельность содержит в себе определенный воспитательный потенциал, направленный на гармоничное развитие личности детей и молодежи. Основными идеями современной волонтерской деятельности являются такие как идеи солидарности, равенства, отказа от насилия. Данные идеи в последнее время являются довольно популярными.
В современной реальной жизни люди постоянно сталкиваются с проблемой либо оказания помощи в случае необходимости, либо сделать вид, что ничего не произошло. Большинство подростков, которые избирают в рамках своей деятельности волонтерское направление, делают это осознанно и понимают, что своими действиями они вполне могут изменить окружающий мир в лучшую сторону.
При формировании представлении об особенностях моральной и этической точки зрения необходимо прилагать определенные усилия и преодолевать возникающие проблемы. В рамках волонтерской деятельности необходимо отметить, что главная задача данного направления заключается в развитии у подростков основ нравственного воспитания и ответственности как за свое будущее, так и за будущее всей страны. Основными качествами, которые необходимо развивать у подростков, являются такие как гражданственность, милосердие, справедливость и гуманность, а также определение отзывчивости и иных ценностей, которые лежат в основе приобщения подростков и молодежи к волонтерской деятельности.
Духовно-нравственное воспитание предусматривает разносторонность направлений и механизмов влияния на развитие личности обучающегося. Поведение обучающегося, отношение его к труду, обучению, окружающей действительности, к людям, самому себе составляют духовно-нравственную воспитанность.
Тема «Духовно-нравственное воспитание подростков средствами волонтерской деятельности» является актуальной, так как охватывает существенные аспекты формирования из подростков нравственных личностей путем участия в волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность дает подросткам уникальную возможность не только приносить практическую пользу обществу, но и развивать духовно-нравственные ценности, такие как солидарность, самоотверженность и ответственность. Такой подход способствует их всестороннему образованию, обогащает их внутренний мир и формирует осознанное отношение к социокультурным ценностям. В современном обществе, где ценности гражданского общества выходят на первый план, духовно-нравственное воспитание с помощью волонтерской деятельности становится важным аспектом воспитания следующего гражданского поколения.
Большой вклад в разработку проблем духовно-нравственного воспитания детей внесли такие отечественные исследователи, как A.C. Белкин, Л.C. Выготский, Г.М. Дульнев, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.Г. Морозова, Т.И. Пороцкая, Б.П. Пузанов, В.Н. Синев, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.
В рамках современных исследований необходимо отметить множество исследователей и ученых, которые занимались особенностями организации волонтерского движения в условиях школьного самоуправления подростков: Н.Ю. Слабжанин, Е.Л. Шекова, А.В. Шарыпин, Г.В. Бодренкова и т.д.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание подростков.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание подростков средствами волонтерской деятельности.
Цель исследования: формирование духовно-нравственного воспитания подростков средствами волонтерской деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание».
2. Описать особенности духовно-нравственного воспитания в подростковом возрасте
3. Охарактеризовать волонтерскую деятельность как условие духовно-нравственного воспитания подростков
4. Провести диагностику духовно-нравственного воспитания подростков
5. Разработать и апробировать программу волонтерского отряда «Горячее сердце» как средства духовно-нравственного воспитания подростков.
6. Оценить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: волонтерская деятельность является эффективным средством духовно-нравственного воспитания подростков.
Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:
– теоретические методы исследования: теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
– эмпирические методы исследования: опрос, анкетирование, качественный и количественный анализ полученных данных.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания подростков средствами волонтерской деятельности
1.1 Сущность и содержание понятия «духовно-нравственное воспитание»
Духовно-нравственное воспитание современных школьников является первостепенной задачей современной системы образования и важнейшей частью социально-педагогического заказа [4, c. 41].
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям знаний, формирующих их нравственность на основе традиционной духовности родного края, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на основе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой на протяжении двух тысячелетий [5, c. 5].
Духовно-нравственное воспитание – это процесс воздействия педагога на личность и самовоспитание учащихся с целью формирования гармоничных черт характера, привития ценностных идеалов и социальных норм поведения, выработки этического кодекса деятельности и его смыслового восприятия [17, c. 56].
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленный педагогический процесс, в ходе которого учащиеся усваивают и принимают культурные, духовные и нравственные ценности [8].
Суть духовно-нравственного воспитания заключается в постепенном расширении и укреплении индивидуального ценностного поля ребенка, развитии его способности открывать, видеть, воспринимать и ценить прекрасное на основе культурных и нравственных норм и традиций.
Основными направлениями духовно-нравственного воспитания являются следующие:
1. Развитие любви к Родине, патриотизма и уважения к правам и свободам каждого человека
2. Развитие эстетического сознания и нравственных чувств.
3. Воспитание добросовестного и позитивного отношения к труду, учебе и жизни
4. Формировать и развивать ценностное отношение к здоровому образу жизни, собственному здоровью, любви и уважению к семье, развитию семейных ценностей.
5. Формирование уважительного и ценностного отношения к окружающему миру, природе и местности.
6. Формирование ценностного отношения к эстетике и развитие представлений об идеалах и ценностях [28, c. 74].
Принципы духовно-нравственного воспитания:
– принцип личного нравственного примера;
– принцип социально-педагогического партнерства между всеми участниками образовательного процесса;
– принцип индивидуальности воспитания;
– принцип интеграции воспитательных программ;
– принцип практичности и актуальности [18, c. 44].
Основной целью духовно-нравственного воспитания является осуществление педагогической поддержки развития высоконравственной человеческой личности.
Для достижения этой цели духовно-нравственное воспитание включает в себя ряд следующих задач:
1. Развитие чувства гражданственности и патриотизма:
– формирование базовых представлений о структуре нации;
– развитие уважения к национальному языку, культуре, традициям, истории и национальным героям
– понимание символов нации и их значения
– формирование базовых представлений о правах граждан и различных институтах общества и их участии в общественной жизни
– поощрять стремление активно участвовать в жизни общества и нации
– понимать роль личности в обществе и в государстве
– воспитывать любовь и уважение к стране и желание защищать ее
– развивать способность брать на себя ответственность за собственные действия и поведение[28, c. 84].
2. Развивать нравственные чувства и этическое сознание:
– формирование начальных национальных ценностей и бережного отношения к природе;
– понимание хорошего и плохого поведения и формирование ориентации на хорошее поведение и негативного отношения к плохому поведению
– формирование уважительного отношения к старшим, родителям, сверстникам и младшим поколениям, установление доброжелательных отношений в коллективе детей
– формирование основных религиозных понятий и религиозного взгляда на мир, а также места и значения религии в жизни нации
– привитие правил поведения в обществе, в школе, в детском саду, на природе и т.д. [28, c. 84].
[...]
Глава 2 Организационно-методические условия духовно-нравственного воспитания подростков средствами волонтерской деятельности
2.1 Диагностика духовно-нравственного воспитания подростков
Для изучения уровня духовно-нравственного воспитания у подростков был проведен опрос учащихся 9 класса в количестве 20 человек, среди них 9 мальчиков, 11 девочек.
Этапы исследования: 1) разработка программы исследования, подготовка психодиагностического инструментария, диагностика духовно-нравственного воспитания подростков; 2) разработка и апробирование программы волонтерского отряда «Горячее сердце» как средства духовно-нравственного воспитания подростков; 3) изучение эффективности проделанной работы, анализ результатов, формулировка выводов.
Задачи исследования:
- подбор психодиагностического инструментария для исследования духовно-нравственного воспитания подростков;
- определить уровень духовно-нравственной самооценки подростков;
- выявить духовно-нравственную воспитанность подростков;
- выявить духовно-нравственные представления подростков;
- разработать и апробировать программу волонтерского отряда «Горячее сердце» как средства духовно-нравственного воспитания подростков;
- изучить эффективность проделанной работы, сформулировать выводы.
Для проведения педагогической диагностики уровня сформированности духовно-нравственного воспитания подростков были выбраны следующие методики:
Методика 1. Диагностика нравственной самооценки. Автор методики Л.Н. Колмогорцева.
Цель – определить уровень моральной самооценки подростков, которая выражается в оценке себя и своих моральных качеств.
Моральная самооценка – это самооценка, которая определяет меру удовлетворенности собой и отражает отношение к себе.
Методика представляет собой опросник. Перед началом проведения данной методики учитель дает следующую инструкцию: «Сейчас я прочитаю вам 10 утверждений. Внимательно выслушайте каждое утверждение. Подумайте, насколько вы согласны с ними (насколько они относятся к вам). Если вы полностью согласны, поставьте своему ответу оценку 4. Если вы скорее согласны, чем не согласны, поставьте своему ответу оценку 3. Если вы немного согласны, поставьте своему ответу оценку 2. Если вы не согласны, поставьте своему ответу оценку 1. Напротив номера вопроса напишите оценку, которую вы поставили мне за прочитанное утверждение.
Детей просили отметить свою оценку за прочитанное утверждение рядом с номером вопроса.
Результаты обрабатывались в соответствии с ключом. Описание метода и ключ к объяснению см. в Приложении А.
Методика 2. Диагностика нравственной воспитанности.
Н.Е. Щуркова разработала адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для подростков.
Цель – определить нравственные добродетели подростков. Данная методика оценивает нравственные добродетели подростков.
Тест требует полной тишины, а также анонимности, при этом можно указать только половую принадлежность, написав в углу листа букву «м» – мальчик и «д» – девочка.
Важно, чтобы атмосфера во время теста способствовала искренности, сосредоточенности и откровенности. Вопросы теста следует зачитывать ровным монотонным голосом в чередующихся тонах так, чтобы высота тона не влияла на выбор ответа.
Учитель просит детей выбрать один из трех ответов и обвести выбранный ответ (A, Б, В). Необходимо подсчитать количество вариантов, сделанных учащимися в каждом случае, и выразить его в процентах от общего числа подростков.
Описание методики и ключ к ее интерпретации можно найти в Приложении Б.
Методика 3. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», составлена кандидатом психологических наук И.Б. Дермановой, адаптирована Н.В. Кулешовой.
Цель: определить духовно-нравственные ценности учеников.
Суть этого метода заключается в том, что подростки должны ответить на восемь вопросов, которые касаются их желания посещать школу, реализовывать свои интересы, взаимодействовать со сверстниками, а также их отношений с учителями.
В Приложении В представлено описание методики и ключ к ее интерпретации.
Таким образом, использование диагностических методик позволяет определить уровень сформированности духовно-нравственных понятий и норм.
[...]
Заключение
Духовно-нравственное воспитание – это процесс формирования ценностей, моральных принципов и нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе. Оно направлено на развитие личности ребенка, его духовного мира, эмоциональной сферы и социальной адаптации. Задачи духовно-нравственного воспитания достаточно широки и охватывают все стороны жизни человека.
Подростковый возраст представляет собой важный этап развития личности, который характеризуется повышением физической активности на фоне быстрого физического роста, развитием самосознания и открытием своего Я. В этом возрасте активно развиваются волевые качества, повышается самостоятельность, рефлексия, развивается критическое мышление. Специфическими чертами подростка выступают: эмоциональная возбудимость, высокая чувствительность, колебания настроения, потребность в эмоционально-близком общении. Наиболее значимым для подростка является личное участие в социально значимых событиях, в подростковом возрасте важны не столько сами социальные идеи, сколько эмоциональное отношение взрослых к этим идеям и построение на этом отношении поведения. Духовно-нравственное воспитание в подростковом возрасте требует интегрированного подхода, учитывающего специфику этого периода развития, внешние воздействия и индивидуальные особенности подростков, с целью формирования стойких ценностных основ и моральных принципов.
Исходя из определения конкретного направления волонтерства необходимо отметить такие особенности как формирование определенной пользы в рамках оказания помощи самим волонтерам, развитие определенных навыков и способностей, а также удовлетворение потребностей, а также определение конкретных особенностей полезности, формирование умения развивать определенные личностные качества, а также использование определенных моральных принципов в духовной стороне жизни. Волонтёрская деятельность может существенно повлиять на духовно-нравственное развитие подростков, стимулируя их к самореализации, взаимопомощи и активному участию в жизни общества.
Для изучения духовно-нравственного воспитания подростков были использованы следующие методики: для определения уровня моральной самооценки подростков, которая выражается в оценке себя и своих моральных качеств была использована методика «Диагностика нравственной самооценки» Л.Н. Колмогорцевой; для определения нравственной воспитанности подростков – методика «Диагностика нравственной воспитанности» Н.Е. Щурковой и для определения духовно-нравственных ценностей подростков – методика «Что такое хорошо и что такое плохо» И.Б. Дермановой.
Исследование уровня сформированности духовно-нравственных качеств подростков показало, что большинство подростков оценивают свои моральные качества, как средне сформированные. У большинства подростков данной выборки нравственные отношения не сформированы, часто наблюдается неустойчивое, импульсивное поведение. Полученные результаты послужили основанием для разработки программы волонтерского отряда «Горячее сердце» как средства духовно-нравственного воспитания подростков.
Волонтерская деятельность имеет особую ценность в формировании здорового образа жизни, активной гражданской позиции, правовой грамотности и конкурентоспособной человеческой личности благодаря самостоятельному участию подростков в условиях ограниченности времени школьной действительности. Волонтерство воспитывает стабильное и конструктивное отношение как к волонтерам, так и к вовлеченным детям. В процессе работы не только компенсирует отсутствие социальной востребованности, но и реализует потенциал лидерства, иногда добиваясь результатов в асоциальных сферах. Это улучшает навыки и знания, и дети готовы к адаптации в успешном обществе в современном обществе. Нравственное становление подростков в волонтерстве развивает способность понимать проблемы других и самонастраиваться в соответствии с социальной ситуацией. Этот процесс характеризуется готовностью детей к творческой самореализации и самосовершенствованию. Благодаря волонтерству подростки осознают необходимость оказания безвозмездной помощи, готовность пожертвовать собственными интересами и ценностью новой жизни, а также прогрессирует нравственное становление. Так, участие подростков в волонтерской деятельности может обеспечить духовно-нравственное воспитание.
Проведенное исследование показывает, что программа волонтерского отряда «Горячее сердце» является эффективным средством духовно-нравственного воспитания подростков. Вовлечение подростков в волонтерскую деятельность положительно влияет на формирование их нравственных убеждений. Гипотеза подтверждена.
1. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений / Е. В. Акимова − Рязань, 2006. − 20 с.
2. Алиев, С.К. Волонтёрская деятельность / С.К. Алиев. – М.: Академия, 2018. – 287 с.
3. Баргаева, Г. А. Особенности формирования нравственных качеств личности школьника на современном этапе развития общества / Г. А. Баргаева // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конференции (г. Москва, 20 ноября 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014 – С. 1-3.
4. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. – М.: Просвещение, 2009. – 144 c.
5. Васильева, О. Н. Правило взаимности – «золотое правило нравственности» / О.Н. Васильева // Начальная школа. – 2015 – №7. – С. 5-7.
6. Волонтерское движение / С.О. Горбунова-Рубан, О.В. Кулинич, Т.А. Любимый, О.В. Парщик. – М.: Фактор, 2004. – 98 с.
7. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова; под ред. М.В. Гамезо. – М.: Пед. общество России, 2009. – 512 с.
8. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2019. – 24 с.
9. Дьячкова, М. А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников / М. А. Дьячкова // Вестник развития науки и образования. – 2009. – № 6. – С. 101-105.
10. Есенова, М. О. Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника / М. О. Есенова // Молодой ученый. – 2017 – №22 (126). – С. 240-243.
11. Зелинский, К. В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы : учеб.-метод. пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова. – М. : Изд-во Планета, 2010 – 280 с.
12. Зимина, А. И. Организация работы по направлению «Нравственность» / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2019 – №6. – С. 6-15
13. Игнатьева, Е. Е. Духовно-нравственное воспитание школьников / Е.Е. Игнатьева // Воспитание школьника. – 2020 – №9. – С. 8-11.
14. Колупанова, Ю. В. Взаимодействие образовательного учреждения и музея в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения / Ю.В. Колупанова // Начальная школа плюс До и После. – 2022. – №1. – С. 17-20.
15. Конеева, Г. М. Формирование нравственных основ у младших школьников / Г.М. Конеева // Начальная школа. – 2019. – №5. – С. 13-14.
16. Кохичко, А. Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами русского (родного) языка / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. – 2020 – №3. – С. 78-85.
17. Курмелева, Н. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению / Н.А. Курмелева // Начальная школа. – 2021 – №11. – С. 55-59.
18. Курносова, С. А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2(55). – С. 42-47.
19. Курносова, С. А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект / С.А. Курносова // Вестник Гуманитарные науки. – 2017. – №1. – С. 56-62.
20. Лазарева, Л. П. Нравственная азбука педагогов / Л. П. Лазарева. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2018. – 123 с.
21. Леонтьев, Д. А. Духовность, саморегуляция и ценности / Д.А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии. Изв. Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. – 2005 – №7. – С. 16-21.
22. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности / Р. Л. Лившиц. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2007. – 150 с.
23. Махмудова, Р. Н. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема / Р. Н. Махмудова // Педагогические науки. – 2019. – № 1. – С. 77-81.
24. Метлик, И. В. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / И.В. Метлик // Воспитание школьника. – 2020 – № 2 – С. 9-18.
25. Потапова, Н. А. Волонтерство как феномен самореализации личности / Н.А. Потапова. – СПБ.: Питер, 2014. – 247 с.
26. Реан, А. А. Психология и педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб. : Питер, 2001. – 394 с.
27. Словарь по этике / под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. – 6-е изд. – Москва : Политиздат, 2009. – 447 с.
28. Соловцова, И. А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии : учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2014. – 160 с.
29. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М. : Концептуал, 2016. – 312 с.
30. Тарасова, Н.В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен / Н.В. Тарасова // Педагогическое образование в России. – 2021. – №4. – С.14-22
31. Ушинский, К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К. Д. Ушинский. – М., 2001. – 637 с.
32. Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 2008. – 114 с.
33. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов/ О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2005. – 159 с.
34. Черепанова, Н. В. Социальное обучение в добровольческом движении автореф. дис. / Н.В. Черепанова. – Ставрополь, 2019. – 31 с.
35. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях : курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н. П. Шитякова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004 – 158 с.