Развитие инновационного мышления у менеджеров сферы образования
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диплом
на тему: «Развитие инновационного мышления у менеджеров сферы образования»
по дисциплине: «Менеджмент в сфере образования»
2017
251.00 BYN
Развитие инновационного мышления у менеджеров сферы образования
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент в сфере образования
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ
1.1 Понятие «инновационное мышление» в психологии, педагогике, менеджменте
1.2 Сравнительный исторический анализ систем развития инновационного мышления у менеджеров различных сфер
1.3 Потенциал системы образования в развитии инновационного
мышления у будущих менеджеров
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОУЧИНГА
2.1 Историко-философский, психолого-педагогический, социально-экономический анализ понятия «коучинг»
2.2 Технологии коучинга в формировании инновационного мышления у менеджеров сферы образования
2.3 Условия применения коуч-менеджмента как технологии развития инновационного мышления у менеджеров сферы образования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рациональное принятие решений в менеджменте основывается на формальных процедурах, знаниях, получаемой внешней фактической информации. Причем, чаще менеджеры в принятии решений опираются на интуицию, чувства, приобретенный опыт. Вместе с тем, мышление, как психический процесс, не может поддаваться логике и базируется на постановке предположений «под сомнение».
Наша работа посвящена особенностям формирования инновационного мышления у менеджеров в сфере образования. На наш взгляд, в данном случае, существует определенная специфика данного процесса, поскольку в образовательной среде наблюдается использование положений нелинейной дидактики, а также применение современных методов активизации мыслительной деятельности обучающихся.
Впервые понятие мышления в образовательной среде появилось в работах ряда ученых (К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, Л.М. Веккера, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, О.К. Тихомирова, Д.Б. Эльконина, М.Я. Ярошевского и др.), которые выявили закономерности продуктивного характера мыслительной деятельности и обосновали их использование в процессе обучения и профессиональной подготовки.
На основании изученной литературы, мы можем сформулировать некоторую проблему: как использовать потенциал сложившейся системы обучения менеджеров в сфере образования для формирования инновационного мышления специалиста?
Объект исследования – процесс профессиональной подготовки менеджеров сферы образования.
Предмет исследования – научно-педагогическое обеспечение формирования инновационного мышления менеджеров сферы образования посредством коуч-менеджмента.
Цель исследования – теоретически и практически обосновать условия применения коуч-менеджмента как технологии развития инновационного мышления у менеджеров сферы образования.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. Конкретизировать понятие «инновационное мышление», определить его характеристики и критерии.
2. Раскрыть потенциал системы образования в развитии инновационного мышления у будущих менеджеров.
3. Провести историко-философский, психолого-педагогический, социально-экономический анализ понятия «коучинг».
4. Охарактеризовать технологии коучинга в формировании инновационного мышления у менеджеров сферы образования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ
1.1. Понятие «инновационное мышление» в психологии, педагогике, менеджменте
Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «инновационное мышление», определим, что же такое «инновации».
В последнее время мы всё чаще слышим слово «инновации», слышим о том, что в разных уголках нашего региона реализуются или готовятся к реализации самые амбициозные инновационные проекты. При этом, настоящая инновационная деятельность вряд ли может быть возможна без гибкого, практичного и рационального «инновационного мышления».
Официальное понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста И. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем [6, с. 112].
Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [6, с. 117]. Инновация – это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс) [4, с. 86].
В первую очередь следует отметить многообразие определений понятия инноваций. Некоторые авторы определяют инновацию как процесс, действие (В.Г. Медынский, Ф. Валента, Ф. Никсон, Л. Волдачек), другие предлагают рассматривать её как объект или результат научно-исследовательской деятельности, реализованный в виде конечного продукта или технологии. (Э.А. Уткин, Ш. Гохберг и др.)
Различают понятия «новшество» и «инновация». Новшество – это новое решение, идея, разработка, результат научно-исследовательской или творческой деятельности. Новшество, реализованное в новом изделии, технологии, т.е. коммерциализированное, становится инновацией. Новое техническое решение называют также изобретением. Однако авторы П.Н. Завлин, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели, например, приравнивают термин «инновация» к понятиям нововведения, или новшества, ссылаясь на иностранные словари. В то же время А.Н. Цветков относит эти понятия к двум различным категориям. Нововведение, по его мнению, это процесс реализации, внедрения новшества.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ КОУЧИНГА
2.1. Историко-философский, психолого-педагогический, социально-экономический анализ понятия «коучинг»
В качестве инновационного направления развития системы образования может выступать применение в коучингового подхода.
Определение коучинга Международной Федерации Коучинга (ICF). Коучинг это процесс партнерства, стимулирующий работу мысли и креативность клиента, в котором он с помощью коуча максимально раскрывает свой личный и профессиональный потенциал.
Существует много определений данного понятия.
Коучинг это:
- пространство без советов;
- интенсивное обучение при помощи инструктажа, демонстрации и практики, искусство создания (с помощью беседы и поведения) среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям и приносит удовлетворение (Т. Голви);
- искусство способствовать повышению результативности обучения и развития другого человека, серия встреч с коучем (учителем), который должен помочь приблизиться «к своим потенциальным возможностям, понять свою роль или задачу» (М. Дауни);
- система реализации совместного социального, личностного и творческого по тенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного эффективного результата (И. Рыбкин, Э. Падар).
По мнению исследователей-коучей (М. Аткинсон, Н. Суслова, Н. Гульчев- ская и др.), коучинг - это конфиденциальный, на сто процентов сфокусированный на собеседнике разговор, эффект которого длится достаточно долго, так как собеседник понимает и осознаёт сам свою цель и шаги по её достижению. Существуют определённые отличия коучинга от фасилитации, наставничества, консультирования, психотерапии и преподавания в классическом его понимании.
Термин коуч (тренер) появился в спорте приблизительно в конце 1880-х годов и на протяжении многих лет профессия тренера была известна как спортивная специальность различных направлений [1].
Рассмотрим исторические этапы становления понятия «коучинг».
«Даже сегодня термин тренер формирует в сознании образ баскетбольного или футбольного тренера и зависит от того, что на самом деле делает тренер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
1. Инновационное мышление – это мышление, которое способно проникать в суть вещей и явлений. Оно необходимо для любого специалиста, оно поможет находить новые, оригинальные решения профессиональных задач.
2. Все современные модели менеджмента (Европейскую, Американскую, Японскую) объединяют практики управления специалистов и их коллективное творчество в этой области познания.
3. В их основе лежит: стимулирование профессиональной подготовки; техническая подготовленность менеджмента; уважительное отношение к компетентности; расширенный объём ответственности и полномочий; лояльность менеджмента; качество и инновации; эффективные трудовые отношения; формализованный подход к управлению производством.
4. Деятельности менеджера образования присущи черты, характерные для деятельности вообще, но и особенные, связанные с управлением образовательным учреждением. В основу системы формирования инновационного мышления менеджеров системы образования в Республике Беларусь легли следующие ключевые компетенции: предвосхищающего мышления; работать междисциплинарно; свободного, открытого мировосприятия, транскультурного понимания и кооперации; участия; планирования и реализации; способность к эмпатии; мотивировать себя и других.
5. Важным на сегодняшний момент при формировании инновационного мышления становится использование прогрессивных технологий, одной из которых является коуч-менеджмент. Понятие «коучинг» имеет достаточно длительную историю развития, его применение обосновано на сегодняшний день в различных сферах жизнедеятельности человека, причем, даже на современном этапе в литературе не отображается четкое понятия «коучинг» и «коуч», что говорит о том, что данная проблема еще находится в стадии серьезного изучения.
6. Анализ зарубежного опыта повышения профессиональной компетентности и изменения мышления менеджера в системе образования посредством коучинга позволяет указать на ряд ключевых моментов, которые имеют принципиальное значение для оказания поддержки специалиста: использование коучинга влияет на повышение профессиональной компетентности специалиста; во многих станах для менеджеров системы образования разработаны Программы успеха в профессии, в основе которых лежат приемы коуч-менеджмента; в систему работы включаются различные мероприятия (семинары, консультации, создание центров коучинга); широко распространяется электронное наставничество («удаленный коучинг»).
1. Аткинсон, М., Чоис, Т.Р. Наука и искусство коучинга: Внутренняя динамика / М. Аткинсон, Т.Р. Чоис – Киев, 2009 – 208 с.
2. Белых, Т.В. Синергетический подход и проблема развития субъектности личности. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: URL: http://conf. stavsu.ru/conf.asp?ConfId=34&SectionId=43&action=viewreports list – Дата доступа: 15.05.2017.
3. Веснин, В.Р. Менеджмент: Учебник / В.Р. Вересин – М.: Проспект, 2007. – 440 с.
4. Вильямс, П, Дэйвис, Д., Лайф коучинг – новая профессия для психотерапевтов. Как перейти от психотерапии к коучингу / П. Вильямс, Д. Дейвис – М.: Международная академия коучинга, 2007 – 256 с.
5. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / О.С. Виханский, А.И. Наумов – М.: Изд-во МГУ, 2008.
6. Володько, В.Ф. Основы менеджмента: учебное пособие / В.Ф. Володько. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 303 с.
7. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин // Международная ассоциация «Агрообразование». – М.: КолосС, 2007. – 246 с.
8. Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / И. И. Мазур и др. – М.: Елима, 2007. – 776 с.
9. Гончаров, В.И. Менеджмент: учебное пособие / В.И. Гончаров. – Минск: Современная школа, 2010. – 635 с.
10. Горшкова, Е.Г., Бухаркова, О.В. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова – СПб., 2006.
11. Глухов, В.В. Менеджмент: для экономических специальностей / В.В. Глухов. – СПб.: Питер Пресс, 2009. – 600 с.
12. Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт-Петербург: Питер; Питер Пресс, 2008. – 863 с.
13. Дауни, М. Эффективный коучинг. Уроки коуча коучей / М. Дауни – М.: Издательство: Добрая Книга, 2008. – 479 с.
14. Дилтс, Р. Коучинг с помощью НЛП / Р. Дилтс – СПб.: Прайм-еврознак, 2004. – 384 с.
15. Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 477 с.
16. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.
17. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – М.: Юрайт, 2012. – 640 с.
18. Костин, А.К., Чапоргина, Н.А. Инновационная деятельность в образовании: стратегия // Педагогическое образование и наука -2002-№3.
19. Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. – М.: Гардарики, 2008. – 334 с.
20. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учебное пособие / А.И. Кравченко – М.: Академический проект, 2007.
21. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – М.: КноРус, 2009. – 499 с.
22. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу – СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. – 430 с.
23. Менеджмент: учебник / С.И. Ашмарина и др. – М.: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.
24. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2007. – 477 с.
25. Менеджмент: пособие / И.В. Балдин, Г.Е. Ясников. – Минск: БГЭУ, 2007. – 305 с.
26. Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А.В. Игнатьева и др.; под редакцией М.М Максимцова, М.А. Комарова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 320 с.
27. Менеджмент организации: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КноРус, 2007. – 407 с.
28. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: «Дело», 2006.
29. Мюллер, В.К. Англо-русский словарь: 53 000 слов / В.К. Мюллер – М., 1981. – 848 с.
30. Низовских, Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: автореф. дис. … докт. психол. наук. – М.: Московский гос. пед. унт., 2010. – 44с.
31. Огарков, А.А. Управление организацией: Учебник / А.А. Огарков – М.: Эксмо, 2008. – 505 с.
32. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности «Менеджмент организации» / Э.М. Коротков и др. – М.: Дашков и К. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2007. – 254 с.
33. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Н.Д. Эриашвили и др.; под редакцией И. В. Бородушко и В. В. Лукашевича. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 270 с.
34. Основы менеджмента: учебник по специальности «Менеджмент организации» / А.И. Афоничкин и др. – СПб.: Питер, 2007. – 522 с.
35. Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по специальности «Менеджмент организации» / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и К, 2007. – 553 с.
36. Паршиков, Ю. Коучинг: развивающее консультирование. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.leader3000.ru/articles/develop01_prn. htm – Дата доступа: 15.05.2017.
37. Перцев, А.В., Карнаух, И.И. Коучинг: успех после успеха / А.В. Перцев, И.И. Карнаух – Екатеринбург, 2005. – 112 с.
38. Поршнев, А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008.
39. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. – М.: Дашков и Кº, 2009. – 575 с.
40. Современный бизнес: Учеб. в 2 т. Т. 1: Пер. с англ. / Д.Дж. Речмен, М.Х. Мескон, К.Л. Боуви, Дж.В. Тилл. – М.: Республика, 2006. – 431 с.
41. Стандарты Международной федерации коучей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www. erickson.ru/icf. htm – Дата доступа: 15.05.2017.
42. Теория управления: учебник / Ю.П. Алексеев и др.; под общей редакцией: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.
43. Теория управления: учебное пособие по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Г. Игнатов, Л.Н. Албастова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 478 с.
44. Уитмор, Дж. Коучинг высокой эффективности. – М.: Международная академия корпоротивного управления и бизнеса. – 2005. – 168 с.
45. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» / С.Н. Чудновская. – М.: Эксмо, 2007. – 366 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 77.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты