Художественное своеобразие романа Луиз Эрдрич Разрисованный барабан
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Художественное своеобразие романа Луиз Эрдрич Разрисованный барабан»
по дисциплине: «Зарубежная литература»
2018
251.00 BYN
Художественное своеобразие романа Луиз Эрдрич Разрисованный барабан
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Зарубежная литература
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И ЛИТЕРАТУРА США КОНЦА ХХ ВЕКА
1.1 Сущность понятия «мультикультурализм»
1.2 Традиции литературы коренных американцев (индейцев)
1.3 Луиз Эрдрич как представительница мультикультурализма
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА РОМАНА Л. ЭРДРИЧ «РАЗРИСОВАННЫЙ БАРАБАН»
2.1 Пространственно-временные особенности романа
2.1 Особенности образов главных героев
2.3 Национальные традиции и ритуалы в сюжете романа
2.4 Символические образы
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день фигура Луизы Эрдрич (р. 1954 г.) рассматривается как одна из наиболее значительных среди американских индейских авторов «второй волны» (писателей, родившихся в 1930-е-50-е годы, выступивших вслед за скоттом Момадэем и публикующихся ныне).
Луиз Эдрич – талантливая и знаменитая американская писательница индейского происхождения, пишущая преимущественно о своем родном регионе, в прерийных землях верхнего Среднего Запада. По причине смешанной немецкой, французской и оджибвской родословной, Л. Эдрич склонна подчеркивать родную американскую сторону своего наследия в ее текстах о жизни внутри и вне резервации. Талантливая и часто изобретательная, она преуспела в создании оригинального художественного мира, который является узнаваемым, ее собственным, и привлекает внимание и интерес со стороны читателей и критиков.
Традиционно американская культура отличается расовым и этническим многообразием. Тенденции к созданию единой американской нации оформились к началу ХХ века в особую ассимиляционную концепцию, которой было дано метафорическое название «плавильный котел» (melting pot). Этот образ означал «переплавку» различных культур в одном «котле», вследствие чего должна была возникнуть новая единая американская культура. В 50-60-е годы ХХ начала вырабатываться новая концепция, которая на данный момент более соответствует американской действительности, – мультикультурализм.
Его основой стало стремление каждого этноса к сохранению своих традиций и особенностей в рамках единой национальной американской культуры.
Исследованием творчества Д. Эрдрич как представителя мулькультурализма в контексте американской литературы занимались Т.В. Воронченко, О.Г. Шостак, М.В. Тлостанова.
Актуальность данной теме обусловлена тем фактом, что несмотря на популярность в настоящее время мультикультурной литературу, ее изучении посвящено не много работ. Мультикультурные художественные произведения представляют интерес не только с точки зрения литературы, но и культуры и поликультурного образования.
Цель дипломной работы – проанализировать художественное своеобразие романа Луиз Эрдрич «Разрисованный барабан».
В соответствии с дипломной курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «мультикультурализм».
2. Рассмотреть традиции литературы коренных американцев.
3. Изучить творчество Луиз Эрдрич как представителя мультикультурализма.
4. Рассмотреть пространственно-временные особенности в романе.
5. Проанализировать особенности образов главных героев.
6. Проанализировать национальные традиции и ритуалы в сюжете романа.
7. Рассмотреть символические образы в романе.
Объект дипломной работы – роман Луиз Эрдрич «Разрисованный барабан».
Предмет дипломной работы – художественное своеобразие романа Луиз Эрдрич «Разрисованный барабан».
Методы исследования: анализ научно-теоретической литературы по выбранной теме, сравнительный анализ, исторический анализ, дефиниционный анализ (общенаучные); культурно-исторический, биографический, сравнительный, метод системного анализа художественного произведения (литературоведческие).
Практическая значимость работы заключается в том, что ее практический и теоретический материал может быть использован при изучении мулькультурной литературы США второй половины ХХ – начала XXI вв.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА И ЛИТЕРАТУРА США КОНЦА ХХ ВЕКА
1.1 Сущность понятия «мультикультурализм»
Термин «мультикультурализм» появился в Канаде в 60-х. гг. XX в. в качестве характеристики социальной политики государства в условиях этнокультурного, расового и религиозного разнообразия страны. В 1971 г. за ним закрепился статус официальной политической идеологии, что было косвенным признанием тщетности жесткой ассимиляционной политики [6]. Позднее мультикультурализм стал одним из наиболее распространенных и спорных понятий, используемый для анализа сообществ, характеризующихся многосоставностью и этническим многообразием, таких как Канада, Великобритания, Австрия, Швейцария. Таким образом, существуют несколько вариантов осмысления проблемы мультикультурализма – канадский, американский, карибский и др.
Рассмотрение мультикультурализма проводится на трех уровнях – демографическом (демографические и этнокультурные параметры национальных обществ), идеологическом (концепции, отражающие идейно-политические и мировоззренческие аспекты) и политическом (применение принципов мультикультурализма в политике государства) [11, c. 8].
Мультикультурализм – направление западной политической философии, возникшее как ответ на культурное и религиозное разнообразие, – ассоциируется с политикой идентичности, различия и признания, которые ставят целью преодоление неуважения идентичности культурных меньшинств и изменение доминирующих представлений о маргинальных группах. Главное требование – преодоление дискриминации, которую испытывают люди, относящиеся к социальным группам, обладающими статусом меньшинств [10, с. 197].
По своей сути, мультикультурализм является социально-культурным феноменом и отражает национальную идеологию социума. Он затрагивает различные сферы общественной жизни – «от политики и социологии до литературы и искусства, и существует как бы на границах и стыках различных дисциплин: антропологии, социологии, политологии, экономики, историографии, психологии, педагогики, литературоведения, философии» [15, c. 35].
В концепции мультикультурализма не используется риторика «нового человека». В данном дискурсе запрещены любые рассуждения о возможности слияния национальных культур. Культура становится покрывалом, каждый лоскуток которого имеет свою форму, цвет и материю. Мультикультурализм «выступает в качестве выражения и, одновременно, в какой-то мере обоснования плюралистической культурной парадигмы, ставящей задачей предложить новое «идеальное» и часто утопическое видение в соответствии или по контрасту с активно дискутируемым идеалом общества и культуры „разнообразия“» [14, с. 8].
Мультикультурализм не представляет собой чисто современное явление. Процессы смешения языков, культур различных народов всегда происходили в мировой истории. Однако отличительной чертой современного мультикультурализма является широта его распространения. Глобализация из смешения культур делает норму, а многокультурность выступает исключением. Любое современное государство не является гомогенным и однородным. В нем сосуществуют различные социальные категории и субкультуры. Их взаимодействие образует определенный вариант интерпретации культуры, определенную идентичность.
Идея мультикультурализма возникла в противоположность концепции «плавильного котла», которая подразумевала слияние всех культур страны в одну, основанной на идеалах всеобщего прогресса. Под политикой мультикультурализма подразумевается поддержка новых идентичностей: этнических, религиозных, секциональных и др.
Выводы по главе 1
Рассмотрев научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать выводы.
На современном этапе в мультикультурной литературе США выделяются такие составляющие, как расовая литература, в которую входит афроамериканская литература (именно она сегодня зачастую играет определяющую роль во всем литературном процессе США) и литературу коренного населения (индейцев); расово-этнические литературы, которые представлены в большинстве азиатскими составляющими; этнические литературы, представляющие все разнообразие этнических культур США, таковым примером является еврейская литература. В последнее время термин мультикультурализм соединяет в себе не только разнообразные расовые и этнические культуры, но и культуру сексуальных меньшинств. Таким образом, понятие «мейнстрима» в американской литературе постепенно упраздняется. Писатели-представители различных меньшинств более не находятся на окраинах литературного процесса, а зачастую определяют этот процесс, выходя за рамки национальной литературы и становясь писателями мирового масштаба.
Ярким представителем мультикультурализма в США является Луиз Эрдрич. Она получила известность как одна из самых значительных писателей второй волны Ренессанса коренных американцев. Писательница подарила миру литературы много прекрасных произведений, среди которых романы, повести, рассказы. Среди наиболее значимых можно выделить The World’s Greatest Fisherman, Love Medicine, The Bingo Palace, Tales of Burning Love, The Antelope Wife, The Last Report on the Miracles at Little No Horse, The Master Butcher’s Singing Club, Beet Queen, The Plague of Doves, The Round House.
Говоря о специфике художественного мира произведений Луиз Эрдрич, в первую очередь, необходимо выделить то, что писательница подчеркивает в них самобытность своего народа. Также в произведениях Л. Эрдрич значимая роль отводится таким аспектам, как религия, вера, вопрос философского осмысления феномена материнства героями романов и самой писательницей, образу домашнего очага. С помощью обращения ко всем этим аспектам писательнице удается решить главные вопросы, которые она затрагивает в своем творчестве.
ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА РОМАНА Л. ЭРДРИЧ «РАЗРИСОВАННЫЙ БАРАБАН»
2.1 Пространственно-временные особенности романа
В романах Л. Эрдрич каждая глава может быть прочитана как короткая история. Используя разных рассказчиков в главах, Эрдрич может изображать уникальные короткие рассказы, которые складываются в большую историю романа. Именно такой принцип использует Л. Эрдрич в «Разрисованном барабане», чтобы развернуть свою историю.
Роман не следует линейной хронологии, он начинается в настоящем с Фэй Траверсом, затем отступает в прошлое и снова возвращается к настоящему.
Начиная с более поздних поколений, пересчет истории предков становится процессом открытия как для персонажей, так и для читателя. Фэй, как и читатель, должна разгадать историю барабана по мере развития истории.
С восприятие пространства и времени в романе тесно связан образ барабана. Роман описывает историю барабана в трех частях, характеризующих три части жизни барабана. Строительство барабана, по сути, осуществляется на протяжении всех трех частей, что также выступает связующим звеном пространственно-временной характеристике романа. Первый раздел романа иллюстрирует повторное открытие барабана, второй – его создание, а третий – его возвращение к использованию. Но что более важно, сам барабан также служит катализатором отношений и эволюции персонажей в романе.
История Бернарда Шаавано, рассказанная во второй части, освещает связь между двумя семьями, является «мостом в пространстве». Он рассказывает о жизни как своей семьи, так и великой бабушки Фэй Зигваны. Его рассказ проливает свет на сложное семейное дерево Фэй. Рассказ Бернара можно разделить на две части: первая описывает создание барабана, а вторая рассказывает, про жизнь Анакот и Зигваны. Таким образом, повествование идет параллельно во времени и пространстве.
Понимание Фэй ее семейной истории дает ей общность и чувство принадлежности, которое она хотела обрести, прежде чем она увидела барабан.
Когда Фэй возвращается как рассказчик в последней части романа, она уже слышала полную историю своей семьи. Этот последний раздел романа удачно назван ««“Revival Road.” Фей, теперь более связанная с ее корнями оджибве, заявляет: “We will travel back home to be part of what Bernard calls feasting the drum, and we also will learn the songs that belong to it… nothing is the same as it was before I reached out of untested rectitude and stole the drum [20, с. 213]”. Таким образом, повествование в романе имеет кольцевую пространственно-временную форму.
Но есть и вневременные пласты в романе, которые даже выходят за пределы отдельно взятого произведения.
История Анакут является частью истории племени, которая выходит за рамки отдельного романа. Ее рассказ был передан Флер, которая передала его Бернарду, который пересказывает его для Фэй и Элси, эти все «пересказания» подчеркивают устные традиции и племенные воспоминания.
Таким образом, пространство и время имеют довольно сложную структуру в романе. Так как в нем задействовано несколько поколений и в романе постоянно происходит рассказывание историй главными героями, то временное пространство плавно перетекает их настоящего в прошлое и обратно, грамотно дополняя общую картину и вытраивая линия повествования. Именно по средствам пространства и времени четко выстраивается национальная линия в романе, а именно повествование о племени.
Выводы по главе 2
Проанализировав художественное своеобразие романа Луиз Эрдрич «Разрисованный барабан», мы можем сделать следующие выводы.
«Разрисованный барабан» показывает, как принадлежность к племени влияет на индивидуальную и общинную самобытность персонажей Эрдрич. Ее символическое использование барабана выступает в качестве фокуса для трайбализма. Его символизм и персонификация создают сущность, которая сближает окружающих ее персонажей. Он также представляет традиционную культуру и ценности оджибве. Благодаря его строению и пройденному пути, барабан вступать в контакт с героями, чтобы исцелять и реформировать их племенные чувства.
Наряду с барабаном, движение в романе Л. Эрдрич создается благодаря устным историям, которые укрепляют традиционные ценности и память о племенной истории, побуждают следующее поколение к сохранению и восстановлению.
Во время повествования каждый из персонажей Эрдрич рассказывает часть истории племени. Их слова демонстрируют индивидуальный и соединительный рост через племенное единство. Кроме того, все персонажи тесно связаны друг с другом. Несмотря на расстояние, время и смерть, каждое поколение оказывает влияние на следующее.
Все рассказы в романе имеют общую цепочку выживания. Это не просто рассказы о личной выживаемости, но и рассказы о национальной культуре. Роман Л. Эрдрич и рассказы ее персонажей свидетельствуют о важности трайбализма в устной традиции. Персонажи Л. Эрдрич воспринимают устные традиции, делятся своими историями друг с другом, таким образом, они лучше понимают свои собственные личности.
«Разрисованный барабан» – иллюстрация веры писательницы в оджибве. Для того, чтобы ее персонажи приобрели идентичность оджибве, они должны быть ознакомлены с историей племени. Использование устной традиции как средства создания племенного опыта позволяет предыдущим поколениям влиять и помогать определять последующие поколения.
Роман Л. Эрдрия является актом сохранения традиций и утверждает, что обычаи и убеждения коренных американцев будут сохранены и укреплены среди нового поколения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрев научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать выводы.
На современном этапе в мультикультурной литературе США выделяются такие составляющие, как расовая литература, в которую входит афроамериканская литература (именно она сегодня зачастую играет определяющую роль во всем литературном процессе США) и литературу коренного населения (индейцев); расово-этнические литературы, которые представлены в большинстве азиатскими составляющими; этнические литературы, представляющие все разнообразие этнических культур США, таковым примером является еврейская литература. В последнее время термин мультикультурализм соединяет в себе не только разнообразные расовые и этнические культуры, но и культуру сексуальных меньшинств. Таким образом, понятие «мейнстрима» в американской литературе постепенно упраздняется. Писатели-представители различных меньшинств более не находятся на окраинах литературного процесса, а зачастую определяют этот процесс, выходя за рамки национальной литературы и становясь писателями мирового масштаба.
Ярким представителем мультикультурализма в США является Луиз Эрдрич. Она получила известность как одна из самых значительных писателей второй волны Ренессанса коренных американцев. Писательница подарила миру литературы много прекрасных произведений, среди которых романы, повести, рассказы. Среди наиболее значимых можно выделить The World’s Greatest Fisherman, Love Medicine, The Bingo Palace, Tales of Burning Love, The Antelope Wife, The Last Report on the Miracles at Little No Horse, The Master Butcher’s Singing Club, Beet Queen, The Plague of Doves, The Round House.
Говоря о специфике художественного мира произведений Луиз Эрдрич, в первую очередь, необходимо выделить то, что писательница подчеркивает в них самобытность своего народа. Также в произведениях Л. Эрдрич значимая роль отводится таким аспектам, как религия, вера, вопрос философского осмысления феномена материнства героями романов и самой писательницей, образу домашнего очага. С помощью обращения ко всем этим аспектам писательнице удается решить главные вопросы, которые она затрагивает в своем творчестве.
Проанализировав художественное своеобразие романа Луиз Эрдрич «Разрисованный барабан», мы можем сделать следующие выводы.
«Разрисованный барабан» показывает, как принадлежность к племени влияет на индивидуальную и общинную самобытность персонажей Эрдрич. Ее символическое использование барабана выступает в качестве фокуса для трайбализма. Его символизм и персонификация создают сущность, которая сближает окружающих ее персонажей. Он также представляет традиционную культуру и ценности оджибве. Благодаря его строению и пройденному пути, барабан вступать в контакт с героями, чтобы исцелять и реформировать их племенные чувства.
Наряду с барабаном, движение в романе Л. Эрдрич создается благодаря устным историям, которые укрепляют традиционные ценности и память о племенной истории, побуждают следующее поколение к сохранению и восстановлению.
Во время повествования каждый из персонажей Эрдрич рассказывает часть истории племени. Их слова демонстрируют индивидуальный и соединительный рост через племенное единство. Кроме того, все персонажи тесно связаны друг с другом. Несмотря на расстояние, время и смерть, каждое поколение оказывает влияние на следующее.
Все рассказы в романе имеют общую цепочку выживания. Это не просто рассказы о личной выживаемости, но и рассказы о национальной культуре. Роман Л. Эрдрич и рассказы ее персонажей свидетельствуют о важности трайбализма в устной традиции. Персонажи Л. Эрдрич воспринимают устные традиции, делятся своими историями друг с другом, таким образом, они лучше понимают свои собственные личности.
1. Беспамятных, Н.Н. Мультикультурализм: социальная философия и этнополитика / Н.Н. Беспамятных // Чалавек. Грамадства. Свет. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2009. – № 3. – С. 26–31.
2. Бутенина, Е.М. Мультикультурный роман США: учеб. пособие / Е.М. Бутенина. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 108 с.
3. Ващенко, А.В. Мы – ваша совесть. Литература коренных американцев на пороге XXI века / А.В. Ващенко // История и семиотика индейских культур Америки / под ред. А.А. Бородатовой, В.А. Тишкова. – М.: Наука, 2002. – С. 444–452.
4. Воронченко, Т.В. Мифопоэтика в творчестве мультикультурных писателей США XX-XXI веков (Л. Эрдрич, Р. Анайя, А. Моралес, Ч. Дивакаруни) / Т.В. Воронченко, Е.В. Федорова // Вестник Университета Российской академии образования. – Москва, 2016. – № 5. – С. 38–46.
5. Гиленсон, Б.А. История литературы США: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 704 с.
6. Головкина, О.В. Канадский мультикультурализм как основа национальной идентичности Канады / О.В. Головкина // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. – 2004. – № 9. – С. 44–53.
7. Егорова, И.Н. Художественный образ в американской литературе: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.03 / И.Н. Егорова. – Москва, 2014. – 31 с.
8. История литературы США. Литература начала XX в. Том V. / отв. редактор Е.А. Стеценко. – Москва: ИМЛИ РАН, 2009. – 992 с.
9. Карасик, О.Б. Взаимодействие расового и этнического компонентов в современной литературе США / О.Б. Карасик // Вестник ТГГПУ. – Казань, 2010. – № 19. – С. 64–68.
10. Коробейникова, Л.А. Культурное разнообразие в контексте мультикультурализма / Л.А. Коробейникова // Известия Томского политехнического университета. – Томск, 2012. – № 6. – С. 197–200.
11. Куропятник, А.И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ / А.И. Куропятник. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 205 с.
12. Литература коренных американцев. Писатели-индейцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pisatelei_biografii_inostrannyh_pisatelei/62-amerikanskaya_literatura/stages/2174-literatura_korennyh_amerikancev_pisateli_indeicy.html. – Дата доступа:
13. Несмелова, О.О. История американской литературы: учебное пособие / О.О. Несмелова, О.Б. Карасик. – Казань: Казан. ун-т, 2017. – 80 с.
14. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века / М.В. Тлостанова. – М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. – 400 с.
15. Тлостанова, М.В. Направления и тенденции в современном литературоведении и литературной критике / М.В. Тлостанова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: реферативный журнал. Серия 7. Литературоведение. – 2002. – № 3. – 34–37.
16. Тлостанова, М.В. Мультикультурализм: порождение или альтернатива глобализации? / М.В. Тлостанова / Вестник РУДН. – Москва, 2006. – №1. – С. 106–123.
17. Шостак, О.Г. Теодицея по-индейски: христианство в творчестве Луиз Эрдрич, Лесли Мармон Силко и Джордана Вилера [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~istlit2014/pdfs/shostak.pdf. – Дата доступа:
18. Brown, D. Bury My Heart at Wounded Knee: An Indian History of the American West / D. Brown. – New York, Toronto, London: Bantam Books, 1971 – 459 p.
19. Castillo, S. Postmodernism, Native American Literature, and the Real: The Silko-Erdrich Controversy in Notes from the Periphery / S. Castillo // Marginality in North American Literature and Culture. – New York: Peter Lang, 1995. – P. 179–190.
20. Erdrich, L. The painted drum: a novel / L. Erdrich. – Library of Congress Cataloging-in-Publication, 2005. – 226 p.
21. Halliday, L. Louise Erdrich. The Art of Fiction No. 208 / L. Halliday // The Paris Review. – 2010. – № 195. – P. 27–30.
22. Jones, D. Contemporary Authors / D. Jones, J.D. Jorgenson // New Revision Series. – Detroit: Gale Research Inc., 1998. – Vol. 62. – P. 162–169.
23. Lee, P. Introduction in Native American Renaissance: Literary Imagination and Achievement / P. Lee, S. Velie. – 130 p.
24. Stookey, L. Louise Erdrich. A Critical Companion / L. Stookey. – Westport: Greenwood Press, 1999. – 143 p.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 47.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты