Педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Диплом
на тему: «Педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков»
по дисциплине: «Педагогика»
2017
251.00 BYN
Педагогические условия сохранения психологического здоровья подростков
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Результаты педагогической диагностик
Приложение Б Комплекс игр и упражнений, направленный на психокоррекцию нарушений психологического здоровья у подростков
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы сохранения психологического здоровья подростков
1.1 Понятийный аппарат исследования
1.2 Факторы риска нарушения психологического здоровья подростков
Глава 2 Педагогическое сопровождение сохранения психологического здоровья подростков
2.1 Педагогическая психодиагностика как условие сохранения психологического здоровья подростков
2.2 Основные направления работы классного руководителя по сохранению психологического здоровья
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы сохранения психологического здоровья подростков обусловлена социальными и экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, которые, несомненно, отражаются на аспектах развития и обучения детей и подростков. Сегодня в качестве главной цели системы образования обозначается проблема сохранения и укрепления психического и психологического здоровья учащихся [42, с. 12]. В школе как социальной среде формируется жизненная позиция учащегося, которая определяет направленность и содержание его деятельности, а также сферу и способы его общения с другими людьми.
Проблема сохранения здоровья учащегося в современной педагогической практике актуальна, так как её решение способствует созданию духовного, психического, физического и социального комфорта среды, необходимого для деятельности и ученика и педагога. В свою очередь, исследование проблемы сохранения психологического здоровья учащихся представляет собой важное условие эффективной организации педагогического процесса.
Педагогические условия представляют собой характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых способна обеспечить эффективное функционирование и развитие педагогической системы [10]. В последние годы широкое применение получили здоровьесберегающие технологии, предполагающие консолидацию возможностей и усилий школы, направленных на сохранение, формирование и укрепление психологического здоровья учащихся.
Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками успешной реализации способностей, социальной адаптации, стрессоустойчивости [16].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Понятийный аппарат исследования
Проблема психологического здоровья человека находит свое отражение в работах И.В. Дубровиной [16], Я.Л. Коломинского [23], В.Э. Пахальяна [38], А.А. Селезнева [24], В.И. Слободчикова [48], О.В. Хухлаевой [55], А.В. Шувалова [60].
Согласно определению ВОЗ [41] здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Термин «психологическое здоровье» вошел в научный оборот благодаря И.В. Дубровиной [16], согласно которой психологическое здоровье определяется как совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками успешной реализации способностей, социальной адаптации, стрессоустойчивости.
Следует отметить, что наряду с понятием «психологическое здоровье» в литературе широко употребляется понятие «психическое здоровье», введенное Всемирной организацией здравоохранения в 1979 г.
Психическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, вносить вклад в жизнь своего сообщества [41].
Психическое здоровье, по мнению А. Маслоу [30, с. 136], наполняет человека субъективным ощущением благополучия. Устойчивое ощущение благополучия определяет успешное поведение, поддерживающее психическое здоровье. Переживание субъективного благополучия является одним из основных критериев психологического здоровья.
ГЛАВА 2 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Педагогическая психодиагностика как условие сохранения психологического здоровья подростков
С целью создания социально-психологических условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка в ситуациях социально-педагогических взаимодействий в рамках образовательного учреждения психологами и педагогами организуется психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение представляет собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий функционирования образовательного учреждения, дающего возможность самореализации личности [63].
Психологическое сопровождение сохранения психологического здоровья подростков в учреждении образования базируется на результатах психодиагностики.
Выбор методов оценки уровня психологического здоровья подростков осуществляется с опорой на принципы, среди которых можно назвать:
– адекватность методик цели исследования;
– системность, предполагающий охват всех сторон личности подростка мотивационно-потребностного ядра личности, типологических и устойчивых личностных признаков, поведенческих паттернов;
– целостность, так как развернутую характеристику уровня психологического здоровья подростка можно получить только в результате использования нескольких методик, дополняющих друг друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическое здоровье представляет собой интегральную характеристику, проявляющуюся в эмоциональной устойчивости и возможности регулировать свое психическое состояние в любой жизненной ситуации. Психологическое здоровье основано на психическом здоровье и складывается в процессе интеграции, адаптации и регуляции личности. Предложена авторская структура психологического здоровья, согласно которой критериями психологического здоровья являются аксиологический компонент (позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения), сохранение устойчивого эмоционально-положительного отношения к самому себе и окружающему миру); потребностно-мотивационный компонент (потребность в саморазвитии, наличие стремления улучшать качество основных видов деятельности); инструментальный компонент (высокий уровень развития рефлексии, способность личности преодолевать трудности, конструктивно выходить из конфликтной ситуации, справляться с внутриличностными конфликтами, успешное прохождение возрастных кризисов, адаптированность к социуму (к семье и школе), умение выполнять основные социальные и семейные роли).
Факторы риска нарушения психологического здоровья подростков условно можно разделить на две группы: объективные, или факторы среды – это семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями; субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями.
С целью выявления нарушений психологического здоровья подростков было проведено эмпирическое исследование. В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие нарушения психологического здоровья у подростков: негативное самоощущение, низкое самопринятие.
Ананьев, В.А. Психология здоровья / В.А. Ананьев. – СПб.: Речь, 2006. – 384 с.
2. Андронникова, О.О. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации / О.О. Андронникова, Е.В. Ветерок. – 2016. – № 1 (65). – С. 72–76.
3. Антонова, Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях / Л.Н. Антонова, Т.И. Шульга. – М.: Изд-во МГОУ, 2004. – 100 с.
4. Артюхова, Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса / Т.Ю. Артюхова // Сибирский психол. журнал. – 2005. – № 22. – С. 49–53.
5. Безруких, М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей / М.М. Безруких // События. – 2011. − № 1 (26). – С. 16−21.
6. Борисова, И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И.П. Борисова // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2005. – № 10. – С.84–92.
7. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 302 с.
8. Варга, А.Я. Семьи с нарушением внутрисемейных отношений / А.Я. Варга. – М.: Эксмо, 2010. – 235 с.
9. Вердербер, Р. Психология общения / Р. Вердербер. – СПб.: Прайм–Еврознак, 2003. – 318 с.
10. Володин, А.А. Анализ содержания «организационно-педагогические условия» / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия ТГУ. – 2014. – № 2. – С. 144–150.
11. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / А.В. Воронина. – Томск: ТГУ, 2002. – 220 с.
12. Головин, С. Словарь практического психолога / С. Головин. – М.: Харвест, 1988. – 226 с.
13. Горбунова, О.С. Особенности самооценки подростков в межличностных конфликтах / О.С. Горбунова // Концепт. – 2015. – № 1. – С.1-3.
14. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов. – Мн.: Соврем. школа, 2007. – 496 с.
15. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А.Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с.
16. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. − 2009. − № 3. − С. 17–21.
17. Дубровина, Н.И. Современные подходы к проблеме сохранения психологического здоровья у дошкольников в условиях образования / Н.И. Дубровина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 16–1. – С. 197–201.
18. Зотова, М.О. Особенности применения здоровьесберегающих технологий в формировании культуры здоровья школьников / М.О. Зотова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3. – С. 50−57.
19. Идобаева, О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.017 / О.А. Идобаева. – М.: МГЛУ, 2013. – 389 с.
20 Караваев, Ф.Ф. Психологическое здоровье и здоровьесберегающие технологии в образовании / Ф.Ф. Караваев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – № 3 (58). – 64–70.
21. Карпов, А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. – 2003. – № 5, Т. 24. – С. 45-57.
22. Козлов, А.В. Структура психологического здоровья: психосемантический подход / А.В. Козлов // Вестник Харьковского национального университета.- 2011.- № 937.- С. 130-133.
23. Коломинский, Я.Л. Взаимосвязь психологической культуры и психологического здоровья личности как научно-практическая проблема / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнев // Психиатрия. Психотерапия и клиническая психология. – 2011. – № 4. – С. 120–130.
24. Коломинский, Я.Л. Психологическая культура здоровьесберегающих технологий педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский, А.А. Селезнев // Наука и образование. – 2008. – № 3. – С. 87–91.
25. Копылова, Н.А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений / Н.А. Копылова // Известия РГСУ, 2007. – № 45. – Т. 19. – С. 367−373.
26. Коркоценко, М.Н. Педагогические условия сохранения психологического здоровья учащихся: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / М.Н. Коркоценко. – Шуя: Шуйский ГПУ, 2007. – 162 с.
27. Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд–во СПбГУ, 2000. – С. 405–442.
28. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22.
29. Макеева, Л.В. Динамика самооценки личности в подростковом возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / Л.В. Макеева. – СПб.: СПбГУ, 2002. – 185 с.
30. Маслоу, А. Мотивация и личность / Перевод. с англ. А.М. Татлыбаевой. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
31. Метелкина, Т.Н. Психологическое здоровье учеников и личностные особенности учителя / Т.Н. Метелкина // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 1. – С. 50–53.
32. Методика исследования самоотношения (МИС) // Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе / А.А. Аладьин, Л.А. Пергаменщик, И.А. Фурманов. – Мн.: Харвест, 1992. – С. 61–66.
33. Методики оценки уровня психологического здоровья у детей школьного возраста: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Л.В. Сенкевич; под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 126 с:
34. Москаленко, М.С. Психолого-педагогические условия эффективного преодоления детско-родительских конфликтов в семье подростка / М.С. Москаленко // Вестник Костромского гос. ун-та. – 2012. – № 3. – Т. 18. – С. 15–17.
35. Орехова, Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Ф. Орехова. – Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-ет, 2005. – 389 с.
36. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия Южного фед. ун-та. – 2006. – № 13. – Т. 68. – С. 95–99.
37. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье / В.Э. Пахальян. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
38. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей / В.Э. Пахальян // Прикладная психология. – 2002. – № 5. – С.83–94.
39. Петров, К. Здровьесберегающая деятельность в школе / К. Петров // Воспитание школьников. – 2005. – № 2. – С.19–22.
40. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 1998. – 672 с.
41. Психическое здоровье // Всемирная организация Здравоохранения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/. – Дата доступа: 28.10.2016.
41. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. − Екатеринбург: Деловая книга, 2000. − 176 с.
43. Психолого-социальное сопровождение личностного развития детей и подростков / Под ред. Н.Л. Васильевой. – СПб.: СПбГУ, 2012. – 160с.
44. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.–сост. М. И. Чумакова, 3.В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 135 с.
45. Резниченко, М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы / М.А. Резниченко. – Вопросы психологии.- 1986.- № 3.- С. 35-44.
46. Рощевская, Е.В. Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка / Е.В. Рощевская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 2. – С. 14–17.
47. Сериков, С.Г. Здоровьесберегающее образование: паритет здоровья и образованности учащихся: монография / С.Г. Сериков. – Челябинск: ЧГНОЦ УрО РАО, 2002. – 226 с.
48. Слободчиков, В.И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 96.
49. Смирнов, Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 270 с.
50. Советова, Е.В. Оздоровительные технологии в школе / Е.В. Советова // Эффективные образовательные технологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С. 285.
51. Сокольская, М.В. Психологическое здоровье: анализ понятия / М.В. Сокольская // Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения. – 2009. – С. 27–29.
52. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 512 с.
53. Терещенко, В.В. Влияние отношений взаимодействия «ребенок-взрослый» на личностное развитие подростка: автореф. дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / В.В. Терещенко. – М.: Смоленский гос. ун-ет, 2011. – 192 с.
54. Трофимова, Н.Б. Психологическое здоровье старшеклассников / Н.Б. Трофимова // Известия ВГУ. – 2008. – № 6. – С. 163–167.
55. Хухлаева, О.В. Психологическое здоровье как системообразующий фактор психологической службы в образовании / О.В. Хухлаева // 3-я Рос. конф. по эколог. психологии (Москва, 15-17 сентября 2003 г.): тезисы. − М.: Психол. институт РАО, 2003. − С. 174−175.
56. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2008. – 160 с.
57. Хухлаева, О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Хухлаева. – М.: МПГУ, 2001. – 299 с.
58. Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко. – 2005. − № 3. – С. 95−121.
59. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье и образование человека / А.В. Шувалова // Известия Саратовского ун-та. – 2012. – № 3. – Т. 1. – С. 11–19.
60. Шувалов, А.В. Психологическое здоровье человека / А.В. Шувалов // Вестник ПСТГУ. − 2009. − Вып. 4 (15). − С. 87–101.
61. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
62. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
63. Яничева, Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки / Т. Яничева // Журнал практического психолога. –1999. – № 3. – С. 101–119.
64. Riff, C.D. The structure of psychological well-being revisited / C.D. Riff, C. Keyes, M. Lee // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – Vol. 69. – № 4. – Р. 719–727.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 84.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Результаты педагогической диагностик
Приложение Б Комплекс игр и упражнений, направленный на психокоррекцию нарушений психологического здоровья у подростков
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты