Жанровые стратегии газеты Вечерний Брест
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диплом
на тему: «Жанровые стратегии газеты Вечерний Брест»
по дисциплине: «Журналистика»
2018
251.00 BYN
Жанровые стратегии газеты Вечерний Брест
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Журналистика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Поделиться
Введение
Глава 1. Жанровые характеристик
1.1. Методы привлечения внимания аудитории к печатной прессе
1.2. Характеристика жанров
Глава 2. Газета «Вечерний Брест»: от истории к реальности
2.1. «Вечерний Брест»: характеристика и положение в системе СМИ региона
2.2. Жанры, характерные для газеты «Вечерний Брест»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Районные и региональные газеты на сегодня – один из основных источников информации в небольших городах и селах. Формат, оформление, материалы и жанры – все это зависит от предпочтений аудитории. Исключительно она определяет направление газеты. Личные предпочтения аудитории придают печатным изданиям индивидуальности.
Журналистика – это не газета или эфир на радио или телевидении, который оказывается перед глазами зрителей, слушателей или читателей. Точнее, это не только вышеперечисленное. Журналистика славится, прежде всего, действием, диалогом и способностью прийти на помощь и найти выход из сложной сложившейся ситуации. То, что аудитория получает – это результат, за которым стоят лишь журналисту известные усилия. Создание качественного медийного продукта напрямую зависит от того, какие усилия для его создания приложил журналист или корреспондент. Но, как и любая деятельность, журналистика должна иметь определенную форму, с помощью которой и будет происходить воплощение мыслей и слов в готовый продукт. Форма способствует облегченному восприятию материала и дает возможность аудитории строить свои предпочтения, основываясь на выбранном жанре. В данной профессии определяющей формой являются жанры.
Необходимо помнить о том, что «чистых» жанров на страницах современных газет не так уж много. «Классику» жанра можно встретить только, разве что, в исполнении журналистов старой закалки. Не больше традиционных жанров в чистом виде и на телевидении. С течением времени в журналистику пришло слово диффузия. Здесь это слово означает взаимопроникновение: два и более жанра могут перемешаться друг с другом, образовывая, тем самым, новый материал и индивидуальный тип подачи информации. Там, где происходит стык жанров, можно гораздо проще понять мысль журналиста, которую он хотел донести. Зачастую то, что хотел сказать журналист не может уместиться в рамки существующего одного жанра. Для точности и глубины мысли и необходимо прибегать к смешиванию жанровой палитры.
Тем не менее, какой бы сложной не оказалась журналистская задумка, её всегда можно разложить на более простые элементы. В любой композиции будут присутствовать основные черты простых жанров. По тому, как они между собой перемешиваются можно понять индивидуальность автора, ведь каждого работника редакции это происходит по-особенному, не так как у его коллеги.
Существуют жанры, который по праву можно назвать общежурналистскими. Они используют особые изобразительно-выразительные средства и встречаются в каждом роде журналистики: радио, телевидение, интернет, печать. Другие же жанры, наоборот, характерны лишь для одного рода журналистской деятельности. Эти детали и обуславливают специфику работы того или иного средства массовой информации.
Поскольку у каждого человека свой вкус, то и жанровые предпочтения, соответственно, будут разные. Если со стороны читателя жанр – это дело вкуса, то для работников редакции - это серьезная работа. За ней стоят теоретические навыки и их грамотное практическое применение. Немаловажным моментом является и правильный выбор формы подачи для своего материала. Если жанр не совсем сочетается с темой журналистской работы, то он будет тяжело восприниматься аудиторией и оставит лишь неприятное послевкусие после прочтения.
Если расценивать журналистику, как науку, то каждая наука стремится к тому, чтобы определенным способом классифицировать свою деятельность и материалы, которые она изучает. Например, лингвисты раскладывают по полочкам все нормы и правила языков, а вот журналисты анализируют и распределяют по жанрам материалы, которые выходят в печать, эфир или появляются в интернете.
Журналисты, которые практикуются в редакциях, активно используют в своей работе различные жанры. Стоит только открыть издание, как тут же на глаза попадаются заметка, репортаж, интервью, зарисовка, хроника, статья и многое другое. Но есть одна распространенная ошибка. Те люди, которые только читают газеты с целью получения информации, абсолютно любой материал могут назвать статьей. Такая погрешность может быть допустима для обычного человека. Но тот, кто каждый день имеет дело с журналистским текстом, обязан различать многообразие жанров.
К слову, для тех, кто пока не научился отличать один жанр от другого, в языке существует универсальное слов – «материал». Очень строгое разделение материала по жанрам существует исключительно в теории, а также в некоторой степени в информационных материалах. Но, как показывает практика, жанрам свойственно взаимопроникновение. Иногда такое смешение тяжело различить, и граним между жанрами становятся невидимыми.
Глава 1. Жанровые характеристик
1.1 Методы привлечения внимания аудитории к печатной прессе
У всего на свете есть свое начало. Как театр начинается с вешалки, так и журналистский текст начинается с выбора жанра, в которой и будет подан материал. Выбор правильной форма подачи журналистского материала – это 50% успеха. От того, как будет воспринят аудиторией журналистский текст напрямую зависит популярность издания и его тиражность. Если из номера в номер на страницах газеты появляются материалы, которые являются тяжелыми для восприятия, а иногда и вовсе непонятными, то данный факт конечно же заставит отказаться от чтения выбранного издания.
Главная и самая основная задача журналиста – подачи актуальной и интересной информации своей читательский или зрительской аудитории. Но сразу же возникает вопрос, как ту или иную информацию необходимо подавать. Мнения здесь разделились на два лагеря. Одни считают, что информацию о произошедших событиях следует подавать в соответствии с жанром, который максимально точно отразить и раскроет тему. Другие же придерживаются совершенно полярного мнения и с уверенностью заявляют, что нельзя один журналистский текст укладывать в строгие жанровые рамки – этот подход может испортить все и убить весь журналистский труд. Не стало исключение и такое мнение, которое и вовсе призывает к тому, что жанры в журналистике – пустая трата времени. На сегодня существует значительный избыток информации, и потребность в ней продолжает расти. В данном случае речь идет уже не о форме подачи, а об оперативность. Здесь между средствами массовой информации нашей страны присутствует некий соревновательный элемент: кто первый и быстрее передаст информацию.
Для того, чтобы иметь представление о том, в каком ключе мы будем проводить научное исследование, для начала стоит разобраться в том, что же, все таки из себя представляет эта направляющая в журналистике. «Жанр газетной журналистики – это способ и форма производства публикации газетной журналистики» [27]. Слово «жанр» произошло из французской речи и имеет значение «вид», «сорт», «разновидность чего-либо». Не секрет, что журналистская деятельность и форма подачи включает в себя большое жанровое разнообразие. Для чего же используется такое большое разнообразие жанров?
Не секрет, что региональные и районные газеты всегда стоят на шаг, а то и несколько, позади от республиканских и, тем более, зарубежных. Поэтому, чтобы оставаться на плаву и выживать в условиях большой и жесткой конкуренции, изданиям необходимо придумывать новые уловки и методы продвижения издания. Но все чаще новым тенденциям, районные издания предпочитают придерживаться стратегии, которую выбрали ну очень давно. Если взять большинство региональных и районных изданий в руки, то можно обратить внимание, что фотографии и форма подачи журналистских материалов фактически одна и та же от одного издания к другому.
Новаторские смешанные жанры – как один из способов обратить на себя внимание. Для каждой части журналистского текста характерен свой, особы и ни с чем не сравнимы жанр. Но, к сожалению, или к счастью, новаторство в редакции «районок» приходит лишь с обновление коллектива, возраст которого должен быть от 25 до 30 лет. Если в редакцию приходит один-два новых молодых специалиста, то новаторство быстро заканчивается, так как большая часть старого устоявшегося и привыкшего к традициям коллектива не всегда может и хочет принимать новый подход.
Создавая свой уникальный материал, журналист соединяет воедино несколько частей, из которых состоит классический журналистский текст. Материал, создаваемый журналистом, как правило, состоит из нескольких важных частей: заголовок, подзаголовок (встречается в тексте не всегда), лид, основной текст, комментарии (могут присутствовать в тексте, а могут и не быть. Определяющим фактором для этого становится тема и обусловленность использования комментария).
Стиль и язык заметно каждой части может отличаться от традиционных информационных и аналитических жанров, составляющих содержание новостного или другого материала. «Термины «шпигель» и «шапка» являются профессиональными жаргонизмами, которые используются для четкого обозначения конкретной разновидности анонсов как газетных, так и телевизионных» [25].
Подробное изучение языка вышеуказанного жанра позволяет обнаружить конкретные лингвистические средства и композиционные приемы, которые в сочетании с тематической составляющей данных медиатекстов служат инструментом привлечения зрительского внимания. К средствам мы относим: лексические, стилистические, морфологические, синтаксические особенности языка медиатекстов, усиливающие их аттрактивность. К приемам — особенности их композиции, а также подачу тематического содержания.
Глава 2. Газета «Вечерний Брест»: от истории к реальности
2.1. «Вечерний Брест»: характеристика и положение в системе СМИ региона
Одна из главных целей устойчивого и стабильного развития Брестского региона является обеспечение ее сильного социально-экономического роста и прироста. Современное производство как в стране, так и в отдельных областях ориентировано на инновационную модель развития, то есть на развитие за счет новых знаний. Это обусловлено повсеместным применением инновационных технологий. Проведение инновационной политики рассматривается как один из важнейших факторов экономического роста региона. «Цель данного процесса – повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках» [13].
Среди основных форм, которые применяются для инновационного продвижения Брестской области присутствует формирование сети распространения инновационной информации коммерческого характера. Но, помимо рекламных текстов, широкое использование получили так называемые событийные материалы о достижениях и преобразованиях на предприятиях Бреста и региона. Не секрет, что региональная пресса имеет большое значение при формировании общественного мнения у местного населения. Данное влияние увеличивается за счет появления в последние годы «народных» рубрик, где читатели могут высказаться на страницах изданий наравне с профессиональными журналистами. И, к слову, их мнение будет таким же важным, его услышит массовая аудитория. Таким образом усиливается доверие к публикуемым материалам штатных журналистов. Новости о новых и важных разработках в самых разных областях науки и техники всегда с интересом принимаются читательской аудиторией. Также они способствуют формированию положительного имиджа региона, служат оценкой работы местных исполнительных структур, создают представление о статусе области на экономической карте Республики Беларусь.
«Вечерний Брест» является общественно-политическим изданием, которая выходит в свет с 1991 года. Газета издается на русском и белорусском языках и выходит по средам и пятницам. Тираж в среду составляет от 12 до 15 тысяч экземпляров, пятничный 25-35 тысяч. Учредителями издания являются: ООО «РИА «Вечерний Брест», Городской брестский Совет депутатов, ООО «Брествестпресс». Издается под руководством ООО «Редакция газеты «Вечерний Брест». Пост главного редактора на сегодня занимает Михаил Олейник.
Неоднократно газета становилась обладателем наград с различных конкурсов средств массовой информации. Так, газета «Вечерний Брест» стала обладательницей награды Национального конкурса печатных СМИ «Золотая Литера» в номинации «Лучшая городская газета». Данная награда была получена в 2008 году. На этом же конкурсе в 2010 году издание вновь было отмечено премией. На этот раз награда ждала в номинации «Лучший творческий проект года региональных, многотиражных СМИ» за проект «Восточное партнерство». Спустя два года газету отметил Белорусский союз журналистов. От данной организации газета получила почетное звание «Заслуженный журналист». На 2012 года награда была присуждена главному редактору Владимиру Шпарло. В 2013 году «Вечерний Брест» снова отмечен Национальным конкурсом печатных средств массовой информации «Золотая Литера». Награда присуждена в номинации «лучшие материалы по тематике спорта и здорового образа жизни». Лауреатом премии стал корреспондент газеты Александр Кульбака.
Газета «Вечерний Брест» является типичным представителем вечерних изданий в нашей стране. По данным за 2016 год в стране было зарегистрировано около 730 печатных изданий. За последние полвека многие эксперты отмечают прирост прессы не только в количественном измерении, но и в качественном. Также выросло и число вечерних изданий: от одного до семи. Помимо того, что растет число изданий, они также с течением времени и модернизируются. На страницах появляется полноцветная печать, значительно увеличивается объем выпускаемого номера, появляется разнообразие тем и повышается уровень их разработки.
Несмотря на то, что газеты в значительной мере отличаются друг от друга, есть факт, который объединяет все издания – модель газеты. Под данным понятием подразумеваются сразу два фактора: во-первых, это графическое оформление издания, а во-вторых – это языковые особенности газеты. Можно выделить сразу несколько существующих моделей газет:
1. Жанровая модель (подразумевает под собой круг определенных жанровых форм и особенностей текста. Как правило, получает свое отражение в заголовочном комплексе).
2. Структурная модель (в данном пункте отмечаются основные характеристики, с помощью которых происходит построение газетной полосы).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Журналистика буквально проникает во все сферы человеческой жизни и становится её неотъемлемой частью. Данная сфера отвечает за сбор, анализ и дальнейшее распространение качественной информации. На сегодня слишком многое изменилось в журналистке. Того потребовало как время, так и инновационный подход, который всеобъемлюще охватывает каждую сферу журналистской деятельности. Поскольку журналистика является связующим звеном во многих сферах человеческой жизни, то можно говорить о том, что если современный журналист не будет постоянно идти в ногу со временем, то однажды настанет тот час, когда аудитория перестанет понимать голос печати.
Принято считать, что журналист – существо уникальное и способное на выполнение если не всех, то большинства функций. Журналист по своей натуре является как сыщиком, аналитиком, так и исследователем, и открывателем в одном лице. Печально осознавать, что в эпоху повсеместного Интернета многие представители нашей профессии перестали на должном уровне выполнять свою работу и забывают о таком показателе, как «качество» (а именно этот показатель определяет уровень профессионализма). Это означает, что большинство предпочитает заниматься скорее тиражированием чужого материала, чем созданием собственных уникальных текстов. Не стоит забывать, что журналистика, в первую очередь, базируется на авторской кропотливой работе. Эксклюзивные факты и комментарии – это то, что всегда интересует настоящего профессионала и то, чего ждет от него аудитория. Сбор и анализ сведений происходит в личном общении с ньюсмейкерами и свидетелями, изучении документов, личном посещении событий и лишь в последнюю очередь – через поиск информации в Интернете.
Если бы все журналисты могли ограничиваться только лишь сбором и анализом полученной информации, то они, по сути, ничем бы не отличались от сотрудников уголовного розыска и следователей. Задача же журналиста, и даже их прямой долг –распространять информацию, которую он собрал и обработал. Открытый социум базируется на принципе открытости информации и её доступности. Медиа- работники выполняют социально важную функцию – информируют аудиторию, удовлетворяют ее информационные потребности, делают читателей, зрителей и слушателей осведомленными и компетентными.
Жанр во многом определяет направление деятельности журналиста как нынешнее, так и будущее. С помощью жанрового оформления суть приведенной журналистом мысли становится еще более яркой и четкой. Журналист, тем самым, пытается найти свой собственный путь как в редакции, так и в журналистике в целом.
Абсолютно каждый жанр имеет свою собственную задачу, сферу применения и выполняет определенную функцию. Сущность таких жанров, как новости, репортаж, интервью состоит в том, чтобы оперативно доставить информацию читательской аудитории. Вхождение в сущность событий и происшествий, отражение их внутренних наслоений входит в задачу корреспонденции, рецензии, обзора, статьи. Жанры сюжета, очерка, эссе служат освещению и анализу жизни при помощи художественных средств.
Жанр по праву можно назвать регулирующим рычагом. Когда в газете или ином печатном издании для читателя предоставлены лишь аналитика или новости, то такое положение вещей может быстро наскучить читателю или зрителю. Жанры несут ответственность за разнообразие материалов, передач, постановок в одной газете, журнале, теле или радиоканале.
Каждый журналист должен знать жанровую систему. Она создана для того, чтобы применяться в определенной ситуации и облегчать восприятие журналистского материала. Например, в материале, готовящемся для интервью, журналисту нецелесообразно задавать лишние вопросы, чтобы не превратить его в беседу. Потому что оба эти жанра сильно отличаются друг от друга. Цель создания материалов в этих жанрах и случаи их применения тоже различны.
Некоторые воспринимают журналистику, как профессию для заработка, кто-то считает ее литературным ремесленничеством, кто-то – возвышенным творческим процессом, кто- то – наукой. Но как бы мы не характеризовали этот вид деятельности, понятно одно: он имеет четкие каноны, стандарты, функции и жанры. Под стандартами принято считать правдивость, оперативность, объективность и актуальность. А вот что можно сказать о жанрах? Безусловно, знание специфики жанров выдает наличие у журналиста базового профессионального образования. Аналогично и отсутствие фундаментального журналистского образования чаще всего проявляется в том, что автор допускает грубые ошибки из-за непонимания различия жанров. Ведь какие-то приемы допустимы, например, в аналитическом жанре, но при этом категорически неприемлемы в информационном.
1. Белановский С. А., Глубокое интервью / С. А. Белановский. – Москва, 2001. – С. 17
2. Бобров А. А., Путь к профессионализму: учебное пособие / А. А. Бобров. - Москва, 2014. – С. 200
3. Бунеева, Л. Ляховицкая Атлантида / Л. Бунеева. – Вечерний Брест № 24. – С.5
4. Во р о н и н а В. Н . Становление советской вечерней газеты как типа издания (1918–1925 гг.) : автореф. дис. … канд. ист. наук : 07.00.10. М., 1973. – С. 163
5. Железнякова, О. Учебник для «Электроника» / О. Железнякова. – Вечерний Брест № 24. – С. 6
6. Зарисовка / Экономикс.студио [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economics.studio/ekonomicheskie-voprosyi-obschiie/zarisovka.html. – Дата доступа:
7. Информационная корреспонденция / Научный центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scicenter.online/smi-jurnalistika-scicenter/informatsionnaya-korrespondentsiya-39948.html. – Дата доступа:
8. Информационное интервью / Правовая книга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lawbooks.news/osnovyi-jurnalistiki_874/informatsionnoe-intervyu-42623.html. – Дата доступа:
9. Ким М. Н., Основы теории журналистики / М. Н. Ким. – СПб:Питер, 2013. – С. 67
10. Ковалева, А. На месте старого еврейского кладбища будет сооружен мемориал / А. Ковалева. – Вечерний Брест № 10. – С. 4
11. Колесниченко А. В. Практическая журналистика / А. В. Колесниченко. – Москва: ИМУ, 2008. – С. 40
12. Куницкий П., Пан Тадеуш / П. Куницкий. – «Вечерний Брест» №4. – С. 4
13. Павловская, В. П. Современные методологические подходы к проведению эффективной региональной политики в сфере инноваций в Брестской области / В. П. Павловская, В. Н. Чеботарев // Вучоныя запіскі Брэсцкага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А. С. Пушкіна: зб. навук. прац. – 2007. – Т. 3., ч. 1. – С. 159-168.
14. Павловский, Б. Нашествие дилетантов / Б. Павловский. – Вечерний Брест № 21. – С. 5
15. Петроченко, А. 100 дней в Америке / А. Петроченко. – Вечерний Брест № 17. – С. 3
16. Подорожная Л. В., теория и практика рекламы / Л. В. Подорожная. – Москва: Омега-Л, 2012. – С 105
17. Рубашевский, Ю. Наш Машеров / Ю. Ромашевский. – Вечерний Брест № 7. – С. 4
18. Свинтилова, Н. Воспитывать танцем / Н. Свинтилова. – Вечерний Брест № 43. – С. 4
19. Система жанров журналистики. Жанровая палитра современных СМИ / Научный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://students-library.com/library/read/40262-sistema-zanrov-zurnalistiki-zanrovaa-palitra-sovremennyh-smi. – Дата доступа:
20. Стрельцов Б. В. Метад і жанр. Асновы творчага майстэрства журналіста. – Мінск: БДУ, 2002.
21. Тертычный А.А., Расследовательская журналистика / А.А. Тертычный. – Москва, Аспект-пресс, 2008. – С. 78
22. Тоффлер Э., метаморфозы власти / Э. Тофлер. – Москва, АСТ, 2008. – С. 67
23. Тулупов В. В., Формы подачи и жанры изобразительной пресс-журналистики / В. В. Тулупов. – Воронеж, 2015. – С. 3
24. Федотова Н. А. Рекреативные функции СМИ [Электронный ресурс] : учеб.- метод. комплекс / Н. А. Федотова. – Минск: БГУ, 2014. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/117529/1/Fedotova.pdf. – Дата доступа:
25. Хроника / Издательство и журналистика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vostrove.ru/learn/jur/index.htm#chronic. – Дата доступа:
26. Чобанян К. В. Языковые средства и приемы привлечения внимания зрителей/ К. В. Чобанян. – Москва, 2014. – С. 4
27. Шестеркина Л. П. Универсальная журналистика / Л. П. Шестеркина. – Москва, Аспект-пресс, 2016. – С. 45
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты