ГЛАВА 2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Программа исследования
2.2. Особенности мышления детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
2.3. Развитие мышления детей с ОПФР дошкольного возраста в условиях кружковой деятельности
2.4. Динамика мышления детей с ОПФР дошкольного возраста
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОПФР
2.1. Программа исследования
Исследование проводилось с двумя группами детей – экспериментальная и контрольная. Экспериментальная группа детей с интеллектуальной недостаточностью на базе Государственного учреждения образования «Солигорский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)». И контрольная группа детей с интеллектуальной недостаточностью на базе Государственного учреждения образования «Жодинский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР)» по 20 воспитанников в каждой группе.
Исследование проводилось в 3 этапа.
На первом, констатирующем этапе было проведено исследование мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. На том этапе мы использовали исследовательскую программу И. Ю. Левченко , Н. А. Киселевой [19] ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Программа предполагает серию заданий на изучение: наглядно-действенного мышления, объем, качество, продуктивность запоминания, зрительно-пространственный анализ реальности, способности к синтезированию и анализу, способности устанавливать пространственно-временные и причинно-следственные связи, наглядно-образное мышление, сформированность операций абстрагирования и обобщения, словесно-логическое мышление, выявление уровня креативности.
Исследование проводилось по подгруппам, в каждой подгруппе 3 воспитанника, за которым был закреплен воспитатель дефектолог, или психолог. Педагог проводил с ребенком 8 заданий, прописанных в методике. Результаты фиксировались в протоколе и математически обрабатывались по ключу, предложенном авторами ПРИЛОЖЕНИЕ Б,В.
На формирующем этапе эксперимента мы развивали мышления детей с интеллектуальной недостаточностью средствами кружковой деятельности. Педагогическим условием определили кружок (объединение по интересам) «Мастер ЛЕГО» (ПРИЛОЖЕНИЕ Г), который рассчитан на детей дошкольного возраста 4-7 лет с интеллектуальной недостаточностью. В программе описаны задачи для каждой возрастной группы и примерное содержание, которое воспитатель может варьировать и изменять исходя из индивидуальных особенностей группы. Развивающая работа велась с 20 воспитанниками. Занятия проводились 1 раз в неделю в каждой подгруппе: воспитанники средней группы (4-5 лет) и дошкольники старшей группы ( 5-6/7 лет). Обязательным условием было присутствие дефектолога и воспитателя.
На контрольном этапе эксперимента была проведена диагностическая работа, направленная на определение изменений, произошедших у участников экспериментальной и контрольной группы под влиянием участия в деятельности кружка «Мастер ЛЕГО». Использовали исследовательскую программу «Психологическое изучение детей с нарушениями развития», разработанную И. Ю. Левченко и Н. А. Киселевой (ПРИЛОЖЕНИЕ А). Результаты фиксировались и обрабатывались математически в соответсвии с ключом к методике (ПРИЛОЖЕНИЕ Б, В) .
Для определения динамики развития мышления детей с интеллектуальной недостаточностью мы использовали статистический метод Критерий Стьюдента (t-статистика предназначена для определения статистической значимости каждого коэффициента уравнения); для сопоставления двух эмпирических распределений одного и того же признака - критерия χ2 Пирсона.
2.2. Особенности мышления детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Для определения особенностей мышления дошкольников использовалась исследовательская программа «Психологическое изучение детей с нарушениями развития» И. Ю. Левченко и Н. А. Киселевой, представленные в ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Организационные условия проведения, предъявляемые разработчиками [19], были соблюдены и в нашем исследовании:
• Организовано пространство для обследования. Диагностическое место располагалось в сенсорно неактивном месте.
• Подготовлен стимульный материал для всех методик перед началом обследования и расположен так, чтобы он не был виден ребенку.
• Подготовлен протокол обследования для своевременной фиксации его результатов.
• Проведена с ребенком предварительная беседа для установления контакта перед непосредственным выполнением заданий.
• Осуществлялось приспособление в процессе обследования к индивидуальным особенностям ребенка.
• Поддерживался интерес ребенка во время исследования.
• Избегались негативные оценки в адрес ребенка, обсуждение результатов его деятельности в его присутствии.
Мышление воспитанников оценивалось по показателям, представленным в обработке данных по методике, предложенной И.Ю. Левченко и Н.А. Киселева( Таблица2.2.1). Показатели, в свою очередь поделены на уровни – высокий, средний, низкий, что фиксировалось педагогами, проводившими обследование.
2.3. Развитие мышления детей с ОПФР дошкольного возраста в условиях кружковой деятельности
Конструирование – вид продуктивной деятельности, в ходе которой ребенок самостоятельно или совместно со взрослым создает конструкцию из деталей, что позволяет научиться определенным способам мыслительного действия.
Программа объединения по интересам (кружка) «Мастер Лего»( ПРИЛОЖЕНИЕ Г) направлена на развитие мышления. На протяжении всего периода обучения дети знакомятся с различными видами и типами конструирования. Программа включает в себя как техническое, так и художественное конструирование.
2.4. Динамика мышления детей с ОПФР дошкольного возраста
После проведения кружковых занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью, мы провели повторную диагностику с целью отследить изменения, произошедшие в уровне развития мышления под влиянием кружковой деятельности и без нее.Мы повторно провели методики Левченко И.Ю., Киселевой Н.А., и выявили следующие изменения.
В результате ,преобладает низкий уровень, однако имеется положительная динамика в развитии мышления детей с интеллектуальной недостаточностью. Так, в экспериментальной группе средний уровень показателей увеличился на 12%, когда в контрольной группе – на 3%. Соответвенно низкий уровень у двух групп снизился. Однако, не стоит упускать и тот факт, что у 1 респондента в контрольной группе определен высокий уровень креативности и на первом и на втором срезе.
После оценки показателей у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью получены следующие результаты (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).
Наглядно-действенное мышление дошкольников находится так же, как и на первом диагностическом срезе, на низком уровне: 65% (13 детей) в экспериментальной и 75% (15 детей) в контрольной группах. Это на 25% в экспериментальной группе выше, чем в первый диагностический срез, а в контрольной группе остался уровень наглядно-действенного мышления неизменным.