ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в нашем обществе наблюдается рост социальной дезадаптации детей, что находит свое проявление в потере социальных связей с семьей. Сегодня изменяются прежние, общепринятые нормы поведения, характера детско-родительских отношений, особенности отношения родителей к воспитанию детей.
Влияние семьи на психическое развитие ребенка дошкольного возраста является темой, которая в настоящее время приобретает особую актуальность. По силе и продолжительности своего влияния на личность ни одна система воспитания не может быть сопоставлена с семьей, так как именно в ней формируются процессы, направленные на развитие личности ребенка. Семья как микромодель общества определенным образом воздействует на психическое развитие ребенка в целом и речевое развитие в частности.
Речевое развитие является одним из важнейших направлений в психическом развитии человека. Оно является необходимым средством взаимодействия с окружающими людьми. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, которые позволяет ему успешно адаптироваться в обществе. Среди факторов, влияющих на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, в отечественной психологии особенно подчеркивается роль социальной среды и активности в психическом развитии детей.
Дошкольный возраст является сензитивным к развитию многих психических функций, в том числе речи. От того, насколько успешно развивается функция речи в этом возрасте, зависит успех психического развития ребенка в целом. Уровень развития речи ребенка в какой-то мере отражает уровень его умственного развития, особенности формирования его характера, эмоций и личности в целом.
Вопросы, касающиеся влияния семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка, часто находится в фокусе внимания специалистов разного профиля, но, тем не менее, остаются мало изученными.
Изучением проблемы семейного воспитания занимались такие ученые как Дж. Боулби, И.М. Марковская, Е.И. Николаева, Р.В. Овчарова, А.В. Орлова, Н.К. Радина, Л.В. Романенко, Ю.В. Садовская, Н.Ю. Синягина, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Исследованием условий речевого развития дошкольников занимались М.М. Алексеева, Б.И. Яшина, Л.С. Русанова, О.С. Ушакова и др. Имеющиеся научные работы в современной психологии в основном касаются изучения средовых и педагогических условий речевого развития дошкольников, игнорируется такой фактор как сиблинговая позиция и семейное воспитание.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ТИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Речевое развитие дошкольника: подходы к изучению в советской и зарубежной психологии
В отечественной психологии в рамках психолингвистического подхода проблема речевого развития ребенка анализируется через рассмотрение понятий «речь» и «язык». Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли. Язык включает слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества. Речь – процесс общения посредством языка [11, с. 145].
Зык выполняет ряд важнейших функций. По мнению А.А. Леонтьева, основными функциями языка являются:
- коммуникативная;
- функция орудия мышления;
- функция овладения общественно-историческим опытом человечества;
- национально-культурная функция;
- функция орудия познания [19, с. 71].
Речь, будучи основным видом человеческой деятельности, представляет собой культурную ценность, имеющую универсальный характер. Речевое общение рассматривается в качестве важнейшего способа реализации социальных связей и отношений и способа реализации деятельности, опосредующей различные виды социального взаимодействия между людьми. Человек, как существо социальное, развивается через общение. В межличностную систему общения он включается с самого рождения [13, с. 74].
Речь представляет собой неотъемлемое условие познавательной деятельности индивида, так как благодаря ей он усваивает знания. Речь также является средством удовлетворения потребностей в общении, в принадлежности к группе людей.
Психолингвисты и психологи определяют речь как процесс порождения в восприятии высказываний, как вид специфически человеческой деятельности, который обеспечивает общение. По мнению А.А. Леонтьева, речевой процесс представляет собой переход от речевого замысла к его воплощению в значениях конкретного языка и далее к реализации во внешней речи – устной или письменной [19, с. 73].
Более широкое понимание речи встречается в работе М.Р. Львова, который определяет речь как деятельность индивида, который использует язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания внешнего мира для планирования своего поведения [18, с. 126]. Как отмечает В.В. Беляев, речевая деятельность – это и есть речь; процесс общения, который осуществляется средствами языка, а также конечный результат этого процесса. С такой позиции речевая деятельность не сводится к автоматизированным навыкам, а является творческой деятельностью, для которой характерны вторичные умения [27, с. 3].
В рамках коммуникативного подхода (Н.Д. Павлова) речь рассматривается как универсальная форма социальной активности индивида. Функции языка - это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, т.е. его характеристики, без которых язык не может существовать. Кроме функции сообщения, анализируются иные компоненты коммуникативной функции: организация взаимодействия, оказание воздействий, регуляция взаимоотношений и пр. [27, с. 4].
Речь выполняет различные функции, отражающие сущность речевой деятельности. Предназначение речи является весьма широким. Основными функциями речи являются: коммуникативная, когнитивная и регулятивная. Понятие «коммуникативная функция речи» рассматривается в научной литературе как функция общения между лицами, которая характеризуется наличием сообщения собственных мыслей, знаний, выражением чувств и побуждением к действию [27, с. 6].
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме речевого развития и типов семейного воспитания в дошкольном возрасте позволяет сделать следующие выводы:
1. Речевое развитие дошкольника исследовалось многими советскими и зарубежными психологами. В рамках психолингвистического подхода акцентируется внимание на анализе когнитивно-языковых механизмов речевой деятельности. В контексте коммуникативного подхода речь рассматривается как универсальная форма социальной активности индивида. В рамках онтогенетического подхода ученые выделяют этапы развития ребенка по мере его развития. Педагогический подход исследует условия речевого развития ребенка. В рамках подхода к психическому развитию детей в зарубежной психологии речевое развитие изучается как важная его сторона и признается, что речевое развитие ребенка предполагает формирование у него языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту.
Речевое развитие рассматривается нами как уровень овладения речью как средством общения и культуры, направленное на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами взаимодействия с окружающими.
2. Основными социально-психологическими условиями речевого развития дошкольника являются: особенности речевой среды, социальное окружение, семейное благополучие, индивидуальные особенности, познавательная активность ребенка. Важным условием успешного развития речи ребенка является эмоциональное общение матери с ребенком с момента рождения и создание речевых ситуаций с другими детьми. Одним из условий успешного развития детской речи выступает гармоничное и синхронное межличностное взаимодействие сиблингов, которое определяется активностью как младшего, так и старшего ребенка. Сиблинговое общение, адекватное потребностям и возможностям детей, создает для младшего ребенка условия естественной востребованности речи и стимулирует развитие его языковых возможностей. Уровень речевого развития у детей, имеющих брата или сестру, значимо выше, чем у детей, не имеющих сиблингов.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1 Организация и методы исследования
Целью эмпирического исследования явилось выявить особенности речевого развития дошкольников с разными сиблинговыми позициями и типом семейного воспитания.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение речевого развития детей дошкольного возраста и типа семейного воспитания;
Исследование проводилось на базе ГУО «Свислочский ясли-сад «Крыничка», г.п. Свислочь, Пуховичского района, Минской области. В исследовании приняли участие 60 детей старших групп в возрасте 5-6 лет, а также их родителей. Выборку исследования составили учащиеся с разной сиблинговой позицией – 30 младших детей и 30 старших детей.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что на речевое развитие дошкольников оказывают влияние сиблинговая позиция и тип семейного воспитания.
Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики:
1. Методика выявления уровня развития речи дошкольников О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной [42] (Приложение А).
Цель: выявление уровня развития речи дошкольников.
Для выявления уровня развития речи детей проводились задания и упражнения, направленные на исследование уровня развития словаря и грамматики, звуковой культуры речи, связной речи, которые в совокупности указывают на уровень развития речи детей в целом.
Обработка результатов ответов детей: 0 баллов - ребенок не справляется с заданием; 1 балл - ребенок затрудняется в выполнении задания; 2 балла - выполняет задание с помощью педагога; 3 балла - правильно выполняет задание. По количеству баллов определялся уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
2. Тестовая методика «Диагностика устной речи» Т.А. Фотековой, адаптированная для детей дошкольного возраста [45] (Приложение Б).
Цель: определение уровня развития устной речи.
С помощью методики можно оценить состояние основных компонентов экспрессивной речи ребенка: сенсомоторного уровня речи, состояния артикуляционной моторики, звукопроизношения и связной речи.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи типа семейного воспитания и речевого развития ребенка дошкольного возраста позволило выявить следующее:
1. У дошкольников в зависимости от сиблингов позиции отмечается разный уровень речевого развития. Уровень развития речи выше у детей, занимающих позицию старшего сиблинга, чем у детей, занимающих позицию младшего сиблинга.
2. Уровень развития речи выше у старших детей, чем у младших детей. Старшие дети, по сравнению с младшими детьми, являются более активным в общении, более ясно и последовательно выражают свои мысли, более логично и полно описывают ситуации, шире используют образную речь, умело развивают сюжет, соблюдают точность языка, выражают собственное отношение к воспринимаемому. У старших детей более сформирован лексический запас словаря, выше способности к объяснению значения слов, более развито умение составлять грамматически правильные предложения, а также более четкое произношением слов и умение регулировать силу и тембр голоса.
3. Уровень развития связной речи выше у старших детей, чем у младших детей. У старших детей, по сравнению с младшими детьми, более развиты способности составления рассказа по серии сюжетных картинок и умение пересказывать прослушанный текст. Старшие дети более логично и последовательно составляют рассказ по картинкам, правильно воспроизводят причинно-следственные связи, не пропускают связующие звенья. При выполнении заданий старшие дети более самостоятельные, чем младшие дети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассмотрено содержание понятий «речевое развитие» и «семейное воспитание» в современной психологии. Речевое развитие рассматривается нами как уровень овладения речью как средством общения и культуры, направленное на развитие свободного общения со взрослыми и детьми, осваивание конструктивными способами взаимодействия с окружающими. Речевое развитие дошкольника исследовалось многими советскими и зарубежными психологами. В рамках психолингвистического подхода акцентируется внимание на анализе когнитивно-языковых механизмов речевой деятельности. В контексте коммуникативного подхода речь рассматривается как универсальная форма социальной активности индивида. В рамках онтогенетического подхода ученые выделяют этапы развития ребенка по мере его развития. Педагогический подход исследует условия речевого развития ребенка. В рамках подхода к психическому развитию детей в зарубежной психологии речевое развитие изучается как важная его сторона и признается, что речевое развитие ребенка предполагает формирование у него языковых, речевых и коммуникативных систем к старшему дошкольному возрасту.
Семейное воспитание представляет собой систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи, которое характеризуется единством когнитивного, эмоционального, мотивационного и поведенческого аспектов взаимодействия родителя с ребенком. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, уровень их отзывчивости, контроля, требований, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают свое влияние на его личностное развитие.
Выявлен уровень речевого развития у дошкольников. У дошкольников в зависимости от сиблингов позиции отмечается разный уровень речевого развития. Уровень развития речи выше у детей, занимающих позицию старшего сиблинга, чем у детей, занимающих позицию младшего сиблинга. Уровень развития речи выше у старших детей, чем у младших детей. Старшие дети, по сравнению с младшими детьми, являются более активным в общении, более ясно и последовательно выражают свои мысли, более логично и полно описывают ситуации, шире используют образную речь, умело развивают сюжет, соблюдают точность языка, выражают собственное отношение к воспринимаемому. У старших детей более сформирован лексический запас словаря, выше способности к объяснению значения слов, более развито умение составлять грамматически правильные предложения, а также более четкое произношением слов и умение регулировать силу и тембр голоса. Уровень развития связной речи выше у старших детей, чем у младших детей.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, Б.И. Яшина – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Анохина, В. С. Специфика речевого общения в семьях разных типов / В. С. Анохина // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2010. – Вып. № 3. – С. 110-115.
3. Байкулова, А. Н. Речевое общение в семье: автореф. дис. канд. фил. наук / А. Н. Байкулова. – Саратов, 2006. – 24 с.
4. Белогай, К Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами / К. Н. Белогай, Н. А. Сонина // Л. И. Божович и современная психология личности : тез. междунар. науч. конф. – М., 2008. – С. 36-42.
5. Бойко, И. Н. Влияние стиля родительского воспитания на формирование личности ребенка / И. Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 2–9. – С. 109–113.
6. Бордовская, Е. В. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с психической депривацией : автореф. дис. … канд. пед. наук / Е. В. Бордовская. – СПб., 2002. – 23 с.
7. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. – М. : Гардарики, 2003. – 563 с.
8. Брунер, Д. Психология познания. За пределами непосредственной информации : научное издание / Д. Брунер. – М. : Директмедиа Паблишинг, 2008. – 782 с.
9. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия : краткий лекционный курс / А. Я. Варга. – СПб. : Питер, 2001. – 144 с.
10. Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева // Молодой ученый. – 2019. – № 5. – С. 175-177.
11. Клюев, Е. В. Речевая коммуникация / Е. В. Клюев. – М.: Рипол Классик, 2002. – 320 с
12. Ковалева, М. Н. Речевая активность ребенка и психологические условия ее развития / М. Н. Ковалева // Сборник статей по итогам 50-й научной конференции преподавателей. – Хабаровск : Изд-во ХГПУ 2004. – С. 20-27.
13. Кондрашина, О. Е. Речевое развитие школьника : сущность, структура, содержание / О. Е. Кондрашина // Вестник Тамбовского университета. – 2013. – № 2. – С. 72-76.
14. Коробкова, В. В. Структура и содержание воспитательного потенциала семьи / В. В. Коробкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 9. – С. 87-92.
15. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина // Современная зарубежная психология. – 2014. – № 1. – С. 16–25.
16. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2009. –156 с.
17. Лоуэн, А. Любовь и оргазм : пер. с англ / А. Лоуэн. – М. : АСТ, 1998. – 428 с.
18. Львов, М Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М. : Академия, 2007. – 464 с.
19. Назарова, А. А. К вопросу о функциях языка и речи / А. А. Назарова // Гуманитарный вектор. – 2009. – № 3. – С. 75-79.
20. Николаева, Е. И. Психология семьи / Е. И. Николаева. – СПб. : Питер, 2013. – 336 с.
21. Николаева, Л. А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка / Л. А. Николаева // Известия Саратовского ун-а. – 2013. – № 2, Т. 2. – С. 187–192.
22. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
23. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – М. : МПСИ, 2006. – 496 с.
24. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 563 с.
25. Орлова, А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – Вып. 8 (62). – С. 111–114.
26. Орусбаева, Т. А. О воспитании и обучении детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Т. А. Орусбаева // Научный журнал. – 2016. – № 2. – С. 55-59.
27. Павлова, Н. Д. Коммуникативная функция речи : автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. Д. Павлова. – Москва, 2000. – 20 с
28. Паклина, А. В. Речевое развитие дошкольников в психолого-педагогических и лингвостических исследованиях / А. В. Паклина // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2. – С. 246-247.
29. Ракич, А. М. Критерии и уровни речевого развития детей старшего дошкольного возраста / А. М. Ракич // Символ науки. – 2019. – № 12. – С. 93-96.
30. Романенко, Л. В. Роль семьи в формировании личности ребенка / Л. В. Романенко // Наука, образование и культура. – 2017. – № 2. – С. 30-32.
31. Русанова, Л. С. Влияние семейных взаимоотношений на речевое развитие ребенка / Л. С. Русанова // Вестник Костромского гос. университета. – 2016. – № 2. – С. 114-117.
32. усанова, Л. С. Речевое развитие в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации / Л.С. Русанова // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 229-235.
33. Садовская, Ю. В. Коммуникативные помехи в детской речи / Ю. В. Садовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. –2010. – Вып. № 1 (9). – С. 132-138.
34. Сат, Н. Д. Некоторые аспекты речевого развития дошкольника / Н. Д. Сат // Вестник Тувинского государственного университета. – 2019. – № 4. – С. 46-50.
35. Слепкова, В. И. Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь : Содействие, 2006. – 196 с.
36. Смольникова, Н. Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / Н. Г. Смольникова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 21-23.
37. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. – Воронеж : НПО «Модек», 2002. – 224 с.
38. Старжинская, Н. С. Развитие речи и общения у детей дошкольного возраста / Н. С. Старжинская, Д. Н. Дубинина. – Минск : БГПУ им. М. Танка, 2009. – 219 с.
39. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. – М. : Академия. 2006. – 256 с.
40. Тагаева, Е. Ю. Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада и семьи / Е. Ю. Тагаева, Л. А. Савицкая // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. – М. : Буки-Веди, 2013. – С. 52-54.
41. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е И. Тихеева. – М. : Академия, 2002. – 229 c.
42. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 287 с.
43. Ушакова, О. С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема / О. С. Ушакова // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 5-12.
44. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев. – М. : Академия. 1989. – 455 с.
45. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т. А. Фотекова. – М. : Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
46. Шипицына, Л. М. Психология детей-сирот / Л. М. Шипицин. – СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2005. – 628 с.
47. Шнейдер, Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – М. : Академический Проект. – Екатеринбург : Деловая книга, 2006. – 565 с.
48. Штерн, В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн // История зарубежной психологии конца XIX – начала XX века : хрестоматия / под ред. Е. С. Минькова. – М. : Флинта: МПСИ, 2009. – С. 80-87.
49. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер / Под ред. Л. И. Вассермана. – М. : «Фолиум», 1996. – 48 с.
50. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – СПб. : Питер, 2001. – 656 с.
51. Янгуразова, С. В. Семейное воспитание и его роль в формировании личности / С. В. Янгуразова // Дискуссия : журнал научных публикаций. – 2010. – № 6. – С. 103–107.
52. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины XX века / М. Г. Ярошевский. – М. : Академия, 2005. – 418 с.