ВВЕДЕНИЕ
1 Маркетинговый инструментарий и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
1.2 Показатели конкурентоспособности продукции
1.3 Методы оценки уровня конкурентоспособности продукции
1.4 Зарубежный опыт оценки конкурентоспособности продукции
2 Исследование конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
2.1 Оценка основных рынков предприятия и его конкурентов
2.2 Финансово-экономическая оценка эффективности деятельности компании
2.3 Оценка эффективности конкурентной политики компании
2.4 Оценка показателей конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции
3.1 Стратегии повышения конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Пинский мясокомбинат»
3.2 Разработка конкурентной ценовой стратегии компании
3.3 Маркетинговые инструменты продаж компании на конкурентных рынках
3.4 Система мотивации сотрудников компании экспорта продукции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования в рыночной среде – фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависят качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.
Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности на сегодняшний день едва ли не главное в ряду основных направлений выхода на новый уровень экономического развития, поскольку решение данной проблемы является основным критерием эффективности производства, результативности деятельности системы управления различных уровней.
Взятый государством курс на повышение конкурентоспособности национальной экономики и реформу административной системы диктует необходимость нового ведения системы управления, как на уровне Республики Беларусь в целом, так и на уровне отдельных ее субъектов.
С развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы за покупателя повышение конкурентоспособности продукции стало первостепенной задачей товаропроизводителя в обеспечении его устойчивости.
Таким образом, основной целью предприятий в современных экономических условиях является обеспечение конкурентоспособности и устойчивости предприятия. Причем современное экономическое развитие характеризуется влиянием различных факторов, перечень, специфику и особенности влияния которых необходимо учитывать при управлении конкурентоспособностью и финансово-экономической устойчивостью предприятий.
События последних нескольких лет показали, что одной из самых актуальных проблем национальной экономики является проблема конкурентоспособности производимой продукции. Наряду с этой проблемой на первый план выходит проблема адекватной оценки конкурентоспособности продукции, с помощью которой можно постоянно отслеживать положение товара на рынке.
Для того чтобы точно определить реальный уровень конкурентоспособности того или иного товара необходимо использовать адекватные и научно обоснованные методы его оценки.
Оценка конкурентоспособности позволяет изыскивать резервы повышения конкурентоспособности продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Важно быстро и точно определить направления повышения конкурентоспособности. Этому способствует постоянный мониторинг конкурентной среды. Необходимо оценить конкурентов, их продукцию, цели оценки. Оценка конкурентоспособности продукта производиться путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – аналогичный продукт, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем. Исследование поведения покупателей дают возможность утверждать, что в процессе сравнения и отбора выигрывает та продукция, у которой отношение полезного эффекта к затратам на ее потребление и приобретение максимально по сравнению с другой аналогичной продукцией.
Конкурентоспособность товара в маркетинге означает его возможность противостоять конкурентам в долгосрочной перспективе и привлекать потребителей к товару меньшими усилиями (ресурсами) компании. Майкл Портер считал что понятие «конкурентоспособность продукции, товара» означает способность предприятия максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и возможности для ведения бизнеса на рынке.
1 Маркетинговый инструментарий и основные показатели конкурентоспособности продукции
1.1 Понятие конкурентоспособности продукции
Сегодня среди ученых-экономистов отсутствует единый подход к оценке конкурентоспособности продукции (товаров) организации.
В первую очередь, это вызвано отсутствием общепринятой трактовки такого понятия, как «конкурентоспособность продукции (товара)».
Например, Р.А. Фатхутдинов трактует понятие «конкурентоспособность товара» как «степень реального или потенциального (выделено автором) удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке». Однако такая трактовка понятия «конкурентоспособность товара» далека от совершенства в силу следующих причин [9, с. 84].
Во-первых, непонятно, какой смысл автор вкладывает в понятия «степень реального удовлетворения потребности» и «степень потенциального удовлетворения потребности». В чем различие между ними?
Во-вторых, как можно на практике измерить «степень реального удовлетворения потребности» и – особенно – «степень потенциального удовлетворения потребности»?
В-третьих, если различие между указанными понятиями все же существует, то какую степень реального или потенциального удовлетворения потребности следует использовать при оценке конкурентоспособности конкретного товара?
По мнению М. Портера, конкурентоспособность экономического объекта – это его способность «противостоять конкурентам с помощью сравнительного преимущества в чем-либо» [9, с. 85].
О.Ю. Ворожбит считает, что «конкурентоспособность продукции – это социально-экономическая категория, отражающая отношения, возникающие в процессе потребления продукции на рынке, характеризующая свойства объекта (продукции), имеющего определенную долю рынка, способного удовлетворять определенные потребности покупателей лучше, чем конкуренты, позволяющее продавать продукцию с приемлемыми (в соответствии с целями) финансовыми результатами» [9, с. 85].
По мнению автора, основной причиной такого смыслового разнообразия является этимологический подход к раскрытию содержания понятия «конкурентоспособность продукции». Особенность такого подхода состоит в том, что он раскрывает содержание понятия, опираясь исключительно на этимологию слова. Более продуктивным является другой, глубинный, подход. Такой подход раскрывает содержание понятия «конкурентоспособность продукции» путем выявления причин, которые привели к введению в практический и научный оборот данного понятия.
Очевидно, что возникновению понятия «конкурентоспособность продукции» предшествовала деятельность производителей по реализации своей продукции на рынке (изделия, услуги, информация), которая не всегда была успешной. Продукцию одних производителей покупатели приобретали, а продукцию других игнорировали.
В первом приближении покупатель останавливает свой выбор на таком товаре, который характеризуется наилучшим соотношением всей совокупности потребительных характеристик товара и его цены.
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г.Л. Азоевым, А.Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В.Д. Андрианов, П.С. Завьялов, Р.А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности [50, с. 52].
2 Исследование конкурентоспособности продукции ОАО «Пинский мясокомбинат»
2.1 Оценка основных рынков предприятия и его конкурентов
Основными конкурентами ОАО «Пинский мясокомбинат» в достижении поставленных задач являются 20 предприятий мясной отрасли Республики Беларусь. Прочно удерживать завоеванные позиции на рынке этим предприятиям позволяет не только высокое качество, но и длительное присутствие их продукции на потребительском рынке Беларуси.
ОАО «Пинский мясокомбинат», начиная с 2012 года по 2015г., среди крупных производителей мясной отрасли РБ по объемам продаж мясной продукции прочно «держался» на 11-ой позиции и постепенно двигался в направлении увеличения объемов производства и продаж мясопродуктов, а, соответственно, и повышения своего рейтинга.
АВС-анализ производства колбасных изделий предприятиями мясной отрасли Республики Беларусь в 2018 году представлен в таблице 2.1.
Таким образом, в производстве колбасных изделий ОАО «Пинский мясокомбинат» находится на 7 месте с долей производства 5,03%.
АВС-анализ производства мяса и субпродуктов предприятий мясной отрасли Республики Беларусь в 2018 году представлен в таблице 2.2.
3 Направления повышения конкурентоспособности продукции
3.1 Стратегии повышения конкурентоспособности продукции предприятия ОАО «Пинский мясокомбинат»
Планирование инновационной деятельности на ОАО «Пинский мясокомбинат» начинается с разработки детального методического плана выполнения темы. Методический план включает в себя перечень этапов выполнения работы, являющихся автономными объектами планирования, финансирования и контроля, на которые делится вся тема. Выбранная стратегия развития организации обретает законченную форму в виде общей деловой политики организации и конкретных стратегических программ, представленных на рисунке 3.1.
Построим ленточный план-график для разрабатываемого НИОКР. Масштаб графика по горизонтальной оси будим измерять в месяцах и декадах. НИР на ОАО «Пинский мясокомбинат» выполняют в научно-исследовательских подразделениях организации, а также в некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для выполнения этих работ ОАО «Пинский мясокомбинат» заключают договора. Оптимальная постановка НИР предполагает поиск решения инновационной задачи среди множества вариантов. В результате выполнения НИР определяют количественные показатели разрабатываемой инновационной технологии, которые служат базой для выработки технического задания на опытно-конструкторские работы на ОАО «Пинский мясокомбинат».
В вопросе повышения эффективности производства, совершенствования технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки на первый план выходит совершенствование системы управления качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9001, которые определяют особые требования к организации производства продукции (услуг), начиная от закупки сырья, материалов, комплектующих, инструментов и заканчивая доставкой и сервисным обслуживанием. Решение задачи сокращения производственного цикла и цикла разработки новых изделий позволят увеличить оборачиваемость ресурсов и повысит эффективность их использования.
Одним из средств обеспечения стабильного качества и конкурентоспособности продукции является внедрение системы качества на базе международных стандартов серии ИСО 9000. Вопросы ее создания в организации стали для нас первостепенными ввиду того, что условия работы на рынке стали жестче, появились многочисленные конкуренты, существенно изменилась психология и требования покупателей, которые желают получить продукцию высокого качества и по приемлемым ценам.
НИР на ОАО «Пинский мясокомбинат» выполняют в научно-исследовательских подразделениях организации, а также в некоммерческих организациях. Со сторонними исполнителями для выполнения этих работ ОАО «Пинский мясокомбинат» заключают договора. Для работы с инновациями и новшенствами на ОАО «Пинский мясокомбинат» отделом маркетинга постоянно проводятся исследования рынка и оценка возможностей организации. Возможности и угрозы для ОАО «Пинский мясокомбинат» рассмотрен в таблице 3.2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность – достаточно сложное и многоаспектное понятие. Конкурентоспособность продукции является базовой ячейкой национальной конкурентоспособности. Именно от того, насколько конкурентоспособна продукция производителей, зависит конкурентоспособность региона, отрасли, страны в целом.
Нельзя рассматривать конкурентоспособность товара как кратковременное явление, которое оценивается и управляется исключительно из предпочтений потребителей. Так же, как при планировании, определении и поддержании конкурентоспособности предприятия, для достижения конкурентоспособности продукции необходимо учитывать общую цель и стратегию предприятия, управлять ею, как частью целого, в системе. Причем проявлением эффективного управления конкурентоспособностью продукции предприятия должно являться обеспечение его устойчивости, что является неоспоримым приоритетом деятельности любого предприятия в современных экономических условиях.
Не существует единого подхода к определению конкурентоспособности продукции отдельных отраслей экономики.
Конкурентоспособность продукции определяется тремя необходимыми элементами: свойствами данного товара, свойствами конкурирующих товаров и потребителями.
При определении конкурентоспособности продукции необходимо учитывать особенности рынка, производства и отрасли. Наиболее ярко специфика продукции проявляется через факторы, ее определяющие.
Набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что становится весьма проблематичной разработка какойлибо единой системы управления конкурентоспособностью разных товаров. Однако создание еди-ного подхода к обеспечению конкурентоспособности на уровне предприятия и отрасли возможно и целесообразно.
Само по себе наличие факторов конкурентоспособности недостаточно для ее обеспечения. Получение конкурентного преимущества зависит от того, насколько эффективно они используются в практической деятельности предприятия.
Таким образом, формирование конкурентных преимуществ складывается из определения и реализации стратегий.
В дипломной работе было рассмотрено управление качеством и конкурентоспособностью продукции на примере ОАО «Пинский мясокомбинат».
ОАО «Пинский мясокомбинат» – градообразующая компания, опыт производства и продаж мясной продукции с 1939 года, имеет выгодное географическое расположение, входит в десятку крупных предприятий мясной отрасли РБ, первым среди предприятий мясной отрасли удостоен Премии Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества, входит в систему Управления делами Президента Республики Беларусь.
1 Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. – Минск: Вышэйшая школа, 2010. – 524 с.
2 Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
3 Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению «Экономика» и специальности «Маркетинг» / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 671 с.
4 Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т. П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 416 c.
5 Диевский, В.А. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: учебное пособие / В.А. Диевский, И.А. Малышева. – СПб.: Планета Музыки, 2012. – 160 c.
6 Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: учебное пособие / Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2016. – 152 c.
7 Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. – Минск: Современная школа, 2010. – 253 с.
8 Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник / В.Н.Еремин. – М.: КноРУс, 2014. – 648 с.
9 Исаев, А.А. Оценка конкурентоспособности продукции: методологический аспект / А.А. Исаев // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2017. № 2. – С. 83-89.
10 Казущик, А. А. Основы маркетинга: учебник / А. А. Казущик. — Минск: Беларусь, 2011. – 246 с.
11 Карпеко, О. И. Промышленный маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по специальности «Маркетинг» / О. И. Карпеко. – Минск: БГЭУ, 2010. – 414 с.
12 Кеннеди, Дэн. Секретное оружие маркетолога: найдите ваше уникальное преимущество, превратите его в мощное рекламное сообщение и до-несите до правильных клиентов / Дэн Кеннеди; [пер. с англ. А.Яковенко]. – М.: ГИППО, 2012. – 203 c.
13 Ким, С.А. Маркетинг: учеб. для студ. Вузов / С.А.Ким; Федер. ин-т развития образования. – М.: Дашков и К, 2010. – 257 с.
14 Кожемяко, А. Психологические эффекты в менеджменте и маркетинге. 100+направлений повышения эффективности в управлении и сбыте / А. Кожемяко. – М.: МФПУ Синергия, 2015. – 176 c.
15 Конради, О.Н. Оценка конкурентоспособности продукции / О.Н. Конради // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития : материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 29-31.
16 Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2012. – 480 c.
17 Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. – М. [и др.]: Вильямс, 2012. – 488 с.
18 Кушнеров, С.В. Конкурентоспособность продукции / С.В. Кушне-ров // Евразийский научный журнал. – №12. – 2016. 3. Лазаренко А.А. Ме-тоды оценки конкурентоспособности // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 374–377.
19 Липсиц, И.В. Основы маркетинга: учебник / И.В Липсиц., М.Н. Дымшиц. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 208 с.
20 Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: учебно-практическое пособие / Е.И. Мазилкина. – М.: Дашков и К, 2012. – 256 c.
21 Макашева, З.М. Брендинг / З.М. Макашев. – СПб.: Питер, 2014. – 204 с.
22 Маркетинг в вопросах и решениях: учебник для студентов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – Москва: КноРус, 2011. – 303 с.
23 Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Мир книг, 2012. — 479 с.
24 Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. – Москва: Эксмо, 2010. – 846 с.
25 Маркетинг: учебное пособие для бакалавров / О. Б. Авдиенко [и др.]; под общей ред. С. В. Карповой. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 473 с.
26 Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. – 2-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2010. – 476 с.
27 Маркетинг: учебник для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. – 383 с.
28 Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. – М.: Инфра-М, 2013. – 335 с.
29 Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. – 383 с.
30 Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 «Менеджмент» / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. – М.: Инфра-М, 2010. – 420 с.
31 Маркетинговые коммуникации: учебник: для высших учебных заведений по специальности «Маркетинг» / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев. – М.: Дашков и К°, 2011. – 323 с.
32 Мельникова, Т. Ф. Конкурентоспособность предприятия: основные методы обоснования экономической сущности / Т. Ф. Мельникова, В. С. Куприянова, С. Я. Денисюк // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 431-435.
33 Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие / Г.Моосмюллер, Н.Н. Ребик. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 198 c.
34 Музыкант, В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебное пособие / В.Л. Музыкант. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 216 c.
35 Никитина, Т.Е. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: монография / К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина; Науч. ред. К.А. Смирнов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 166 c.
36 Оперативный отчет Минсельхозпрода о результатах деятельности по предприятиям мясной промышленности за 2016-2018г.
37 Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 381 с.
38 Прокшина, Т. П. Маркетинг: учебник / Т. П. Прошкина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 314 c.
39 Романов А. А. Маркетинг: учебное пособие / А. А. Романов, В. П. Басенко, Б. М. Жуков. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 440 с.
40 Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности органи-зации: практ. пособие / А.Н.Романцов. – М.: Дашков и К, 2014. – 114 с.
41 Ромат, Е.В. Реклама: учеб. для студ. вузов, изуч. маркетинг, ме-неджмент, паблик рилейшнз / Е.В.Ромат. – СПб.: Питер, 2014. – 508 с.
42 Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В.Симонян, Т.Г.Кизилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 212 c.
43 Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. – М.: Юрайт, 2014. – 652 с.
44 Скотт, Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и PR: как ис-пользовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непосредственного контакта с покупателем / Дэвид Мирман Скотт; пер. с англ. [В.Апанасик, Г.Огибин]. – 2-е изд. – М.: Альпина Паблишерз, 2011. – 347 с.
45 Тригуб, Н. А. Основные подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции» / Н. А. Тригуб // Проблемы современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 13-15.
46 Управление маркетингом: учебник для вузов: перевод с английского / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Пи-тер: Лидер, 2010. – 832 с.
47 Управление маркетингом: учебник для вузов: перевод с английского / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. – Санкт-Петербург [и др.]: Пи-тер, 2013. – 832 с.
48 Фомичёва, Л. М. Маркетинг: учебное пособие / Л.М. Фомичёва, С.С. Железняков, М.А. Чаплыгина, Е.В. Безуглая, Юго-Зап. гос. ун-т., 2016. – 202 с.
49 Шаляпина, Н.М. Маркетинг: учеб. пособие для студ. вузов регио-на / Н.М.Шаляпина; Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. – 263 с.
50 Щетинина, И. В. Понятие и сущность конкурентоспособности про-дукции / И. В. Щетинина // Качество и конкурентоспособность. – 2012. – №18. – С. 52-53.