Повышение конкурентоспособности предприятия
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Диплом
на тему: «Повышение конкурентоспособности предприятия»
по дисциплине: «Менеджмент»
2020
251.00 BYN
Повышение конкурентоспособности предприятия
Тип работы: Диплом
Дисциплина: Менеджмент
Организация: УКХ МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД, ОАО
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках
Поделиться
Введение
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность предприятия
1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2 Оценка конкурентоспособности ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
2.2 Анализ внешней и внутренней среды ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
2.3 Анализ и оценка конкурентоспособности ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
3.1 Направления повышения конкурентоспособности ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель любой коммерческой организации - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все коммерческие организации сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД».
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
– исследовать конкуренцию и конкурентоспособность предприятия;
– рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
– представить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
– привести организационно-экономическую характеристику ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»;
– провести анализ внешней и внутренней среды ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»;
– провести анализ и оценку конкурентоспособности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»;
– рассмотреть направления повышения конкурентоспособности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»;
– провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Предметом исследования дипломной работы является конкурентоспособность предприятия. Объектом исследования является ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД».
При написании дипломной работы использованы следующие методы: логический метод; аналитический метод; метод сравнения; дедукции и индукции, SWOT-анализ.
Теоретической и методологической основой для написания представленной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов. В данной работе использованы материалы трудов Е .Белого, Валюшицкого В., Портера М. В. и других, которые помогли раскрыть теоретические вопросы.
Информационной базой исследования является статистическая и бухгалтерская отчетность, а также данные внутреннего учета и оперативная информация. Представленная дипломная работа выполнена на материалах финансово-экономических результатов хозяйственной деятельности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» за 2017-2018 гг.
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность предприятия
В трудах экономистов было множество понятий, определяющих термин «конкуренция». Одни ученые понимали под конкуренцией соперничество (борьбу) между юридическими или физическими лицами. Так А. Смит трактовал конкуренцию как борьбу между индивидуальными товаропроизводителями и покупателями за более выгодные продажи и покупки. Г.Л. Азоев предлагает воспринимать конкуренцию как соперничество на каком-нибудь месте между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами) ради достижения одной и той же цели. В.Н. Иванов и И.А. Фокина под конкуренцией понимают соперничество, соревнование между предприятиями на рынке за более выгодные условия воспроизводства товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.
Эти определения понятия «конкуренция» дают понять, что первоначальным этапом для зарождения конкуренции на рынке должно быть представлено достаточное количество продавцов и покупателей товара. Сам рынок, по представлениям экономистов, это то место, где происходит купля-продажа определенного вида товара, которая осуществляется в заданных напряженных условиях конкуренции, с соблюдением основных норм и правил. По форме рынок предоставляется как совершенный и несовершенный. Модель совершенного рынка базируется на основе, что в торговых сделках происходит за счет участников, которые, в свою очередь, руководствуются всеми доступными экономическими принципами. Вместе с тем характерными условиями для формы совершенного рынка являются:
— однородность качества, внешнего вида и упаковки, цены для определенных видов товара;
— все продавцы и покупатели находятся в одинаковых условиях конкурентной борьбы, а какие-либо предпочтения, особенно личностные, временные и пространственные, отсутствуют;
— продавцы и покупатели получают полную информацию о всех подробностях сделок и способны полностью обозреть рынок, то есть прозрачность рынка.
Развивая понятие конкуренции, М. Портер высказывает мнение о том, что конкуренция является главным фактором, который определяет успешность компании. Ф. Найт определял конкуренцию как ситуацию на рынке, на котором конкурируют множество независимых единиц. Кэмпбелл Р. Макконнел, Стэнли Л. Брю понимали под конкуренцией наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. То есть здесь мы уже можем наблюдать разнонаправленность мнений и выводить понятие конкуренции в качестве определенной структуры, при которой возможно соперничество на определенных рынках.
Существуют две основные формы конкуренции:
- внутриотраслевая;
- межотраслевая.
Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются.
Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей. Она выражается в переливе капиталов отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.
Также различают:
- совершенную (свободную) конкуренцию;
- несовершенную конкуренцию.
Можно выделить следующие виды конкуренции (разновидности совершенной и несовершенной конкуренции):
- чистая;
- олигополистическая:
- монополистическая.
Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.
Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).
Факторы, влияющие на уровень и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние на уровень конкурентоспособности субъектов рынка и выбор стратегий на внутренних и международных рынках.
2 Оценка конкурентоспособности ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»
Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» – крупнейшее предприятие Беларуси, а также ведущий производитель современных дизельных двигателей среди стран СНГ и занимает лидирующее место по количеству выпускаемых тракторных и комбайновых двигателей.
Минский моторный завод расположен в юго-восточной части города Минска. Расстояние от центра города составляет около 3,5 км. С сетью железных дорог завод связан подъездным путем протяженностью около 2 км, связанным со станцией Степянка магистрали Москва – Брест.
ОАО «УКХ ММЗ» имеет 2 промышленные площадки: по ул. Ваупшасова и по ул. Стебенева.
Промышленная площадка по ул. Ваупшасова размещена на площади 32,13 гектара, производственные площади под основное производство составляют 8 гектаров. Имеющиеся производственные площади обеспечены инженерными коммуникациями (водоснабжение, электричество, канализация, связь, наличие двух собственных артезианских скважин, очистные сооружения и т.д.).
Основными направлениями деятельности открытого акционерного общества «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» являются:
– производство и сбыт на внутреннем рынке и за рубежом дизельных двигателей и запчастей к ним, спец. алюминиевого литья, комплектующих изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;
– выполнение конструкторских и проектно-технологических работ, для чего открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» имеет конструкторскую, экспериментальную и производственную базу;
– производство и сбыт строительной техники (автобетоносмесителей, бетононасосов), установки дизель-генераторные, компрессоров, воздуходувок для установок ямочного ремонта асфальтового покрытия;
– производство и сбыт товаров народного потребления;
– оптовая и розничная торговля товарами собственного производства, а также покупными товарами;
– осуществление внешнеэкономической деятельности;
– гарантийное и сервисное обслуживание реализованной потребителям продукции.
Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» осуществляет также непрофильные направления деятельности:
– оказание платных услуг населению;
– производство сельскохозяйственной продукции;
– производство строительных материалов, металлических конструкций, деревянных изделий, встроенной мебели;
– выполнение строительных и ремонтных работ;
– оказание квалифицированной амбулаторно-клинической медицинской помощи работникам завода;
– оказание платных стоматологических услуг населению;
– оптовая и розничная торговля пищевой продукцией, а также организация общественного питания;
– международная перевозка грузов автомобильным транспортом;
– производство мясных продуктов, мучных и кондитерских изделий.
ОАО «УКХ «ММЗ» является ведущим производителем современных дизельных двигателей среди стран СНГ, занимает лидирующее место по выпуску 3-, 4- и 6- цилиндровых рядных дизельных двигателей. Предприятие серийно выпускает более 60 модификаций двигателей мощностью от 35 до 450 л.с., которые предназначены для установки на сельскохозяйственную (трактора, комбайны, опрыскиватели), дорожно-строительную и коммунальную технику (погрузчики, экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, скреперы, асфальтоукладчики, дорожные катки, заливщики швов, подметальные машины, автобетоносмесители, бетонасосы), лесохозяйственную технику (харвестеры, рубильные машины, форвардеры), внедорожную технику (болотоходы, снегоходы), железнодорожную технику (локомобили, путевые ремонтные машины, мотовозы, автомотрисы), горно-шахтнуютехнику (дизелевозы), рыболовецкие суда, земснаряды, на автомобили и автобусы, энергоустановки (дизель-генераторные станции, стационарные и передвижные компрессорные станции) и другие агрегаты (водяные, компрессорные, буровые установки, сварочные агрегаты, дизельнасосные станции, мотопомпы) с адаптацией по требованию потребителей.
Стратегия развития ТПС ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (ОАО УКХ «ММЗ») на 2020 год направлена на увеличение объёмов реализации продукции, расширение географии поставок на новые рынки сбыта, максимальное удовлетворение заявок потребителей продукцией, выпускаемой ОАО «УКХ «ММЗ», предоставление услуг по гарантийному и сервисному обслуживанию двигателей.
Стратегические цели, которые ставит перед собой предприятие:
- расширение рынков сбыта выпускаемой продукции и усиление экспортного потенциала;
- диверсификация рынков сбыта;
- повышение качества оказываемых услуг;
- завоевание высокого статуса и имиджа у потребителей среди производителей двигателей;
- совершенствование структуры сбыта и сервиса.
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ОАО «УКХ «Минский моторный завод»
3.1 Направления повышения конкурентоспособности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»
Конкурентоспособность продукции характеризуется экономической составляющей, включающей выгодность или невыгодность производства конкретного товара с точки зрения расходов на его использование и утилизацию: количество и стоимость потребляемых сырья и материалов, топлива и энергии, расходы и сроки осуществления ремонтных работ и снабжения запчастями, количество рабочих, требуемых для обслуживания данного товара, расходы на их заработную плату, обучение и повышение квалификации и др.
Со стороны фирмы должен обеспечиваться такой объем производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения организации – возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры. Важным для поддержания и повышения конкурентоспособности является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции.
В результате оценки качества и конкурентоспособности продукции могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности продукции:
- изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
- изменение порядка проектирования продукции;
- изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
- изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
- изменение порядка реализации продукции на рынке;
- изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
- изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
- изменение системы стимулирования поставщиков;
- изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.
Повышение конкурентоспособности организации имеет два направления:
- первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;
- второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности организации в условиях рыночной экономики.
Качество – важнейшая характеристика, обеспечивающая конкурентоспособность продукции в ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» в целом. Если ранее главным показателем в конкуренции товаров была цена, а затем уже качество, то теперь качество становится главным фактором завоевания международных рынков.
Повышение конкурентоспособности ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» и стремление выхода на международные рынки сопровождается повышением заинтересованности к внедрению систем менеджмента качества (СМК) на базе международных стандартов ISO серии 9001 : 2000. Совершенствование системы менеджмента качества в организации позволит получить тендерные преимущества, совершенствовать систему менеджмента, развивать атмосферу сотрудничества и оптимизировать производственные процессы.
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001:2008 СМК должна быть задокументирована, а вся документация в ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» должна поддерживаться в актуальном состоянии.
Внутренние аудиты проводятся с плановыми интервалами, чтобы определить, что СМК организации:
– соответствует запланированным мероприятиям, отвечает требованиям СТБ ISO 9001 и работает в соответствии с требованиями стандартов организации;
– эффективно внедряется и поддерживается в рабочих условиях.
Деятельность по проведению внутреннего аудита планируется с учетом статуса и важности процессов, подлежащих аудиту, а также результатов предыдущих аудитов. План проведения внутренних аудитов утверждается директором. Этот план доводится до сведения проверяемых подразделений.
Мониторинг программы аудита осуществляет главный инженер-уполномоченный по качеству.
Документы по внутреннему аудиту (протоколы аудита, отчеты по аудиту) хранятся у ведущего инженера по качеству в соответствии с процедурой хранения записей.
В ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» было выявлено не своевременное оформление и предоставление документации по СТП. Решить эту проблему поможет автоматизация системы менеджмента качества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
Конкурентоспособность предприятия – это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособность продукции – комплексная характеристика, определяющая предпочтение товара на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Конкурентоспособность организации является фактором развития ранка региона и страны в целом. Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.
Оценка конкурентоспособности состоит из следующих этапов: анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара, определения сравнительных параметров образцов товара, расчета интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.
Оценка уровня конкурентоспособности продукции представляет собой совокупность операций, которые проводят для сопоставления показателей конкурентоспособности оцениваемых товаров. Она представляет собой результат сравнения определенной совокупности показателей конкурентоспособности оцениваемых товаров, и служит основой для принятия решений, направленных на ее формирование, обеспечение и повышение.
Открытое акционерное общество «Управляющая компания холдинга МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» – крупнейшее предприятие Беларуси, а также ведущий производитель современных дизельных двигателей среди стран СНГ и занимает лидирующее место по количеству выпускаемых тракторных и комбайновых двигателей.
Минский моторный завод расположен в юго-восточной части города Минска. Расстояние от центра города составляет около 3,5 км. С сетью железных дорог завод связан подъездным путем протяженностью около 2 км, связанным со станцией Степянка магистрали Москва – Брест.
Стратегия развития ТПС ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» (ОАО УКХ «ММЗ») на 2020 год направлена на увеличение объёмов реализации продукции, расширение географии поставок на новые рынки сбыта, максимальное удовлетворение заявок потребителей продукцией, выпускаемой ОАО «УКХ «ММЗ», предоставление услуг по гарантийному и сервисному обслуживанию двигателей.
Управление предприятием осуществляется в рамках утвержденной генеральным директором организационной структуры управления. В процессе изменения объемов производства продукции, номенклатуры изделий и возложением дополнительных задач и функций на структурные подразделения организационная структура управления на предприятии постоянно совершенствуется.
В аппарат управления кроме генерального директора входят: заместители директора, главные специалисты, начальники отделов и их заместители.
Предприятие состоит из производств, цехов, участков, хозяйств, органов управления и организаций по обслуживанию работников предприятия.
В 2018 году наблюдается снижение выручки от реализации продукции на 5,30 %, а также себестоимости реализованной продукции – на 4,92 %. Снижение себестоимости реализованной продукции более медленными темпами, чем выручки, является отрицательным моментом, из-за этого мы можем наблюдать снижение прибыли от реализации.
Рентабельность продукции на протяжении всего периода уменьшается. Так, в 2017 году она составила 15,04 %, а в 2018 году 14,01 %.
Рентабельность продаж также снижается в течение всего периода исследования, что свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или рост себестоимости при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию компании.
В целом, финансовое состояние ОАО «Управляющая компания холдинга «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» на 31.12.2018 можно оценить как устойчивое.
Во внешней среде ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» присутствуют как факторы с положительным потенциалом, так и негативные факторы.
Для реализации стратегии развития данной организации необходимо улучшить работу кроме того организации за счет:
- привлечения новых потребителей;
- улучшения условий труда для снижения текучести кадров;
- улучшения уровня коммерческой деятельности по организации продаж товаров;
- выявления преимущества для противостояния конкурентному давлению.
Основными путями решения проблем и усиления влияния положительных факторов для ОАО «УКХ «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» являются диверсификация производства, поиск инвесторов для обновления оборудования и поиск альтернативных рынков с созданием новых видов работ и услуг для этих рынков с использованием уже имеющихся у предприятия технологий и оборудования, а также с учетом более активного использования сетевых и интернет-технологий.
1 Алексеев, А.А. Методические подходы к оценке, прогнозированию и планированию конкурентоспособности продукции / А.А. Алексеев. – Минск, 2014. – 20 с.
2 Андросик, Ю.Н. Теоретико-методологические основы формирования кластеров и повышения конкурентоспособности продукции / Ю.Н. Андросик // Экономика и управление. – 2012. – № 3. – С. 87-92.
3 Антонов, Г.Д. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. – М.: Инфра-М, 2012. – 299 с.
4 Архипова, О.Я. Повышение эффективности сравнительных исследований с помощью использования количественно-качественного метода семантического дифференциала / О.Я. Архипова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referent.mubint.rU/8/3235. =
5 Байнев, В.Ф. Конкуренция – тормоз для инноваций? / В.Ф. Байнев // Беларуская думка. – 2014. – № 9. – С. 59-65.
6 Барышев, А.Ф. Маркетинг / А.Ф. Барышев. – М.: ACADEMA, 2012. – 436 с.
7 Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. – № 4. – С. 72-85.
8 Гребнев, Е.Т. Анализ конкурентоспособности продукции / Е.Т. Гребнев, Д.Т, Новиков, А.Н. Захаров // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 3 (29). – С. 136-141.
9 Дурович, А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга: учеб. пособие / А.П. Дурович. – Минск: БГЭУ, 1993. – 58 с.
10 Елисеева, И.И. Общая теория статистики / под ред. И.И. Елисеевой / И.И. Елисеева, М.М. Кузбашев. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 360 с.
11 Качалов, В.А. Методы менеджмента качества / В.А. Качалов // Белорусский Журн. «Знак качества». – 2013. – №8. – С. 95-100.
12 Коледенков, Д. Менеджмент качества – панацея или реальный инструмент конкурентоспособности / Д. Колесников // Менеджмент качества. – 2014. – № 4. – С. 19-23.
13 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 367 с.
14 Кузьмин, А.М. Методика оценки качества и конкурентоспособности / А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 6. – С. 33.
15 Лифиц, И.М. Теория оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-М, 2011. – 366 с.
16 Лифиц, И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг-учеб. пособие / И.М. Лифиц. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 335 с.
17 Мишин, В.М. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / В.М. Мишин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 293 с.
18 Назаренко, В.В. Техническое регулирование как фактор повышения конкурентоспособности / В.В. Назаренко // Проблемы управления. – 2016. – № 3. – С. 18-23.
19 Платонова, Л.Е. Конкурентоспособность предприятия «Пространственная» методика оценки / Л.Е. Платонова // Маркетинг, идеи и технологии. – 2010 – № 5. – С. 42.
20 Пономарев, С.В. Управление качеством продукции. Инструменты и методы менеджмента качества: учеб. пособие / С.В. Пономарев. – М.: РИА Стандарты и качество, 2011. – 230 с.
21 Раицкий К.А. Экономика организации: учеб. пособие / К.А. Раицкий. – 3-е изд. – М. : Маркетинг, 2012. – 498 с.
22 Селюков, М.В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования / М.В. Селюков, Н.П. Шалыгина, И.В. Савенкова // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8. – С. 449-454.
23 Таран, В.А. Конкурентоспособность предприятий: проблема современной политики и стратегия в области качества / В.А. Таран // Машиностроитель. – 2014. – №2. – С.6-12.
24 Управление качеством: учеб. пособие / Е.И. Семенова [и др.]; под ред. Е.И. Семеновой. – М.: КолосС, 2012. – 184 с.
25 Управление качеством: учеб.-метод. комплекс / Н.В. Немогай, Н.В. Бонцевич, В.В. Садовский. – Гомель: ЦИИР, 2005. – 228 с.
26 Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян [и др.]. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 199 с.
27 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Изд-во Эксмо, 2014. – 544 с.
28 Швец, А.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия / А.А. Швец, А.Н. Морозов // Проблемы региональной экономики ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики. – 2015. – № 10. – С.29-33.
29 Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: учеб. пособие / А.Ю. Юданов. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2003. – 457 с.
30 Garelli, S. The Fundamentals And History of Competitiveness / Stephane Garelli [Electronic resource] / IMD World Competitiveness Yearbook 2011. – Geneva, 2011. – Access mode: http:// www.imd.org/ research/ centers/wcc/ upload/Fundamentals.pdf.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 68.
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
В работе имеется презентация, выполненная в программе MS PowerPoint.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты