ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике основной функцией организаций является производство товаров и услуг, необходимых потребителям. Производственная функция выражает корреляцию, существующую в каждой организации между выпуском и применяемыми экономическими ресурсами или, в конечном счете, между результатами и затратами. Успех любой организации во многом зависит от постоянного мониторинга использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и поиска резервов для снижения их стоимости.
Одной из основных задач промышленной организации является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социально-экономических интересов собственника организации. Удовлетворение общественных потребностей в товарах, работах и услугах регулируется государством экономическими методами. Успех организации в выполнении основной задачи зависит от того, насколько тщательно изучен спрос, тенденция его изменения, требования к качеству продукции.
Удовлетворение потребностей организации в материальных ресурсах может быть обеспечено двумя способами: экстенсивным и интенсивным. Обширный путь предполагает увеличение добычи и производства материальных ресурсов и связан с дополнительными затратами. Кроме того, увеличение производства с использованием существующих технологических систем привело к тому, что темпы истощения природных ресурсов и уровень загрязнения окружающей среды вышли за допустимые пределы. Поэтому рост потребности организации в материальных ресурсах должен осуществляться за счет их более экономного использования в производственном процессе или интенсивного.
Важным показателем, характеризующим работу промышленных организаций, является себестоимость продукции. Финансовые результаты организаций, степень расширенного воспроизводства и финансовое состояние субъектов хозяйствования зависят от их уровня.
Анализ затрат на производство продукции, работ и услуг чрезвычайно важен. Это позволяет выяснить тенденции по этому показателю выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его рост и на этой основе оценить работу организации по использованию возможностей и создать резервы для снижения себестоимости продукции. Получение наибольшего эффекта при наименьших затратах, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как компания решит снизить себестоимость продукции.
Непосредственной задачей анализа является: проверка достоверности плана по себестоимости, прогрессивных стандартов затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов для снижения затрат; найти способы их мобилизации.
Выявление резервов по снижению затрат должно основываться на комплексном технико-экономическом анализе организации: изучении технического и организационного уровня производства, использования производственных мощностей и основных средств, сырья, труда, экономических отношений.
Предметом исследования является система социально-экономических и организационных отношений, складывающихся в процессе формирования затрат на производство продукции в промышленной организации.
Цель дипломной работы – анализ себестоимости выпускаемой продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» и разработка направлений ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
− рассмотреть значение себестоимости продукции в системе показателей работы промышленной организации;
− рассмотреть методику анализа себестоимости продукции промышленной организации;
− дать социально-экономическую характеристику ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»;
− провести анализ состава, структуры и динамики затрат на производство и реализацию продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»;
– оценить источники и факторы, определяющие динамику затрат на производство и реализацию продукции организации;
− выявить резервы и направления оптимизации себестоимости продукции ОАО «Гомельский мотороремонтный завод».
Предметом исследования является себестоимость продукции.
Объектом исследования является ОАО «Гомельский мотороремонтный завод».
Методологической основой исследования является диалектический и системный подходы к изучению сущности экономических явлений и процессов. При выполнении работы применялись такие методы анализа как логический, формальный, аналитический, табличный, а также анализ, синтез, индукция, дедукция.
В ходе исследования автором изучены законодательные и нормативные акты по вопросам отнесения затрат на себестоимость в организациях Республики Беларусь в целом, а так же бухгалтерские, экономические и статистические материалы деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод», данные периодической экономической печати, проанализировано значительное количество литературных источников; приведенный в дипломной работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
Объем работы 73 страницы, в том числе 20 таблиц, 3 рисунка, 31 использованный источник и 4 приложения.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ, ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1 Себестоимость продукции в системе показателей работы промышленной организации
В процессе создания новых продуктов потребляется живой труд и средства производства. Общие затраты на производство живых и прошлых продуктов, воплощенные в предметах и средствах труда, образуют затраты производства, а общественный труд, заключенный в продукте, - это его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные затраты производства в организации.
Как объективная экономическая категория, себестоимость продукции характеризует производственные отношения в отношении использования ресурсов организации в производственном процессе. Это обусловлено производственными затратами и выражает затраты организации, обеспечивая непрерывный оборот денежных средств на основе их простого воспроизводства [15, с. 72].
Главной особенностью стоимости является то, что себестоимость продукции в ней выражается в денежной форме. В себестоимость продукции входит не стоимость потребляемых средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции является денежным выражением расходов организации на израсходованные средства производства и оплату труда. Характеризует производственные отношения между субъектами предпринимательской деятельности и рынком, то есть отношения, обусловленные использованием в процессе производства его основных факторов: труда, средств и предметов труда, природных ресурсов.
В качестве показателя экономической деятельности себестоимость отражает в стоимостном выражении расходы организации на производство и реализацию продукции (работ, услуг), т. е. то, что организация стоит на производство и реализацию продукции. Он широко используется для экономического обоснования решений о производстве новых или прекращения производства устаревшей продукции, для определения эффективности мер по расширению, обновлению, реконструкции производства, определения его рентабельности и резервов для экономии материальных и трудовых затрат. и обосновать цены продажи. По уровню затрат можно судить, насколько эффективно используется производственный потенциал организации.
В себестоимости продукции отражаются: уровень ведения хозяйства; производительность труда, снижение (увеличение) нормы расхода сырья; результаты использования оборудования, техники и других видов основных средств, а также земельных участков; совершенствование технологии и организации производства [18, с. 22].
Следовательно, себестоимость продукции является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности организаций, отражая текущие затраты организаций на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выраженные в денежной форме.
Как экономическая категория, себестоимость выполняет ряд функций:
– учет и контроль всех затрат на производство и реализацию продукции;
– основы для формирования оптовой цены продукции организации и определения прибыли и рентабельности;
– экономическое обоснование целесообразности реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение организации;
– определение оптимального размера организации;
– экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений [10, с. 91].
Стоимость продукции является одним из важнейших показателей экономической эффективности производства. Он показывает, сколько стоит производство конкретной организации.
Себестоимость продукции необходима для обоснования рационализации и специализации производства, определения его экономической эффективности, установления уровня цен на товары и услуги организации.
Себестоимость характеризует качественную сторону всей производственно-хозяйственной деятельности организаций. Чем ниже себестоимость продукции при том же уровне производства, тем выше ее эффективность. Другими словами, изменение стоимости (уменьшение или увеличение) указывает на более дешевую или более дорогую единицу продукции, которая влияет на увеличение или уменьшение прибыли. Комплексный анализ затрат позволяет организациям выявлять непроизводительные затраты, различные виды потерь, находить способы снижения и повышения эффективности производственных затрат.
Себестоимость может быть общедоступной (отраслевой), рассчитанной на основе затрат всего сектора в целом по всей стране, и индивидуальной (затраты производства той или иной организации). По характеру затрат различают производственную и полную (коммерческую) стоимость. Первый включает совокупные затраты на прожиточный и материализованный труд для производства товаров и их транспортировки внутри организации. Полная (коммерческая) себестоимость продукции отличается от себестоимости производства дополнительными затратами на продажу продукции (транспортировка до места продажи, упаковка, упаковка, комплектация, хранение) [22, с. 82].
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ МОТОРОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Социально-экономическая характеристика ОАО «Гомельский мотороремонтный завод»
Открытое акционерное общество «Гомельский мотороремонтный завод» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.01.2004 г. № 39 и в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400234911.
Основным видом деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» является производство сельскохозяйственных машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, мототехники и средств малой механизации, предоставление услуг агропромышленным организациим области по проведению ремонта сельскохозяйственной техники, узлов и агрегатов, а так же прочие виды экономической деятельности организации, согласно Уставу и имеющихся специальных разрешений (лицензий), в том числе оптово-розничная торговля, реализация продукции общественного питания, сдача в аренду недвижимого имущества.
Решением государственного учреждения «Администрация свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» от 29.12.2011 г.№40 ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» зарегистрировано в качестве резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» для реализации инвестиционного проекта в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ «Гомель-Ратон» от 29 декабря 2011 г. №120 на срок с 29 декабря 2011 г. до 31 декабря 2017 г.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 января 2014 г. № 48 «Об утверждении перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон и поставляемых на внутренний рынок республики» в перечень импортозамещающей включена продукция ОАО «Гомельский мотороремонтный завод», а именно агрегаты индивидуального доения АИД-1 «Алеся» и АИД-1С «Алеся», вакуумная насосная станция СНД-60М, малолитражные карбюраторные двигатели ДК-5, ДК-7 и ДК-9, мотокультиваторы М105Б2 и М107Б2, что позволяло организации до конца 2016 г. пользоваться льготой по налогу на добавленную стоимость (ставка 10%).
ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» в настоящее время производит и реализует следующие виды продукции:
Насосная станция СН-60А, СН-120, СНД-60М
Станция насосная предназначена для создания вакуумметрического давления в системах машинного доения коров, а также в других отраслях народного хозяйства, процессы которых требуют вакуумметрического давления. Производительность от 70 до 150 м3/ч, потребляемая мощность от 4 до 8 кВт.
Обеспечивает одновременное подсоединение до 24 доильных аппаратов при доении в «ведро» или до 12 аппаратов при доении в молокопровод.
Агрегатиндивидуального доения АИД-1
Доильный агрегат предназначен для машинного доения в фермерских и крестьянских хозяйствах, а также для раздаивания коров в условиях молочно-товарных ферм при температуре окружающей среды не ниже +5 С. С помощью установки можно доить до 10 коров в час. Производительность – 6 м3/ч. Рабочей средой водокольцевого насоса является вода.
Вакуумные насосы ВВН-70А, ВВН-70, ВВН-6
Вакуумные водокольцевые насосы, используемые в составе насосных станций и агрегатов индивидуального доения. Производительность до70 м3/ч, мощность до 4 кВт.
Электростанции
Мобильные электростанции мощностью 2,8-6,5 кВт, продолжительностью непрерывной работы от 8 до 10 часов. Изготавливаются с использованием двигателя внутреннего сгорания.
Мотокоса МК-1, МК-2 и МК-3
Мотокоса МК-1 предназначена для скашивания травы, в том числе толстостебельной. Мощный двигатель KAWASAKI (Япония) позволяет при использовании ножа производить обрезку густых низкорослых зарослей, сучковатых кустарников или скашивать большие площади густой травы. В комплект входит триммерная головка, нож, подвесные ремни, а также набор необходимого инструмента для обслуживания.
Мотокоса МК-2 является облегченным, менее мощным и менее дорогим аналогом мотокосы МК-1 с аналогичной комплектацией.
Мотокоса МК-3 предназначена преимущественно для применения в домашнем хозяйстве или для ухода за небольшими площадями.
Мотопомпа
Автономный, передвижной насос на базе двигателя внутреннего сгорания различной мощности, предназначенный для перекачки воды или другой жидкости. Используется для перекачки и отсоса различных жидкостей в сельском хозяйстве, при осушении водоемов, бассейнов, колодцев, резервуаров. Также водяная помпа востребована при устройстве системы водоснабжения, водяные помпы используются при тушении пожаров. В быту применяются водяные помпы для создания дачного водопровода.
3 РЕЗЕРВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «ГОМЕЛЬСКИЙ МОТОРОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД»
Рассмотрим возможность оптимизации себестоимости продукции в различных направлениях.
Управление качеством продукции.
Выпуск конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей конкретным требованиям и ожиданиям потребителя для развития экономического положения организации в интересах потребителей, персонала и поставщиков – главная цель деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод». Выпускаемая в организации продукция соответствует требованиям республиканских, межгосударственных стандартов и техническим условиям организации.
Основные направления в области качества с целью снижения непроизводительных затрат на 2019 год:
– обеспечение качества выпускаемой продукции на основе анализа данных о качестве (оценка удовлетворенности потребителей), за счет улучшения деятельности организации на всех стадиях жизнедеятельности продукции от маркетинговых исследований до отгрузки готовой продукции;
– внедрения передового опыта в области технологий, внедрения современных методов и средств измерений (приобретение электронных и индикаторных СИ);
– снижение себестоимости выпускаемой продукции за счет:
– увеличения объемов продукции;
– снижения энергозатрат;
– экономии материальных ресурсов;
– снижения технологических потерь;
– исключения применения материалов с отклонениями от ТНПА;
– сохранения процента сдачи продукции с первого предъявления до 99,99% от выпуска;
– определение ответственности каждого сотрудника организации за качество выполняемых работ (премирование работников за качество - 20%);
– развитие и поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Совершенствование метрологического обеспечения в 2019 году планируется организациям за счет своевременного ремонта и поверки средств измерения в соответствии с план-графиками, приобретения современных СИ, правильности и эксплуатации испытательного оборудования и его аттестации.
На основании проведенных аналогичных мероприятий в 2019 году снижение материальных затрат составило 1,6% (согласно бизнес-плана). Прогнозируем данную динамику на 2020 год:
2118*1,6% = 33,89 тыс. руб.
Энергосбережение.
Выполнение мероприятий, направленных на экономию энергоресурсов позволило организации выполнять целевой показатель по энергосбережению в предшествующие годы.
В 2020 году будет продолжена целенаправленная работа по экономии топливно-энергетических ресурсов.
Наиболее энергоемким участкам (гальванопокрытие, литье, прессование) техническими службами уделяется особое внимание. Ежемесячно проводится анализ потребленной электроэнергии в соответствии с показаниями счетчиков и нормами расхода ТЭР.
Помимо мероприятий, запланированных в Программе по энергосбережению на 2020 год, ведется постоянная работа, позволяющая снизить потребление ТЭР:
– проведение планово-предупредительных ремонтов оборудования;
– приобретение материалов и комплектующих, обеспечивающих качество выпускаемой продукции;
– обеспечение режимов работы оборудования в технологическом режиме.
– выполнение мероприятий по подготовке к зиме, включающие в себя теплоизоляцию оконных проемов, установка ворот в АБК;
– оптимизация расхода воздуха для фрезеровки контактов станков;
– замена существующих источников света на энергосберегающие (стоимость ламп);
– учет и анализ расхода воды при гальванопокрытии.
Одно из предлагаемых мероприятий по сокращению себестоимости продукции – управление отходами производства.
Программа «Управление отходами» в организации будет осуществляться в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-3 «Об обращении с отходами».
Управление отходами производства основывается на трех принципах:
– предотвращение образования отходов;
– переработка и повторное использование;
– усовершенствование технологий окончательной утилизации и мониторинга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе создания новых продуктов потребляются живой труд и средства производства. Совокупные затраты на производство продукции живого и прошлого, овеществленного в предметах и средствах труда образуют расходы производства, а воплощенный в товаре общественный труд – его стоимость. Себестоимость продукции отражает индивидуальные расходы производства в организации.
Главная особенность себестоимости состоит в том, что расходы производства в ней выражаются в денежной форме. В себестоимость продукции включается не стоимость потребленных средств производства, а их цена. Таким образом, себестоимость продукции представляет собой денежное выражение затрат организации на израсходованные средства производства и оплату труда.
Она характеризует производственные отношения между субъектами хозяйствования и рынком, т.е. отношения, обусловленные использованием в производственном процессе основных его факторов: рабочей силы, средств и предметов труда, природных ресурсов.
Себестоимость продукции является одним из наиболее важных показателей экономической эффективности производства. Она показывает, во что обходится производство продукции конкретной организации.
Показатель себестоимости продукции необходим для обоснования рационализации и специализации производства, определение его экономической эффективности, установление уровня цен на продукцию и услуги организации.
Объектом анализа расходов на изготовление продукции может быть как полная себестоимость, так и себестоимость отдельных изделий, отдельных технологических процессов и операций.
Основными объектами анализа себестоимости продукции являются:
– полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
– уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
– себестоимость отдельных изделий;
– отдельные статьи затрат;
– центры ответственности.
Согласно методики Г.В. Савицкой, анализ себестоимости продукции начинают изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам.
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться из-за:
– объема производства продукции;
– структуры продукции;
– уровня переменных затрат на единицу продукции;
– суммы постоянных расходов.
Группировка затрат по статьям калькуляции отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования, учета и калькулирования затрат на производство и реализацию единицы продукции, всей товарной продукции.
Во многих случаях она содержит комплексные статьи затрат. Группировка расходов по элементам затрат включает экономические элементы, израсходованные независимо от места их возникновения. Как правило, это прямые затраты;
Показатели себестоимости классифицируются следующим образом: в зависимости от предмета – себестоимость единицы продукции (работ, услуг) или всего объема производства; в зависимости от объекта – себестоимость продукции цеха или организации; в зависимости от натуральной единицы измерения товара – себестоимость 1 штуки, 1 килограмма, 1 метра; по виду производственной программы – себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции; по полноте затрат, включаемых в себестоимость продукции, – переменные и постоянные затраты, производственная и полная себестоимость; по структуре затрат, включаемых в себестоимость, – затраты на рубль товарной продукции, материалоемкость, зарплатоемкость.
Системами управления затратами являются: система Тэйлора, Ракера, «Директ–кост», «Стандарт–кост», система ABC, управленческий учет, контроллинг, Канбан, x,y,z. Все эти системы отличаются целью, спецификой, набором инструментов, объектом управления.
Открытое акционерное общество «Гомельский мотороремонтный завод» зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.01.2004 г. № 39 и в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400234911.
Исследуемая организация - ОАО «Гомельский мотороремонтный завод».
Основным видом деятельности ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» является производство сельскохозяйственных машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, мототехники и средств малой механизации, предоставление услуг агропромышленным организациим области по проведению ремонта сельскохозяйственной техники, узлов и агрегатов, а так же прочие виды экономической деятельности организации, согласно Уставу и имеющихся специальных разрешений (лицензий), в том числе оптово-розничная торговля, реализация продукции общественного питания, сдача в аренду недвижимого имущества.
Все производственные процессы ОАО «Гомельский мотороремонтный завод» соответствуют стандартам СМК ISO 9001-2009 (сертификат соответствия № BY/11205.01.00603762 от 25.11.14г.).
1. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности): учебное пособие / И.Т. Абдукарнмов, М.В. Беспалой. – ИНФРА-М, 2015. – 320 с.
2. Адаменкова, С.И. Анализ производственно-финансовой деятельности предприятия / С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик. – Минск : Регистр, 2015. – 384 с.
3. Акулич, В.В. Экономический анализ материальных затрат / В.В. Акулич//Планово-экономический отдел. – 2015. – № 8. – С.45-50.
4. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебное пособие для вузов / И.Л. Акулич. – Минск: Выш. шк., 2015. – 463 с.
5. Александров, О.А. Экономический анализ : учеб. пособие / О.А. Александров, Ю.Н. Егоров. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
6. Бажанова, А.А. Факторы, влияющие на себестоимость продукции / А. А. Бажанова // Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке» Том третий. Экономика. − Ставрополь: СевКавГТУ, 2017. − 217 с.
7. Баркан, Д.И. Управление продажами: учебник / Д.И. Баркан. – СПб.:Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2017. – 908 с.
8. Блохина, Т.К. Экономика и управление инновационной организацией : учеб. для бакалавров и магистров / Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолаева. - М. : Проспект, 2015. - 432 с.
9. Буняк, И.П. Оптимизация финансовых затрат на управление товарными запасами / И. П. Буняк, Ю. А. Соловьева / Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 7-6. – С. 89-92.
10. Володько, О.В. Экономика организации (предприятия). Практикум : учеб. пособие для вузов / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй ; под ред. О.В. Володько. - Минск : Выш. шк., 2015. - 271 с.
11. Гилеровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Л. Т. Гилеровская, Д. В. Лысенко. – Минск: Велби, 2015. – 360 с.
12. Глухова, И.М. Этапы управления затратами на предприятии / И. М. Глухова, О. Н. Кушнерова / Ученые заметки Тихоокеанского государственного университета. – 2015. – Т. 6, № 2. – С. 47-51.
13. Головачёв, А.С. Экономика предприятия: учебное пособие / А. С. Головачев. - Минск : РИВШ, 2018. - 395 с.
14. Гусева, И.Б. Управление затратами методом сравнения с лучшими показателями конкурентов / И. Б. Гусева // Экономический анализ: теория и практика. – 2016. - № 14. – С. 27 – 34.
15. Ильин, А.И. Экономика организации: краткий курс / А. И. Ильин. – Минск: Новое знание, 2015. – 236 с.
16. Исаева, Н.И. Механизм управления затратами на промышленных предприятиях / Н. И. Исаева / Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 5 (49). – С. 112-116.
17. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учеб. пособие для вузов / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. - М. : КНОРУС, 2016. - 720 с.
18. Криворотько, Ю.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия: учеб.метод. рекомендации / Ю.В. Криворотько, К.А. Шиманский; БИП – Институт правоведения. – Минск : БИП – Институт правоведения, 2016. – 46 с.
19. Лесных, О.В. Методика факторного анализа затрат на производство и реализацию продукции / О. В. Лесных // Молочная промышленность. - 2015. — № 3 — С. 18—20.
20. Литовченко, В.П. Финансовый анализ : учеб. пособие для вузов / В.П. Литовченко. - М. : Дашков и К, 2016. - 214 с.
21. Мазаева, П.С. Организация системы управления затратами / П. С. Мазаева, Е. А. Боргардт / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015. – № 1 (20). – С. 57-60.
22. Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия : учеб. для вузов / Л.В. Прыкина. - М. : Дашков и К, 2016. - 256 с.
23. Русель, А.Л. Анализ комплексных статей себестоимости / А. Л. Русель // ЭФУ. – 2016. – №1. – С. 74-77.
24. Савицкая, Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия : учеб. для вузов / Г.В. Савицкая. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 608 с.
25. Свидло, А.И. Последовательность этапов управления затратами предприятия в нестабильных рыночных условиях / А. И. Свидло / Современные технологии управления. – 2015. – № 6 (54). – С. 55-60.
26. Смольский, А.П. Управление материальными ресурсами / А.П. Смольский // Планово-экономический отдел. – 2015. – № 10. – С. 13 – 15.
27. Щербатюк, С.Ю. Оценка эффективности использования материальных ресурсов / Светлана Щербатюк // Моя бухгалтерия. Промышленность. – 2015 – № 3. – С. 42-50.
28. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. – Москва: КУРС: Инфра-М, 2015. – 445 с.
29. Экономика организации (предприятия): учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. – Москва: Юрайт, 2015. – 510 с.
30. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Торговое дело" / А. Ф. Зимин, В. М. Тимирьянова. - Москва : Форум, Инфра-М, 2018. – 286 с.
31. Якуш, И.Ф. Оценка показателей прибыли / И. Ф. Якуш // Финансист. – 2015. – №5. – С.16-19.