Глава 1 Соотношение рынка и государства в сфере здравоохранения экономической системы
1.1 Политика здравоохранения на республиканском и муниципальных уровнях: современные подходы в экономической науке
Здоровье населения рассматривается как одно из главных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь. Важнейшей целью нашего государства в области охраны здоровья является снижение уровня заболеваний, распространение которых несет главную угрозу здоровью граждан и национальной безопасности. При этом только совершенствование системы здравоохранения,
Его модернизация в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях может обеспечить достижение этой цели. За последние годы здравоохранение республики достигло значительных результатов. По многим позициям, характеризующим медико-демографическое состояние страны, таким как качество оказания медицинской помощи, показатели здоровья населения, Республика Беларусь занимает лидирующее положение среди стран СНГ и пользуется заслуженным уважением мирового медицинского сообщества. Все это является следствием тщательно продуманной и взвешенной политики в области здравоохранения.
Взаимосвязь между здоровьем населения страны, с одной стороны, и экономическим ростом, с другой, признается и медицинской и экономической науками. В условиях наблюдающегося в последние десятилетия старения населения взаимовлияние здоровья и экономического роста выходит на передний план в качестве компенсаторного механизма поддержания экономического роста при сокращении притока рабочей силы. Улучшение здоровья населения за счет пролонгации работоспособности приводит к увеличению предложения рабочей силы, росту производительности труда и, соответственно, росту экономических показателей развития, как отдельных регионов, так и страны в целом [1].
Здравоохранение представляет собой систему осуществляемых соответствующими учреждениями государственных и общественных медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.
Необходимым условием развития государства является здоровье общества. Здоровье представляет социальную, политическую, экономическую и морально-этическую ценность. Здоровье – это фундаментальное право человека и важнейший критерий качества жизни. Поэтому целью государственной политики в области здравоохранения является сохранение и укрепление здоровья нации на основе создания государственного механизма поддержки здорового образа жизни, формирования высокого спроса на личное здоровье, обеспечения условий для его удовлетворения.
Здравоохранение – это система, направленная на создание и укрепление здоровья нации, каждого человека, поддержание активной долголетней жизни граждан, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В экономическом аспекте здоровье выступает как социальный и личный ресурс для повседневной жизни. Здравоохранение имеет характеристику отрасли социальной сферы экономики, и именно в этом смысле выступает предметом изучения.
К основным принципам охраны здоровья граждан относятся:
- соблюдение прав человека и гражданина;
- приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;
- доступность медико-социальной помощи;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Соблюдение этих принципов является приоритетной основой экономической и управленческой деятельности в сфере здравоохранения. Отраслевые экономические науки в качестве предмета рассматривают особенности происходящих в обществе экономических процессов в определенной отрасли или группе отраслей народного хозяйства. В качестве примера можно привести такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, фармацевтики, сферы услуг.
Под здравоохранением понимается также система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера.
Здравоохранение не только поддерживает хорошее состояние уровня здоровья населения, но и опосредованно влияет на экономическое и социальное благополучие общества. В процессе развития общества развивается и здравоохранение. Характер, качество и направление его развития в большой степени зависят от социально-экономических процессов, происходящих в обществе. Фактически речь идет о внешних условиях функционирования и развития системы здравоохранения. Эти внешние условия весьма многочисленны и разнообразны.
1.2 Критический анализ системы здравоохранения и государственной политики регулирования ее в развитых странах мира
Достижение финансовой устойчивости и равного доступа к передовым методам лечения и медицинским технологиям является важной задачей здравоохранения в большинстве стран мира. Это относится не только к развивающимся странам с бедной и переходной экономикой, но и к развитым странам, которые значительно превышают рекомендованный ВОЗ минимальный уровень (5-6% ВВП). Однако, к сожалению, даже в этих странах значительная часть ресурсов, выделяемых на здравоохранение, используется неэффективно. Даже по самым скромным оценкам, доля таких расходов в мире составляет от 20 до 40%.
Новые медицинские технологии, которые эффективно решают серьезные проблемы, такие как хронические заболевания, рак и редкие заболевания, могут помочь улучшить здравоохранение. В результате растет спрос на новые услуги и инновационные методы лечения, повышается спрос на их качество, возникают дополнительные финансовые риски и возрастают ожидания пациентов. В последние годы в большинстве развитых стран увеличилась ожидаемая продолжительность жизни, при этом соответственно увеличилась доля пожилого населения (старше 65 лет).
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2017 году пожилые люди Японии составляли в среднем около 16 процентов от общей численности населения в 15 ведущих странах, достигнув пика в 23 процента. Это важный фактор роста медицинских расходов. Почти во всех развитых странах эти расходы на душу населения в 2017 году превысили 3000 долларов, а Соединенные Штаты тратили рекордные 8 233 доллара в год. Темпы роста расходов на здравоохранение обычно превышают 2% в год, но в некоторых странах, таких как Нидерланды и Новая Зеландия, они близки к 6%.
На фоне замедления экономического роста системы здравоохранения почти во всех крупных странах должны решать такие вопросы, как поиск дополнительных источников финансирования, повышение качества медицинской помощи и принятие более эффективных форм организации. Каждая страна решает эти вопросы на основе существующих моделей здравоохранения. В развитых странах существуют три основные модели здравоохранения, в основе которых лежат различные формы финансирования и формы организации оказания медицинских услуг. Давайте подробнее рассмотрим функциональность этих моделей.
Системы здравоохранения формируются под воздействием конкретных исторических, экономических, социальных и политических факторов. Но существует определенная условность, что все существующие системы делятся на три основные модели:
- бюджетная (система Бевериджа);
- социальное страхование (система Бисмарка);
- частная.
Государство практически полностью покрывает медицинское обслуживание всего населения и управляет системой здравоохранения. Ведущую роль сыграли государственные медицинские учреждения. Наиболее ярким примером бюджетной модели является система здравоохранения Великобритании, которая в основном финансируется за счет налогов граждан.
Основным поставщиком медицинских услуг является Национальная служба здравоохранения (NHS), которая связана с Министерством здравоохранения. Она предоставляет жителям практически все необходимые медицинские услуги, больничные лекарства и медицинское оборудование предоставляются бесплатно. Что касается предоставления отпускаемых по рецепту лекарств для амбулаторного отпуска, то в стране действует сбалансированная система возмещения расходов на эти лекарства, включая доплату для трудоспособного населения (7,85 фунта за рецепт).
Для социально-уязвимых и малообеспеченных групп населения разработана система сооплаты пособий. В результате граждане в возрасте до 16 лет, граждане старше 60 лет, студенты дневной формы обучения в возрасте до 19 лет, больные заболеваниями, включенными в специальный список, военные пенсионеры и инвалиды войны полностью освобождаются от доплаты за лекарства, доплат за офтальмологические и стоматологические услуги. Государство оплачивает проезд в места, где лечат малоимущих, а также предоставляет ряд других важных льгот в области здравоохранения.
Другим примером бюджетной модели является Австралия, где федеральное правительство обеспечивает большую часть своих ресурсов здравоохранения, финансируя две основные национальные правительственные программы – программу обязательного медицинского страхования Medicare и программу лекарственного обеспечения (PBS). Медицинская страховка покрывает 75% стоимости стационарного лечения и от 85 до 100% стоимости амбулаторных услуг%.
1.3 Трансформационные экономики: сравнительный анализ и оценка эффективности системы здравоохранения и политик государства
Концепция эффективности в секторе здравоохранения и связанные с ней вопросы, такие как экономическая эффективность и денежная стоимость, являются наиболее широко обсуждаемыми аспектами системы здравоохранения. Эти концепции показывают, как ресурсы, вложенные в системы здравоохранения (в форме финансовых инвестиций или других видов ресурсов), могут быть эффективно использованы для достижения важных целей систем здравоохранения.
Во многих других отраслях экономики изучение потребительских предпочтений способствует значительным промежуточным результатам в рыночных ценах. Однако сектор здравоохранения часто испытывает многочисленные рыночные сбои, свидетельствующие о том, что традиционные рыночные механизмы здесь не работают, что без соответствующих политических мер приводит к снижению качества или количества медицинских услуг при сохранении высоких цен на услуги.
В результате большинство согласились бы с тем, что главная цель, которую должны преследовать руководители и политики, – это повышение эффективности, и существует настоятельная потребность в более надежных инструментах для количественной оценки и понимания эффективности.
Неэффективное использование ресурсов системы здравоохранения является серьезной проблемой по нескольким причинам:
- состояние здоровья пациентов, получающих лечение, не улучшается, поскольку они не имеют доступа к ресурсам, имеющимся в системе здравоохранения;
- неэффективное использование ресурсов в секторе здравоохранения может привести к потере возможностей потреблять товары или услуги в других секторах экономики, таких как здравоохранение или питание;
- неправильное использование ресурсов или неэффективное оказание медицинской помощи может оказать негативное влияние на готовность общества участвовать в финансировании медицинских услуг, тем самым подрывая социальную солидарность, системы здравоохранения и социальную защиту [16].
Поэтому устранение неэффективности важно не только с практической точки зрения, но и с точки зрения подотчетности: плательщики должны знать, что их средства используются должным образом и что их требования к системе здравоохранения рассматриваются последовательно и справедливо для пациентов, медицинских работников и населения в целом.
Кроме того, доноры систем здравоохранения, включая правительства, страховые компании и семьи, хотят знать, какие системы, поставщики услуг и методы лечения обеспечивают самые высокие результаты в области здравоохранения на основе ресурсов, затраченных на эти системы. Учитывая финансовое давление, с которым сталкиваются многие системы здравоохранения, и озабоченность по поводу долгосрочной финансовой устойчивости, эффективность особенно важна, поскольку директивные органы стремятся продемонстрировать и обеспечить эффективное использование ресурсов здравоохранения.
При правильном использовании показатели достижения результатов могут служить важным инструментом, с помощью которого лица, принимающие решения, могут определить, оптимально ли распределяются ресурсы, и точно определить те факторы в системах здравоохранения, которые не функционируют должным образом.
Национальная система здравоохранения организована в различных формах. Каждая страна сформировала и развила свою уникальную систему, которая отличается способами привлечения финансовых ресурсов, направленных на оказание медицинской помощи и поддержание здоровья своих граждан.
Качество, количество и структура ресурсов, выделяемых обществом, результат их применения в сфере охраны здоровья зависят от воздействия экономических и социальных факторов.
По степени централизованности управления наиболее распространенная классификация организационных форм национальной системы здравоохранения делится на:
- централизованные (реализуются в Российской Федерации, Китайской Народной Республике, Франции, Испании);
- децентрализованные (реализуются в США, Германии);
- гибридные.
В Великобритании также выделяют исторически сложившиеся и важнейшие модели национальной системы здравоохранения, являющиеся основными платформами формирования современных систем здравоохранения: система Бисмарка (немецкая модель) и ее варианты, основанные на принципах социального страхования и рыночного регулирования, имеют понятие многоканального финансирования и определяются как системы социального страхования или контролируемого медицинского страхования.
Это типично для Германии, Франции, Нидерландов, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Швейцарии, Канады и Японии. В такой системе государство рассматривается как гарант удовлетворения социальных потребностей всех или большинства граждан в сфере здравоохранения независимо от уровня доходов, стимулируя при этом развитие частных платных медицинских услуг. Таким образом, данная система характеризуется функционированием и развитием государственных и частных медицинских учреждений.
1 Услуги здравоохранения в системе национальной экономики Республики Беларусь [Электронный источник]. Режим доступа: http://bseu.by:8080/bitstream/edoc/70607/1/Grintsevich_P._S..pdf.
2 Экономика и управление в здравоохранении : учебник и практикум для вузов / А. В. Решетников, Н. Г. Шамшурина, В. И. Шамшурин ; под общ. ред. А. В. Решетникова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 303 с.
3 Государственное регулирование рынка медицинских услуг [Электронный источник]. Режим доступа: http://science-bsea.bgita.ru/2010/ekonom_2010_2/kucherjavenko_gos.htm.
4 Экономика здравоохранения / И.М. Шейман, С.В. Шишкин, М.Г. Колосницина; под. ред. Колоснициной М.Г., Шеймана И.М., Шишкина С.В. / Издатель: Высшая школа Экономики, 2014. – 480 с.
5 Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство/под ред. В.И. Стародубов, О.П. Щепина и др. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2015 – 624 с.
6 Управление и экономика здравоохранения: уч. пособие/ А.И. Вялков, В.З. Кучеренко, Б.А. Райзберг и др. 3-е изд. доп. - М.: ГЭОТАРМедиа , 2015. – 664 с.
7 Краткая информация о реализации Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016 – 2020 годы [Электронный источник]. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/Краткая%20информация%20по%20ГП%20ЗН%20и%20ДБ%202.pdf
8 Государственная программа развития фармацевтической промышленности Республики Беларусь на 2016 - 2020 годы [Электронный источник]. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/upload/dadvfiles/158370.RTF
9 Основные характеристики государственной программы по преодолению последствий катастрофы на чернобыльской аэс на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года годы [Электронный источник]. Режим доступа: http://minzdrav.gov.by/ru/ministerstvo/gosudarstvennye-programmy/osnovnye-kharakteristiki-gosudarstvennoy-programmy-po-preodoleniyu-posledstviy-katastrofy-na-chernob.php
10 Деятельность странового офиса ВОЗ Беларуси [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.zdrav.by/organizaciya-zdravoohraneniya/deyatelnost-stranovogo-ofisa-voz-belarusi
11 Здоровье-2020 – основы европейской политики и стратегия для XXI века [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru/health-topics/health-policy/health-2020-the-european-policy-for-health-and-well-being
12 Основные показатели здравоохранения [Электронный источник]. Режим доступа:http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdravoohranenie_2/godovye-dannye_13/osnovnye-pokazateli- zdravoohraneniya/
13 Заболеваемость населения алкоголизмом и алкогольными психозами [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdravoohranenie_2/godovye-dannye_13/zabolevaemost-naseleniya-alkogolizmom-i-alkogolnymi-psihozami//
14 Заболеваемость населения наркоманией и токсикоманией [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdravoohranenie_2/godovye-dannye_13/zabolevaemost-naseleniya-narkomaniei-i-toksikomaniei/
15 Первичная заболеваемость населения ВИЧ-инфекцией по возрастным группам [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdravoohranenie_2/godovye-dannye_13/pervichnaya-zabolevaemost-naseleniya-vich-infektsiei-po-vozrastnym-gruppam/
16 Распределение лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, по классам болезней [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/zdravoohranenie_2/godovye-dannye_13/raspredelenie-lits-v-vozraste-18-let-i-starshe-vpervye-priznannyh-invalidami-po-klassam-boleznei/
17 О вреде здоровью [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.tabak.by/about-harm-of-smoking/o-vrede-zdorovyu/
18 Информатизация выходит на новый уровень [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.medvestnik.by/ru/officially/view/informatizatsija-vyxodit-na-novyj-uroven-16400-2017/