Развитие гибкости у детей 9-10 лет средствами тхэквондо Диссертация
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Развитие гибкости у детей 9-10 лет средствами тхэквондо»
по дисциплине: «Физическая культура»
2020
Выполнено экспертами Зачётки c ❤️ к студентам
343.00 BYN
Развитие гибкости у детей 9-10 лет средствами тхэквондо
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Физическая культура
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Поделиться
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и здоровья
1.1 Общая характеристика гибкости, ее виды и методы оценки
1.2 Возрастные особенности развития гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры и здоровья
1.3 Средства и методы развития гибкости
Глава 2. Экспериментальное изучение гибкости у детей 9-10 лет
2.1 Методология исследования
2.2 Организация и методы исследования
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава 3. Обсуждение результатов применения средств таэквондо на развитие гибкости у детей 9-10 лет
3.1 Организация и методы проведения формирующего педагогического эксперимента
3.2 Анализ результатов применения средств таэквондо на уроках физической культуры и здоровья для развития гибкости у детей 9-10 лет
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время нет необходимости доказывать, что здоровье детей во многом зависит от оздоровительного направления современной науки и практики (В. Бальсевич, В. Большенков, Ф.П. Рябинцев, 1996). Проблема сохранения и укрепления здоровья человека является одной из центральных в теории и практике физической культуры (В. Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1987; Е.Г. Мильнер, 1991; В.В. Ким, Р.Х. Аминов, Г.С. Хам, 2003; А.А. Николаев, 2005).
Негативные последствия аварии на Чернобыльской АЭС, растущий вал социально-бытовых и экономических проблем способствуют снижению адаптационно-защитных сил организма людей, проявляется в росте заболеваний, ухудшении физического состояния. В условиях негативного воздействия окружающей среды актуальность проблемы определяется необходимостью обладать большими резервами физического здоровья. Многочисленные исследования показали, что увеличить эти резервы позволяет оптимальные и достаточные физические нагрузки (А. Николае, 2005).
Одной из основных задач физического воспитания подрастающего поколения является укрепление здоровья детей.
Младший школьный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становление жизненно необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Будучи составной частью физического воспитания, воспитание физических качеств способствует решению социально обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Включаясь в комплекс педагогических воздействий, направленных на совершенствование физической природы подрастающего поколения, воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности, более полной реализации творческих сил человека в интересах общества (А.Ш. Шафеева, 2001).
Одной из важных физических качеств является гибкость. Недостаточная подвижность в суставах может ограничивать проявление таких физических качеств, как сила, скорость реакции и скорость движения, выносливость, увеличивать энергозатраты и снижать экономичность работы и часто приводит к серьезным травмам мышц и связок (В. Платонов, 1986, 1997). Проведенные научные исследования доказывают, что широкое применение упражнений, развивающих гибкость, на растягивание и расслабление в разминке, особенно перед интенсивной работой, способны в 2-3 раза сократить количество травм мышечной, костной и соединительной тканей (А.Ш. Шафеева, 2001).
Актуальность темы обусловлена тем, что в процессе школьного физического воспитания развитию гибкости по-прежнему не уделяется должного внимания. Повысить уровень развития гибкости на уроках физической культуры и здоровья у детей 9-10 лет можно при помощи средств таэквондо.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЯ
1.1 Общая характеристика гибкости, ее виды и методы оценки
По мнению В.П. Филина (1974), К. Бальсевича, В.А. Запорожанова (1987), В.М. Платонова (1986, 1997), отсутствие специальной тренировки способствует снижению гибкости. Систематическое и целенаправленное применение именно в младшем школьном возрасте педагогических воздействий для воспитания гибкости дает наибольший эффект.
Анализ литературных источников показывает, что гибкость человека рассматривается в двух аспектах:
1. Как анатом морфологический, физиологический, биомеханический и дают необходимые знания о строении суставов, о видах соединения костей, об основных закономерностях развития подвижности в суставах, о силах, которые совершают движение в них, и о факторах, способствующих и тормозящих выполнение движения в суставах [62, с. 10] (А. Шафеева, 2001);
2. Педагогический аспект изучения гибкости представлен в работах В.М. Зациорского (1970), А.А. Гужаловского (1978), В.И. Ляха (1999) и других, связанных с разработкой эффективных средств и методов воспитания гибкости.
Анализ литературных источников, посвященных изучению подвижности в суставах, свидетельствует, что подавляющее большинство исследований направлены на большой спорт, научных разработок, посвященных воспитанию гибкости в практике преподавания физической культуры в школе, сегодня явно не хватает.
Структура опорно-двигательного аппарата человека позволяет ей выполнять двигательные действия с большой амплитудой. Однако, часто из-за недостаточной эластичности мышц, связок и сухожилий она не может полностью реализовать эти возможности. В то же время, если у человека должным образом не развита подвижность в суставах, то он не сможет овладеть техникой многих двигательных действий [16, с. 48].
Подвижность в суставах обозначают термином гибкость. Гибкость как двигательное качество человека - это его способность выполнять движения в суставах с большой амплитудой [1, с. 10].
Различают активную и пассивную гибкость.
Под активной гибкостью понимают способность человека выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий. Она зависит не только от степени подвижности в суставах, но и от силы мышц, участвующих в перемещении соответствующего звена тела.
Под пассивной гибкостью понимают способность человека выполнять движения с большой амплитудой с помощью внешних воздействий (партнер, прибор, отягощения и т.п.) [49, с. 24] (А.А.Тер-Ованесян, Л.П. Сергиенко). Амплитуда пассивных перемещений почти всегда значительно больше амплитуды активных движений. Разницу между ними называют резервом гибкости. Чем больше резерв, тем легче поддается развитию активная гибкость.
С помощью рационально организованных занятий можно быстро добиться результатов в развитии гибкости. По данным научных исследований за 3-4 месяца ежедневных занятий можно достичь 80-95% подвижности в суставах от их анатомического потенциала [61, с. 5].
Развивать гибкость до пределов нет необходимости, так как чрезмерная растянутость мышц, связок и сухожилий может привести даже к повреждениям суставов, поэтому гибкость следует развивать только до такого уровня, который обеспечивает выполнение необходимых двигательных действий без особых на то усилий. Для этого величина гибкости должна быть только несколько больше той максимальной амплитуды, с которой экономно выполняется двигательное действие [15, с. 52].
Выполнение упражнений на гибкость способствует укреплению суставов, повышению прочности и эластичности мышц, связок и сухожилий, совершенствованию координации, эффективному овладению техникой физических упражнений, избеганию травм .
Недостаточное развитие гибкости ограничивает возможности совершенствования других физических качеств, приводит к снижению силы и скорости, росту усталости [14].
Между уровнем развития гибкости в различных суставах зависимости не существует. Для жизнедеятельности человека необходимая подвижность в суставах позвоночника, плечевых и тазобедренных суставах.
Подвижность в суставах зависит от ряда факторов. Главными среди них являются - строение суставов: их форма, длина суставных поверхностей, наличие костных выступов и их размеров. Самая большая анатомическая подвижность свойственна шаровидным суставам как по амплитуде, так и по направлениям движений [54, с. 30].
На величину подвижности суставов сказываются индивидуальные особенности строения суставов, в частности выступания на костях и их размеры [33, с. 70].
Под влиянием целенаправленных занятий физическими упражнениями нельзя изменить формы суставов, но можно достичь положительных морфологических изменений:
- длины суставных поверхностей, что сказывается на подвижности суставов, особенно у детей и подростков;
- силы мышц, осуществляющих движения в конкретном суставе, и их эластичность, а также эластичность связок и сухожилий (при растяжении мышцы могут увеличивать свою длину на 30-40 и даже 50% относительно состояния покоя) [28, с. 64].
- межмышечной координации и способности расслаблять мышцы (у учащихся, которые плохо координируют движения и не умеют расслабляться, гибкость ниже и медленнее развивается) температура тела и интенсивность кровообращения (способность мышц, связок и сухожилий к растяжению улучшается с повышением их температуры и увеличением кровотока)
- состояния психики и эмоций (благоприятным является уравновешенное состояние, чрезмерное возбуждение и подавленность негативно сказываются на проявлении гибкости, а, следовательно, и на ее развитии) [24, с. 66] .
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ
2.1 Методология исследования
Для решения задач исследования использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Анализ научно-методологической литературы. Из анализа литературных источников было выявлено, что в последние десятилетия наблюдались ухудшение физического состояния и здоровья подрастающего поколения, как в нашей стране так и за рубежом (В. Бальсевич, В. А. Запорожанов, 1987; Е.Г. Мильнер , 1991; В.К. Бальсевич, В. Большенков, Ф.П. Рябинцев, 1996; В.В. Ким, Р.Х. Аминов, Г.С. Хам, 2003; А.А. Николаев, 2005 ). Одним из факторов который существенно влияет на физическое здоровье человека является уровень развития гибкости. Благоприятным возрастом для развития гибкости является младший школьный возраст [25, с. 45]
Также выявлено, что в теэквондо большое внимание уделяется развитию гибкости, потому что это качество является одним из основных компонентов специальной подготовки спортсменов (Ю.А. Лепешки и др., 2007; Л.Р. Саманджия, 2010).
Педагогические наблюдения на уроках физической культуры позволили определить время для включения комплексов на развитие гибкости, без нарушений структуры и динамики занятия и не мешая решению основных задач урока .
Педагогическое тестирование.
В исследовании были использованы испытания для тестирования уровня развития гибкости, описаны Л.П. Сергиенко (2010).
Исследовались показатели пассивной и активной гибкости в плечевых суставах, позвоночнике, тазобедренных суставах.
Перечень тестов:
1. Активная подвижность в плечевых суставах при выполнении выкрута с гимнастической палкой (см).
2. Активная подвижность в плечевых суставах при разгибании рук из положения лежа на животе (см).
3-4. Активная подвижность в суставах позвоночного столба при наклоне туловища в сторону (см).
5. Активная подвижность позвоночного столба при выполнении наклона туловища вперед из положения сидя (см).
6. Активная подвижность разгибание позвоночного столба при выполнении гимнастического моста (см) [48].
7-8. Пассивная подвижность в тазобедренном суставе при сгибании ноги из положения стоя спиной к стене (°).
9-10. Активная подвижность в тазобедренном суставе при сгибании ноги из положения стоя спиной к стене (°).
11-12. Пассивная подвижность в тазобедренном суставе при отведении ноги из положения лежа боком на гимнастической скамейке (°).
13-14. Активная подвижность в тазобедренном суставе при отведении ноги из положения лежа боком на гимнастической скамейке (°).
15-16. Пассивная подвижность в тазобедренном суставе при разгибании ноги из положения лежа на животе на гимнастической скамейке (°).
17-18. Активная подвижность в тазобедренном суставе при разгибании ноги из положения лежа на животе на гимнастической скамейке (°).
19-20. Активная подвижность в тазобедренных суставах при выполнении продольный шпагат (см).
21. Активная подвижность в тазобедренном суставе при выполнении поперечного шпагата (см).
Методы математической статистики. Расчет и анализ результатов исследования выполнялся с применением методов математической статистики (В. Зациорський, 1982; Л.П. Сергиенко, 2010). Показатели уровня развития гибкости детей были сравнены с помощью t-критерия Стьюдента. При этом рассчитывались среднее значение показателей (X), стандартное отклонение (σ), статистическое значение критерия Стьюдента (t), определялась вероятность различий (р).
2.2 Организация и методы исследования
На этапе эксперимента была разработана методика развития гибкости для детей 9-10 лет с использованием средств таэквондо для использования в экспериментальной группе. Для проведения эксперимента были задействованы учащиеся 4-х классов гимназии №152 г. Харькова. В экспериментальную группы вошли ученики 4-А и 4-Б классов, в контрольную - ученики 4-В и 4-Г классов.
Исследуемые экспериментальной и контрольной групп тестировались по методу педагогического тестирования Сергиенко. В тестировании принимали участие все ученики 4-х классов, но в итоговом подсчете результатов эксперимента было взято по двадцать мальчиков и девочек из каждой группы. Лучшие и худшие результаты были исключены.
Эксперимент проводился в течение третьей четверти 2018-2019 учебного года (14 января - 24 марта 2019) По учебной программе в этот период на уроках физической культуры проводились занятия по баскетболу.
Тестирование уровня развития гибкости учеников 4-х классов проводилось в начале эксперимента в январе 2019 года и в конце эксперимента в марте 2019 года. После чего была рассчитана динамика развития гибкости исследуемых экспериментальной и контрольной групп, по подгруппам ребят.
Процесс подготовки таэквондистов является многофакторной системой использования различных средств, методов, организационных форм и материально-технических условий, направленных на развитие спортсмена с целью обеспечения его готовности к спортивным достижениям. Процесс подготовки таэквондистов включает обучение, тренировки, соревнования и вне соревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.
ГЛАВА 3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ ТАЭКВОНДО НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ
3.1 Организация и методы проведения формирующего педагогического эксперимента
Мы считаем, что целесообразно разделить комплекс упражнений для развития гибкости на три части и включать их в подготовительный, основной и заключительной частях урока физической культуры. Это не будет мешать решению основных задач урока и способствовать акцентированном развития гибкости учеников.
В подготовительный части урока мы включили активные динамические упражнения в движении с элементами технических действий по тхэквондо. (Выполняются после беговых упражнений и упражнений в движении на мышцы верхнего плечевого пояса и туловища)
Комплекс упражнений, который применялся в подготовительный части:
-вынос колена вперед (положение перед выполнением ударов)
-вынос колена вперед, имитация удара ногой ап-чаги;
-вынос колена вперед, имитация ударов судьбы-чаги;
- выполнение имитация удара Нерио-чаги.
Каждое упражнение выполняется по 10 раз левой и правой ногой. Ученики должны пытаться выполнять движения с максимальной амплитудой.
Кроме этого в подготовительный части урока при разминке на месте применялись гимнастические упражнения: вращения руками, наклоны вперед, в сторону и т. п.
Нами было замечено, что между выполнением упражнений учащимися в основной части урока физической культуры возникают пауза, до 2 минут. Мы решили восполнить эти паузы упражнениями направленными на развитие гибкости.
Упражнения выполнялись с опорой на шведскую стенку:
- размахивание ногой вперед-назад, из исходного положения стоя к шведской стенке боком (10 раз левой, 10 раз правой)
- вынос колена вперед, из исходного положения стоя к шведской стенке боком (10 раз левой, 10 раз правой)
- мах ногой в сторону, из исходного положения стоя к шведской стенке боком (10 раз левой, 10 раз правой) имитация удара йоп-чаги
- мах ногой назад (имитация удара твид чаги) из исходного положения стоя к шведской стенке лицо (10 раз левой, 10 раз правой).
В заключительной части урока применялись преимущественно пассивные упражнения на развитие гибкости:
- наклон туловища вперед из исходного положения сидя на полу, ноги вместе (с помощью партнера, который подталкивает ученика под спину)
- наклон туловища к левой ноге, посередине, к правой ноге из исходного положения сидя на полу, ноги врозь (с помощью партнера, который подталкивает ученика под спину)
- наклон туловища вперед из исходного положения сидя на полу, ноги врозь (с помощью партнера, который сидит лицом к ученику с упором своими стопами во внутреннюю часть его голеней). Упражнение выполняется за счет того, что партнер тянет ученика за руки на себя, отклоняясь назад, до того момента пока ученик его не остановит командой "стоп";
- продольный шпагат (поочередно, левая, правая нога впереди)
- поперечный шпагат.
Упражнения с партнером выполнялись в каждом положении по 10 движений. Шпагаты выполнялись с фиксацией в статических положениях по 30 секунд.
В заключительной части урока, упражнения на развитие гибкости чередовались: на одном занятии выполнялись упражнения с партнером, на втором - шпагаты и т.д ..
В течение урока продолжительность выполнения упражнений на гибкость было около 10 минут.
Исследование динамики развития гибкости мальчиков экспериментальной группы, под влиянием методики с использованием средств таэквондо, показало положительные сдвиги подвижности в суставах почти по всем показателям, которые исследовались (таблица 1). Наблюдаются значительные положительные изменения при выполнении активных динамических движений при выполнении: активного отвода правой (левой) ноги из положения лежа боком на гимнастической скамейке, соответственно (t = 3,03; p <0,01) и (t = 2,99; p <0,01); активного разгибания правой ноги из положения лежа на животе на гимнастической скамейке (t = 2,73; p <0,01).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные результаты диссертации
Рекомендации по практическому использованию результатов
Гибкость – это двигательное качество, которое достаточно эффективно развивается, особенно в младшем школьном возрасте, но при постоянном внимании к выполнению упражнений, направленных на развитие этого качества. По мнению многих специалистов (Л.П. Матвеева, 1991; В.М. Платонова, 1986, 1997; В.И. Ляха, 1999; Т.Ю. Круцевич, 2003 и др.) Для эффективного развития гибкости необходимо выполнять специальные упражнения каждый день.
Мы предлагаем применения комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости с использованием средств таэквондо на уроках физической культуры в младших классах.
Сегодня в младших классах планируется три урока физической культуры на учебную неделю. По нашему мнению, применение специального комплекса упражнений, направленных на развитие гибкости на каждом уроке - достаточный минимум для того, чтобы повысить уровень развития гибкости школьников.
Мы считаем, что целесообразно разделить комплекс упражнений для развития гибкости на три части и включать их в подготовительный, основной и заключительной частях урока физической культуры. Это не будет мешать решению основных задач урока и способствовать акцентированном развития гибкости учеников.
В подготовительный части урока целесообразно включать активные динамические упражнения, при разминке в движении. В нашем случае это упражнения, имитирующие удары ногами и подводные упражнения для выполнения ударов ногами.
Для минимального тренировочного воздействия необходимо выполнять по десять движений на каждую ногу в упражнении.
В основную часть урока также включаются активные маховые упражнения, но выполняются они на город с опорой на гимнастическую стенку. Этими упражнениями целесообразно заполнять паузы между выполнением учениками основных упражнений урока физической культуры.
Также, как и в подготовительный части необходимо выполнять не менее десяти движений на каждую ногу в упражнении.
В заключительной части урока выполняются преимущественно пассивные упражнения, в том числе и упражнения с партнером. Упражнения с помощью партнера выполняются по 10 движений в каждом положении. Продолжительность фиксации статических положений (в том числе и шпагатов) должна быть не менее 30 с. в каждом положении).
1. Алтер, М. Дж. Наука о гибкости / Майкл Дж. Алтер. – Киев : Олимпийская литература, 2001. – 423 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания : учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. – М. : Просвещение, 1990. – 287 с.
3. Бальсевич, В. К. Физическая активность человека / В. К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. – Киев : Здоров'я, 1987. – 223 с.
4. Бальсевич, В. К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В. К. Бальсевич, В. Г. Большенков, Ф. П. Рябинцев // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 2. – С.13 –18.
5. Береснева, И. А. Особенности развития гибкости у художественных гимнасток 5-7 лет разных соматотипов / И. А. Береснева, К. А. Ефимова, А. Б. Юшин // Физической культура : воспитание, образование, тренировка. – 2006. – № 6. – С. 36 – 39.
6. Богданова, Г. П. Уроки физической культурой 4 - 8 классов средней школы : пособие для учителя / Г. П. Богданова, В. Н Максимова. – М. : Просвещение, 1986. – 220 с.
7. Бурухин, С. Ф. Стречинг на уроках физической культуры / С. Ф. Бурухин, Е. В. Кулагина // Физическая культура в школе. – 2012. – № 6. – С.21 – 22.
8. Васильев, Т. Н. Развитие двигательных качеств школьников / Т. Н. Васильев. – М. : Физкультура и спорт, 1967. – 128 с.
9. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
10. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л. В. Волков. – К. : Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
11. Волков, Л. В. Физические способности детей и подростков / Л. В. Волков. – Киев : Здоровье. – 1981. – 119 с.
12. Галеева, М. Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена : учеб пособие / М. Р. Галеева. – Киев, 1980. – 56 с.
13. Годик, М. А. Спортивная метрология : учебник для институтов физической культуры / М. А. Годик. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
14. Годік, М. А., Стретчинг / М. А. Годик. – М., 1991. – 172 с.
15. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников / А. А. Гужаловский. – Минск : Народная асвета, 1978. – 88 с.
16. Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников / В. М. Демидов // Физическая культура в школе. – 1991. – № 1. – С. 47 – 50.
17. Дьяконов, В. В. Развитие двигательных качеств школьников на уроках физической культуры / В. В. Дьяконов // Физическое воспитание и школьная гигиена (тезисы 1 Всесоюзной конференции). – М. : АПН1. СССР, 1978. – С.14 – 15.
18. Еркомайшвілі, І. В. Курс лекцій основи теорії фізичної культури / І. В. Еркомайшвілі, К. : Олимпійська література, 2004. – 150 с.
19. Жордочко, Р. В. Розвиток гнучкості спортсмена / Р. В. Жордочко, Ю. Л. Соболев. – Київ : Здоров'я, 1980. – 104 с.
20. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А.А. Сафонов. – М. : Лептос, 1994. – 368 с.
21. Захманчук, Е. В. Возрастные изменения качества гибкости у школьников 6 –10 лет / Е. В. Захманчук, Л. В. Шукевич. – Брест : БГУ, 2002. – С. 44 – 48.
22. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена / В. М. Зациорский. – М. : Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.
23. Зиновьева, А. Гибкость – сестра красоты / А. Зиновьева // Физическая культура в школе. – 1991. – № 3. – С. 33 – 35.
24. Косачева, Н. В. Взаимосвязь показателей состояния опорно-двигательного аппарата и физической подготовленности детей 8-10 лет /Н. В. Косачева // Сборник материалов научных конференций студентов, магистрантов, аспирантов и соискателей. XIX выпуск. – Малаховка, 2010. – С. 65 – 68.
25. Ким, В. В. Оздоровительная направленность процесса начальной подготовки в спортивных единоборствах / В. В. Ким, Р. Х. Аминов, Г. С. Хам // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 2. – С. 41 – 45.
26. Короп, Ю. О. Розвиток гнучкості в школярів / Ю. О. Короп // Фізичне виховання в школі. – 1997. – № 3. – С. 40 – 45.
27. Коробейников, Н. К., Михеев, И. Г., Николенко, А. Е. Физическое воспитание : учебное пособие для учащихся ср. спец. учебных заведений. – М. : Высшая школа, 1984. – 377 с.
28. Коц, Я. М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры / Я. М. Коц. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 200 с.
29. Крепкова, А. Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке / А. Г. Крепкова. – М. : Педагогика, 1983. – 242 с.
30. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Т. Ю. Круцевич. – К. : Олимпійська література, 2003. – Т. 1. – 423 с.
31. Круцевич, Т. Ю. Теория и методика физического воспитания / Т. Ю. Круцевич. – К. : Олимпійська література, 2003. – Т. 2. – 390 с.
32. Лаврик, Н. Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 10-13 лет на уроках физической культуры / Н. Г. Лаврик, Р. Э. Зимницкая // Мир спорта. – 2010. – № 3. – С. 67 – 71.
33. Лемешенко, М. Особливості методики розвитку гнучкості в учнів молодшого шкільного віку на уроках фізичної культури / М. Лемешенко // Молода наука 2012 : Збірник наукових праць. – Запоріжжя. – 2012. – Том ІV. – С. 68 – 71.
34. Линець, М. М. Основи методики розвитку рухових якостей / М. М. Линець. – Львів : Штабар, 1997. – 207 с.
35. Литвинов, Е. Н. Методика физического воспитания учащихся 1 - 4 классов : пособие для учителя / Е. Н. Литвинов, Г. И. Погадаев, Т. Ю. Торочкова, Р. Я. Шитова. – М. : Просвещение, 1997. – 80 с.
36. Лях, В. И. Гибкость : основы измерения / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 2003. – № 1. – С. 29 – 35.
37. Лях, В. И. Гибкость : основы измерения и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. – 1999. – № 1. – С. 4 – 10.
38. Мартиросов, Э. Г. Методы исследования в спортивной антропологии / Э. Г. Мартиросов. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 199 с.
39. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебн. для институтов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
40. Мильнер, Е. Г. Формула жизни. Медико-биологические основы оздоровительной физической культуры / Е. Г. Мильнер. – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 112 с.
41. Минаев, Б. Н. Воспитание физических качеств. Основы методики физического воспитания школьников / Б. Н. Минаев, Б. Н. Шиян. – М. : Просвещение, 1989. – 102 с.
42. Николаев, А. А. Двигательная активность и здоровье современного человека: учебное пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений физической культуры / А. А. Николаев. – Смоленск : СГИФК, СГУ. 2005. – 93 с.
43. Пеганов, Ю. А. Позвоночник гибок – тело молодо / Ю А. Пеганов, Л. А. Берзина. – М. : Советский спорт. – 1991. – 80 с.
44. Платонов, В. М. Фізична підготовка спортсмена: навчальний посібник / В. М. Платонов, М. М. Булатова. – Київ : Олімпійська література, 1995. – 320 с.
45. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. – К. : Олимпийская литература, 1997. – 583 с.
46. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.
47. Репина, В. Растяжка – это здоровье и гибкость / В. Репина // Спорт в школе. – 2006. – № 8. – С. 13 – 15
48. Сергієнко, Л. П. Спортивна метрологія : теорія і практичні аспекти / Л. П. Сергієнко. – К.: КНТ, 2010. – 776 с.
49. Сергиенко, Л. П. Тестування рухових здібностей школярів / Л. П. Сергієнко. – Київ : Олімпійська література. – 2001. – 440 с.
50. Семенов, Л. П. Советы тренерам. Сборник упражнений и методических рекомендаций / Л. П. Семенов. – М. : Физкультура и спорт, – 1980. – 175 с.
51. Солдаткина, О. М. Развитие гибкости в ходе тренировочного процесса / О. М. Солдаткина, Ж. О. Борзилова // Фізичне виховання, спорт і культура здоров’я у сучасному суспільстві : зб. наук. праць. – Луцьк: ВНУ, 2008. – Т.3. – С. 333 – 336.
52. Спортивная метрология / под общей ред. В. М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 256 с.
53. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
54. Ткачев, Ф. Т. В поисках мышечной радости / Ф. Т. Ткачев. – К.: Здоровье, 1988. – 152 с.
55. Туманян, Г. С. Гибкость как физическое качество / Г. С. Туманян, С. К. Харацидис // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 2. – С. 48 – 50.
56. Тхэквондо. Методика построения тренировочного процесса в начальных и учебно-тренировочных группах / под общ. ред. президента федерации тхэквондо (ВТФ) Украины Л. Р. Саманджии. – К., 2010. – 88 с.
57. Тхэквондо : теория и методика. Т. 1 : Спортивное единоборство : учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / под редакцией Ю. А. Шулики и др. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 800 с.
58. Укран, М. Д. Методика тренировки гимнастов / М. Д. Укран. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 288 с.
59. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В. П. Филин. – М. : Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
60. Худолій, О. М. Загальні основи теорії і методики фізичного виховання : навч. посібник. – 2- е вид., випр / О.М. Худолій. – Харків : ОВС, 2008. – 406 с.
61. Чудинова, П. Р. Воспитание гибкости у детей / П.Р. Чудинова // Физическая культура в школе. – 1994. – № 5. – С. 3 – 6.
62. Шафеева, А. Ш. Воспитание гибкости у детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик : автореф. дис. канд. пед. наук / А.Ш. Шафеева. – Челябинск, 2001. – 27 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 43.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты