Международно-правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Международно-правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом»
по дисциплине: «Международное право»
2021
286.00 BYN
Международно-правовое сотрудничество в борьбе с терроризмом
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Международное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
1.1 Понятие терроризма
1.2 Классификация актов терроризма
ГЛАВА 2. ДОГОВОРНОЙ МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
2.1 Договорной механизм сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на универсальном уровне
2.2 Механизм сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на региональном уровне
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Уже не первый год в системе международной безопасности одним из наиболее опасных явлений считается терроризм, который, с развитием глобализации, перестал быть проблемой отдельных государств и вышел на международный уровень. События последнего десятилетия показали, что ни одна страна мира уже не может считать себя защищенной от внезапной террористической атаки.
При этом результаты террористических акций влекут за собой множественные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб, разрушают культурные и социальные ценности, делают невозможными здоровые общественные отношения. Поскольку целями террористических актов являются не столько военные объекты, сколько гражданские сооружения и непосредственно граждане, сам факт терроризма подрывает доверие к право-охранительным органам и органам государственного управления, вызывает панику и враждебность в обществе. В силу возникновения и развития подобного типа угрозы, с целью защитить свою государственность и свой народ, государства неизбежно должны были предпринять меры по противодействию терроризму. По мере развития и трансформации терроризма в транс-национальную угрозу, все мировое сообщество было вынуждено признать: борьба с терроризмом возможно только при консолидации усилий как государств, так и международных организаций и объединений.
Актуальность темы настоящей магистерской диссертации обусловлена как опасностью такого явления как терроризм, так и активными, постоянно развивающимися мерами противодействия, предпринимаемыми государствами. Создание надежной системы противостояния терроризму на между-народном уровне возможно реализовать исключительно в рамках взаимовыгодного сотрудничества. С целью эффективного взаимодействия в решении насущной проблемы, существенное значение приобретает создание между-народно-правовой базы антитеррористической деятельности, а также установление многоуровневой системы международных, региональных и национальных институтов и органов, задействованных в сфере контроля и координации борьбы с международным терроризмом. Отдельного внимания заслуживает обзор международно-правовых договоров, конвенций и иных доку-ментов, регламентирующих цели и принципы борьбы с международной преступностью, в том числе, терроризмом.
Тема магистерской диссертации не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, так как терроризм под воздействием глобализации перестал быть явлением, характерным для отдельных государств, и трансформировался в угрозу международного масштаба. Широкое распространение терроризма привело к необходимости активного сотрудничества международного сообщества для разработки мер противодействия, в том числе принятие новых международно-правовых актов, соглашений, создание специальных комиссий.
В Республике Беларусь проблема терроризма решается на высшем уровне: определена в качестве одной из основных угроз белорусскому государству в Концепции национальной безопасности, регулярно отмечается в посланиях Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному Собранию. Предпринимаются активные попытки выработки эффективной методики противодействия терроризму как на международном, так и на государственном уровне.
Целью исследования является определение механизма международно-правового сотрудничества государств в борьбе с терроризмом, выявление форм сотрудничества Республики Беларусь в вопросе борьбы с международным терроризмом.
Для достижения цели магистерской диссертации сформулированы следующие задачи:
- определение понятия международного терроризма на основе анализа современной научной литературы, международных договоров, актов международных организаций, национальных нормативных правовых актов;
- выявление договорного механизма сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на универсальном и региональном уровнях, выявление основных направлений предотвращения, пресечения актов терроризма, привлечения к ответственности за совершение актов терроризма, финансирования, оказания содействия, неподавления терроризма.
- раскрытие организационно-правового механизма сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на универсальном и региональном уровнях.
- оценка мер, предпринимаемых Республикой Беларусь в реализации ее международных обязательств по борьбе с терроризмом
Основу исследования составят общенаучные методы, такие как описание, сравнение, анализ, синтез, дедукция и индукция. Кроме них при написании работы автор будет опираться на такие частнонаучные методы как исторический, сравнительно-правовой, документальный, формально-логический, статистический методы. Применение такой совокупности методов позволит всесторонне рассмотреть объект исследования в историческом и правовом контексте.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА
1.1 Понятие терроризма
Сегодня терроризм представляет собой одно из самых опасных и сложных явлений современности, который приобрел угрожающие глобальные масштабы. Его проявления обычно приводят к массовым человеческим жертвам, разрушениям материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению. Он порождает недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которую иногда невозможно пре-одолеть в течение жизни целого поколения. Терроризм, как сложное социальное явление, отличается многообразием проявлений, множеством внутренних составляющих и существующих между ними связей.
До сих пор не существует однозначного мнения относительно определения понятия терроризма, выделение его основных признаков и факторов, влияющих на его возникновение, развитие и проявления в современном ми-ре. Также важен аспект определения процессов глобализации как одного из факторов развития терроризма.
В условиях развития современного общества и глобализации не только экономической жизни, но и социально-политических процессов и правотворчества, вопрос террористической угрозы приобретает новую окраску, поскольку это касается не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом. Таким образом, определение понятия терроризма вы-ходит за рамки научной абстракции, а переместившись на качественно новый уровень, охватывает практические аспекты деятельности правительств, правоохранительных органов и международных организаций.
Наличие значительного количества определений понятия «терроризм» свидетельствует о неоднозначном понимании данного явления, а с другой стороны, - расплывчатость (размытость) и неопределенность содержания понятия терроризма открывает широкие возможности для политических спекуляций и установления двойных стандартов, прежде всего в политике и средствах массовой информации. Аналогичное довольно часто наблюдается в от-ношении таких терминов как «свобода», «демократия», «права человека» и др.
Анализ понятия «терроризм» в юридической литературе показывает, что учеными высказывается широкое разнообразие мнений к пониманию сущности этого явления. С одной стороны, присутствует тенденция к неоправданно широкой трактовке этого явления, с другой - к необоснованному сужению его содержания. При этом иногда высказываются не только чрезвычайно общие, нечеткие формулировки, но и такие, что являются взаимоисключающими.
Как отмечает А.А. Котвицкий, «вряд ли существует какое-то другое понятие в политике, которое вызывает столько споров, как понятие «терроризм». Вряд ли существует так мало достоверных знаний любого другого общественного феномена, как это в случае с терроризмом? Причина не толь-ко в «природе явления», то есть в различных формах терроризма, его видоизменений и тайнах, которыми он окружен. Частично и «структура исследования» порождает ситуацию, когда невозможно прийти к согласию относительно понятия и дефиниций терроризма» [1, c. 23].
Такое противоречие частично связано с общепринятым определением терроризма в международно-правовых актах, несмотря на широкое использование этого термина в обращении.
При упоминании слова «терроризм» у разных людей зачастую возни-кают схожие ассоциации и представления. Между тем, правоведы, изучающие данный вопрос, а также сотрудники, непосредственно вовлеченные в противодействие данному типу правонарушений, до сих пор не сумели установить единого определения для понятия терроризма. Феномен терроризма рассматривался в разных исследованиях как этнорелигиозная система, как индивидуально-психологическая особенность личности либо группы, а также в качестве социально-политического метода достижения целей[1].
Несмотря на продолжительное изучение феномена терроризма, в международном праве до сих пор отсутствует единообразное определение, кото-рое в достаточно точной мере выделяло присущие ему особенности и закономерности, что, в свою очередь, вызывает определенные сложности при дальнейшей разработке общетеоретической и методологической базы по противодействию. А это, в свою очередь, осложняет и непосредственный аспект взаимодействия государств. Существующие определения и взгляды на предмет и суть терроризма порой не просто существенно различаются, но и имеют прямые противоречия.
Стоит также отметить и тот факт, что в научной литературе исследования проводятся в рамках определенной науки: юридической (В.Е. Петрищев, М.Ф. Мусаелян, Н.В. Кальченко, В.А.Глушков, Ю.Н. Дерюгина), политологической (И.С. Шегаев, С.А. Кокоркин,А.Ю. Яковлев, А.К. Боташева), исторической (Дж. Хардман, О.В. Будницкий,А.А. Киселев, Н.А.Чернядьева), философской (В.В. Витюк).
Для выявления причин разногласий и формулировки вероятных путей их разрешений, целесообразно подробнее рассмотреть понятие терроризма, а также попытаться вывести собственное определение данного термина, а также сделать краткий исторический обзор рассматриваемого феномена.
ГЛАВА 2. ДОГОВОРНОЙ МЕХАНИЗМ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
2.1. Договорной механизм сотрудничества государств в борьбе с терроризмом на универсальном уровне
Рассматривая противодействие терроризму в международном пространстве, первоначально хотелось бы отметить такую деталь, как международное уголовное право, так как терроризм во всем мире признается серьезным преступлением. Большинство ученых-юристов согласны с тем, что признанный свод международного уголовного права действительно существует. Однако точные параметры этого свода права не определены. Вероятно, это связано с тем, что это одна из наиболее динамичных областей международного права, которая в последнее время претерпела значительные изменения. В самом широком смысле источником международного уголовного права могут быть общие принципы международного права, признанные цивилизованными странами и, следовательно, нормы, содержащиеся в обычном праве, принятом государствами. Отсюда вытекает наличие норм уголовного права в общем уголовном праве, признанном государствами путем заключения международных договоров.
Поскольку явление терроризма становится все более распространенным в международном пространстве, сотрудничество между государствами в целях предотвращения террористических актов и привлечении террористов к ответственности, стало одним из решающих элементов современного международного уголовного правосудия. Аналитика резолюций международных объединений, а также соглашений между государствами, позволяет выделить в качестве основных форм международного сотрудничества в борьбе с терроризмом применение таких мер как [16]:
выдача преступников;
взаимная правовая помощь;
перенесение уголовного преследования;
исполнение приговоров иностранных судов;
признание приговоров иностранных судов по уголовным делам;
конфискация имущества, приобретенного преступным путем;
сбор и обмен информацией между соответствующими правоохранительными органами;
региональные и субрегиональные правовые форумы;
доступ к правосудию.
Из перечисленных методов кооперации в сфере противодействия терроризму наибольшее внимание уделяется вопросам выдачи преступников и оказания взаимной правовой помощи. Это обусловлено в первую очередь практической направленностью, так как вопросы выдачи и обмена правовой информацией являются наиболее распространенными методами кооперации.
Для более полного раскрытия вопроса данной главы к рассмотрению предлагаются вопросы выдачи преступников, а также более подробный анализ международных правовых актов, оказавших наибольшее влияние на развитие международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.
Выдача является правовым инструментом, заключающемся в передаче одним государством (запрашиваемым) лица, находящегося в пределах его территории другому государству (запрашивающему), которое разыскивает данное лицо в связи с совершенным преступлением для преследования в судебном порядке либо обеспечения судебного приговора. Выдача является одной из старейших форм сотрудничества по уголовным делам в международном сообществе, что не делает его наиболее простым и урегулированным. Сложности возникают в связи с двумя обстоятельствами: во-первых, вопросы предварительного ареста и выдачи непосредственно влияют на ограничение прав и свобод отдельных лиц. Во-вторых, учитывая, что вопросы выдачи регулируются нормами внутреннего законодательства запрашиваемого государства, то и процедура разнится в зависимости от типа правовой системы.
Запрос о выдаче нередко путают с запросом о временном аресте, однако, это разные понятия, которые нельзя путать. Запрос о временном аресте обычно предшествует запросу о выдаче, его основная цель – задержать подозреваемое лицо и не позволить ему скрыться от правосудия пока соблюдается достаточно долгий порядок подачи запроса о выдаче. Таким образом, условно, запрос о временном аресте можно условно назвать частным, более узконаправленным процессом, нежели выдача в полном понимании процесса.
Порядок направления запроса о выдаче достаточно детально регламентирует Европейская конвенция о выдаче, заключенная в Париже 13 декабря 1957 года. Данная конвенция, согласно статье 28 имеет приоритетное соглашение между двусторонними договорами, регулирующими ту же сферу.
Запрос о выдаче может направляться как непосредственно в соответствующие органы государства, так и в Международную организацию уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ) – в данном случае у обращения снова появляется два пути: через Национальное центральное бюро (НЦБ) либо посредством «Красного уведомления»– инструмента уведомительного характера, который с 1998 года позволяет обеспечивать ордера на арест в правоохранительных ведомствах стран-участников ИНТЕРПОЛа.
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ
История человечества пронизана множеством политических убийств. Несмотря на разный контекст их совершения, зачастую их объединял один мотив – отсутствие социального лифта, то есть легальной возможности смены власти. На территории древнерусского государства, являющегося прародителем и современной Беларуси, в том числе, политическое убийство также было достаточно распространено в качестве способа перехода власти, уступая разве что прямому наследованию.
На современном этапе вопрос террора, произрастающего из социального неравенства, не теряет своей актуальности, даже напротив – растущая разница между благополучием целых стран и регионов, экономическая дифференциация на страны первого, второго и третьего мира, культурная разобщенность создают предпосылки для возникновения международного терроризма как способа противостоять более развитым и благополучным государствам.
Социальная база является существенной характеристикой современного терроризма по двум причинам. Во-первых, без наличия достаточного человеческого ресурса террористическая деятельность становится невозможной. Во-вторых, наличие благоприятных условий для развития терроризма в социуме является важным фактором осуществления данного вида криминальной деятельности.
В современном обществе, где границы различных социальных слоев размыты, точное определение социальных групп существенно затруднено, что, в свою очередь, усложняет выделение социальной группы, из которой произрастает такое явление как терроризм. Сложность определения социальной базы терроризма на современном этапе наглядно демонстрирует пример такой террористической организации как Исламское государство, участие в которой принимают люди абсолютно разного возраста, а также имеющие высокий доход и уровень образования. Тем не менее, даже сейчас вполне реально выделить характерные черты для групп лиц, подверженных вовлечению в данное общественно-опасное поведение больше остальных [35, c. 87].
Логично будет предположение о том, что человек, не способный удовлетворить свои базовые потребности, будет более восприимчив к пропаганде деятельности, способной изменить условия его существования. В некоторых случаях, в том числе, с применением противоправных методов, если это гарантирует изменения в материальном положении. Таким образом мы можем выделить первую группу социально уязвимых субъектов, к которым относятся малоимущие и социально не обеспеченные члены общества, не способные удовлетворить свои базовые потребности в пище, воде, одежде и иных материальных благах.
Следующей причиной вступления в деструктивные сообщества будет необходимость удовлетворения социальных потребностей, в частности, необходимость принадлежности к определенной группе с целью достижения чувства защищенности или самореализации, в зависимости от контекста существования террористической группы. Например, некоторые террористические группировки образуются в странах, где идет активная фаза гражданской войны, как это было в случае с ИГИЛ, которая образовалась во время гражданской войны в Сирии и принимала в ней непосредственное участие. В данном случае, когда государство не смогло в полной мере обеспечить защищенность своих граждан, некоторые присоединялись к террористической группировке, поскольку та обладала собственными денежными ресурсами, оружием и иными способами демонстрировала силу.
В более стабильных и благополучных регионах также существует вероятность присоединения граждан к террористическим организациям, однако, в данном случае она чаще связана с желанием самореализоваться. Пример присоединения молодых и относительно успешных индивидов демонстрирует ситуация с ИГ, чья агитационная деятельность в том числе была направлена на благополучные регионы. Также нередко людей привлекает к себе чувство общности, борьбы за «общее благо», в виде которого некоторые организации показывают свою деятельность. По этой причине нередки случаи деятельности террористических организаций в форме религиозных деструктивных сект, выстроенных в виде общины, социально обособленной и несущей собственную идеологию, выделяющую свою группу как «избранных» (либо, в некоторых случаях, в исламских террористических группировках говорится об «истинно верующих», противопоставляя свои организации «армиям еретиков») [38, c. 8].
В подобном случае эффективное соблюдение прав человека будет способствовать успеху контртеррористических стратегий. Но стоит отметить, что гражданские права не могут существовать обособлено друг от друга: государство, обязано реализовывать права всех граждан, находящихся в его юрисдикции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ввиду того, что единообразного подхода к определению международного терроризма ученые правоведы так и не нашли, целесообразно было бы предположить, что такое сложное понятие может быть проще определить, разбив на более точные определения или виды. Так, например, исходя из методов, которые используют террористы по отношению к жертвам, выделяют «психологический» и «физический» терроризм. К методам «психологического» терроризма можно отнести устрашение путем нанесения имущественного вреда, разрушения материальных объектов государства, гражданских лиц, организаций и т.п. Вместе с тем к «психологическому» типу можно отнести непосредственно психологическое воздействие на потерпевших путем угроз, шантажа и похожих правонарушений. «Физический» терроризм находит свое выражение в применении насилия непосредственно к потерпевшим в виде убийства, причинения телесных повреждений, лишение либо ограничение свободы. Целью подобных форм терроризма, как и в любом другом случае террора – принуждение к определенному поведению, принятию решения или поступку, необходимому террористам от потерпевшего.
Хотя вопрос об определении терроризма и международного терроризма остается очень актуальным, на данный момент выработано два подхода, согласно которым оно может быть сформировано. Первый предполагает выведение универсального понятия, состоящего из конкретных преступлений, которые международное сообщество может идентифицировать как международный терроризм. Другой подход оперирует методом выработки социально-правовых ориентиров, которые признаются терроризмом в зависимости от ситуации.
Думается, первый метод можно считать более полноценным, так как он более объективен. И, если список правонарушений может быть дополнен в случае развития терроризма, то второй метод может вызвать новые вопросы и споры, так как термин терроризма все ещё будет трактован субъективно.
Вместе с тем, в международном сообществе активно развивается вопрос комплексного противодействия терроризму в связке с решением социальных и культурных конфликтов в обществе. Это разумная мера, позволяющая предотвратить террористическую активность и снизить количество актов терроризма и, следовательно, ущерб. Параллельно с превентивными мерами развиваются и меры по устранению последствий, так как терроризм развивается так же стремительно, как и меры воздействия на него.
Особое внимание стоит уделить большой базе данных модельного законодательства, которое разрабатывалось для единообразного понимания норм и принципов законодательства СНГ. В том числе в сфере антитерроризма, где принят целый ряд регулирующих документов. Несмотря на необязательность их исполнения, думается, данная мера действительно помогает государствам-членам не только понимать друг друга, но и совершенствовать национальное законодательство, исходя из опыта других стран.
Вместе с тем в стране ведется постоянная и планомерная работа по устранению причин и предпосылок возникновения терроризма на территории самого государства. С целью минимизации социального расслоения в обществе совершенствуется национальное трудовое, гражданское и административное законодательство, реализуются разнообразные социальные программы, проводится работа по агитации против терроризма.
Республика Беларусь, Будучи страной-участником всех глобальных международных конвенций о противодействии терроризму, предпринимает активные меры по обмену информацией, правовой и иной помощи другим государствам, противодействующим терроризму. По итогу, можно заключить, что Республика Беларусь предпринимает достаточное меры для исполнения своих международных обязательств по антитеррористической деятельности.
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. – Минск: Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2007. – 704 с.
2. Судебная практика по уголовным делам: вопросы уголов. и уголов.-процессуал. права: сб. действующих постановлений Пленума Верхов. Суда Респ. Беларусь, обзоров судеб. практики, постановлений и определений кассац. и надзор. судеб. инстанций за 1999–2004 гг. / сост. Н. А. Бабий; отв. ред. В. О. Сукало. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. – 736 с.
3. Уголовное право. Общая часть: учебник / Н. А. Бабий, А. В. Барков, И. О. Грунтов и др.; под ред. В. М. Хомича. – Минск: Тесей, 2002. – 496 с.
4. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: учеб. пособие / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под ред. Н. А. Бабия и И. О. Грунтова. – Минск: Новое знание, 2002. – 912 с.
5. Бабий, Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учеб. пособие / Н. А. Бабий. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 335 с.
6. Саркисова, Э. А. Уголовное право. Общая часть: учеб. пособие / Э. А. Саркисова. – Минск: Тесей, 2005. – 592 с.
7. Крымiнальнае права Беларусi (закон, злачынства, адказнасць): навучальны дапаможнiк / пад рэд. А. У. Баркова. – Мiнск: Завiгар, 1997. – 288 с.
8. Практикум по уголовному праву: учеб. пособие / авт.-сост. Н. А. Бабий [и др.]; под общ. ред. В. В. Марчука. – Минск: Тесей, 2001. – 176 с.
9. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка [и др.]; под общ. ред. А. В. Баркова, В. М. Хомича. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2007. – 1007 с.
10. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. – Т. I. – 1133 с.
11. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. – Т. II. – 682 с.
12. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. – Т. III. – 786 с.
13. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. – Т. IV. – 674 с.
14. Полный курс уголовного права: в 5 т. / под ред. А. И. Коробеева. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2008. – Т. V. – 951 с.
15. Курс уголовного права. Общая часть. – Т. 1: Учение о преступлении. – М.: Зер-цало, 1999. – 592 с.
16. Курс уголовного права. Общая часть. – Т. 2: Учение о наказании. – М.: Зерцало, 1999. – 400 с.
17. Уголовное право России: Общая часть: учебник / под ред. Н. М. Кропачева, Б. В. Волженкина, В. В. Орехова. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та,
Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. – 1064 с.
18. Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. Э. Жалинского. – 2-е изд., исправл. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1088 с.
19. Уголовное право: Библиография (1985–2006 годы) / под ред. А. Э. Жалинского. – 2 е изд. – М.: Издательский Дом «Городец», 2007. – 832 с.
20. Ахраменка, Н. Ф. Преступления против информационной безопасности: краткий реестр проблем / Н. Ф. Ахраменка // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 18 / ред-кол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2007. – С. 239–249.
21. Ахраменка, Н. Ф. Проблемные вопросы судебной практики по квалификации преступлений против информационной безопасности / Н. Ф. Ахраменка // Судебная практика в контексте принципов законности и права: сб. науч. тр. / редкол.: В. М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Тесей, 2006. – С. 151–162.
22. Бабий, Н. А. Множественность преступлений: квалификация и назначение наказания: научно-практическое пособие / Н. А. Бабий. – Минск: Тесей, 2008. – 176 с.
23. Бабий, Н. О «новых» правилах квалификации преступлений и «старых» проблемах нового уголовного закона / Н. Бабий // Юстиция Беларуси. – 2007. – № 5. – С. 36–40.
24. Бабий, Н. А. Проблемы квалификации повторных насильственных преступлений / Н. А. Бабий // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 18 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2007. – С. 262–275.
25. Барков, А. Обратная сила норм Особенной части Уголовного кодекса Республики Беларусь / А. Барков // Судовы веснiк. – 2001. – № 2. – С. 30–31.
26. Барков, А. В. Концептуальные основы Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 года / А. В. Барков // Юстиция Беларуси. – 1999. – № 4. – С. 23–28.
27. Барков, А. В. Понятие должностного лица и судебная практика по уголовным де-лам // Судебная практика в контексте принципов законности и права: сб. науч. тр. / редкол.: В. М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Тесей, 2006. С. 90–103.
28. Барков, А. В. Уголовный кодекс Республики Беларусь: пять лет в действии / А. В. Барков // Юстиция Беларуси. – 2005. – № 12. – С. 29–33.
29. Волженкин, Б. В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики / Б. В. Волженкин. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005. – 560 с.
30. Врублевская, Н. Г. Методика определения уголовного закона, имеющего обратную силу / Н. Г. Врублевская // Судебная практика в контексте принципов законности и права: сб. науч. тр. / редкол.: В. М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Тесей, 2006. –С. 103–112.
31. Грунтов, И. О. История и современные подходы в понимании содержания вины в отечественной науке уголовного права и законодательстве / И. О. Грунтов // Судовы веснiк. – 2007. – № 4. – С. 58–62.
32. Грунтов, И. О. Объективные и субъективные признаки неоконченного преступления / И. О. Грунтов // Судовы веснiк. – 2006. – № 3.– С. 41–45.
33. Грунтов, И. О. Понятие причинной связи и принцип субъективного вменения в уголовном праве Республики Беларусь / И. О. Грунтов // Судовы веснiк. – 1998. – № 2. – С. 49–53.
34. Грунтов, И. О. Психологический и социально-психологический элементы со-держания вины и законодательная модель неосторожности / И. О. Грунтов // Судовы веснiк. – 2008. – № 2.– С. 56–61.
35. Грунтов, И. О. Субъективные признаки соучастия / И. О. Грунтов // Судовы веснiк. – 2006. – № 1.– С. 46–50.
36. Козлов, А. П. Учение о стадиях преступления / А. П. Козлов. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. – 353 с.
37. Козлов, А. П. Понятие преступления / А. П. Козлов. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 819 с.
38. Лукашов, А. И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации / А. Л. Лукашов. – Минск: Тесей, 2002. – 256 с.
39. Лунеев, В. В. Субъективное вменение / В. В. Лунеев. – М.: Спарк, 2000. – 71 с.
40. Малинин, В. Б. Объективная сторона преступления / В. Б. Малинин, А. Ф. Парфенов. – СПб.: С-Петерб. Юрид. ин-т, 2004. – 298 с.
41. Малинин, В. Б. Причинная связь в уголовном праве / В. Б. Малинин. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2000. – 315 с.
42. Мальцев, В. В. Принципы уголовного права и их реализация в правоприменительной деятельности / В. В. Мальцев. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 692 с.
43. Марчук, В. В. Квалификация преступлений, совершенных группой лиц / В. В. Марчук // Судебная практика в контексте принципов законности и права: сб. науч. тр. / редкол.: В. М. Хомич (гл. ред.) [и др.]. – Минск: Тесей, 2006. – С. 62–73.
44. Марчук, В. В. Структура уголовно-правовой нормы / В. В. Марчук // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 17 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2006. – С. 164–175.
45. Марчук, В. Применение уголовного закона на основании принципа гражданства / В. Марчук // Судовы веснік. – 2007. – № 2. – С. 48–51.
46. Марчук, В. В. Терминология уголовного закона и квалификация преступлений / В. В. Марчук // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 18 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2007. – С. 224–238.
47. Сахарчук, А. И. Деяния, связанные с управлением транспортным средством лицом в состоянии опьянения (ст. 3171 УК) / А. И. Сахарчук // Судовы веснiк. – 2007. – № 1. – С. 61–63.
48. Тишкевич, И. С. Приготовление и покушение по уголовному праву (понятие и наказуемость) / И. С. Тишкевич. – М.: Госюриздат, 1958. – 196 с.
49. Тишкевич, И. С. Условия и пределы необходимой обороны / И. С. Тишкевич. – М.: Юридическая литература, 1969. – 231 с.
50. Хомич, В. М. Наказания, не связанные с лишением свободы / В. М. Хомич // Энциклопедия уголовного права. – Т. 8: Уголовная ответственность и наказание. – Издание профессора Малинина. – СПб ГКА, СПб, 2007. – С. 274–537.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 73.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты