Образ матери как детерминанта развития представлений о будущей супруги у юношей
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Диссертация
на тему: «Образ матери как детерминанта развития представлений о будущей супруги у юношей»
по дисциплине: «Кризисная психология»
2021
286.00 BYN
Образ матери как детерминанта развития представлений о будущей супруги у юношей
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Кризисная психология
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам до проведения тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам после проведения тренинга.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА МАТЕРИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ У ЮНОШЕЙ
1.1 Сущность понятия «образ матери»
1.2 Особенности развития представлений о будущей супруге
1.3 Психологические особенности современных юношей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА МАТЕРИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ У ЮНОШЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО ОПИМИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ У ЮНОШЕЙ
3.1 Пояснительная записка
3.2 Содержание программы тренинга по оптимизации представлений о будущей супруге у юношей
3.3 Результаты апробации программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе происходит утрата эмоциональных связей между родителями и детьми, повышается ценность индивидуализма и автономности. Взаимодействие со значимыми людьми, прежде всего, с родителями, является важным условием формирования личности, субъектности и адаптивности. От того, какой образ матери сложился в представления у ли юношеского возраста, может завидеть его будущая личная жизнь.
Современные ученые и исследователи изучают представления о семье и эталоне будущего супруга в различные возрастные периоды (М.В. Захарова, В.Е. Каган и др.). Выявлено, что в создании представлений об идеальном супруге большая роль принадлежит матери и отцу (Л.А. Коростылева, В.Е. Семенов и др.).
В современной психологи отмечается острая потребность в исследовании проблема влияния отношений с родителями на построение собственной семьи, соответствия выбора партнера образу родителей, а также развитие представлений о будущем супруге у лиц разного пола. Проблема оценки и моделирования образа будущей супруге у юношей недостаточно изучена в связи со смещением акцентов на феномены отцовства и материнства.
Становление личности особенно интенсивно происходит в юношеском возрасте, который является важнейшим периодом для подготовки к семейной жизни и выбора супруга. Становление зрелых межличностных выборов в юности определяет характер будущих взаимодействий и является показателем успешности, социальной адаптированности личности. Исследования А. Адлера, Э. Берна, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, Р.В. Овчаровой, Н. Пезешкиана показывают, что субъективные образы родителей оказывают наибольшее влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и ее смысловых ориентиров.
Негативный ранний опыт взаимоотношений с матерью становится препятствием для построения юношей близких отношений со связниками. Такие особенности межличностных отношений, как недоверие, непоследовательность, агрессивность, низкий уровень эмпатии, нарушение личных границ препятствуют созданию доверительных отношений могут привести к социальной дезадаптации. Потому выявление образа матери у юношей может выступить ценным источником для определения путей улучшения представлений о будущей супруге у юношей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА МАТЕРИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ У ЮНОШЕЙ
1.1 Сущность понятия «образ матери»
В психологическом словаре термин «образ» определяется как «чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Образ является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентируя его в конкретной ситуации, направляя на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени» [56, с. 228].
Согласно Э. Титченеру, «образ – это элемент идеи, который отражает переживания, несвязанные с текущим моментом, но происходящие в памяти. Образы обладают такими признаками как качество, интенсивность, длительность, отчетливость» [74, с. 195].
К.Г. Юнг рассматривал образ не как отражение внешнего объекта, а как аспект бессознательного, образ фантазии. Образ носит психологический характер фантастических представлений, не может отражать действительность. При этом, образ выражает не только бессознательное содержание, но и общее психическое состояние индивида. Потому образ является выражением как бессознательной, так и сознательной психической ситуации данного момента [76, с. 540].
В отечественной психологии сложились три основных подхода к пониманию образа: конкретно-перцептивный (образ выступает как некий промежуточный или конечный результат познавательной деятельности, как продукт восприятия, памяти, мышления, воображения); расширительно-отражательный (образ рассматривается как многомерное психологическое образование (А.Н. Леонтьев [37]), субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий); социально-перцептивный (образ понимается как представление о социальных объектах и явлениях, включающих представление субъекта о самом себе).
А.Н. Леонтьев использовал понятие «образ мира» для обозначения интегрального идеального продукта процесса сознания, получаемого путем постоянной трансформации чувственной ткани сознания в значения. По своей сущности, образ мира – это результат обработки данных восприятия, когда какая-либо информация встраивается в имеющуюся у субъекта структуру, результатом чего выступает способность учитывать в своем поведении присутствие в окружающей обстановке тех объектов, которые в данный момент отсутствуют в актуальном поле восприятия [38, с. 251].
Психолог при рассмотрении измерений пространства и времени выделил пятое квазиизмерение - внутрисистемные связи объективного предметного мира, когда «картина мира наполняется значениями» и делает образ мира субъективным. По словам А.Н. Леонтьева, «образ мира является тем постоянным фоном, который предваряет любое чувственное впечатление и на основе которого последнее только и может приобрести статус составляющей чувственного образа внешнего объекта» [38, с. 253].
А.Н. Леонтьев рассматривал образ мира как систему, которая имеет устойчивую структуру. Образ мира образуют: значение, личностный смысл и чувственная ткань. Целостный человеческий образ осмыслен. При этом, осмысленность, разумность образа вносится в него значениями. Чувственная ткань порождается в практическом взаимодействии с внешним предметным миром как непосредственное впечатление от него; служит материалом, из которого строятся сознательные, предметные («значимые») образы; выполняет функцию свидетельствования о внешней реальности, функцию «придания реальности сознательной картине мира» [38, с. 253].
Итак, образ мира построен на основе выделения значимого (существенного, функционального) для системы реализуемых субъектом деятельностей опыта (признаков, впечатлений, чувств, представлений, норм и пр.). Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его. Образ мира, презентируя познанные связи предметного мира, определяет восприятие мира.
Большой вклад в понятие образа внес Ф.Е. Василюк (ученик А.Н. Леонтьева). Так, Ф.Е. Василюк расширил структуру образа мира, предложенную А.Н. Леонтьевым, и представили ее состоящую из пяти измерений:
- значение, предмет, личностный смысл, знак (слово) - представители мира культуры, внешнего мира, внутреннего мира личности и мира языка в психическом образе. Силовые линии внутренней динамики образа могут направляться по преимуществу к одному из этих полюсов, и возникающим при этом доминированием одного из динамических измерений создается особый тип образа. Образы с выраженным доминированием полюса личностного смысла автор называет эгоцентрическими, а образы с ярким доминированием аффекта – экспрессивным.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА МАТЕРИ КАК ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ У ЮНОШЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Цели исследования: выявить образ матери как детерминанту развития представлений о будущей супруге у юношей и разработать программу психологического тренинга по оптимизации представлений о будущей супруге у юношей.
Задачи исследования:
1. Выявить и описать образ матери у юношей.
2. Установить взаимосвязь образа матери и представлений о будущей супруге у юношей.
3. Разработать программу психологического тренинга по оптимизации представлений о будущей супруге у юношей.
Гипотеза исследования: сформированное у юношей представление о матери обуславливает идеальные представления о будущей супруге.
База исследования: В исследовании приняли участие 60 студентов 1-4 курсов в возрасте 18-23 года ГУ «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка».
Методики исследования:
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири [43].
2. Эксперимент «Изучение понятия «семья» посредством метафорического образа» (Л.Б. Шнейдер) [73].
3. Опросник привязанности к близким людям (К. Бреннан, адаптация Н.В. Сабельниковой) [58].
4. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (ШДЭ) К. Изарда [42].
Обоснование методик
1. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Цель: выявить образ матери и образ будущей супруге.
Обоснование: данная методика была выбрана потому, что она позволяет выявить образ матери и образ будущей супруге. Это соответствует цели нашего исследования.
Испытуемым предлагается заполнить опросник 2 раза:
1 инструкция: Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о МАТЕРИ, и знак " – " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о МАТЕРИ.
2 инструкция: Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ, и знак " – " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ.
Можно провести корреляцию между полученные показателями и определить соотношение между образами матери и будущей супруге. Например, чем выше авторитарность матери, тем выше представления о будущей супруге как подчиняемой.
2. Эксперимент «Изучение понятия «семья» посредством метафорического образа» (Л.Б. Шнейдер).
Цель - выявление представлений о матери и будущей супруге в сознании юношей.
Обоснование: данная методика была выбрана потому, что она позволяет выявить с помощью метафоры выявить переживания, связанные с матерью и будущей супругой. Это соответствует нашей методологии.
Испытуемым предлагается пройти эксперимент 2 раза. Сначала юношам предлагалось подобрать метафору к слову «мама», а затем к слову «будущая супруга».
Л.Б. Шнейнер использовала понятие «семья» и на выборке студентов получила 80 вариантов ответов метафорического описания семьи, которые разделила на несколько категорий
1) свободный выбор;
2) эмоциональная защищенность;
3) социальное функционирование;
4) защитная функция Я;
5) неопределённость и динамика.
3. Опросник привязанности к близким людям (К. Бреннан, адаптация Н.В. Сабельниковой)
Цель: выявить переживания по поводу матери и переживания по поводу будущей супруге.
Выбор методики соответствует нашей методологии (Ф.Е. Василюк полагал, что переживание –особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни). В юношеском возрасте происходит перестройка психологического мира, связанная с отношениями с матерью (отделение от нее) и партнером (сближение с ним).
ГЛАВА 3 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ СУПРУГЕ У ЮНОШЕЙ
3.1 Пояснительная записка
В сознании юношей образ матери играет значительную роль при выборе партнера, формировании представлений о будущей супруге. Именно при взаимодействии с матерью у юношей складываются представления о том, какой должна быть его супруга, какие качества проявлять по отношению к ним и другим людям. Модель поведения матери – то, на что опираются юноши при создании собственной семьи.
В результате исследования нами было установлено, что альтруистический образ матери обуславливает дружелюбный образ будущей супруги и снижает беспокойство в близких отношениях с ней. Дружелюбный образ матери обуславливает положительное эмоциональное отношение к будущей супруге. Авторитарный образ матери обуславливает подчиняемый образ будущей супруги. Подозрительный образ матери обуславливает зависимый образ будущей супруги. Положительное отношение к матери обуславливает положительное отношение к будущей супруге. Тревожно-депрессивные эмоции по отношению к матери повышают избегание в близких отношениях с будущей супругой. Негативное отношение к матери повышает беспокойство в близких отношениях. В связи с этим целесообразно воздействовать на образ матери, чтобы оптимизировать представления о будущей супруге у юношей.
В качестве средства оптимизации представлений о будущей супруге у юношей был выбран тренинг. Преимущества тренинга состоят в том, что активные методы обучения позволяют более эффективно воздействовать на представления, установки и систему отношений молодых людей. В группе юноши получают возможность получить новый опыт, открыто выражать свое мнение, не боясь осуждения, обсуждать волнующие темы. Используема в тренинге обратная связь позволяет участникам лучше познать себя, достичь определённых изменений, углубить представления о собственных потребностях.
Цель тренинга: способствовать оптимизации представлений о будущей супруге у юношей.
Задачи тренинга:
1) формировать положительное отношение к матери;
2) снижать степень беспокойства в близких отношениях, страх быть отвергнутыми.
3) снижать степень избегания, дискомфорта в близких отношениях.
Участники: студенты 1-4 курсов в возрасте 18-23 года.
Принципы проведения программы:
- принцип «здесь и сейчас»;
- принцип искренности и открытости;
- принцип «Я»;
- принцип активности;
- конфиденциальности.
- принцип объективации поведения, предполагающий использование обратной связи;
- принцип партнерского общения, предполагающий такое взаимодействие участников тренинга, при котором учитываются интересы, чувства, переживания, состояния других;
- принцип персонификации высказываний, предполагающий право высказываться только от своего имени и о том, что воспринято, прочувствовано, переживается здесь и сейчас;
Используемые методы работы: игровые упражнения, ролевые ситуации, приемы арт-терапии, групповая дискуссия.
В ходе проведения игровых упражнения происходит закрепление новых поведенческих навыков, коммуникативных способностей, усвоение способов оптимального взаимодействия с другими.
В ходе тренинга использовались ролевые ситуации, которые помогают участникам усваивать новые навыки, экспериментировать с новыми моделями поведения и получать жизненный опыт в группе партнеров.
Арт-терапия использовались в целях более глубоко познания себя, что способствует пониманию других.
Групповые дискуссии предполагали совместное обсуждение какой-либо проблемной ситуации. Метод групповой дискуссии применялся в целях предоставления возможности участникам посмотреть на проблему с различных сторон, способствующих уточнению взаимных позиций, а также для развития групповой рефлексии посредством анализа индивидуальных переживаний, способствующих усилению сплоченности группы, облегчению самораскрытия участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В зарубежной психологии образ матери рассматривается в теории объектных отношений, в теории привязанности, а также в исследования, посвященных выявлению идеальным характеристиками матери. В советской психологии выделяются структурные составляющие образа матери, показаны представления мужчин и женщин об идеальной матери. Современные исследования отражают широкий спектр социально-психологических характеристик, отражающих представления о собственной матери, обусловленные отношением к ней. Под образом матери мы будем понимать психическое образование, представленное в сознании, включающее проекцию различных характеристик материнского поведения, совокупность оценок ее ролей и личностных качеств. Образ матери может отражать как реальные характеристики ее личности и поведения, так и идеальные (желаемые) черты.
Зарубежные исследователи рассматривали представления о будущем супруге в контексте теорий выбора брачного партнера. В современной психологии представления о будущем супруге рассматриваются в контексте более широкого феномена – образа семьи. Представления о будущем партнере имеют большое значение при построении супружеских отношений. Важным фактором формирования представлений о будущей супруге выступает родительская семья. Современные юноши и девушки наделяют будущего брачного партнера социальными свойствами, которые позволяют занять более высокий статус с в обществе, а выбор осуществляется из социальной группы, близкой по социальным характеристикам.
Психологическими особенностями современных юношей являются: слабо развитые жизненные ориентиры, нежелание принимать важные решения и делать выбор, отсутствие стремления к саморазвитию, подверженность социальным влияниям, повышенная личностная тревожность. Современные юноши и девушки являются практичными, ориентированными на прагматические ценности, они стремятся стать самодостаточной, успешной личностью, которая может самостоятельно добиться материального благополучия и высокого социального статуса. В юношеском возрасте, как правило, активно развивается рефлексия, способности выстраивать свое психологическое пространство, стремление создать семью, найти спутника жизни, повышается готовность к семейной жизни, уровень личностной зрелости, чему могут препятствовать негативный опыт общения с родителями и сверстниками.
В результате исследования было выявлено, что образ матери у юношей представлен альтруистическими, дружелюбным, авторитарными и подозрительными характеристиками. Образ будущей супруге у юношей включает дружелюбные, подчиняемые и зависимые характеристики. Метафорическое описание понятия «мама» юношами раскрывается преимущественно через метафоры, отражающие элементы эмоциональной защищенности, то есть удовлетворение потребности в любви, внимании, понимании, поддержке и психологической защите. Метафорическое описание понятия «мама» юношами раскрывается преимущественно через метафоры, отражающие элементы свободного выбора, то есть удовлетворение потребности в проявлении воли, принятии решений без какого-либо внешнего принуждения. Большая часть юношей по отношению к матери обладают средним уровнем беспокойства в близких отношения, а также средним уровнем избегания в близких отношения. По отношению к будущей супруге юноши обладают высоком уровнем беспокойства в близких отношения, а также низким уровнем избегания в близких отношения. Юноши по отношению к матери испытывают и позитивные, и негативные эмоции – интерес, радость, стыд, вина. По отношению к будущей переживают преимущественно позитивные эмоции – интерес, радость, а также страх, связанный с неизвестностью. По отношению к матери и по отношению к будущей у юношей преобладают позитивные эмоции, что отражает положительное эмоциональное отношение к ним.
Корреляционный анализ показал, что альтруистический образ матери обуславливает дружелюбный образ будущей супруги и снижает беспокойство в близких отношениях с ней. Дружелюбный образ матери обуславливает положительное эмоциональное отношение к будущей супруге. Авторитарный образ матери обуславливает подчиняемый образ будущей супруги. Подозрительный образ матери обуславливает зависимый образ будущей супруги. Положительное отношение к матери обуславливает положительное отношение к будущей супруге. Тревожно-депрессивные эмоции по отношению к матери повышают избегание в близких отношениях с будущей супругой. Негативное отношение к матери повышает беспокойство в близких отношениях. Гипотеза исследования подтвердилась: сформированное у юношей представление о матери обуславливает идеальные представления о будущей супруге.
Нами разработан и апробирован тренинг по оптимизации представлений о будущей супруге у юношей. Тренинг был направлен на решение следующих задач: формировать положительное отношение к матери, снижать степень беспокойства в близких отношениях, страх быть отвергнутыми, снижать степень избегания, дискомфорта в близких отношениях. Использовались такие формы работы, как: игровые упражнения, ролевые ситуации, приемы арт-терапии, групповая дискуссия..
1. Алмазова, О.В. Использование метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье / О.В. Алмазова // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 2. – С. 277–290.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. Антонов, Н.Л. Брачный выбор: поворот к рационализации / Н.Л. Антонов // Дискуссия. – 2017. - № 2. – С. 44-47.
4. Ануфриюк, К.Ю. Самоотношение в связи с защитно-совладающим поведением в юношеском возрасте / К.Ю. Ануфриюк, А.В. Постанина // Молодой ученый. – 2019. – № 26 (264). – С. 277-280.
5. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И.Б. Ханиной. - М.: Смысл, 1999.
6. Баксанский О.Е. Образ мира: когнитивный подход / О.Е. Баксанский, Е.Н. Кучер. – М.: Альтекс, 2000. – 107 с.
7. Балова, Д.Ю. Психологические особенности представителей студентов о брачном партнере: автореф. дис. … канд. психол. наук / Д.Ю. Балова. – Сочи, 2009. – 26 с.
8. Баширова, А.Р. Проблемы современной молодежи / А.Р. Баширова // Достижения вузовской науки. –Пенза, 2020. – С. 155-157.
9. Беккер, Г. Выбор партнера на брачных рынках / Г. Беккер // THESIS. - 1994. - Вып. 6, № 6. - С. 12-36.
10. Белановская, О.В. Ценностные ориентации белорусских и литовских студентов: сравнительный анализ / О.В. Белановская // Лингвокультурное образование в системе вузовской подготовки специалиста. – 2020. - № 5. – С. 16-26.
11. Близнюк, А.Р. Критерии выбора брачного партнера для создания будущей семьи / А.Р. Близнюк // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2019. – № 1. – С. 109-119.
12. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 328 с.
13. Болтаева, Л.Ш. Формирования личности в юношеском возрасте / Л.Ш. Болтаева // Актуальные проблем современной науки: взгляд молодых ученых. – Грозный, 2020. – С. 120-123.
14. Боулби, Дж. Привязанность / Дж. Боулби. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
15. Василюк, Ф.Е. Структура образа / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. – 1993. – № 5. – С. 5-19.
16. Васягина, Н.Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян / Н.Н. Васягина // Образ матери: особенности репрезентации в сознании россиян. – 2015. – № 2. – С. 138-142.
17. Винникотт, Д.В. Маленькие дети и их матери / Д.В. Винникотт. – М.: Класс, 1998. – 123 c.
18. Газизова, Ю. С. Специфика исследования образа мира в психологической науке / Ю. С. Газизова, О. Ю. Демченко // Психология образовательной среды: теоретические аспекты и современные тенденции практики: Коллективная монография. – Екатеринбург, 2017. – С. 81-105.
19. Газизова, Ю.С. Особенности репрезентации образа матери у мужчин и женщин / Ю.С. Газизова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. – № 2. – С. 31-38.
20. Газизова, Ю.С. Структурное содержание образа матери / Ю.С. Газизова // Дискуссия. – 2013. – № 2. – С. 96-101.
21. Галимова, А.И. Влияние образов отца и матери на представления о будущем супруге у юношей и девушек / А.И. Галимова // Ярмарка научно-практических инициатив студентов Янпис. – Пермь, 2020. – С. 63-66.
22. Гуреева Т.Н. Анализ отношения студентов вуза к будущей семье и родительству // Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС: сборник тезисов докладов международной конференции (29-30 июня 2013 г., Омская область) / Под ред. Ю.А. Нацкевич Н.А. Кургановой, Р.Р. Сабировой, М.А. Титовой. – Омск: Полигр. центр «Татьяна», 2013. – 405 с
23. Денисова, Ю.М. Межличностные отношения в студенческом возрасте / Ю.М. Денисова // Новая парадигма социально-гуманитарного знания. – Белгород, 2018. – С. 22-24.
24. Донцов, Д.А. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста / Д.А. Донцов // Образовательные технологии. – 2013. – № 2. – С. 34-42.
25. Дубовская, Е.М. Гендерные особенности межличностного общения / Е.М. Дубовская // Вестник РГГУ. – 2017. – № 3 (9). – С. 44-57.
26. Жолудева, С.В. Брачный возраст и психологическая готовность к вступлению в брак / С.В. Жолудева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 1. – С. 276-280.
27. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психол. – 1991. – № 2. – С. 15-37.
28. Ильин, Е.П. Пол и гендер / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. - 365 с.
29. Исик, О.Н. Психологические особенности любви в ранней юности / О.Н. Исик // Символ науки. – 2021. - № 7. – С. 102-103.
30. Карабанова, О.А. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи: монография / О.А. Карабанова. – Астрахань, 2013. – 110 с.
31. Караичева, С.А. Стратегии брачного выбора: кросскультурный аспект / С.А. Караичева // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 19. – С. 62-65.
32. Каргина, Н.В. Связь представлений юношей и девушек о личностных качествах желаемого брачного партнера и интеллекта / Н.В. Каргина // Мир науки. – 2021. – № 2. – С. 36-40.
33. Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. - Изд-во: МГУ, 1995.
34. Кодеярова, Е.А. Особенности образа будущего супруга у юношей и девушек из неполных семей / Е.А. Кодеярова // В мире научных открытий. – 2013. – № 11. – С. 145–150.
35. Козлов, В.Е. Взаимосвязь самооценки студентов с взаимоотношениями в группе сверстников / В.Е. Козлов // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 57-60.
36. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 176 с.
37. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1986. – № 3. – С. 72–76.
38. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – С. 251-261.
39. Леонтьев Д. А. Личностный смысл и трансформация психического образа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1988. – № 2. – С. 3-14.
40. Мазитова, Д.Р. Теоретические аспекты общения в юношеском возрасте / Д.Р. Мазитова // Академическая публицистика. – 2021. – № 3. – С. 382-384.
41. Малер, М.С. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация / М.С. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман. – М.: Когито-Центр, 2011. – 486 с.
42. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» (ШДЭ) К. Изарда // Психологические технологии управления состоянием человека / А.Б. Леонова, А.С. Кузнецова. – М.: Смысл, 2007. – С. 230-236.
43. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири // Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2005. – С. 221-224.
44. Моцарь, С.В. Деструктивный образ семьи как один из факторов возникновения суицидальных состояний у военнослужащих: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.В. Моцарь. – Томск, 2004. – 23 с.
45. Нартова-Бочавер, С.К. Психологическое пространство личности: монография / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2016. – 288 с.
46. Никифоров, А.Ю. Жизненные ценности современного студента / А.Ю. Никифоров // Вестник Башкирского университета. – 2018. – № 4. – С. 1301-1305.
47. Озерина, А.А. Особенности представлений о партнере, супруге и родителе у юношей и девушек / А.А. Озерина // ARTIUM MAGISTER. – 2020. - № 1. – С. 5-10.
48. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Психоаналитический подход / Д. Пайнз. - СПб, 1997. - 193 с.
49. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. гос. ун-та. –1984. – № 21. – С. 13–21.
50. Пинегина, Н.М. Представления студенческой молодежи о будущем брачном партнере / Н.М. Пинегина // Вестник ВГУ. – 2021. - № 1. – С. 69-73.
51. Плотникова, В.Ю. Определение компонентного содержания. Образ семьи в юношеском возрасте: соотношение структурных компонентов / В.Ю. Плотникова // Педагогическое образование: вызовы 21 века. – Рязань, 2017. – С. 182-186.
52. Пономарева, Е.В. Представления взрослых об образе материнства / Е.В. Пономарева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 1 (1). – С. 474–481.
53. Попова, Ю.И. Полоролевые характеристики взаимосвязи личностной суверенности и психологических защит в юношеском возрасте / Ю.И. Попова // Ученые записки университета м. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – № 8. – С. 288-293.
54. Прилепских, О.С. Образ отца как детерминанта развития представлений о будущем супруге у девушек: автореф. дис. … канд. психол. наук / О.С. Прилепских. – Ставрополь, 2005. – 26 с.
55. Приходько, А.Ю. Гендерные различия в представлениях об идеальном партнере у молодежи / А.Ю. Приходько // Общество: социология, психология, педагогика. –2016. – № 2. – С. 32-34.
56. Психологический словарь / под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
58. Сабельникова, Н. В. Опросник привязанности к близким людям / Н. В. Сабельникова, Д. В. Каширский // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36. – № 4. – С. 84-97.
59. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Питер, 2000. - 254 с.
60. Слепкова, В.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентаций старшеклассников / В.И. Слепкова. – Минск: Минский государственный педагогический институт, 1990. – 218 с.
61. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985.
62. Смирнова, Я.К. Суверенность как индикатор нарушения границ идентичности психологического пространства в подростковом возрасте: монография / Я.К. Смирнова. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2015. – 192 с.
63. Степанова, Л.Н. Суверенность психологического пространства и направленность личности в юношеском возрасте / Л.Н. Степанова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 3. – С. 213-216.
64. Сторожева, Ю.А. Взаимосвязь образа родителей и самоотношения в юношеском возрасте / Ю.А. Сторожева // Мир науки. – 2019. – № 3. – С. 45-49.
65. Тенькова В.А. Представление о брачном партнере в юношеском в возрасте // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / отв. ред. И.И. Борисов. – Воронеж: ВГУ, 2012. – Вып. 13. – С. 213–219.
66. Терехина, С.А. Образы родительской и будущей семьи у девочек-подростков с делинквентным поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук / С.А. Терехина. – Москва, 2006. – 26 с.
67. Ткаченко, Н.В. Психологические особенности формирования Я-концепции в юношеском возрасте / Н.В. Ткаченко // Знание. – 2017. – № 4. – С. 63-73.
68. Федорова, А.В. Психологическая готовность юношей и девушек к семейной жизни в связи с уровнем их личностной зрелости / А.В. Федорова // Семья и дети в современном мире: сборник материалов конференции. – СПб., 2019. – С. 938-944.
69. Харламенкова, Н.Е. Изменение отношений в диаде мать ребенок и динамика образа матери в подростковом возрасте / Н.Е. Харламенкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2011. – № 2. – С. 145-155.
70. Шарфф, Д.С. Основы теории объектных отношений / пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2009.
71. Шелехов, И.Л. Образ партнера противоположного пола у современной молодежи / И.Л. Шелехов. – Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2013. - 232 с.
72. Шиляева, И.Ф. Особенности общения и принадлежности к группе в юношеском возрасте / И.Ф. Шиляева // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: материалы X международной научной конференции. – Москва, 2019. – С. 33-35.
73. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. – Воронеж: МОДЭК, 2003. - 928 с.
74. Шульц, Д.П. История современной психологии / под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.
75. Щербакова, М.В. Трансформация брачного выбора в современных условиях / М.В. Щербакова. – Екатеринбург, 2018. – 25 с.
76. Юнг, К. Образ // Психологические типы. - СПб, 1995. - С. 539-545.
77. Юнель, С.А. Личностные особенности студентов, детерминирующие выбор брачного партнера / С.А. Юнель // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – № 2. – С. 1-7.
78. Юркевич, Н.А. Индивидуально-психологические особенности высокотревожных юношей и девушек / Н.А. Юркевич // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. – Нефтекамск, 2019. – С. 959-964.
79. Center, R. Sexual attraction & love: An instrumental theory / R. Center Springfield, 1975.
80. Coleman J. Foundations of Social Theory. MA: Harvard University Press, 1990. P. 114.
81. Mcquilllan J., Greil A., Shreffler K., Tichenor V. The Importance of Motherhood Among Women in the Contemporary United States//Gender & Society. – 2008. - Vol. 22. - Р. 477–496.
82. Murstein, B.J. Who will marry Whom? Theories & Research in Marital Choice / B.J. Murstein. - New York, 1976.
83. Radosh R.F. Sara Ruddick's Theory of Maternal Thinking Applied To Traditional Irish Mothering // Journal of Family History, July 2008; vol. 33, 3: p. 304– 315.
84. Slattery K., Garden А. Mother as mother and mother as citizen: Mother of combat soldiers on national network new // Journalism. – 2012. – Vol. 1.
85. Winch, R.F. The theory of complementary needs in mate selection / R.F. Winch // American Sociological Review. - 1955. - V. 20. - P. 552–555.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 76.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методики исследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Первичные баллы по методикам до проведения тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Содержание занятий тренинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Первичные баллы по методикам после проведения тренинга.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты