Стратегии поведения студентов Беларуси и Китая в межличностных конфликтах в общежитии
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Стратегии поведения студентов Беларуси и Китая в межличностных конфликтах в общежитии»
по дисциплине: «Психология»
2020
286.00 BYN
Стратегии поведения студентов Беларуси и Китая в межличностных конфликтах в общежитии
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица критических значений t-критерия Стьюдента
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методики исследования
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие и причины возникновения межличностных конфликтов
1.2 Стратегии поведения в межличностных конфликтах
1.3 Культурные особенности конфликтного взаимодействия
1.4 Особенности конфликтов в студенческой среде
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В ОБЩЕЖИТИИ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Стратегии поведения белорусских студентов в межличностных конфликтах в общежитии
2.3 Стратегии поведения китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии
2.4 Различия в стратегиях поведения белорусских и китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мировом сообществе наблюдается активная международная культурная интеграция. Это связано с такими факторами, как глобализация мировой экономики, стремительное совершенствование средств массовой коммуникации, рост международных контактов. Все большее число людей вовлекается в различные формы межэтнического взаимодействия. Стоит отметить, что в процессе такого взаимодействия не существует универсальных форм поведения и стандартных ситуаций, на основе которых можно интерпретировать поведение представителей разных культур, в том числе их поведение в конфликтных ситуациях. Одним из следствий происходящих глобальных изменений стало существенное усиление интереса исследователей к проблемам взаимодействия культур и преодоления межкультурных конфликтов.
Навстречу культурному разнообразию должны идти и изменения в сфере высшего образования, так как в студенческой среде, на сегодняшний день, идут активные процессы взаимодействия различный культур и национальностей. В процессе активного межкультурного взаимодействия в студенческой среде возникает ряд противоречий: между активным ростом национального самосознания и низким уровнем толерантности к представителям другой этнической общности; между потребностями общества в гуманизации межнациональных отношений среди студенческой молодежи и недостатками поликультурного воспитания в студенческой среде; между ростом межнациональных конфликтов среди студентов вузов и недостаточным уровнем этносоциальной и этнопсихолого-педагогической компетентности педагогов.
Проблема профилактики межэтнических конфликтов в студенческой среде является междисциплинарной и находится в центре внимания превентивной науки и практики. Также актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что межличностные конфликты, в том числе и на межнациональной почве, являются одними из самых распространенных видов конфликтов и для того, чтобы грамотно приходить к консенсусу, необходимо изучить психологические аспекты данного процесса.
В литературе проблеме конфликтов, способам и особенностям их протекания и разрешения посвящены многочисленные исследования. В работах зарубежных ученых (Р. Дарендорф, М. Дойч, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин, К. Хорни и др.), а также в трудах отечественных исследователей (К.А. Абульханова-Славская, А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Ф.И. Ерина, В.И. Журавлев, Н.И. Леонов, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, В.В. Новиков, Н.Н. Обозов, Л.А. Петровская, Б.И. Хасан, А.И. Шипилов и др.) разработаны теоретико-методологические подходы к анализу межличностных конфликтов, представлены различные взгляды на природу конфликта, его социальную роль, рассмотрены способы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций.
Также в контексте исследования являются актуальными исследования проблем межнациональных отношений Г.Г. Шпета, В. Воронкова, О.В. Митиной, В.Ф. Петренко, Д.И. Фельдштейна, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатовой. Вопросы межнациональных отношений в образовании рассматриваются Е.В. Васильевым, В.П. Торукало, И.Л. Ленским, О.В. Матвеевой, А.Н. Мельниковым, В.П. Сапрыкиным. Проблема межэтнической толерантности в отношениях между субъектами образовательного процесса раскрывается в исследованиях Е.В. Бондаревской, С.К. Бондыревой, В.Н. Гурова, Н.П. Едыгова, Д.В. Зиновьева, Д.В. Колесова, В.В. Шалина, Н.В. Янкина и др.
Объект исследования – стратегии поведения в межличностных конфликтах.
Предмет исследования – стратегии поведения белорусских и китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии.
Цель исследования – выявить характер связи отношений и уровня конфликтности у медицинских работников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия и причин возникновения межличностных конфликтов;
- выявить стратегии поведения в межличностных конфликтах;
- определить культурные особенности конфликтного взаимодействия;
- установить особенности конфликтов в студенческой среде;
- исследовать стратегии поведения белорусских студентов в межличностных конфликтах в общежитии;
- исследовать стратегии поведения китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии;
- установить различия в стратегиях поведения белорусских и китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие и причины возникновения межличностных конфликтов
Личность человека создается и развивается в социуме, при взаимодействии с другими людьми. Именно межличностные отношения являются базисом для создания цивилизованного общества. Межличностные отношения как неотъемлемый атрибут жизни человека играет огромную роль во всех сферах жизнедеятельности. В литературе высказывается множество точек зрения по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Г.Р. Копешова, отмечает, что «межличностные отношения являются обязательным фактором нормального функционирования общности людей. Они выступают необходимым условием их бытия, фактором, от которого зависит успешное решение стоящих перед ним задач, их движение вперед» [26, с. 114].
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Г.М. Андреева отмечает, что «межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются» [3, с. 152].
Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко определяют межличностные отношения как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [7, с. 518].
По мнению А.А. Леонтьева, «межличностные отношения есть система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и лежит в основе формирования климата социально-психологического в коллективе» [28, с. 178].
Н.Н. Обозов отмечает, что «понимание и оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности» [36, с. 43].
С позиций социометрического подхода межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения людей в малой группе. С позиций социокогнитивного подхода межличностные отношения трактуются как понимание качеств других людей и способность интерпретировать и разрешать конфликтные ситуации, т.е. способности индивида, которые обозначают термином «социальный интеллект» [34].
С позиций концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского, межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности [37].
В своей концепции деятельностного опосредствования А.В. Петровский моделирует межличностные отношения в форме трехслойной сферы:
- эмоциональные отношения, основанные на симпатиях и антипатиях членов коллектива;
- ценности и нормы, принятые членами группы как второй слой;
- и глубинные образования малой группы, характеризующиеся совместной деятельностью и общими целями [37, с. 52].
Общение – это социально и личностно ориентированный процесс, в ходе которого реализуются личностные отношения и установки нормативных ценностей. В ходе общения осуществляются: обмен информацией и ее интерпретация; взаимовосприятие, взаимопонимание; взаимная оценка партнеров; становление убеждений и взглядов; формирование характера взаимоотношений; формирование межличностных симпатий и антипатий; психологическое воздействие друг на друга; сопереживание; разрешение конфликта, противоречий.
В настоящее время в литературе присутствуют несколько определений понятия конфликт, общий анализ которых позволяет выделить следующие структурные признаки, характерные для конфликтного взаимодействия и определяющие его специфику. Во-первых, в основе любого конфликта лежит объективное противоречие или несовместимость, которые затрагивают цели, интересы, мотивы и т.п. сторон конфликта. Во-вторых, данное противоречие или несовместимость осознаются сторонами. В-третьих, стороны конфликта предпринимают разнообразные действия (активность), целью которых выступает преодоление данного противоречия [41, с. 42-43].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В ОБЩЕЖИТИИ
2.1 Организация и методы исследования
В ходе работы было проведено исследование особенностей поведения белорусских и китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии.
Методологические основания исследования: в основу исследования положены основные теории и принципы конфликтологии ведущих отечественных и западных исследователей: Д. Майерса, Г.И. Козырева, Д. Магнуссона, Ф. Глазла, А.Н. , Д.Т. Кэмпбелла, Н.В. Гришиной, К. Томаса, Р. Килменна, Дж. Рубина, Г. Зиммеля, С.М. Емельяновой, Б. Спитцберга, У. Гудикунста, Я. Ким, С. Тинг-Туми, Дж. Оетзела, М. Хаммера.
Гипотеза исследования: существуют значительные различия в поведении белорусских и китайских студентов в условиях межличностного конфликта.
Методики исследования.
1. Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова, который содержит шкалу для само¬оценки по 10 парам утверждениям. Оценка производится по 7-балльной шкале. Данная методика позволяет оценить степень конфликтности человека.
2. Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах:
- исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей;
- какие из них являются более продуктивными или деструктивными;
- каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс;
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
3. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» предназначен для диагностики общего уровня толерантности. В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
4. Опросник «Изучение психологического климата студенческого коллектива» разработан с целью выявления взаимоотношений в студенческом коллективе. Также опросник помогает оценить свойства психологического климата в общежитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных конфликтов выявил, что существуют различные подходы к изучению данного феномена. Межличностные конфликты являются неотъемлемой частью общения между людьми. В современной психологии существует разделение конфликтов по следующим типам: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Сложная и многомерная структура данного понятия определила наличие множества различных причин возникновения конфликтов, среди которых можно отметить: социально-политические и экономические, социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические причины. Специфика конфликтного взаимодействия обусловлена сложностью возникающих взаимосвязей, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности.
2. Существуют достаточно определенные стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях, независимо от типа конфликта и его причин. Различают 5 стилей поведения в конфликте: уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество. Каждая стратегия имеет четко очерченный круг особенностей и характеристик. Все они опираются на модель двойной заинтересованности, которая предполагает удовлетворение интересов какой-либо из сторон, или обеих сторон. Каждая из стратегий имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако наиболее конструктивной считается стратегия сотрудничества. В процессе межличностного общения и решения межличностных конфликтов человек не использует какую-либо определенную стратегию, при решении конфликтов субъекты смешивают элементы той или иной стратегии. Иногда можно наблюдать ситуацию перехода от одной стратегии к другой. Не существует универсальной стратегии поведения, которая смогла бы подойти для разрешения любого конфликта. Выбор стратегии обусловлен как внутренними факторами обоих субъектов, так и внешними.
3. Анализ исследований, посвященных изучению конфликта в межкультурном взаимодействии, позволил установить, что диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Большой интерес исследователей к проблеме межкультурных конфликтов определила наличие множества их моделей.
4. Особенности конфликтов в студенческой среде обусловлены характерными особенностями студенческой группы, как отдельной социальной группы. Причины межнациональных конфликтов среди студентов высших учебных заведений могут быть обусловлены не только психологическими, социальными и другими личностными характеристиками, но и особенностями межкультурного взаимодействия, в процессе которого сталкиваются культуры, нравственные ценности, идеология различных народностей. Профилактика межнациональных конфликтов в студенческой среде должна базироваться на принципах гуманизма, значимости общечеловеческих ценностей. Не достаточная изученность природы студенческих конфликтов требует дальнейших исследований в этом направлении. В связи с чем, была предпринята попытка исследования стратегий поведения белорусских и китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии.
5. В качестве гипотезы исследования было сформировано утверждение о том, что существуют значительные различия в поведении белорусских и китайских студентов в условиях межличностного конфликта. В исследовании принимали участие 100 студентов: 50 – из Беларуси, 50 – из Китая.
6. Анализ стратегий поведения белорусских студентов выявил, что для них наиболее характерна выраженная конфликтность, высокий уровень толерантности, они предпочитают такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях как: соперничество и сотрудничество, большинство белорусских студентов оценивают психологический климат в общежитие как неустойчивый.
7. Анализ особенностей стратегий поведения китайских студентов, показал, что для них характерен выраженный в той или иной степени уровень конфликтности, средний уровень толерантности. Китайские студенты предпочитают такие стратегии поведения в конфликтных ситуациях как: компромисс и сотрудничество. Большинство китайских студентов оценивают психологический климат в общежитие как неустойчивый.
8. В ходе сравнительного анализа стратегий поведения белорусских и китайских студентов были обнаружены существенные различия по некоторым признакам. Так, уровень толерантности белорусских студентов выше, чем китайских. Также белорусские студенты дают более положительную оценку психологическому климату в общежитие. Наиболее предпочтительной для белорусских студентов является стратегия соперничества, в то время как китайские студенты склонны выбирать стратегию компромисса. По признаку конфликтности существенных различий не выявлено. Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась.
1. Абгаджава, Д.А. Насилие и конфликт в межкультурном взаимодействии / Д.А. Абгаджава, Н.В. Петрова Н.В. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2018. – Т. 34. – Вып. 3. – С. 402-413.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы / Б.Г. Ананьев. – Л., 1974. – 290 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е издание . – М.: Аспект Пресс, 2007. – 290 с.
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология: теория и практика / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 6-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 525 с.
5. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособ. / Е.М. Бабосов. – 2 -е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.
6. Большакова, О.Б. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности / О.Б. Большаков, Т.А. Терехова // Психология в экономике и управлении. – 2012. – № 1. – С. 87-97.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2010. – 816 с.
8. Брылина, И.В. Согласование интересов и управление конфликтами: учеб. пособ. / И.В. Брылина – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 110 с.
9. Васильева, В.И. Структура и динамика социальных конфликтов. Конфликты в современной России / В.И. Васильева. – М., 2001. – 343 с.
10. Вахтин, Н.Б.Социолингвистика и социология языка: учеб. пособ. / Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. – СПб: Гуманитарная Академия: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2004. – 335 с.
11. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с.
12. Гребенникова, И.А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы / И.А. Гребенникова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. – № 3. – С. 98-100.
13. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
14. Гудков, Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения / Д.Б. Гудков. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 120 с.
15. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособ. для студентов вузов / А.В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 318 с.
16. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов ; предисл. Н.В. Михайлов. – Москва: Радио и связь, 1989. – 288 с.
17. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии: учеб. пособ. для вузов / С.М. Емельянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 399 с.
18. Занковский, А.Н. Психология деловых отношений: учебно-метод. комплекс / А.Н. Занковский. – Москва: Изд. центр Евразийского открытого ин-та, 2009. – 383 с.
19. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса : учеб. пособ.для вузов / А.Г. Здравомыслов. – 2-е изд., доп. – Москва : Аспект Пресс, 1995. – 320 с.
20. Зиммель, Г. Человек как враг / Г. Зиммель // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 114-119.
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 447 с.
22. Иванова, Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учеб. пособ. / Е.Н. Иванова. – Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2012. – 150 с.
23. Кармин, А.С. Конфликтология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. философия, соц. работа, психология, юриспруденция / О.В. Аллахвердова, В.И. Викторов, М.В. Иванов и др.; отв. ред. А.С. Кармин. – 2 изд., испр. – СПб.: Лань, 2000. – 442 с.
24. Козырев, Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Форум : Инфра-М, 2010. – 240 с.
25. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособ. / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
26. Копешова, Г.Р. Формирование межличностных отношений / Г.Р. Копешова // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 3. – С. 114-118.
27. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Акад. проект, 2013. – 419 с.
28. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособ. для студ. вузов / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 368 с.
29. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. – 2-е изд., доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1988. – 223 с.
30. Магнуссон, Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций / Д. Магнуссон // Психология социальных ситуаций: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – С. 153–159.
31. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
32. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.Г. Маркова. – Казань, 2010. – 35 с.
33. Морозов, А. В. Управленческая психология: учебник для высших и средних учебных заведений / А.В. Морозов. – 3-е изд. – Москва: Академический проект, 2006. – 287 с.
34. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 400 с.
35. Назаренко, С.В. Социология: учеб. пособ. / С.В. Назаренко. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.
36. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений: учеб. пособ. для студ. вузов / Н.Н. Обозов. – М.: АСТ, 2012. – 192 с.
37. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: МГУ, 2012. – 256 с.
38. Петрухина, С.Р. Психология конструктивного конфликта / С.Р, Петрухина. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 88 с.
39. Рубин, Дж. Социальный конфликт : Эскалация, тупик, разрешение / Дж.Рубин, Д. Пруйт, С. Х. Ким. – СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-пресс, 2001. – 352 с.
40. Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособ. по дисциплине «Культурология» / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2004. – 271 с.
41. Салливан, Дж. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 128 с.
42. Светлов, В.А. Классификация стратегий поведения в конфликте К. томаса и Р. Килменна и единая теория конфликта / В.А. Светлов. –Электронные ресурс. – Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/konfer34/304.pdf. – Дата доступа: 10.12.2019.
43. Сяопэн, С. Основные проблемы социокультурной адаптации студентов из Китайской Народной Pеспублики в условиях российской системы высшего образования / С. Сяопэн // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – Вып. 1 (15). – С. 153-162.
44. Таратухина, Ю.В. Межкультурная коммуникация в информационном обществе: учеб. пособ. / Ю.В. Таратухина, Л.А. Цыганова, Д.Э. Ткаленко. – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 254 с.
45. Триандис, Г.К. Культура и социальное поведение: учеб. пособ. / Г.К. Триандис; [пер. с англ. В. А. Соснина]. – Москва: Форум, 2007. – 382 с.
46. Утлик, В.Э. Психологический климат студенческой группы / В.Э. Утлик // Инновации в образовании. – 2010. – № 8. – С. 32–42.
47. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособ. для вузов по специальностям психологии / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2006. – 191 с.
48. Шалин, В.В. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации / В.В. Шалин, А.П. Альбов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар. Краснодарская академия МВД России, 2005. – 266 с.
49. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1996. – 280 с.
50. Broom B.J. Building Cultures of Peace: The Role of Intergroup Dialogue // The SAGE Handbook of Conflict Communication: Integrating Theory, Research, and Practice / J.G. Oetzel, S. Ting-Toom (Eds.). Los Angeles: Sage, 2015. P. 737-761.
51. Hammer M.R. The Intercultural Conflict Style Inventory: A Conceptual Framework and Measure of Intercultural Conflict Resolution Approaches // International Journal of Intercultural Relations. 2005. Vol. 29. Р. 675-695.
52. Kim Y. Y. Adapting to a new culture: An integrative communication theory. In: W. B. Gudykunst (Ed.), Theorizing about intercultural communication. Thousand Oaks, CA: Sage, 2005. pp. 375-400.
53. Ting-Toomy S., Oetzel J.G. Introduction to Intercultural/International Conflict // The SAGE Handbook of Conflict Communication: Integrating Theory, Research and Practice / J. Oetzel, S. Ting-Toomy (Eds.). Los Angeles: Sage, 2013. P. 635-638.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 64.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Таблица критических значений t-критерия Стьюдента
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методики исследования
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты