ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На протяжении всей истории становления и развития прикладной психологии проблема регулирования психической деятельности людей с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, личностного развития и психического здоровья сотрудников была и остается одной из актуальных. Глобальная тенденция повышения гибкости в трудовых отношениях сегодня отражается и в законодательстве нашего государства, которое ориентировано на развитие внутреннего локального регулирования как способа регулирования ценностно–мотивирующей сферы и удовлетворенности работников в торговой организации.
В настоящее время растет интерес к изучению психологических аспектов в управленческой деятельности. Глобальная конкуренция XXI в., переход ряда стран к постиндустриальному обществу, информационно–технологическая революция, все это провоцирующая сила, которая несет с собой неизбежные изменения во многих сферах жизни общества, в том числе и в культуре. Отражаются эти изменения и на культуре в организациях, многие предприятия оказываются неспособны в новых условиях быстро адаптироваться к изменениям, а, следственно, не способны эффективно управлять качеством продукции и сервиса, трудом персонала.
Важнейшей областью социальных отношений в организации являются действия сотрудников, выступающие в качестве основы для мотивации личности внутри организации и для мобилизации сотрудников к эффективному сотрудничеству.
Важнейшим показателем благосостояния сотрудников является удовлетворенность трудом, поэтому необходимо оценить уровень удовлетворенности сотрудников и факторы, стимулирующие активную, эффективную работу. Удовлетворенность трудом формируется в результате оценки работы, основанной на критериях удовлетворения существенных потребностей работника, в процессе сравнения ожиданий работника с фактическими личными результатами работы.
Удовлетворенность трудом повышает эффективность работы торговой организации, где сотрудники становятся более ответственными и независимыми. Это может выступать в качестве положительного аспекта адаптации изменений в организации для поддержания эффективной работы сотрудников. Удовлетворенность трудом тесно связана с лояльностью персонала, лояльностью сотрудников к своей организации и их стремлением делать все возможное в своих интересах и разделять свои ценности и цели.
В профессиях типа «человек–человек» достаточно важным фактором, который влияет на качество деятельности, является степень удовлетворенности своим трудом, поскольку от этого зависит статус организации, ее престиж на рынке труда.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком.
Реализация жизненных ожиданий, эффективность профессиональных и личных достижений на каждом уровне профессионализма, их признание в профессионально значимой для субъекта среде – успешно влияют на профессиональный путь, а также личное удовлетворение профессиональной самореализацией, основанное на субъективной оценке прожитой части их профессиональной жизни как успешной и успешной. Эти факторы необходимы человеку для того, чтобы воспринимать себя как профессионала, чувствовать, что он нужен, оценивать его производительность и смысл своей работы, помогая ему подняться по ступеням духовного и профессионального развития своей личности.
Актуальность изучения проблем удовлетворенности трудом сотрудников организации трудом, обусловлена тем, что разработка успешных мероприятий по мотивации сотрудников является одной из необходимых условий повышения производительности труда и удержания рабочей силы в организации.
Вопросы удовлетворенности рабочих своим трудом заинтересовали ученых еще с 30–х годов XX века. За это время опубликовано достаточно статей по различным аспектам. Тем не менее, это проблема на сегодняшний день далека не только от практического решения, но и от теоретического осмысления. Исследованию отдельных аспектов удовлетворенности трудом посвящены труды таких авторов как Г.П. Бессокирная, К.В. Варыханова, Е.А. Гуськова, К. Замфир, Т.Ю. Иванова, Ф.Н. Ильясов, Е.Н. Казанцева, С.Е. Малинина, Л.М. Марадзе, Н.Ф. Наумова и др.
Объект исследования: удовлетворенность трудом сотрудников предприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
1.1. Удовлетворенность трудом как психологическая категория
Психология управления – это отрасль психологии, изучающая психологические закономерности управленческой деятельности. Основной задачей психологии управления является анализ психологических состояний и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Управление в широком смысле слова можно понимать как свойство, характерное для сложных систем (общество, организация, группа), суть которого заключается в том, что оно (это свойство) организует, регулирует систему в условиях непрерывного изменения, поддерживает ее единство и стабильность, способствует ее развитию.
Психология управления, являясь отраслью общей психологии – науки, изучающей внутренний мир и духовное развитие человека, пытается определить границы его субъекта.
Управление организационно–социально–психологическими процессами и явлениями, специфическое управление людьми, их действиями и поведением формируют комплекс проблем, которые рассматриваются в психологии управления. Важность психологических знаний для совершенствования управления обусловлена тем, что существуют закономерности, определяющие динамику взаимодействия людей в процессе управления. Именно они часто влияют на деятельность, действия и подчинение людей. То есть в процессе управления необходимо учитывать не только экономические закономерности, но и социально–психологические, а также психологию отдельных лиц и групп.
Удовлетворенность трудом как эмпирический показатель в настоящее время активно используется в работе психологами, социологами, другими категориями специалистов. Следует отметить, что термин «удовлетворённость трудом» несмотря на широкое использование, не имеет общепринятого определения. К пониманию понятия «удовлетворённость трудом» сложилось значительное количество подходов.
Удовлетворенность трудом – это феномен, который имеет очень долгую историю изучения. Еще в 1940 году Р.Хоппок и Ч. Одом опубликовали обзор имевшейся литературы по удовлетворенности трудом, в котором в том числе приводили факторы, потенциально способные повлиять на удовлетворение трудом у работников, такие, как: темперамент работника, тип его личности, тип работы, политика управления, охрана труда, возраст, амбиции, физическая среда, доход, услуги по применению профессиональных навыков.
Удовлетворенность можно понимать в качестве показателя следующих характеристик:
- отношение к работе [15, с. 123];
- показатель статуса личности в обществе и как мера адаптации личности к окружающей действительности;
- степень приспособленности сотрудника к производственным отношениям;
- степень согласованности личных и материальных факторов труда;
- специфика трудовой деятельности [38, с. 67];
- достижение успеха в работе [12, с. 107] и т. д.
В отечественной психологии понятие «удовлетворенность трудом» было введено В.А.Ядовым и определялось как простейший итоговый показатель субъективного аспекта отношения к труду [60].
В «Большом психологическом словаре» удовлетворённость трудом понимается как «состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, а также субъективная оценка возможностей реализации этих запросов» [13].
Основная проблема исследования феномена удовлетворенности трудом состоит в том, что удовлетворённость – это отражение личностного, строго индивидуального отношения работающего человека к процессу и результату своего труда и иным, связанным с трудом, аспектам. То есть удовлетворенность имеет психологическое содержание, которое чаще всего изучается с точки зрения социологической составляющей, что приводит к существенному искажению подходов к исследованию феномена удовлетворенности трудом.
Как психологическая категория удовлетворённость трудом рассматривается как отношение личности, как мотив, как состояние и как оценка, при этом в процессе изучения обычно анализируются внутренние факторы – мотивы, интересы, ценности и ценностные ориентации.
Л.С.Бляхман считает, что удовлетворенность трудом характеризует степень соответствия между запросами работника к условиям трудовой деятельности и уровнем их реализации на конкретном предприятии.
Основная проблема исследования феномена удовлетворенности трудом состоит в том, что удовлетворённость – это отражение личностного, строго индивидуального отношения работающего человека к процессу и результату своего труда и иным, связанным с трудом, аспектам. То есть удовлетворенность имеет психологическое содержание, которое чаще всего изучается с точки зрения социологической составляющей, что приводит к существенному искажению подходов к исследованию феномена удовлетворенности трудом.
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика предприятия
Юридическое лицо с наименованием ООО «Эпикмакс» было зарегистрировано в едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 08 июня 2018 года с присвоением УНП 193090519. Учётными органами назначены Инспекция МНС по Фрунзенскому району Минска N2 и Минский горисполком. По состоянию на 17.09.2020 юридическим адресом организации является г. Минск, ул. Домбровская, д.9, оф. 13.3.17.
Компания ООО «Эпикмакс» специализируется на разработке веб–приложений и создании собственных продуктов с открытым исходным кодом (VuesticAdmin, EpicSpinners). ООО «Эпикмакс» является лидером в Беларуси по разработке веб–приложений с использованием фреймворка Vue.js, а также по данным git–awards.com занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах среди Vue.js–разработчиков. Так, компания «Эпикмакс» выпустила ряд успешных продуктов с открытым исходным кодом и заняла 11–е место среди разработчиков vue.js на GitHub по всему миру.
Направления деятельности:
• Программное обеспечение, предназначенное для разработки и развертывания прикладных программ;
• Прикладные программы;
• Прикладное программное обеспечение;
• ИТ–аутсорсинг, ИТ–услуги.
Проекты:
• Epic Spinners.
• Vuestic Admin.
Основным принципом работы компании является качество услуг и долгосрочное сотрудничество.
Руководство компании осуществляет стратегическое планирование, координирует деятельность всей компании, определяет направление движения финансовых потоков, финансирует развитие новых направлений деятельности.
В настоящее время в компании работает 13 человек. Средний возраст сотрудников коллектива 25 лет. Сотрудники ООО «Эпикмакс» – это команда талантливых инженеров, создающая выдающиеся открытые и коммерческие продукты.
При том, что коллектив насчитывает 13 человек за время существования организации практически не изменился, что что может характеризовать ее как сплоченную, сплоченную и устоявшуюся команду. Люди в команде организации достаточно сбалансированы, ответственны и серьезно относятся к своей работе, среди них есть и лидеры. Коммуникация во внерабочее время довольно распространена среди сотрудников. Большинство сотрудников поддерживают дружеские отношения и после рабочего дня. Кроме того, руководство предприятия организует для сотрудников досуг, организуя поездки на природу и корпоративные вечеринки.
Опрос удовлетворенности трудом персонала – это способ взглянуть на организацию глазами сотрудников. Он позволяет выяснить, что у сотрудников есть в голове, чем они недовольны на работе и что они ценят наоборот. Опрос позволяет узнать многое из того, что сотрудники компании, возможно, никогда бы не сказали лично, и даже предсказать решения, которые сами люди еще не приняли. Такая информация очень важна для руководителей компании, потому что люди являются тем удивительным ресурсом, который имеет свою волю, желания и мечты, и может раз и навсегда изменить судьбу компании, как в лучшую, так и в худшую сторону.
2.2. Анализ уровня удовлетворенности сотрудников предприятия
Цель исследования – выявление уровня удовлетворенности персонала трудом в организации.
Нами было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему, объект, предмет и цель исследования и подобрать методы исследования.
На основном этапе во время работы, в сочетании с анализом научных положений было проведено эмпирическое исследование, направленное на установление уровня удовлетворенности трудом сотрудников организации. В рамках этого этапа была проведена исследовательская работа.
На заключительном этапе полученные эмпирические данные были подвергнуты интерпретации и анализу. Проводилось оформление результатов исследования.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 13 человек, средний возраст 25 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правильное управление удовлетворенностью персоналом предприятия может увеличить производительность и обеспечить успех дела. Зачастую персонал является наиболее ценным активом малого предприятия. Его поиск, развитие и сохранение требуют знания того, чего хотят работники, и способности фирмы удовлетворять их желания. Хорошо осуществленное управление персоналом добавляет целый перечень преимуществ на предприятии: от близости к вышестоящему руководству и помощи в принятии решений до приобретения чувства принадлежности к семейной атмосфере.
Под удовлетворенностью трудом понимается состояние баланса между требованиями, предъявляемыми сотрудником к сущности, типу и условиям труда, а также субъективной оценкой возможностей выполнения данных запросов. Удовлетворенность трудом представляет собой оценочную отнесенность индивида или группы к личной трудовой деятельности, ее разнообразным сторонам, наиболее важный показатель приспособленности сотрудника к условиям определенной организации, в данном предприятии.
Для выбора методов анализа удовлетворенности сотрудников в первую очередь необходимо собрать информацию от сотрудников для дальнейшего изучения. Существует два вида информации – первичная и вторичная. Основным источником информации являются количественные исследования, а именно методы наблюдения, анкетирования, экспериментов и интервьюирования. Наиболее эффективным способом сбора информации для оценки удовлетворенности сотрудников является анкетирование. Одним из ключевых методов анализа удовлетворенности сотрудников является метод экспертной оценки, который предполагает опрос группы экспертов – людей, наиболее компетентных в исследуемых вопросах, – и балльный метод. Для практических целей оценка удовлетворенности трудом осуществляется с помощью метода оценки удовлетворенности трудом. Следует отметить, что существующие методы анализа уровня удовлетворённости работников в организации должны быть объединены для достижения наибольшего эффекта от деятельности и получения достоверной информации о состоянии дел в организации. В этом случае руководитель получит подробный структурированный аналитический отчет, полную картину ситуации в компании и варианты решения возможных проблем.
Для повышения удовлетворённости трудом сотрудников организации руководителю необходимо принять обоснованные управленческие решения в области управления персонала. Существуют реальные направления, позволяющие с их помощью руководителям организации корректировать как свои управленческие действия, так и процесс деятельности работников. Рекомендуется воспользоваться направлениями, разработанными Т.О Соломанидиной и В.Г. Соломанидиным. Также пути повышения удовлетворенности сотрудников можно разделить на две группы: методы нематериального и материального стимулирования. Безусловно, чтобы все эти методы эффективно работали, они должны подчиняться четко продуманной системе. Ключевыми понятиями системы должны стать: справедливость, ясность, последовательность.
ООО «Эпикмакс» специализируется на разработке веб–приложений и создании собственных продуктов с открытым исходным кодом (VuesticAdmin, EpicSpinners). ООО «Эпикмакс» является лидером в Беларуси по разработке веб–приложений с использованием фреймворка Vue.js, а также по данным git–awards.com занимает лидирующие позиции в мировых рейтингах среди Vue.js–разработчиков. Основным принципом работы компании является качество услуг и долгосрочное сотрудничество.
В настоящее время в компании работает 13 человек. Средний возраст сотрудников коллектива 25 лет. Нами было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Для проведения эмпирического исследования использовались диагностические методики:
- методика «Уровень удовлетворенности трудом», А.В. Батаршев.
- методика Розанова В.А. «Диагностика личностной и групповой удовлетворённости трудом».
Обобщая полученные данные по двум диагностическим методика можно отметить, что исходя из данных методики «Уровень удовлетворенности трудом» из 13 человек, принявших участие в исследовании, лишь один человек демонстрирует низкий уровень общей удовлетворенности трудом, что составляет 8% от общего числа испытуемых. Средний уровень диагностирован у восьми человек – 62%, и только 4 человека, или 30% проявляет высокий уровень общей удовлетворенности трудовой деятельностью. Также ни у одного человека (0%) не выявлено отсутствие интереса к работе и не выявлен низкий уровень удовлетворенности собственными достижениями в труде. В основном показатели по шкалам находятся на среднем и высоком уровнях. Интерес к трудовой деятельности, собственные достижения и уровень притязаний в профессиональной деятельности – фундаментальные составляющие удовлетворенности трудом, оказывающие на общий уровень наибольшее влияние.
1. Адамчук В. В. Экономика и социология труда: учебник для вузов / О. В. Ромашов, М. Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.
2. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. – СПб.: Академический проект, 2007. – 256 с.
3. Актуальные проблемы управления, экономики, культуры: монография. – Екатеринбург: УрГАУ, 2015.
4. Александрова Н. А. Организационная культура: учеб. по специальности «Управление персоналом» / под ред. Н. И. Шаталовой. М., 2006.
5. Александрова Н. А. Удовлетворенность трудом как фактор снижения кадровых рисков // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. – Екатеринбург: Изд–во: Уральского государственного университета им. М. Горького, 2010. С. 206–209.
6. Андреева И. Н. Психология управления: учеб.–метод. комплекс для студ. спец. «Менеджмент» / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2007. – 228 с.
7. Анцупов, А.Я. Социально–психологическая оценка персонала: учебное пособие [Текст] / А.Я. Анцупов, В.В. Ковалев. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2015. –391с.
8. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. – М.: Прогресс, 2010. – 336 с.
9. Бабосов, Е.М. Управление персоналом: учебное пособие для вузов [Текст] / Е.М. Бабосов, Э.Г. Вайнилович, Е.С. Бабосова. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 288 с.
10. Бармакова Н. Г. Удовлетворенность персонала – время оценить // Справочник по управлению персоналом. 2009. № 11.
11. Батаршев, А. В. Психодиагностика в управлении: Практическое руководство / А. Б. Батаршев. – М.: Дело, 2005. – 496 с.
12. Бляхман Л.С. Производственный коллектив / Л.С. Бляхман. – М.,1979. – с. 61–62
13. Большой психологический словарь. – СПБ. – Прайм – Еврознак, 2005. – C. 555
14. Борисова Е. М., Индивидуальность и профессия / Г. П. Логинова. – М.: Знание, 2001. – 80 с.
15. Бюссинг А. Мотивация и удовлетворенность / А. Бюссинг. – СПб.: Питер. – 2012. – 792 с.
16. Виданова, Ю.И. Психическое выгорание в процессе профессионализации административных работников / Ю.И. Виданова // Вестник Санкт–Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2007. № 4. С. 364–370.
17. Волгин А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М.: Дело, 2010.
18. Галимова, Э.Э. Удовлетворенность профессиональной деятельностью и эффективность труда / Э.Э. Галимова // Энергетика – 2008: инновации, решения, перспективы: статья в материалах Международной НТК. – Казань: КГЭУ, 2008. – С. 31–33.
19. Герчиков В. И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала: учеб. Пособие / В.И. Герчиков. – М.: ГУ Высшая школа экономики. – 2008. – С. 110 − 112.
20. Егоршин А. П. Управление персоналом: Учеб. для вузов. 3–е изд. / А.П. Егорошин. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 720 с.
21. Ермолаева, М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека / М. В. Ермолаева. – М.: МПСИ, 2006. – 197 с.
22. Завгородняя Ю. Мотивация: факторы, которые следует учитывать / Ю. Завгородняя // Человек и труд. – 2007. – №4. – С. 82−83.
23. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога / К. Замфир. – М.: Политиздат, 2003. – 142 с.
24. Занковский А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А.Н. Занковский. – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
25. Климов, Е. А. Экономическая среда и психика / Е. А. Климов // Психология и экономика. Труды 1–й Всерос. конф. по эконом. психологии. − – М.: РПО, РГНФ; Калуга: Изд–во КПГУ, 2000. – С. 6−20.
26. Леонова А. Б. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития / А.Б. Леонова. – М.: Радикс, 2005. – 448 с.
27. Лосева Ю. Г. Особенности удовлетворенности трудом в организациях с различными формами собственности / Ю. Г. Лосева, И. В. Калачева // Теоретические и прикладные проблемы современной психологии: материалы XII Междунар. студ. науч.–практ. конф., г. Минск, 12 апр. 2012 г. – Минск: БГПУ, 2012. – 277 с.
28. Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
29. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия [Текст]: Учебное пособие / под ред, П.В. Шеметова. – М.: ИНФРА–М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009. – 312 с.
30. Моргунов Е. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение / Е. Морргунов. – М.: Бизнес–школа «Интел–синтез», 2010. – 262 с.
31. Незоренко, Т.К. Стили руководства и их влияние на формирование морально–психологического климата в коллективе [Текст] / Т.К. Незоренко. – М.: Лаборатория книги, 2010. – 100 с.
32. Носкова, О.Г. Психология труда [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / под ред. Е. А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
33. Основы социально–психологического тренинга [Текст] / авт.–сост. М.А. Василенко. – Ростов–н/Д: Феникс, 2014. – 128 с.
34. Остапенко, А.Д. Мотивация и удовлетворенность трудом [Текст]/ А.Д. Остапенко. – М.: Лаборатория книги, 2012.– 92 с.
35. Охотенко, Р. В. Проблема удовлетворенности трудом с позиции субъектного подхода / Р.В. Охотенко, М.В. Ермолаева // Психология зрелости и старения. – 2009. – №1. – С. 5–17.
36. Парыгин, Б.Д. Социально–психологический климат коллектива: пути и методы изучения [Текст] / под ред. В.А. Ядова. – Л., Изд–во «Наука». 1981.– 191 с.
37. Поваренков, Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.П. Поваренков. – М., 2012.
38. Почебут Л. Г., Организационная социальная психология: учебное пособие / В.А. Чикер. – СПб., 2002. – 298 с.
39. Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб пособие для студ. Вузов / Н.С. Пряжников. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 480 с.
40. Психология и работа / под ред. Д. Я. Шульца, С. Э. Шульца. – СПб.: Питер. – 2003. – 560 с.
41. Психология труда: учеб. Для вузов / А. В. Карпов, Е. В. Конева, Е. В. Маркова и др. Под ред.А. В. Карпова. – М.: Владос–пресс, 2004. – 352 с.
42. Розанова, В.А. Психология управления [Текст]: учебное пособие. изд., 5–е, перераб. и доп. / А.В. Розанова. – М.: Издательство «Альфа–Пресс», 2007. – 384 с.
43. Саакян, А. К. Управление персоналом в организации Г. Г. Зайцев, Н. В. Лашманова. – СПб: Питер. – 2009. – 176 с.
44. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер. – 2004. – 260 с.
45. Самыгин, С.И. Социология и психология управления [Текст]: Учебное пособие/ С.И.Самыгин, Г.И.Колесникова, С.Н.Епифанцев. – М.: КНОРУС, 2012.–256с.
46. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность / М.Ю. Семенов. – 2000. – Вып. 13. – С. 154 − 156.
47. Сёмин А. Н. Проблемы закрепления молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях // Аграрный вестник Урала. 2009. № 6. С. 4–6.
48. Соколова Г. Н. Экономическая социология: практикум / Ред. Г. Н. Соколова. – Минск: Беларуская навука, 2000. – 355с.
49. Соломанидина, Т.О. Мотивация трудовой деятельности персонала [Текст]: учебное пособие / Т.О. Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2015. – 312 с.
50. Справочник практического психолога. Психодиагностика/под общ. ред. С. Т. Посоховой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 671 с.
51. Темницкий А.Л. Удовлетворенность трудом на предприятии как определяющий фактор качества трудовой жизни рабочих России / А.Л. Темницкий. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – С. 231–238.
52. Фатеева Н. Б. Важный фактор конкурентоспособности персонала // Аграрный вестник Урала. 2012. № 10–2. С. 67–68.
53. Фатеева Н. Б., Петрякова С. В., Радионова С. В. Анализ подготовки квалифицированных кадров для сельскохозяйственных предприятий Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2013. № 10. С. 97–100.
54. Фетискин, Н.П. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М. Изд–во Института психотерапии.2002.–339 с.
55. Хагур Ф.Р. Категория «удовлетворенность трудом» в социологическом измерении // Теория и практика общественного развития / Ф.Р. Хагур. – М.: Вершина. – 2011. – № 8. – С. 82 − 84.
56. Херцберг Ф. Мотивация к работе / Б. Mocнер, Б. Снидерман. – М.: Вершина, 2007. – 240 с.
57. Шапиро, С.А. Факторы повышения эффективности труда персонала. Монография. [Текст] / С.А. Шапиро, А.В. Шилаев. – М.: ИД «АТИСО», 2012 – 222 с.
58. Шаховой, В.А. Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие [Текст] / В.А. Шаховой, С.А. Шапиро. – 4–е изд. – М; Берлин: Директ – Медиа, 2015. – 425 с.
59. Шипилина, Л. А. Мотивационное управление в образовательных системах: учеб. пособие / Л. А. Шипилина, В. В. Шипилина. – Омск: ОмГПУ, 2001. – 151 с.
60. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности / В.А. Ядов // Социальная психология в трудах отечественных психологов – Спб., 2000. – C. 54.
61. Ядов, В.А. Мотивация труда: проблемы и пути развития исследований // Советская социология. Т. 2. – М.: Наука, 1982. – С. 29–38.
62. Ядов, В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции // Социологические исследования. – 1983. – № 3. – С. 50–62.