ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в мировом сообществе наблюдается активная международная культурная интеграция. Это связано с такими факторами, как глобализация мировой экономики, стремительное совершенствование средств массовой коммуникации, рост международных контактов. Все большее число людей вовлекается в различные формы межэтнического взаимодействия. Стоит отметить, что в процессе такого взаимодействия не существует универсальных форм поведения и стандартных ситуаций, на основе которых можно интерпретировать поведение представителей разных культур, в том числе их поведение в конфликтных ситуациях. Одним из следствий происходящих глобальных изменений стало существенное усиление интереса исследователей к проблеме различий поведения в межличностных конфликтах и их преодоления в позиции культурных различий и особенностей.
Навстречу культурному разнообразию должны идти и изменения в сфере высшего образования, так как в студенческой среде, на сегодняшний день, идут активные процессы взаимодействия различный культур и национальностей. В процессе активного межкультурного взаимодействия в студенческой среде возникает ряд противоречий: между активным ростом национального самосознания и низким уровнем толерантности к представителям другой этнической общности; между потребностями общества в гуманизации межнациональных отношений среди студенческой молодежи и недостатками поликультурного воспитания в студенческой среде; между ростом межнациональных конфликтов среди студентов вузов и недостаточным уровнем этносоциальной и этнопсихолого-педагогической компетентности педагогов. В связи с этим в студенческой среде часто возникают межличностные конфликты.
Проблема профилактики межличностных конфликтов в студенческой среде является междисциплинарной и находится в центре внимания превентивной науки и практики. Также актуальность выбранной темы заключается в том, что межличностные конфликты, в том числе и на почве культурных различий, являются одними из самых распространенных видов конфликтов и для того, чтобы грамотно приходить к консенсусу, необходимо изучить психологические аспекты данного процесса.
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Понятие и причины возникновения межличностных конфликтов
В настоящее время в литературе присутствуют несколько определений понятия конфликт, общий анализ которых позволяет выделить следующие структурные признаки, характерные для конфликтного взаимодействия и определяющие его специфику. Во-первых, в основе любого конфликта лежит объективное противоречие или несовместимость, которые затрагивают цели, интересы, мотивы и т.п. сторон конфликта. Во-вторых, данное противоречие или несовместимость осознаются сторонами. В-третьих, стороны конфликта предпринимают разнообразные действия (активность), целью которых выступает преодоление данного противоречия.
В современной психологии существует разделение конфликтов по следующим типам:
- внутриличностный конфликт;
- межличностный конфликт;
- конфликт между личностью и группой;
- межгрупповой конфликт.
Каждый из данных типов имеет свои особенности, определяющие специфику протекания конфликтного взаимодействия. В контексте данного исследования наибольший интерес представляют межличностные конфликты. Межличностные конфликты имеют следующие специфические особенности, которые выделяют данный тип конфликтов среди других:
- непосредственное противоборство (лицом к лицу), осуществляемое в ситуации «здесь и сейчас», в основе которого находится столкновение личных мотивов, интересов и т.д.;
- очень широкий спектр причин, которые могут спровоцировать возникновение конфликта (общие и частные, объективные и субъективные);
- возникновение конфликта требует от человека максимальной реализации возможностей характера, темперамента, способностей, интеллекта и других особенностей, составляющих индивидуальность личности;
- высокая эмоциональная вовлеченность в ситуацию и охват всех сторон отношений между участниками конфликта;
- затрагивание интересов не только непосредственных участников конфликтного взаимодействия, но и лиц, которые имеют непосредственные связи с ними (служебные или личные).
На данном этапе развития конфликтологии не существует единого определения понятия «межличностный конфликт». Многие философы, психологи и конфликтологи интерпретируют это явление по-разному. Первым, кто начал вводить понятие «межличностный конфликт» считается немецкий психолог К. Левин. Он говорит о том, что правильное определение межличностного конфликта – «конфликт между собственными и вынуждающими силами». Значимость противоречия или спора зависит от весомости затрагивающихся интересов, потребностей и ценностей.
Американский социальный психолог Д. Майерс предлагает определять межличностный конфликт как «столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия» [32, с. 631].
Н. В. Гришина дает следующее определение: «Межличностный конфликт может быть определен как ситуация противостояния участников, воспринимаемого и переживаемого ими (или по крайней мере одним из них) как значимая психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность сторон, направленную на преодоление возникшего противоречия и разрешение ситуации в интересах обеих или одной из сторон» [14, с. 107]. Автор говорит о том, что все межличностные конфликты являются отражением внутриличностных конфликтов каждой из сторон.
В.И. Васильева определяет конфликт как «предельный случай обострения противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющий ему добиться нейтрализации его интересов» [9, с. 94].
Г.И. Козырев определяет межличностный конфликт как «столкновение отдельных личностей в процессе их взаимодействия» [25, с. 25]. Е.М. Бабосов понимает межличностный конфликт как «столкновение несовместимых желаний, стремлений и установок партнеров по общению» [5, с. 176].
М. Дойч рассматривает межличностные конфликты в рамках ситуационного подхода. Он предлагает следующие варианты измерения межличностных отношений:
- кооперация – конкуренция;
- равное или неравное распределение власти;
- два вида ориентированности: на задачу и на эмоциональные отношения;
- формальные и неформальные отношения;
- интенсивность и значимость [14, с. 111].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ И КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТАХ В ОБЩЕЖИТИИ
2.1 Организация и методы исследования
В ходе работы было проведено исследование особенностей поведения белорусских и китайских студентов в межличностных конфликтах в общежитии.
Теоретико-методологические основания исследования составил подход К. Томаса и Р. Килменна к анализу стратегий поведения в конфликте, согласно которому субъекты в конфликтном взаимодействии реализуют следующие стратегии: уклонение, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество. В основу исследования положены основные теории и принципы конфликтологии ведущих отечественных и западных исследователей: Д. Майерса, Г.И. Козырева, Д. Магнуссона, Ф. Глазла, А.Н. , Д.Т. Кэмпбелла, Н.В. Гришиной, К. Томаса, Р. Килменна, Дж. Рубина, Г. Зиммеля, С.М. Емельяновой, Б. Спитцберга, У. Гудикунста, Я. Ким, С. Тинг-Туми, Дж. Оетзела, М. Хаммера.
Гипотеза исследования: существуют значительные различия в поведении белорусских и китайских студентов в условиях межличностного конфликта.
Методы и методики исследования (Приложение А):
1. Тест «Самооценка конфликтности» С.А. Емельянова, который содержит шкалу для само¬оценки по 10 парам утверждениям. Оценка производится по 7-балльной шкале. Данная методика позволяет оценить степень конфликтности человека.
2. Тест-опросник К. Томаса на поведение в конфликтной ситуации предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах:
- исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей;
- какие из них являются более продуктивными или деструктивными;
- каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс;
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
3. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» предназначен для диагностики общего уровня толерантности. В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области. Стимульный материал опросника составили утверждения, отражающие как общее отношение к окружающему миру и другим людям, так и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. В методику включены утверждения, выявляющие отношение к некоторым социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Специальное внимание уделено этнической толерантности-интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Теоретический анализ литературы по проблеме межличностных конфликтов выявил, что существуют различные подходы к изучению данного феномена. Межличностные конфликты являются неотъемлемой частью общения между людьми. В современной психологии существует разделение конфликтов по следующим типам: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Сложная и многомерная структура данного понятия определила наличие множества различных причин возникновения конфликтов, среди которых можно отметить: социально-политические и экономические, социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические причины. Специфика конфликтного взаимодействия обусловлена сложностью возникающих взаимосвязей, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности.
2. Существуют достаточно определенные стратегии поведения людей в конфликтных ситуациях, независимо от типа конфликта и его причин. Различают 5 стратегий поведения в конфликте: уклонение, приспособление, конфронтация, компромисс, сотрудничество. Каждая стратегия имеет четко очерченный круг особенностей и характеристик. Все они опираются на модель двойной заинтересованности, которая предполагает удовлетворение интересов какой-либо из сторон, или обеих сторон. Каждая из стратегий имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Однако наиболее конструктивной считается стратегия сотрудничества. В процессе межличностного общения и решения межличностных конфликтов человек не использует какую-либо определенную стратегию, при решении конфликтов субъекты смешивают элементы той или иной стратегии. Иногда можно наблюдать ситуацию перехода от одной стратегии к другой. Не существует универсальной стратегии поведения, которая смогла бы подойти для разрешения любого конфликта. Выбор стратегии обусловлен как внутренними факторами обоих субъектов, так и внешними.
3. Анализ исследований, посвященных изучению конфликта в межкультурном взаимодействии, позволил установить, что диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов предельно широк: в основе конфликта могут лежать не только недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, нечетко осознаваемые самими участниками. Большой интерес исследователей к проблеме межкультурных конфликтов определила наличие множества их моделей.
1. Абгаджава, Д.А. Насилие и конфликт в межкультурном взаимодействии / Д.А. Абгаджава, Н.В. Петрова Н.В. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2018. – Т. 34. – Вып. 3. – С. 402-413.
2. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б.Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы / Б.Г. Ананьев. – Л., 1974. – 290 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – 5-е издание . – М.: Аспект Пресс, 2007. – 290 с.
4. Анцупов, А.Я. Конфликтология: теория и практика / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 6-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2016. – 525 с.
5. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учеб. пособ. / Е.М. Бабосов. – 2 -е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 464 с.
6. Большакова, О.Б. Зарубежные концептуальные модели межкультурной компетентности / О.Б. Большаков, Т.А. Терехова // Психология в экономике и управлении. – 2012. – № 1. – С. 87-97.
7. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ, 2010. – 816 с.
8. Брылина, И.В. Согласование интересов и управление конфликтами: учеб. пособ. / И.В. Брылина – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 110 с.
9. Васильева, В.И. Структура и динамика социальных конфликтов. Конфликты в современной России / В.И. Васильева. – М., 2001. – 343 с.
10. Вахтин, Н.Б.Социолингвистика и социология языка: учеб. пособ. / Н.Б. Вахтин, Е.В. Головко. – СПб: Гуманитарная Академия: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2004. – 335 с.
11. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология: учебник / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 240 с.
12. Вэй, Д. Анализ межличностных конфликтов в общежитии китайских студентов с точки зрения социологии психического здоровья / Д, Вэй. – Юридический факультет Юго-западного научно-технического университета, Мяньян, Сычуань. – 2014.
13. Гребенникова, И.А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы / И.А. Гребенникова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2011. – № 3. – С. 98-100.
14. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
15. Гудков, Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения / Д.Б. Гудков. – М.: Изд-во МГУ, 2000. – 120 с.
16. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учеб. пособ. для студентов вузов / А.В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 318 с.
17. Дружинин, В.В. Введение в теорию конфликта / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов ; предисл. Н.В. Михайлов. – Москва: Радио и связь, 1989. – 288 с.
18. Емельянов, С.М. Практикум по конфликтологии: учеб. пособ. для вузов / С.М. Емельянов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 399 с.
19. Занковский, А.Н. Психология деловых отношений: учебно-метод. комплекс / А.Н. Занковский. – Москва: Изд. центр Евразийского открытого ин-та, 2009. – 383 с.
20. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса : учеб. пособ.для вузов / А.Г. Здравомыслов. – 2-е изд., доп. – Москва : Аспект Пресс, 1995. – 320 с.
21. Зиммель, Г. Человек как враг / Г. Зиммель // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 114-119.
22. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – 3-е изд., пересмотр. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 447 с.
23. Иванова, Е.Н. Конфликтологическое консультирование: учеб. пособ. / Е.Н. Иванова. – Новосибирск : Новосибирский гос. технический ун-т, 2012. – 150 с.
24. Кармин, А.С. Конфликтология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. философия, соц. работа, психология, юриспруденция / О.В. Аллахвердова, В.И. Викторов, М.В. Иванов и др.; отв. ред. А.С. Кармин. – 2 изд., испр. – СПб.: Лань, 2000. – 442 с.
25. Козырев, Г.И. Основы конфликтологии: учебник / Г.И. Козырев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Форум : Инфра-М, 2010. – 240 с.
26. Козырев, Г.И. Введение в конфликтологию: учеб. пособ. / Г.И. Козырев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
27. Копешова, Г.Р. Формирование межличностных отношений / Г.Р. Копешова // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 3. – С. 114-118.
28. Кулагина, И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособ. для вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – Москва: Акад. проект, 2013. – 419 с.
29. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособ. для студ. вузов / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2011. – 368 с.
30. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я.А. Лупьян. – 2-е изд., доп. – Минск: Вышэйшая школа, 1988. – 223 с.
31. Магнуссон, Д. Ситуационный анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций / Д. Магнуссон // Психология социальных ситуаций: хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. – С. 153–159.
32. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
33. Маркова, Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза : автореф. дис. д-ра пед. наук / Н.Г. Маркова. – Казань, 2010. – 35 с.
34. Морозов, А. В. Управленческая психология: учебник для высших и средних учебных заведений / А.В. Морозов. – 3-е изд. – Москва: Академический проект, 2006. – 287 с.
35. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 400 с.
36. Назаренко, С.В. Социология: учеб. пособ. / С.В. Назаренко. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 496 с.
37. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений: учеб. пособ. для студ. вузов / Н.Н. Обозов. – М.: АСТ, 2012. – 192 с.
38. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. – М.: МГУ, 2012. – 256 с.
39. Петрухина, С.Р. Психология конструктивного конфликта / С.Р, Петрухина. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006. – 88 с.
40. Рубин, Дж. Социальный конфликт : Эскалация, тупик, разрешение / Дж.Рубин, Д. Пруйт, С. Х. Ким. – СПб. : Прайм-Еврознак ; М. : ОЛМА-пресс, 2001. – 352 с.
41. Садохин, А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособ. по дисциплине «Культурология» / А.П. Садохин. – М.: Юнити, 2004. – 271 с.
42. Салливан, Дж. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / Г. Салливан, Дж. Роттер и У. Мишел. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 128 с.
43. Светлов, В.А. Классификация стратегий поведения в конфликте К. томаса и Р. Килменна и единая теория конфликта / В.А. Светлов. –Электронные ресурс. – Режим доступа: https://www.sworld.com.ua/konfer34/304.pdf.
44. Сяопэн, С. Основные проблемы социокультурной адаптации студентов из Китайской Народной Pеспублики в условиях российской системы высшего образования / С. Сяопэн // Научно-педагогическое обозрение. – 2017. – Вып. 1 (15). – С. 153-162.
45. Таратухина, Ю.В. Межкультурная коммуникация в информационном обществе: учеб. пособ. / Ю.В. Таратухина, Л.А. Цыганова, Д.Э. Ткаленко. – Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 254 с.
46. Триандис, Г.К. Культура и социальное поведение: учеб. пособ. / Г.К. Триандис; [пер. с англ. В. А. Соснина]. – Москва: Форум, 2007. – 382 с.
47. Утлик, В.Э. Психологический климат студенческой группы / В.Э. Утлик // Инновации в образовании. – 2010. – № 8. – С. 32–42.
48. Хасан, Б.И. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособ. для вузов по специальностям психологии / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – 2-е изд., стер. – Москва: Академия, 2006. – 191 с.
49. Цзюнь, В.Ш. Изучение межличностных конфликтов в общежитиях студентов / В.Ш. Цзюнь. – Вэй-наньский педагогический институт, Шэньси вэй. – 2012.
50. Цянь, Ч. Анализ ситуации и размышления о разрешении конфликтов в общежитии колледжа / Ч. Цянь. – Институт электронной информации и электротехники.
51. Шалин, В.В. Право и толерантность: либеральная традиция в эпоху глобализации / В.В. Шалин, А.П. Альбов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Краснодар. Краснодарская академия МВД России, 2005. – 266 с.
52. Шейнов, В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1996. – 280 с.
53 Broom B.J. Building Cultures of Peace: The Role of Intergroup Dialogue // The SAGE Handbook of Conflict Communication: Integrating Theory, Research, and Practice / J.G. Oetzel, S. Ting-Toom (Eds.). Los Angeles: Sage, 2015. P. 737-761.
54. Hammer M.R. The Intercultural Conflict Style Inventory: A Conceptual Framework and Measure of Intercultural Conflict Resolution Approaches // International Journal of Intercultural Relations. 2005. Vol. 29. Р. 675-695.
55. Kim Y. Y. Adapting to a new culture: An integrative communication theory. In: W. B. Gudykunst (Ed.), Theorizing about intercultural communication. Thousand Oaks, CA: Sage, 2005. pp. 375-400.
56. Ting-Toomy S., Oetzel J.G. Introduction to Intercultural/International Conflict // The SAGE Handbook of Conflict Communication: Integrating Theory, Research and Practice / J. Oetzel, S. Ting-Toomy (Eds.). Los Angeles: Sage, 2013. P. 635-638.