Психологические особенности детей младшего школьного возраста зависимых от компьютерных игр
БГУ (Белорусский государственный университет)
Диссертация
на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста зависимых от компьютерных игр»
по дисциплине: «Психологическое консультирование и психокоррекция»
2017
286.00 BYN
Психологические особенности детей младшего школьного возраста зависимых от компьютерных игр
Тип работы: Диссертация
Дисциплина: Психологическое консультирование и психокоррекция
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 94%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 81.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1.1 – Выборка исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 2.1 – Сводная таблица результатов по тесту С.А. Кулакова (группа мальчиков); Таблица 2.2 – Сводная таблица результатов по тесту С.А. Кулакова (группа девочек); Таблица 2.3 – Сводная таблица результатов исследования уровня игровой зависимости (группа мальчиков); Таблица 2.4 – Сводная таблица результатов исследования уровня игровой зависимости (группа девочек); Таблица 2.5 – Сводная таблица результатов исследования индивидуально-психологических особенностей по методике Кеттелла (среднее значение); Таблица 2.6 – Сводная таблица результатов исследования агрессивных реакций по тесту Розенцвейга (группа мальчиков); Таблица 2.7 – Сводная таблица результатов исследования агрессивных реакций по тесту Розенцвейга (группа девочек).
В работе имеется доклад и презентация.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
1.1. Понятие компьютерной зависимости у детей в научной литературе
1.2. Факторы и этапы возникновения игровой компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте
1.3. Влияние компьютерных игр на развитие личности младшего школьника
Выводы
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАВИСИМЫХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
2.1. Организация и методы проведения исследования
2.2. Анализ распространенности зависимости компьютерными играми среди детей младшего школьного возраста
2.3. Индивидуально-личностные особенности личности детей младшего школьного возраста зависимых от компьютерных игр
2.4. Практические рекомендации специалистам по профилактике компьютерной зависимости у детей
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы игровой компьютерной зависимости обусловлена негативным влиянием на развитие психики и деструктивными последствиями для становления личности детей и подростков. Очевидно, что дети и подростки, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, с легкостью принимают на себя роль персонажа, у которого не ограничены ни ресурсы, ни возможности. У них отмечается абстрактное восприятие смерти, появление иллюзии обратимости действия и поступков, ощущение вечности, неограниченного числа попыток вернуться к жизни. Недостаточно адекватная оценка последствий своих действий может в совокупности с депрессивными тенденциями может подтолкнуть ребенка к суициду.
Актуальность темы исследования тесно связана с происходящей компьютеризацией, широким использованием компьютерных технологий во всех сферах жизни человека. Зарубежные исследователи А.И. Голдберг [92], Н.А. Шапира [100], K.С. Янг [87] глобальную компьютеризацию, зависимость от компьютера и Интернета жизни назвали болезнью ХХІ века. На актуальность исследования может указывать широкая распространенность этого феномена. Учеными и исследователями приводятся различные вариации распространенности компьютерной зависимости. В ранних исследованиях [101] можно обнаружить цифры 15-40%, в более поздних – до 60-70% лиц с компьютерной зависимости [102]. Однако, во всех отмечается, что использование компьютера растет пропорционально увеличению доступа к компьютеру [6; 12]. О распространенности компьютерных игр пишет И.С. Ворошилин [14], подчеркивая зависимость степени распространенности игр среди индивидов и психологических факторов и личностных особенностей играющих.
Компьютерная игровая зависимость – это форма психологической зависимости, предполагающая навязчивое увлечение компьютерными играми. Появление термина «компьютерная зависимость» своими корнями уходит в историю понятия «Интернет-зависимость», которое означает навязчивое желание войти в Интернет и невозможность выйти из него. Интернет-зависимость также определяют в качестве нехимической зависимости от пользования Интернетом [94], обозначают понятиями «Интернет-аддикции» [38; 68], «кибераддикции» [28; 63]. В современном понимании компьютерная зависимость условно разделяет на такие виды как 1) Интернет-зависимость; 2) зависимость от социальных сетей; 3) игровая компьютерная зависимость.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ДЕТЕЙ
1.1. Понятие компьютерной зависимости у детей в научной литературе
Первые зарубежные исследования, посвященные проблеме компьютерной зависимости, относятся к началу 1980-х гг. Одним из первых и детальных исследований зависимости от компьютера является проведенное исследование английским психологом Маргарет Шоттон, которая выявила признаки Интернет-зависимости у более 100 программистов и любителей, постоянно работающих с компьютером[11]. Клинический психолог Кимберли Янг [101] в 1994 г. разработала первый опросник, направленный на выявление Интернет-зависимости, с помощью которого было выявлено 400 аддиктов из 500 респондентов. В 1998-1999 годах появляются первые монографии по проблеме Интернет-зависимости Д. Гринфилда [93], К. Янг [101]. Позднее М. Гриффитс [94], Дж. Грохол [89] разработали свои методики выявления Интернет-зависимости. Так началась история изучения феномена Интернет-зависимости как одного из аспекта компьютерной зависимости. Исследования американских психиатров и психологов заложили фундамент для дальнейшего изучения зависимости от Интернета и компьютера.
Теоретический анализ научной литературы позволяет выделить в проблематике изучения компьютерной зависимости два направления: медицинское и психологическое.
Представителями медицинского подхода к изучению зависимости от компьютера и Интернета являются А.И. Голберг [92], Д. Парсонс и А. Холл [95], Н. Шапира [100].
Американский психотерапевт А.И. Голберг [92] ввел диагностические критерии Интернет-зависимости и предложил использовать термин «Интернет-зависимость» для обозначения расстройства поведения в результате использования компьютера и Интернета. Согласно А.И. Голбергу [92], те эмоциональные изменения, которые происходят с человеком при необходимости сокращения времени пребывания в Интернете или отказа от пребывания в нем, указывают на психологическую зависимость от компьютера и носят название «синдром отказа». Этот синдром проявляется в снижении значимости социальной, профессиональной, учебной деятельности.
В рамках медицинского подхода можно выделить исследование Н. Шапира [100], которому удалось выявить людей, подверженных зависимости.
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗАВИСИМЫХ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР
2.1. Организация и методы проведения исследования
Эмпирическое исследование базировалось на теоретическом анализе проблемы исследований зависимости от компьютерных игр у детей.
Цель эмпирического исследования состоит в выявлении особенностей детей младшего школьного возраста зависимых от компьютерных игр для составления рекомендаций специалистам по профилактике компьютерной зависимости.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки, оценка распространенности игровой компьютерной зависимости среди детей младшего школьного возраста;
2) диагностика психологических особенностей детей младшего школьного возраста, склонных к зависимости от компьютерных игр;
3) разработка на основании результатов исследования практических рекомендаций для специалистов по профилактике компьютерной зависимости у детей.
Эмпирические задачи исследования:
1) оценить распространенность зависимости компьютерными играми среди детей младшего школьного возраста;
2) выявить индивидуально–личностные особенности личности детей младшего школьного возраста зависимых от компьютерных игр;
3) определить характеристики агрессивного поведения младших школьников зависимых от компьютерных игр;
Гипотеза исследования: у детей младшего школьного возраста имеется склонность к игровой компьютерной зависимости.
База исследования: исследование осуществлялось на базе учреждения образования «Средняя школа № 129 г. Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 учащихся 1–х классов (30 мальчиков и 30 девочек) в возрасте 6-7 лет. Характеристика выборки представлена в приложении 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа было выявлено:
1. В научной зарубежной литературе в проблематике изучения компьютерной зависимости выделяются два направления: медицинское и психологическое. В рамках медицинского направления компьютерная зависимость рассматривается в качестве расстройства поведения, связанного с психическими отклонениями. Психологическое направление изучения этого феномена определяет компьютерную зависимость как пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера и направлено на выделение психологических критериев и симптомов зависимости, выявления психологических факторов возникновения компьютерной зависимости. В отечественной науке выделяются клинико-психопатологическое направление, где под компьютерной зависимостью понимают патологическое использование компьютера; форму нехимических аддиктивных расстройств и психологическое направление, где компьютерная зависимость представляет собой пристрастие к деятельности, связанной с использованием компьютера.
Компьютерная зависимость – это чрезмерное увлечение деятельностью, опосредованной компьютером, влекущее за собой негативные изменения в потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфере личности. Игровая компьютерная зависимость определяется как форма психологической зависимости, которая проявляется в чрезмерном увлечении компьютерными играми. Игровая компьютерная зависимость обусловлена психологическими, социально-психологическими и социальными факторами. Развитие игровой компьютерной зависимости у детей в младшем школьном возрасте осуществляется поэтапно: от стадии легкой увлеченности до стадии привязанности к игре, проходя между тем стадию увлечению и стадию зависимости. Механизмами формирования игровой зависимости являются потребность человека в «отстранении» от обыденных проблем и принятие роли. В связи с особенностями младшего школьного возраста, целесообразно будет говорить о преобладании механизма принятия игровой роли школьником на себя.
2. В ходе эмпирического исследования в рамках средней школы была проведена первичная оценка распространенности зависимости компьютерными играми среди детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 60 учащихся 1-ых классов (30 мальчиков и 30 девочек). Установлено, что большинство младших школьников (53%) находятся на стадии формирования Интернет-зависимости – у них проявляются некоторые признаки Интернет-зависимости. У 47% младших школьников Интернет-зависимость не обнаружена, отсутствуют какие-либо ее признаки. Распространенность
1. Аветисова, А.А. «За» и «против» компьютерных игр / А.А. Аветисова, А.Е. Войскунский // Игра, обучение и Интернет. – 2006. – С. 5–15.
2. Аветисова, А.А. «Опыт потока» и общение в групповых ролевых Интернет-играх / А. А. Аветисова // Вестник Моск. ун-та. – 2005. – № 1. – С. 68–69.
3. Агеева, Н.А. Особенности Интернет-зависимых личностей / Н.А. Агеева// Вестник РУДН. – 2007. – № 1. – С. 67–79.
4. Александровская, Э.М. Верификация адаптированного личностного опросника Р. Кеттелла (CPQ) / Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева // Психологические методы исследования личности в клинике. – Л., 1978. – С. 70–76.
5. Алтухов, Н.И. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности / Н.И. Алтухов, К.Ю. Галкин // Независимый психиатрический журнал. – 2007. – № 3. – С. 285–289.
6. Асмолов, А.Г. Психологическая модель интернет-зависимостиличности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. –2004. – № 1. – С. 179–192.
7. Бабаева, Ю.Д. Интернет: Воздействие на личность / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунский, О.В. Смыслова // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М.: Можайск-Терра, 2000. – 431 с.
8. Бурлаков, И.В. HomoGamer: Психология компьютерных игр / И.В. Бурлаков. – М.: Класс, 2000. – 120 с.
9. Бушуева, А.А. Социально-психологические механизмы преодоления страхов, вызванных компьютерными играми, у младших школьников / А.А. Бушуева // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2009. – № 4. – Т. 15. – С. 331–335.
10. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1991. – 144 с.
11. Войскунский, А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Г. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С. 90–100.
12. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции / А.Е. Войкунский // Тезисы докладов 2-й Рос. конф. по экологической психологии (Москва, 12-14 апреля 2000 г). – М.: Экопсицентр РОСС. – С. 251–253.
13. Воропаев, М.В. Психология и педагогика виртуальных сред / М.В. Воропаев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 268 с.
14. Ворошилин, С.И. Игровая зависимость: социальные, психологические и биологические основы / С.И. Ворошилин // Суицидология. – 2011. – № 3 (4). – Т. 2. – С. 26–36.
15. Ворошилин, С.И. Проблемы нехимических (поведенческих) зависимостей / С.И. Ворошилин // Актуальные проблемы возрастной наркологии: материалы Региональной научно-практ. конференции (Челябинск 19-20 ноября, 2009 г.). – Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2009. – С. 27–29.
16. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 1008 с.
17. Грановская, P.M. Дети и компьютеры / P.M. Грановская, М.С. Гринева, Д.В. Третьяков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2001. – № 1. – С. 40–45.
18. Гриффит, В. Виртуальный мир рождает реальные болезни / В. Гриффит.// Финансовые известия. – 1996. – № 183. – Вып. 54. – С. 23–27.
19. Гришина, А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.В. Гришина. – Нижний Новгород: НГПУ, 2011. – 196 с.
20. Гришина, А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми / А.В. Гришина // Вестник МГУ. – 2014. – № 4. – С. 131–141.
21. Гуреева, А.Ю. Интернет-зависимость: современное состояние проблемы / А.Ю. Гуреева, С.В. Сизов // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – № 2. – Т. 5. – С. 127–129.
22. Добровидова, Н.А. Особенности эмоциональных состояний подростков, увлекающихся компьютерными играми / Н.А. Добровидова. – Вестник Томского гос. ун-та. – 2009. – № 323. – С. 316–319.
23. Дреева, Ж.Ю. Роль компьютерных игр в формировании агрессивной личности / Ж.Ю. Дреева // Психология XXI века: Тезисы Междунар. межвуз. научно-практич. студенч. конференции. – СПб., 2000. – С. 16–17.
24. Дрепа, М.И. Психологическая профилактика Интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / М.И. Дрепа. – Ставрополь: Северо-Кавк. Соц. Институт, 2010. – 254 с.
25. Дроздикова–Зарипова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. – Казань: Издательство «Отечество», 2012. – 280 с.
26. Евстигнеева, Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Ю.М. Евстигнеева. – М.: МГПУ, 2003. – 16 с.
27. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – М.: Речь, 2007. – 190 с.
28. Егоров, А.Ю. Руководство по аддиктологии / А.Ю. Егоров. – СПб.: Речь, 2007. – 768 с.
29. Ермоленко, А.В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности / А.В. Ермоленко // Психология. – 2011. – № 2. – С. 22–26.
30. Желдак, О.И. Компьютерная зависимость / О.И. Желдак // Актуальные проблемы современной медицины: материалы науч. конф. (г. Минск, 2004 г.). – Минск, 2004. – С. 68–69.
31. Желдак, О.И. Компьютерная зависимость школьников г. Минска. Сравнительныйанализ за 2004 и 2005 годы / О.И. Желдак // Вестник РГМУ. – 2006. – № 2. – С. 82–85.
32. Жеребненко, О.А. Особенности отношения современных младших школьников / О.А. Жеребненко, Л.Б. Кузнецова // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4 (2). – С. 394–399.
33. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернет пользователей юношеского возраста: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / А.Е. Жичкина. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2001. – 199 с.
34. Жичкина, А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://flogiston.ru/. – Дата доступа: 29.12.2016
35. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. – СПб.: Питер., 2011. – 352 с.
36. Иванов, И.С. Психологические и социокультурные индикаторы игровой зависимости / И.С. Иванов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – № 3. – Т. 14. – С. 205–211.
37. Иванов, М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / М.С. Иванов // Психологический журнал. – 2003. – № 2. – Т. 24. – С. 10–14.
38. Иванов, М.С. Личностные предпосылки формирования игровой компьютерной аддикции / М.С. Иванов // Вестник МГОУ. – 2007. – № 1. – С. 80–87.
39. Иванов, М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / М.С. Иванов. – Кемерово: КГУ, 2005. – 152 с.
40. Интернет – зависимость в медицинской парадигме / В.А. Лоскутова // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.–сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – С. 152–164.
41. Иншаков, А.Г. Механизм формирования игровой зависимости у людей, увлеченных ролевыми онлайн играми / А.Г. Иншаков // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 34–38.
42. Катков, А.Л. Профилактика, лечение и реабилитация игровой зависимости: методические рекомендации / А.Л. Катков. – Павлодар: РНПЦ МСПН, 2012. – 87 с.
43. Кленова, Н.В. О воспитательном аспекте современных компьютерных игр / Н.В. Кленова // Празднично-игровая культура современного мира детства: доклады, тезисы, материалы науч. -практ. конф. / под ред. С.В. Григорьева. – М.: МГДД(Ю)Т, 2004. – 204 с.
44. Колотилова, И.В. Индивидуально-психологические характеристики подростков, увлеченных ролевыми компьютерными играми: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Колотилова. – М.: РГСУ, 2009. – 234 с.
45. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обзор психиатрии и медицинской психологии – 1991. – № 3. – С. 8–15.
46. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. – М.: Академический проект, 2000. – 460 с.
47. Котляров, А.В. Другие наркотики / А.В. Котлярова. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
48. Кузнецов, Г. Поход за силой / Г. Кузнецов // Компьютера. – 2000. – № 18. – С. 24–45.
49. Лисина, М.И. Современная детская психология / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2000. – № 4. – С. 112–115.
50. Литвиненко, О.В. Влияние компьютерных игр на психику человека / О.В. Литвиненко // Вестник психотерапии. – 2006. – № 19. – С. 97–98.
51. Литвиненко, О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / Литвиненко О.В. – СПб: ФГБУ ВЦЭиРМ, 2008. – 142 с.
52. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф. дис. … канд. мед.наук: 14.00.18 / В.А. Лоскунова. – Новосибирск: НГМА, 2004. – 120 с.
53. Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость патология XXI века? / В.А. Лоскутова // Вопросы ментальной медицины и экологии. – 2000. – № 1. – С. 11–13.
54. Макалатия, А.Г. Мотивация в компьютерных играх / А. Г. Макалатия // Тезисы 3-ей Рос. конференция по экологической психологии (Москва, 15–17 сентября 2003 г.). – М., 2003. – С. 358–361.
55. Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, динамика, профилактика / В.Л. Малыгин. – М.: Арсенал образования, 2010. – 136 с.
56. Малыгин, В.Л. Особенности личности подростков, склонных к Интернет-зависимому поведению / В.Л. Малыгин // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – 2011. – № 4. – Вып. 1. – С. 105–108.
57. Малыгин, В.Л. Факторы риска формирования компьютерной зависимости / В.Л. Малыгин, Е.А. Смирнова, Н.С. Хомерики // Здоровье и образование в ХХI веке. – 2009. – № 1. – Т. 11. – С. 37–38.
58. Мид, Дж. От жеста к символу / В.И. Добреньков // Американская социологическая мысль. – М.: МГУ, 1994. – С. 216.
59. Милюкова, Е.В. Влияние компьютера, как средства массовой информации, на появление и увеличение уровня агрессивности в поведении подростка / Е.В. Милюкова // Проблемы практической психологии. – 2000. – Ч. 2. – С. 124–129.
60. Мураткина, Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Ю.Н. Мураткина. – Сургут: Сург. гос. ун-ет, 2010. – 154 с.
61. Новикова, А.А. Роль компьютерной игры в психологическом развитии подростков / А.А. Новикова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 7 (Т.2.). – С. 212–214.
62. Оськина, Н.Г. Проблема Интернета и компьютеризации обучения в младшем школьном возрасте / Н.Г. Оськина // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 3 (50). – С. 57–59.
63. Панов, С. Детская компьютерная, игровая и Интернет-зависимость / С. Панов // Педагог. – 2006. – № 7. – С. 14–17.
64. Пахомова, В.Г. Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте / В.Г. Пахомова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2016. – № 2. – С. 46–57.
65. Полутина, Н.С. Актуальные направления исследований в психологии компьютерной игры / Н.С. Полутина // Интеграция образования. – 2010. – № 4. – С. 93–97.
66. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий / Ю.О. Прибылова // Естествознание в школе. – 2005. – № 4. – С. 35–39.
67. Рахимова, И.И. Экспериментальное выявление психологической особенности проявления зависимости от компьютерной игры испытуемых младшего школьного возраста / И.И. Рахимова // Проблемы современного образования. – 2016. – № 4. – С. 74–79.
68. Рыбалтович, Д.Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.04 / Рыбалтович, Д.Г. – СПб.: ФГБУ ВЦЭиРМ, 2012. – 182 с.
69. Рыженко, С.К. Психологическое воздействие на игровую компьютерную зависимость младших подростков: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / С.К. Рыженко. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2009. – 196 с.
70. Сакбаев, А.А. Различия осознаваемых мотивов у подростков с разной степеню компьютерной ориентированности / А.А. Сакбаев // Материалы конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом столетии». – Караганда: Каргу, 2002. – С. 172–176.
71. Собкин, В.С. Подросток: виртуальная и социальная реальность. По материалам социологического исследования / В.С. Собкин, Ю.М. Евстигнеева // Труды по социологии образования. – М., 2001. – Т. 6. – Вып. 10.
72. Собкина, В.С. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры / В.С. Собкина //Образование и информационная культура. – 2000. – Вып. 7. – Т. 5. – 462 с.
73. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к Интернет-зависимости / Т.С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 60. – С. 473–478.
74. Стукова, О.В. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! / О.В. Стукова // Аномалия. – 1996. – № 23. – С. 3–9.
75. Урсу, А.В. Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков. Распространенность и клинико-психопатологические проявления: автореф. дис. канд. мед. наук: 19.00.04 / А.В. Урсу. – Иваново: ИГМА, 2012. – 130 с.
76. Филатова, Т.П. Компьютерная игровая аддикция – новый вид аддиктивного поведения XXI века / Т.П. Филатова // European journalof educatio nandapplied psychology. – 2016. – № 3. – С. 49–52.
77. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник МГУ. – 1991. – № 3. – С. 27–39.
78. Форман, Н. Использованиевиртуальнойреальности в психологическихисследованиях / Н. Форман, П. Вильсон // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 2. – С. 64–79.
79. Фрейд, 3. Очерки о психологиисексуальности / Пер. с нем. // «Я» или «Оно». – Тбилиси: Мерани, 1991. – 174 с.
80. Худяков, К вопросу феноменологии и патогенеза формирования компьютерной игровой зависимости / К. Худяков // Практическая медицина. – 2007. – № 22. – С. 54–56.
81. Чистая, А. Интернет-зависимость – болезнь XXI века / А. Чистая // Минская школа сегодня. – 2008. – № 6. – С. 22–27.
82. Шакирова, Л.И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания: автореф. дис. … канд. психол. наук:19.00.07 / Л.И. Шакирова. – Казань: КГУ, 2006. – 150 с.
83. Шапкин, С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований / С.А. Шапкин // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. – С. 86–102.
84. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практич. психологии, 1997. – 416 с.
85. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
86. Ямпольская, В.Р. Психологическое сопровождение компьютерных аддикций / В.Р. Ямпольская. – СПб.: Лада, 2007. – 166 с.
87. Янг, К.С. Диагноз – Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
88. Bandura, A. Aggression. A sociallearninganalysis / А. Bandura. – NY, 1973, 327 P.
89. Cirohol, J.M. Whatis Internet Addiction Disorder, 1999.
90. Davis, R. Validation of a new scale for measuring problematic Internet use: Implications for pre-employment screening / R. Davis, G. Flett, A. Bessre // CyberPsychol. Behavior. – 2002. – Vol. 5.–№ 4. – P. 331–345.
91. Funk, J.B. Reevaluating theim pactof video games / J.B. Funk // Clinical Pediatrics. – 1993. – V. 32.
92. Goldberg, I. Internet Addiction Disorder (IAD) – Diagnostic Criteria, accessed / I. Goldberg , – San Diego, CA: Academic Press, 2007.
93. Greenfield, D.N. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and ThoseWho Love Them / D.N. Greenfield. – Oakland «NewHarbingerPubl», 1999.
94. Griffiths, M.D. Internet addiction: Fact or fiction? / M.D. Griffiths // Psychologist. – 1999. – V.12. – № 5. – P. 246–250.
95. Hall, A.S. Internet addiction: College student case study using best practices in behavior therapy / A.S. Hall, J. Parsons // Journal of Mental Health Counseling. – 2001. – 23 (4). – 312–327.
96. Kandell, J.J. Internet addiction on college campus: The vulnerability of college students / J.J. Kandell // CyberPsychol. Behavior. –1998. – Vol. 1. – № 1. – P. 11–17.
97. Orzack, M.H. Computer addiction: What is it? / M.H. Orzack // Psychiatric Times. – 1998. – Vol. 15. – № 8. – P. 34–38.
98. Scott, D. The effect of video games on feelings of aggression / D. Scott // Journal of Psychology. – 1995. – № 129 (2). – Р. 121–132.
99. Shaffer, H. Computer addiction: A Critical Consideration / H. Shaffer, M. Hall, J. Bilt // Amer. J. Orthopsychiatry. – 2000. – Vol. 70. – № 2. – P. 162–168.
100. Shapira, N.A. Problematic internet use Text. / N.A. Shapira // Am. Psychiatric Association. – 1998. – № 4. – P. 45–49.
101. Young, K.S. Caught in the Net: How to Recognize the Signs о£ Internet Addiction – and a Winning Strategy for Recovery / K.S. Young. – NY e. a. «John Wiley & Sons», 1998.
102. Young, K.S. Clinical assessment of Internet-addicted clients. In K. Young & C. Nabuco de Abreu (Eds.), Internet addiction: A handbook and guide for evaluation and treatment / K.S. Young. – New York: Wiley, 2010. – Р. 19–34.
Работа защищена на оценку "7" с доработкой.
Уникальность 94%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 81.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1.1 – Выборка исследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Таблица 2.1 – Сводная таблица результатов по тесту С.А. Кулакова (группа мальчиков); Таблица 2.2 – Сводная таблица результатов по тесту С.А. Кулакова (группа девочек); Таблица 2.3 – Сводная таблица результатов исследования уровня игровой зависимости (группа мальчиков); Таблица 2.4 – Сводная таблица результатов исследования уровня игровой зависимости (группа девочек); Таблица 2.5 – Сводная таблица результатов исследования индивидуально-психологических особенностей по методике Кеттелла (среднее значение); Таблица 2.6 – Сводная таблица результатов исследования агрессивных реакций по тесту Розенцвейга (группа мальчиков); Таблица 2.7 – Сводная таблица результатов исследования агрессивных реакций по тесту Розенцвейга (группа девочек).
В работе имеется доклад и презентация.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты