Психологические особенности поведения белорусских студентов пользователей различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI
БГУ (Белорусский государственный университет)
Готовые диссертации
на тему: «Психологические особенности поведения белорусских студентов пользователей различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI»
по дисциплине: «Социальная психология»
2020
215 BYN
Психологические особенности поведения белорусских студентов пользователей различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI
Тип работы: Готовые диссертации
Дисциплина: Социальная психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Single Usability Metric (Количественно-качественный̆ метод оценки интерфейса).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Исследование дизайна человеко-машинного интерфейса в интеллектуальных терминальных продуктах (автор: Зе Фу)
Поделиться
Введение
Глава 1. Особенности поведения пользователей при взаимодействии с мобильными устройствами HUAWEI
1.1 Поведение как психологический феномен
1.2 Психологические закономерности восприятия и обработки информации
1.3 Особенности организации интерфейса устройств мобильной связи с точки зрения эргономического дизайна
1.4 Usability как характеристика интерфейса «человек – техническое устройство»
Глава 2. Эмпирическое исследование поведения пользователей мобильных устройств HUAWEI с различными версиями интерфейса
2.1 Методология и методика исследования
2.2 Особенности решения тестовых задач по взаимодействию с мобильными устройствами HUAWEI с различными версиями интерфейса
2.3 Психологический анализ взаимодействия белорусских студентов с мобильными устройствами HUAWEI с различными версиями интерфейса
2.4 Рекомендации по организации дизайна интерфейса мобильных устройств HUAWEI для белорусских потребителей
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Появление смартфонов сделало жизнь современных людей более удобной и изменило их образ жизни. В то же время дизайн операционных систем для мобильных телефонов также адаптируется к изменениям рынка и потребностям пользователей. Пользовательский опыт и мобильная операционная система находятся под влиянием друг друга. Необходимость разработки мобильных устройств, и их продвижение на различных мировых рынках, вынуждают производителей учитывать особенности спроса и культурных особенностей представителей каждой страны куда экспортируется товар.
Степень развития исследований: дизайн пользовательского опыта объединяет социальную психологию, эргономику и другие дисциплины, а также включает в себя искусственный интеллект, поэтому исследования в этой области активно развиваются последние тридцать-сорок лет. Существует не так много открытых исследований пользовательского опыта систем мобильных телефонов, так как компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения и созданием устройств мобильной связи, считают данную информацию коммерческой тайной и крайне неохотно публикуют в открытом доступе данные исследований.
В исследованиях в смежных областях Пекинский педагогический университет в Китае специализировался на опыте пользователей и проводил соответствующие исследования.
В то же время, в научном мире отсутствуют исследования, которые бы позволили оценить ряд межкультурных особенностей, характерных для взаимодействия с интерфейсом мобильных устройств пользователей, представляющих различные культурные группы. Данная работа может предоставить подобные данные [1, с.102].
Объект исследования: Психологические особенности поведения белорусских студентов пользователей мобильных устройств HUAWEI
Предмет исследования Психологические особенности поведения белорусских студентов при использовании различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI.
Цель исследования: выявить психологические особенности поведения белорусских студентов пользователей различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI.
Задачи исследования:
1. Дать психологическую характеристику разновидностям интерфейса мобильных устройств HUAWEI
2. Охарактеризовать особенности пользовательского взаимодействия с интерфейсом мобильной операционной системы;
3. Определить психологические особенности поведения белорусских студентов при взаимодействии с различными версиями интерфейса мобильных устройств HUAWEI
4. Определить элементы интерфейса мобильных устройств HUAWEI, вызывающих сложности в использовании у белорусских студентов
4. Методы и организация исследования.
На первом этапе исследования был использован опросник для сбора данных, разработанный Зу Ху; во второй части исследования испытуемые под наблюдением экспериментатора выполняли ряд заданий с мобильными устройствами HUAWEI в двух различных вариациях интерфейсов (задания включали в себя действия по поиску информации, переключению между различными приложениями – каждое из действий оценивалось по затраченному времени и количеству необходимых операций для его осуществления); на третьем этапе участники были опрошены для получения обратной связи об особенностях восприятия и отношения к различным версиям интерфейса мобильных устройств HUAWEI.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МОБИЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ HUAWEI
1.1 Поведение как психологический феномен
Бихевиоризм – системный подход к изучению поведения человека и животных. Он предполагает, что все поведение состоит из рефлексов, реакций на определенные стимулы в окружающей среде и последствий индивидуальной истории, таких как усиление и наказание, вместе с реальным мотивационным состоянием индивида и управляющими стимулами. Хотя бихевиористы склонны принимать важную роль, которую наследственность играет в предопределении поведения, они в первую очередь концентрируются на факторах окружающей среды.
Поведение представляет собой особое направление активности человека. Поведение – это определенный сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой. Поведение определяется способностью изменять свои действия под воздействием внутренних и внешних факторов [2, с.102].
Такой феномен психического развития как поведение является характеристикой животного типа организации и имеет огромное адаптивное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды; хотя поведение характерно и для более простых организмов, например, простейшие демонстрируют способность двигаться в ответ на раздражители окружающей среды и способны к элементарным формам познания.
В многоклеточных организмах поведение контролируется нервной системой. В целом, можно отметить, что поведение происходит на высоком уровне организации, когда организм приобретает способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя ее для самосохранения и адаптации к условиям существования [5, с.102].
Поведение можно определить как целостную деятельность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.
Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие по своей сути близко понятию инстинкт (от лат. инстинкт – индукция), которое в физиологии определяется как жизненно важная целенаправленная адаптивная форма поведения, обусловленная врожденными механизмами, реализованная в процессе онтогенетического развития, характеризующаяся строгим постоянством (стереотипом) его внешних проявлений в данном виде организмов и возникающая на специфических раздражителях внешней и внутренней среды [7, с.102].
Анализ литературы по этой проблеме показывает, что у всех представителей животного мира, кроме человека, инстинктивная активность генетически обусловлена как причиной, так и формой этой активности. На современном уровне наших знаний мы просто не можем судить, распознается ли эта деятельность и может ли она быть произвольно скорректирована. Вряд ли можно сомневаться в том, что у человека многие виды поведения изначально проявляются как инстинкт, но на ранней стадии (у психически здоровых людей) они осознаются и могут быть произвольно скорректированы и даже полностью замедлены [9, с.202].
Следующие взаимосвязанные стадии можно выделить в поведении как целостный акт:
1. Во-первых, формирование потребности.
2. Во-вторых, развитие мотивации, которая выражается в мотивационном возбуждении.
3. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций) соответствующей модели и негативного знака.
4. В-четвертых, принятие решений в отношении конкретного состояния и внешней ситуации.
5. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ HUAWEI С РАЗЛИЧНЫМИ ВЕРСИЯМИ ИНТЕРФЕЙСА
2.1 Методология и методика исследования
База исследования: БГУ (белорусский государственный университет). В исследовании приняли участие 80 студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Выборка контрольной группы составила 40 студентов Китайской народной республики, среди которых можно выделить 30 (65%) юношей и 10 (25%) девушек. Выборка экспериментальной группы составила 40 белорусских студентов, также в возрасте от 18 до 22 лет. Выборка составила 25 (60%) девушек и 15 (30%) юношей. В связи с преобладающим количеством в выборке контрольной группы юношей, а в экспериментальной группе – девушек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Исследование психологических особенностей белорусских студентов, пользователей различных версий интерфейса смартфона HUAWEI проводилось в рамках нескольких этапов.
1. На первом этапе исследования был использован опросник для сбора данных, разработанный Зу Ху;
2. Во второй части исследования испытуемые под наблюдением экспериментатора выполняли ряд заданий с мобильными устройствами HUAWEI в двух различных вариациях интерфейсов (задания включали в себя действия по поиску информации, переключению между различными приложениями – каждое из действий оценивалось по затраченному времени и количеству необходимых операций для его осуществления);
3. На третьем этапе участники были опрошены для получения обратной связи об особенностях восприятия и отношения к различным версиям интерфейса мобильных устройств HUAWEI.
С целью определения особенностей поведения белорусских студентов в рамках использования различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI, нами был разработан научно-категориальный аппарат, согласно которому:
Объект исследования: Психологические особенности поведения белорусских студентов пользователей мобильных устройств HUAWEI.
Предмет исследования Психологические особенности поведения белорусских студентов при использовании различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI.
Цель исследования: выявить психологические особенности поведения белорусских студентов пользователей различных версий интерфейса мобильных устройств HUAWEI
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности пользовательского взаимодействия с интерфейсом мобильной операционной системы;
2. Определить психологические особенности поведения белорусских студентов при взаимодействии с различными версиями интерфейса мобильных устройств HUAWEI
3. Определить элементы интерфейса мобильных устройств HUAWEI, вызывающих сложности в использовании у белорусских студентов.
Методики исследования:
1. Single Usability Metric. (Приложение А).
Данная методика состоит из двух заданий, нескольких вопросов и проблемной ситуации, которую нужно будет решить респондентам. В рамках данной методики проводится подсчет результатов по трем шкалам: эффективность, удовлетворенность и комфорт. После проведения исследования, показатели, полученные по каждой шкале, складываются и определяется общий балл, на основе которого выделяется степень удовлетворенности использованием различных версий мобильного приложения HUAWEI.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что поведение определяется как целостная и целенаправленная активность субъекта по реализации своих основных потребностей физиологического и социального характера. Первоначально, поведение формируется на основе биологических механизмов и определяется как инстинкт к определенному действию. В последствие поведение стало определяться как более сложная структура, в основе которой находится мотивирующие факторы, ценности и более сложная структура мотивационно-потребностной сферы.
Процесс восприятия и обработки информации представляет собой длительный этап перехода информации от органов чувств, к структурам головного мозга, где происходит окончательная переработка полученной информации. В процессе переработки информация проходит несколько этапов, среди которых необходимо выделить такие как восприятие, внимание, понимание, прием, запоминание.
При проектировании пользовательских интерфейсов, представляющих собой достаточно сложный процесс, особенно важно учитывать эргономические требования, предъявляемые к разработке. Разработаны этапы проектирования пользовательского интерфейса, позволяющие повысить эффективность программного продукта, и сформированы основные принципы, которых следует придерживаться при проектировании пользовательских интерфейсов. Кроме того, использование эргономических стандартов в процессе разработки пользовательского интерфейса позволит не только сделать его более удобным, но и повысит эффективность взаимодействия пользователя с системой.
Usability представляет собой определенное удобство использования конкретного интерфейса мобильного приложения, на основе которого формируется тип взаимодействия человека и устройства в общей структуре «человек-техника». В рамках формирования Usability необходимо учитывать как достоинства, так и недостатки конкретного интерфейса мобильного телефона.
С целью определения психологических особенностей поведения белорусских студентов в рамках использования различных версий интерфейсов мобильных телефонов HUAWEI, нами было проведено экспериментальное исследование. На первом этапе исследования, нами проводился опрос белорусских и китайских студентов, которые в рамках исследования были разделены на экспериментальную и контрольную группу.
На первом этапе исследования был проведен опрос студентов на предмет эффективности использования смартфона HUAWEI в жизни современного человека.
В ходе исследования нами было определено, что использование белорусскими студентами смартфона HUAWEI в основном, оценивается на среднем уровне, однако, при сравнении данных, нами было отмечено, что принципиальных отличий, в рамках использования данного смартфона китайскими и белорусскими студентами не было, однако среди белорусских студентов больше наблюдается тех, кто оценивает работу данного смартфона на высоком уровне. Таким образом, в рамках проведения опроса, нами было отмечено, что данные две группы являются идентичными и в рамках статистической обработки данных.
Далее нами было проведено само экспериментальное исследование, в рамках которого диагностировались основные качества использования различных интерфейсов мобильной связи: скорость и количество приложений, которые необходимо было открыть для выполнения конкретной функциональной операции. Исследование проводилось в рамках двух интерфейсов HUAWEI – EMUI и EMUI 10.
Исходя из полученных данных, мы можем прийти к выводу о том, что китайские студенты более высоко оценивают скорость мобильного интерфейса EMUI, чем белорусские.
1. Ашманов И., Иванов А. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах. – СПб.: Питер, 2009. – 245 с.
2. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 224 c.
3. Баканов А. С., Обознов А. А. Эргономика пользовательского интерфейса: от проектирования к моделированию человеко-компьютерного взаимодействия. / А.А. Обознов. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 256 с.
4. Боброва Л.Н., Никулова Г.А. Анализ взаимосвязи факторов usability открытых образовательных сетевых ресурсов для поддержки обучения и самообучения//Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" – 2015. – v.18. – №2. – c.653-674.
5. Веккер, Л.М. Психика и реальность. / Л.М. Веккер. – М.: Смысл, 2012. – 256 с.
6. Гарретт Д. Элементы опыта взаимодействия: Веб-дизайн. / Д. Гаретт. – Символ-Плюс, 2008. – 256 с.
7. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 336 c.
8. Гусев, А. Н. Общая психология.: ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. – М.: Академия, 2009. – 416 c.
9. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. – Москва: Мир, 2015. – 480 c.
10. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2010. – 520 c.
11. Макарова, И. В. Психология. Учебное пособие / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2015. – 238 c.
12. Маклаков, А. Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – М.: Питер, 2016. – 592 c.
13. Морозов, А.В. История психологии. / А.В. Морозов. – М.: Академический проект Фонд «Мир», 2007. – 247 с.
14. Мэй Р. Экзистенциальная психология. / А. Маслоу. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 289 с.
15. Немов, Р. С. Общая психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2008. – 400 c.
16. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. – М.: Физическая культура, 2010. – 494 c.
17. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. – М.: Юрайт, 2016. – 304 c.
18. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. – М.: Прайм-Еврознак, 2011. – 705 c.
19. Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. / Дж. Уотсон. – М.: Академия, 2014. – 258 с.
20. Фрейджер Р., Теории личности и личностный рост. / Д. Фейдимен. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 256 с.
21. Фёдоров А. А. Категория причинности в радикальном бихевиоризме // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. // Психология. – 2007 – вып. 1. – С. 20-25.
22. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалева, В. Г. Панова. – М.: Сов. энциклопедия, 2003. – 254 с.
23. Хьелл, Л. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). / Д. Зиглер. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
24. Юдин, Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. / Э.Г. Юдин. – М.: Эдиториал УРСС, 2007. – 123 с.
25. Ярошевский, М. Г. Наука о поведении: русский путь // Вопр. психологии. – 2005. – № 4. – С. 5-18.
26. Hearst M.A. 'Natural' search user interfaces // Communications of the ACM. – 2011. – Т. 54. – № 11. – P. 60-67.
27. Liu W. Natural user interface-next mainstream product user interface // Computer-Aided Industrial Design & Conceptual Design (CAIDCD), 2010. – IEEE 11th International Conference on. IEEE, 2010. – Т. 1. – P. 203-205.
28. Rouse M. Natural User Interface (NUI). 2011. – URL: http://whatis.techtarget.com/ definition/natural-user-interface-NUI
29. How do users really hold mobile devices. Mode of access: https://www.uxmatters.com/mt/archives/2013/02/how-do-users-really-hold-mobile-devices.php.
30. Сравнительный анализ взаимодействия пользователей мобильных операционных систем Android и iOS / Лю Синьи – М.: Академия, 2010. – 256 с.
31. Беспроводная связь и безопасность мобильного интернета. / Зу Ху. – М.: Академия, 2012. – 356 с.
32. Сравнительное исследование основных операционных систем смартфонов на основе опыта пользователя / Чен Шаншу, Ли Хун. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
33. Руководство по программному обеспечению. / Сен Джу – Том 16 – №9. – 2012. – 325 с.
34. Исследования по разработке программного интерфейса смартфона для удобства пользователей - на примере Huawei Mobile / Сюй Шаокун. – М.: Академия, 2016. – 258 с.
35. Сравнение пользовательского опыта работы смартфонов iOS и Android / Ху Вэйфэн, Цю Лэй. – М.: УПАКОВКА ИНЖИНИРИНГ. – 2012. –256 с.
36. Дизайн интерфейса смартфона / Чжан Юбо. – М.: Академия, 2012. – 213 с.
37. Исследование дизайна человеко-машинного интерфейса в интеллектуальных терминальных продуктах /Зе Фу // Достижения в области социальных наук, образования и гуманитарных исследований. – М.: Академия, 2018. – 231 с.
38. Nielsen J. Usability Engineering. – NY.: Morgan Kaufmann, 1993. – 213 с.
39. Obendorf H. Minimalism: Designing Simplicity. – NY: Springer, 2009. – 356 с.
40. Khuong A. Nguyen: A case study on the usability of NXT-G programming language,http://www.scribd.com/fullscreen/63036716?access_key=keycxsmmoddekdocaot6jg.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 80%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 69.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Single Usability Metric (Количественно-качественный̆ метод оценки интерфейса).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Исследование дизайна человеко-машинного интерфейса в интеллектуальных терминальных продуктах (автор: Зе Фу)
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты