Межличностная аттракция
Межличностная аттракция
Термин аттракция происходит от французского attraction – притяжение, привлечение, тяготение.
Интерес к феномену аттракции возник в начале 20 века. В 60-е годы в США сложился целый ряд авторских концепций, определенным образом объясняющих возникновение аттракции; среди них нужно выделить социальный подход А. Керкофа, экологический подход И. Алтмана, когнитивно-развивающий подход Т. Ликона, бихевиористский – Д. Бирна и др.
«Аттракция» (лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого и на этой основе влечение одного человека к другому [1, c. 214].
Существуют факторы, оказывающие влияние на аттракцию, которые делятся на два основных вида: внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся те факторы, которые напрямую не связаны с процессом взаимодействия личностей:
- умение поддерживать разговор,
- быть общительным,
- привлекать внимание,
- желание нравиться и поддерживать хорошие отношения с другими людьми.
Проще говоря, от степени потребности человека к аффилиации зависит предрасположение к нему других людей, чем потребность к аффилиации ниже, тем ниже интерес к нему.
- эмоциональное состояние – аттракция зависит от того, в каком эмоциональном состоянии пребывает человек. Если состояние угнетенное, чем-то озабоченное, хмурое, то он привлечет меньше людей, чем человек веселый и в хорошем настроении;
- пространственная близость – один из главных факторов аттракции. Замечено, что чем ближе люди стоят друг к другу во время общения, тем сильнее проходит процесс аттракции, но не стоит забывать, что неуместная близость может, наоборот, навредить.
Так, если общение проходит на расстоянии до 0,5м, то это интимная зона, до 1,5м – дружественная, до 3м – официальная, более 3м – публичная.
К внутренним факторам аттракции относят те факторы, которые возникают непосредственно в процессе общения, взаимодействия:
- физическая привлекательность – так уж сложилось, что человека больше привлекают и могут заинтересовать привлекательные люди;
- стиль общения –главный фактор аттракции, умение человека общаться, поддерживая положительную сторону, привлекает больше людей и собеседников, чем неумение общаться, проявление грубости, высокомерности и не тактичности.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2001.– 280 с.
2. Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. – 4 изд.- СПб.: Питер, 2003–512с.
3. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: МГУ, 1987. – 178 с.
4. Грива, О. В. Аттракция в дружеских отношениях: образ реального и идеального друга / О. В. Грива // Вестник ЮУрГГПУ. – 2016. – № 2.
5. Дементьева, Р. Р. Ведущие факторы возникновения межличностной симпатии / Р. Р. Дементьева, Г. Р. Мухаметова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 8-2.
6. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013.– 576 с.
7. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2011. – 544 с.
8. Пантелеев, А. Ф. Когнитивные стратегии при аттракции / А. Ф. Пантелеев // Известия Саратовского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2018. – № 2.
9. Хромов, В. В. Влияние характера взаимодействия на межличностную аттракцию / В. В. Хромов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2012. – № 3 (41). – С. 178–189.
10. Шадричева, А. И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции / А. И. Шадричева // East European Scientific Journal. – 2016. – № 2. – С. 180-183.