ЖАН-ПОЛЬ САРТР «СТЕНА»
Жана Поля Сартра по праву можно назвать одним из самых известных философов всего XX в. Он владел умами молодых людей не только у себя на родине, во Франции, но и далеко за ее пределами. Интерес к его творческой и личной жизни не угасает и по сей день.
Примечательным фактом его биографии является присуждение ему Нобелевской премии по литературе в 1964 г., от которой Ж.П. Сартр решил отказаться. Но интерес в данном случае привлекает то, что экспертами его творчество было оценено как литературное, художественное. На мой взгляд, в этом заключатся одна из причин популярности Ж.П. Сартра в молодежной среде.
Когда речь идет и философах, то их труды представляются в виде большого сложного трактата, в котором полно неясных терминов, все кажется непонятным, абстрактным, малосвязанным с реальной жизнью. Но стоит столкнуться с творчеством Ж.П. Сартра, как представление о философии и о философах изменяется. У него есть теоретические работы, размышления, но многие свои взгляды он изложил в литературных произведениях, которые легко и приятно читать, которые увлекают и в то же самое время они заставляют задуматься над прочитанным, порассуждать над содержанием.
Ярким тому примером является сборник новелл автора, опубликованный в 1939 г., который получил название «Стена». В нем также есть одноименная новелла. Каждый из рассказов сборника может быть прочитан как художественное произведение, в котором не нужно искать глубокий философский смысл. Читатель вполне может сравнить рассказ «Стена», например, с новеллой Ги де Мопассана «Пышка». В первом случае события происходят в годы Гражданской войны в Испании, а во втором – во время франко-прусской войны 1870 г., каждая новелла показывает разные типы поведения людей, оказавшихся в одной и той же жизненной ситуации и реагирующих н нее. В обоих случаях можно сказать, что историческое событие, которое описывается, всего лишь фон для того, чтобы показать, как люди ведут себя в определенной ситуации.
Однако, если взглянуть на новеллу «Стена» чуть внимательнее, то становится понятно, что три ее основных действующих лица представляют собой три типа отношения человека к приближающейся смерти.