ЖАН ПОЛЬ САРТР «СТЕНА»
В 1967 году, уже являясь одним из ведущих мировых философов и признанным писателем, Сартр прокомментировал сюжет своей давней новеллы «Стена». Страшное предательство, невольно совершенное ее героем, он объяснял с помощью довольно ординарного понятия: «Пытаясь играть с силами, которые он не понимает, он направляет силы абсурда против себя». Что же это за высшие силы появились у экзистенциалиста Сартра? Они могут быть только «нечеловеческими» и псевдоприродными, современным «философским» эквивалентом первобытной «маны».
Парадоксально, но герой тоже не представляется выражением доброты и справедливости. Чего только стоит его комментарий к фразе о том, что фалангисты чересчур жестоки, если решили казнить ребенка: «Еще три дня назад это был хрупкий мальчуган – такой мог бы и понравиться, но сейчас он казался старой развалиной, и я подумал, что, если б даже его отпустили, он таким бы и остался на всю жизнь. Вообще‑то мальчишку следовало пожалеть, но жалость внушала мне отвращение, да и парень был мне почти противен». В данном эпизоде можно сравнить Пабло с героем «Войны и мира» Федором Долоховым, чуть ли не наслаждающимся видом убитого в бою молодого Пети Ростова. Это холодная жестокость от ненависти к миру, от сознания своей обреченности в нем.
В итоге испытание заставляет Пабло ощутить себя отрезанным от мира и от людей: «…я чувствовал себя каким-то нечеловеком: я не мог жалеть ни других, ни себя самого. Я сказал себе: «Хочу умереть чистым»». Он не желает предавать боевого товарища лишь по инерции – так ему на него уже наплевать. Поэтому любая «рационалистическая» трактовка рокового «совпадения» останется плоской и недостаточной: Сартр делает все, чтобы ее невозможно было найти.
АПОЛОГИЯ СОКРАТА
Диалогом, который большинство считает историческим, является «Апология». Это воспроизведение речи, которую Сократ произнес в процессе защиты.
Конечно, это не буквальный отчет о происходящем, а то, что Платон вспомнил через несколько лет после этого события. Также это составленное и литературно обработанное произведение.
Платон присутствовал на суде, и ясно, что то, что он написал, является напоминанием Платона о том, что сказал Сократ, и что Платон намеревался создать произведение исторического характера.
Со всеми оговорками этого достаточно, чтобы очень точно описать характер Сократа.
«Апология Сократа» дает ясную картину определенного типа личности: уверенной, щедрой, безразличной к земным делам и успехам, которая, как полагают, во главе с божественным голосом и убеждена, что ясное мышление (разум) - самая важная предпосылка для добродетельной жизни.
За исключением последнего, Сократ похож на христианского мученика или пуританина.
В последней части своей речи, в которой он обсуждает, что происходит после смерти, невозможно не чувствовать, что он твердо верит в бессмертие и что неопределенность неверна.
Как и христиане, его не беспокоит страх вечных мучений, он не сомневается, что его жизнь в будущем будет блаженной. Нельзя сказать, действительно ли эти основы повлияли на историческое отражение Сократа.
Однако можно с уверенностью сказать, что деятельность Сократа практически бесценна.
1. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с.
2. Марков, Б.В. Философия: для бакалавров и специалистов / Б. В. Марков. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, Питер Пресс, 2017. - 426 с.
3. Нижиков, С.А. Философия: учебник: по дисциплине "Философия" для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений / С. А. Нижников. - Москва : Инфра-М, 2017. - 459 с.
4. Философия: учебник / А. В. Апполонов и др. – Москва: Проспект: Издательство Московского университета, 2015. – 669 с.
5. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / [В. В. Миронов и др.]. - Москва : Норма, Инфра-М, 2016. - 911 с.