Краткое содержание
Введение
Методики
Обсуждение
Литература
Краткое содержание
Темой и целью данного эксперимента являлось исследовать влияние смартфонов на общение между людьми в современное время. В результате эксперимента было установлено, что ежедневное использование смартфонов и других гаджет-устройства оказывается непосредственное отрицательное воздействие на процесс общения между людьми и развитие личности человека.
Введение
Актуальность исследования. Научно-технический прогресс способствовал активному развитию информационно-компьютерных технологий, ставших неотъемлемой частью жизни современного человека. Новые информационные технологии, в том числе и мобильные устройства, сегодня выступают не только в качестве средств передачи, обработки и хранения информации, но и играют культуро-образующую роль, поскольку на их основе создается особая социокультурная среда со своим специфическим содержанием.
Мобильный рынок развивается огромными темпами, что делает его продукцию дешевле и доступнее каждому. Из чего следует, что всё большая часть общества может позволить купить себе то, что ещё пару лет назад казалось роскошью.
Смартфон в 21 веке – неотъемлемая часть многих людей. На данный момент огромная часть общества просто не представляет свою жизнь без этого аппарата. И ведь действительно, сейчас эти устройства имеют огромный функционал и актуальность, которую ещё 5 лет назад было сложно представить.
Мобильные телефоны и смартфоны выступают как средство активной эмоциональной разрядки; компенсации, речевых нарушений, развития навыков письменной речи, сенсомоторики и оперативной памяти; овладения новыми знаниями, логическими операциями, способами манипулирования с предметами и символами. Однако чрезмерная увлеченность смартфонами и другими гаджет-устройствами могут приводить и к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности, а также его социального благополучия.
В исследованиях различных авторов отмечается отрицательное воздействие на физическое здоровье людей, на отношение, к школе и успеваемость, на отношение к работе, на поведение и общение между людьми в современное время, таким образом, возникает психологическая зависимость.
Объект исследования: отношение между людьми в настоящее время.
Предмет исследования: влияние смартфонов на общение людей в наше время
Цель исследования: исследовать влияние смартфонов на общение между людьми в современное время.
Гипотеза исследования: постоянное использование смартфоном и других информационных устройств в настоящее время оказывает отрицательное воздействие на процесс общения между людьми и развитие личности человека.
Методики
Описание выборочной совокупности: 30 подростков в возрасте 13-15 лет.
Методы исследования: настоящее исследование базируется на данных психодиагностических методик. В ходе исследования были проанализированы мнения подростков, высказанные ими, характеризующие поведенческие, когнитивные и аффективные аспекты поведения подростков, использующие мобильные устройства.
Психодиагностические методики:
Для выявления группы зависимых применялся «Тест на интернет-аддикцию» (зависимое поведение) для подростков (в модификации И.А. Коныгиной).
По данным методики выявляются следующие психологические особенности личности подростков:
– общая характеристика включенности подростков в компьютерную игровую деятельность и зависимость от мобильных устройств;
– жанровые предпочтения подростков в области компьютерных игр и целевое использование смартфонов;
– количество времени, которое занимает использование смартфонов;
– мотивация обращения подростков к пользованию смартфонов;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков во время использования смартфонов и других мобильных устройств;
– характеристика доминирующих эмоциональных состояний подростков при отсутствии возможности доступа к смартфонам и телефонам;
– определение степени зависимости от смартфонов и телефонов подростка.
Обсуждение
Ежегодно количество проданных смартфонов становится все больше. Сегодня они являются не просто средством связи, а еще и простым, удобным способом получить нужную информацию независимо от места нахождения его владельца. Новости, социальные сети, кулинарные рецепты, курсы валют и многое другое – все это доступно теперь с помощью такого удобного устройства, как смартфон. Есть масса приложений, с помощью которых каждый пользователь имеет доступ к различным ресурсам.
Конечно же, помимо связи, удобства и простоты поиска информации, современный смартфон является отличным средством развлечения. Здесь доступны абсолютно все развлекательные игры, приложения, прослушивание музыки, электронные книги и многое другое. Смартфон особенно выручает в тех случаях, когда приходится долго ожидать, к примеру, в очереди на прием к врачу, по пути в общественном транспорте. С его помощью можно в свободное время пролистать новости, пообщаться с друзьями, почитать книгу.
Психологи заметили, что чем больше проблем у подростка в жизненной реальности, тем он охотнее погружается в виртуальную реальность, особенно это касается мальчиков, постоянно используя при этом смартфоны. Уход в виртуальную реальность присущ людям с тонкой ранимой психикой. В жизни у них, возможно, проблемы с друзьями и т.п., а придя домой и включив любимую игру, они погружается в виртуальный мир, где он становится королем, ему надо только умело вовремя нажимать кнопки. Такие подростки привыкают к тому, что в игре у них на прохождение есть несколько жизней и все легко дается, а в настоящей жизни ни чего подобного нет, и чтобы достичь чего-то, надо многое преодолеть. Игра и взаимодействие с смартфоном наполнена примитивными действиями, такими как нажатие кнопок. Такой вот примитивности становится все больше, подростки отвыкают от книг, мало взаимодействуют между собой в реальном мире, предпочитая ему виртуальный. Удовольствие достигается простым возбуждением соответствующих структур в головном мозге, это оказывает расслабляющее влияние на личность и действует как наркотик, такие подростки ни чем другим не интересуются.
1 Друзин, В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков. Автореф. ... канд. пед.наук / В.Н. Друзин. – Ярославль, 2011. – 73с.
2 Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Автореф. ... канд. пед.наук / М.С. Иванов. – М.: МГУ, 2009. – 65 с.
3 Лоскутова, В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств. Автореф. ... канд. мед. Наук / В.А. Лоскутова. – Новосибирск, 2004. – 57 с.
4 Бабаева, Ю.Д. Взаимодействие человека с компьютером / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – № 1. – С. 89-100.
5 Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 1999. – №1. – С. 22-26.
6 Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков / Е.Е. Малкова // Медицинская психология в России. – 2012. – № 4. – С. 44-52.
7 Омельченко, Н.В. Перспективы изучения личностных особенностей играющих в компьютерные игры / Н.В. Омельченко // Дружининские чтения: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Сочи: СГУТиКД. – 2007. Т.2. – С. 184-186.
8 Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Сост. и ред. А. Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009. – 180 с.
9 Выгонский, С.И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С.И. Выгонский. — М.: Феникс, 2010. — 320 с.
10 Шмелев, А. Г. Психодиагностика и новые информационные технологии / А. Г. Шмелев // Компьютеры и познание. – М.: Наука, 1990. – 212 с.
11 Омельченко, Н.В. Человек играющий: индивидуальные особенности игроков в компьютерные игры / Н. В. Омельченко // Апрельские статьи: материалы науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, - 2004. - С. 27-33.
12 Бурмистров, И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми / И. В. Бурмистров, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев // Вестник МГУ.– Сер. 14. Психология. – 1991.– № 3. – С. 23-28.
13 Омельченко, H.B. Человек играющий: проблемы рационального использования личного времени / Н.В. Омельченко // Личность как субъект организации времени своей жизни: сб. науч. ст. Краснодар: Кубанский гос. ун-т. – 2008. – С. 151-153.